Реферат Курсовая Конспект
Психология массовых коммуникаций: установочные положения - раздел Психология, 1. Психология Массовых Коммуникаций: Установочные Положения....
|
1. Психология массовых коммуникаций: установочные положения.
Массовая коммуникация – совокупность упорядоченных процессов передачи социально значимой информации, к-ые целенаправленно регулируются правящей элитой для утверждения определенных ценностей данного общества и оказания идеологического, политического, экономического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей.
Массовая ком-ия – система распространения информации с целью активного воздействия на представления, оценки, мнения и поведение людей, общественное сознание
М.к. характеризуется:
1. рассредоточенность аудитории
2. наличие коммуникативных процессов, осуществл. С помощью технических средств
3. передачей информации одновременно по различным каналам массового информирования
4. принципиальной доступностью информации всем желающим
в интерактивной коммуникации выделяют ряд особенностей:
1. целенаправленное активное отношение к информации, организация информационного обмена между различными субъектами,
2. сообщение выступает как форма, провоцирующая различные смыслы
3. инициатор сообщения – это такой же полноправный участник коммуникации, как и получатель сообщения
4. в реальности получатель сообщения в зависимости от стратегии инициатора может рассматриваться в качестве объекта манипулирования, при этом у него создается или сохраняется иллюзия «равноправия»
субъекты массовой коммуникации – это субъекты, которые участвуют в массовом обмене информации с использованием современных средств связи.
1. Государство, гос.структуры
2. Субъекты гражданского общества
3. Экономические субъекты, относящиеся в масштабах деятельности к крупным
4. СМИ как юридические лица
5. Профессиональные медиа – группы
6. Медиа – персоны – лица, использующие информационное пространство в своих частных интересах на уровне массовой коммуникации
Использование теории архетипов в массовой коммуникации (на примере кинематографа).
В своей книге «Душа и миф» Юнг выделяет шесть архетипов. Архетип Младенца, архетип Коры (Девы), архетип Матери, архетип Возрождения, архетип Духа и архетип Трикстера. Работа будет посвящена поиску архетипа Матери в советском кинематографе.
Внедрение архетипа Матери в советской культуре связано с поворотом к «народу» и «Родине», который произошел в первой половине 1930-х годов. Архетип проявляется в культе Родины и земли, в расцвете таких новых жанров, как лирическая массовая песня и советская кинокомедия, в возникновении нового образа женщины в изобразительных искусствах, в архитектуре, в насыщенной символами изобилия и плодородия.
Согласно Юнгу положительным аспектом этого ахетипа, то есть чрезмерного развития материнского инстинкта, является идентичность тому хорошо известному образу матери, который прославлялся во все времена. Это - материнская любовь, наиболее трогательное и незабываемое воспоминание в нашей жизни, которое является таинственной причиной развития и перемен; любовь, которая символизирует возвращение домой, убежище и долгую тишