рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Психофизиология Клавдия Галена

Психофизиология Клавдия Галена - раздел Психология, История психологии   Гален (130–200 Гг. До Н. Э.) – Известный Дре...

 

Гален (130–200 гг. до н. э.) – известный древнеримский мыслитель, работавший в течение ряда лет врачом у гладиаторов, позднее при дворе римского императора. Он часто занимался сечением трупов, благодаря чему ему удалось описать строение системы дыхания, кровообращения, мышечной и нервной систем.

По Галену жизнь возникла в результате постепенного развития природы, а психическое есть порождение органической жизни. За исходную основу деятельности и всех проявлений души он принимал кровь.

Гален полагал, что кровь образуется в печени в результате соединения переваренной пищи с воздухом. Далее через вены она поступает к сердцу, а от него по артериям растекается по всему телу. На пути к мозгу кровь, испаряясь и очищаясь, превращается в психическую пневму. Гален выделял два вида пневмы: жизненную (кровь) и психическую (мозговую), возникающую из жизненной пневмы путем очищения. Каждый из трех названных органов души отвечает за определенные ее функции. Печень являлась носителем низших проявлений души – побуждений, влечений, потребностей. В сердце локализуются эмоции, аффекты, страсти. Мозг выступает носителем разума.

С учением о движениях связаны представления Га-лена об эмоциях и аффектах. Аффекты понимались им как такие душевные состояния, которые вызываются изменениями крови. Гнев, например, возникает в результате повышения теплоты крови, ее кипения. У человека, считал Гален, аффекты не должны переходить установленных природой границ, ибо это приводит одновременно и к страданиям тела, и к страданиям души. Поэтому сильные эмоции должны умеряться и сниматься разумом, возвращающим душе состояние равновесия.

Состояние и динамика крови обусловливают не только эмоциональную сторону души, но и общую активность человека, его темперамент и даже характер. Тип темперамента зависит от пропорции или преобладания артериальной или венозной крови. В первом случае, люди более подвижны, энергичны, мужественны, во втором – медлительны и малоподвижны. Итак, все функции души, начиная от ощущений и кончая индивидуальным разумом, темпераментом и характером, имеют в своей основе гуморально-мозговые процессы.

Поскольку все названные проявления души зависимы от тела, то с гибелью последнего они исчезают. Однако Гален не смог до конца остаться последовательным сторонником материалистической линии. Подобно Аристотелю, он, помимо индивидуальной разумной души, приписывал человеку еще и божественный разум, делая уступку идеализму.

 

14. Плотин: Психология как наука о сознании

 

Принцип абсолютной нематериальности души утвердил Плотин (III в. н. э.) – древнегреческий философ, основатель в Риме школы неоплатонизма. Во всем телесном усматривалась эманация (истечение) божественного, духовного первоначала.

Превыше всего как первоначало – Единое, которое находится «по ту сторону сущности». Оппозицией Единому выступает темная (а единое – это свет и «солнце») и лишенная вида материя, небытие, начало зла. Материя провоцирует высшее к переходу в низшее, являясь для высшего как бы зеркалом, в котором каждая ипостась порождает свое подобие: Ум отпадает от Единого и подобием его оказывается Душа, Душа отпадает от Ума, а от Души как ипостаси отпадают частичные души, ниспадающие в людей, животных и растения.

У Плотина психология впервые в ее истории становится наукой о сознании, понятом как «самосознание».

Плотин учил, что индивидуальная душа происходит от мировой души, к которой она и устремлена. Другой вектор активности индивидуальной души направлен к чувственному миру.

У индивидуальной души Плотин выделил еще одно направление – обращенность на себя, на собственные, незримые действия и содержание. Она как бы следит за своей работой, является ее «зеркалом».

Через много столетий, эта способность субъекта не только ощущать, чувствовать, помнить или мыслить, но и обладать также внутренним представлением об этих функциях получила название рефлексии.

Эта способность не является фикцией. Она служит неотъемлемым «механизмом» деятельности сознания человека, соединяющим его ориентацию во внешнем мире с ориентацией в мире внутреннем, в «самом себе».

Плотин отграничил этот «механизм» от других психических процессов.

Сколь бы ни был широк спектр этих объяснений, он в конечном счете сводился к поискам зависимости душевных явлений от физических причин, процессов в организме, общения с другими людьми.

Рефлексия, открытая Плотином, не могла быть объяснена ни одним из этих факторов. Она выглядела самодостаточной, невыводимой сущностью.

Таковой она и оставалась на протяжении веков, став исходным понятием интроспективной психологии сознания.

Выделяя рефлексию как одно из направлений деятельности души, Плотин в ту отдаленную эпоху не мог, конечно, и представить индивидуальную душу самодостаточным источником своих внутренних образов и действий. Она для него – эманация сверхпрекрасной сферы высшего первоначала всего сущего.

 

15. Августин: христианское ранне-средневековое мировоззрение

 

Учение Плотина оказало влияние на Аврелия Августина(IV–V вв. н. э.),творчество которого ознаменовало переход от античной традиции к средневековому христианскому мировоззрению.

Интересным является учение Августина о соотношении свободы воли человека, божественной благодати и предопределения. Воля, по мнению философа, есть одна из основополагающих способностей человека. Также она является направляющей интеллектуального познания. Способность «свободного решения» воли предусматривает свободу человеческого действия, его автономность, возможность выбора альтернатив. В идеале воля человека должна обладать способностью детерминации из себя, быть подлинно свободной. Такая свобода была утеряна при грехопадении человека. Теолог делает различие между благой и злой волей. Благая воля ориентирует человека на добро, а злая – на зло. Ответственность каждого человека за совершенный им поступок обосновывает справедливость божественного воздаяния. Силой, которая во многом определяет спасение человека и его устремление к Богу, является божественная благодать. Благодать – особая божественная энергия, которая действует по отношению к человеку и производит изменения в его природе.

Августин придал трактовке души особый характер, утверждая, что ее основу образует воля (а не разум). Тем самым он стал инициатором учения, названного волюнтаризмом. Воля индивида зависит от божественной и действует в двух направлениях: управляет действиями души и поворачивает ее к себе самой. Все изменения, происходящие с телом, становятся психическими благодаря волевой активности субъекта. Так, из отпечатков, которые сохраняют органы чувств, воля творит воспоминания. Все знание заложено в душе, которая живет и движется в Боге. Оно не приобретается, а извлекается из души благодаря направленности воли. Основанием истинности этого знания служит внутренний опыт. Идея о внутреннем опыте, обладающем высшей истинностью, имела у Августина теологический смысл, поскольку проповедовалось, что эта истинность даруется Богом.

В дальнейшем трактовка внутреннего опыта, будучи освобождена от религиозной окраски, слилась с представлением об интроспекции как особом методе исследования сознания, которым владеет психология в отличие от других наук.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

История психологии

История психологии... Шпаргалки...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Психофизиология Клавдия Галена

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Философы Милетской школы
  Милетская школа (VII–VI вв. до н. э).Основные представители: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Им принадлежит заслуга в выделении психики, или души, из материальных яв

Гераклит. Логос. Душа как особое состояние огненного начала
  Гераклит (530–470 гг. до н. э.).С представителями милетской школы Гераклита связывает идея первоначала, но только за первооснову он принимал огонь в его вечном движ

Алкмеон. Принцип нервизма. Нейропсихизм. Принцип подобия
  Алкмеон(VI–V вв. до н. э.),известный в истории психологии как основатель принципа нервизма. Он первым связал психику с работой головного мозга и нервной системы в ц

Атомистическая философско-психологическая концепция Демокрита
  Демокрита (460–370 гг. до н. э.)принято считать подлинным основателем атомистического направления, поскольку именно он дал систематическое изложение атомарной карти

Философско-этическая система Сократа. Назначение философии. Метод сократической беседы
  Вся этическая концепция Сократа построена на стремлении понять истинное назначение человека, выражающееся в приобретении блага, добродетелей, красоты, счастья и богатства. Подлинный

Платоновские доказательства бессмертия души
  Душа человека не зависит от тела. Она существует до рождения, и после смерти она может переселиться в другое тело. Стремясь обосновать бессмертие души, Платон приводит четыре доказа

Учение Аристотеля о душе
  Аристотель (384–324 гг. до н. э.) – один из крупнейших философов древности. По Аристотелю, идейное богатство мира скрыто в чувственно воспринимаемых земных вещах и

Психологические взгляды стоиков
  Школа стоиков возникла в IV в. до н. э. История стоицизма делится на периоды: древний, средний и поздний. Родиной древней стои являются Афины, а средняя и поздняя стоя развивались в

Эпикур и Лукреций Кар о душе
  Эпикур предполагал, что живое тело, как и душа, состоит из движущихся в пустоте атомов. Со смертью они рассеиваются по общим законам вечного Космоса. Представленная в учени

Александрийская школа врачей
  Заметные сдвиги в опытном изучении анатомии и функций организма наметились в III в. до н. э. Они связаны с именами двух крупных врачей из Александрии – Герофила и Эразистрат. В пери

Расцвет естествознания на Арабском востоке. Авиценна
  В VIII–XII вв. на Востоке происходил серьёзный расцвет культуры, в том числе и философского мышления. Именно там зародились многие крупнейшие умы, среди которых особенно следует выд

Альгазена и Аверроэса
  Характеристика арабской средневековой психологии оказалась бы далеко не полной без упоминания двух других видных арабских ученых Средневековья – Ибн аль-Хайсама,или

Период господства схоластики в философии. Фома Аквинский
  В период Средневековья в умственной жизни Европы воцарилась схоластика. Этот особый тип философствования с XI до XVI вв. сводился к рациональному обоснованию христианского вероучени

Первая критика схоластики. Д. Скотт, Р. Бэкон и В. Оккам
  Первым, кто выступил за снятие «тонзуры» с Аристотеля, был английский схоласт Д. Скотт (1270–1308). Скотт указывал, что нет основания для приведения в гарм

Развитие психологии в эпоху Возрождения
  Среди первых крупных мыслителей, попытавшихся выступить против традиций средневековой схоластики, видное место занимает Лоренцо Валла (1407–1457).Основные свои взгл

Основные тенденции развития философии и психологии в XVII в. Открытия Н. Коперника, Д. Бруно, Г. Галилея, У. Гарвея, Р. Декарта
  Интенсивное развитие капиталистических отношений в XVI–XVII вв. повлекло за собой бурный расцвет многих наук, прежде всего естествознания. Открытия Н. Коперника, Д. Бруно, Г. Галиле

Материализм и идеализм
  Глашатаем эмпиризма выступил Френсис Бэкон (XVI в.), сделавший главный упор на создание эффективного метода науки. В своем труде «Новый Органон» Бэкон отдал пальму

Философско-психологическая система Р. Декарта
  Для Декарта опыт не является источником достоверного знания, таковым является сила разума. Методологические принципы познания, изложенные Декартом первоначально в «Правилах для руко

Материалистическая теория Т. Гоббса
  В мире нет ничего, считал Гоббс (1588–1679),кроме материальных тел, которые движутся по законам механики. Соответственно, и все психические явления подводились под

Учение Б. Спинозы о психике
  Критику декартовского дуализма Гоббса поддержал великий голландский мыслитель Барух (Бенедикт) Спиноза. Однако, в отличие от Гоббса, Спиноза пошел по пути материалистической интерпр

Сенсуализм Д. Локка
  Д. Локк (1632–1704) – крупнейший английский мыслитель XVII в. Основная идея Локка состояла в том, что знания сами по себе возникнуть не могут. Врожденных идей и при

Идеи Давида Гартли и Джозефа Пристли
  Идеи Гартли дают развитие ассоциативному направлению в английской эмпирической психологии. Свое кредо он выражает с достаточной ясностью: «Все объясняется первичными ощущениями и за

Д. Беркли и Д. Юм
  Д. Беркли (1685–1753)и Д. Юм (1711–1776)принимали за первичное не физическую реальность, не жизнедеятельность организма, а феномены сознания. Их гл

Французский материализм
  В философском отношении решающий шаг в ориентации психологии на объективное и опытное изучение был сделан французскими материалистами XVIII в., одним из важнейших представителей кот

Философско-психологическая концепция К. Гельвеция
  Помимо утверждения природного детерминизма, при рассмотрении внутреннего мира человека, его сознания и поведения французские материалисты сделали первый шаг к идее социального детер

Философский этап развития психологии
  Философский этап развития психологии в XVII–XIX вв. – это важнейший период формирования теоретических предпосылок преобразования психологии в самостоятельную науку. Одним из важнейш

Становление психологии как науки. Опыты Я. Сваммердама и Г. Бургава
  Выдвинутое философами-материалистами положение о возможности и необходимости изучать психику человека и животных, опираясь на методы естественных наук, не могло быть реализовано, пр

Исследования Аструха Монпелье, А. Галлера, П. Кабаниса, Ф. Блейна
  До XVIII в. принцип машинообразности, выдвинутый Декартом, оставался без названия. Лишь в 1736 г. Аструх Монпелье вводит термин «рефлекс», понимая его в физическом смысле как зеркал

Психофизика. Г. Фехнер и Э. Вебер
  Во второй половине XIX в. отдельные вопросы и проблемы, лежащие на границе физиологии и психологии, становятся предметом специальных и систематических исследований, которые затем об

Концепция Ж. Ламетри, исследования И. Прохазки, Ч. Белла и Ф. Мажанди. Френология Ф. Галля
  Точка зрения Блейна разделялась не всеми. Ей противостояла другая тенденция, в которой выражалось стремление распространить рефлекторный механизм на все уровни нервно-мозговой деяте

Эволюционная теория Ч. Дарвина и ее влияние на развитие физиологии и психологии
  Революцию во всем строе биологического и психологического мышления произвело учение английского натуралиста Чарльза Дарвина (1809–1882).Его труд «Происхождение видо

Кризис психологии
  Чем успешнее шла в психологии экспериментальная работа, тем стремительнее росла неудовлетворенность версий о том, что уникальным предметом этой науки служит сознание, а методом – ин

Бихевиоризм
  В начале XX в. возникает мощное направление, утвердившее в качестве предмета психологии поведение, понятое как совокупность реакций организма, обусловленная его общением со стимулам

Психоанализ
  До основания подорвал психологию сознания психоанализ. Он обнажил за покровом сознания мощные пласты не осознаваемых субъектом психических сил, процессов и механизмов, именно их сде

Гештальтизм
  При всех преобразованиях, которые испытывала психология, понятие о сознании сохраняло в основном прежние признаки. Изменялись взгляды на его отношение к поведению, неосознаваемым пс

Необихевиоризм
  Формула бихевиоризма была четкой и однозначной: «стимул – реакция». Вопрос о тех процессах, которые происходят в организме, и его психическом устройстве между стимулом и реакцией сн

Теория развития интеллекта. Эмпирический фундамент теории
  Создателем наиболее глубокой и влиятельной теории развития интеллекта стал швейцарец Жан Пиаже (1896–1980). Он преобразовал основные понятия других школ: бихевиориз

Неофрейдизм. Когнитивная психология. Компьютеры. Кибернетика и психология
  Направление неофрейдизма, усвоив основные схемы и ориентации ортодоксального психоанализа, пересмотрело базовую для него категорию мотивации. Решающая роль была придана влияниям соц

Гуманистическая психология
  Гуманистическая психология возникла в середине XX в., когда общий облик американской психологии определялся всевластием двух направлений – бихевиоризма и психоанализа. В ср

Философско-психологические воззрения А. И. Герцена, В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова
  Важную веху в истории русской психологии составили философско-психологические воззрения А. И. Герцена. Идеи, развитые Герценом в книге «Письма об изучении природы», отличаю

Н. Г. Чернышевский. Предмет, задачи и метод психологии
  Н. Г. Чернышевский (1828–1889)был сподвижником Добролюбова. Одна из заслуг Чернышевского состоит в том, что он первым в ряду великих материалистов России поставил с

П. Д. Юркевич о душе и внутреннем опыте
  Первым оппонентом Чернышевского выступил философ-идеалист П. Д. Юркевич. Главным аргументом против идеи единства организма служило учение о «двух опытах». Юркевич отстаивал

Развитие экспериментальной психологии
  Успехи психологии были обусловлены внедрением в нее эксперимента. Это же относится к ее развитию в России. Научная молодежь стремилась освоить этот метод. Эксперимент требовал орган

Рефлексология
  Принципиально новый подход к предмету психологии сложился под воздействием работ И. П. Павлова и В. М. Бехтерева. Экспериментальная психология возникла из исследований органов чувст

Единство сознания и деятельности
  Исследования М. Я. Басова (1892–1931)было принято относить к особой науке – педологии. Под ней имелось в виду комплексное изучение ребенка, охватывающее все аспекты

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги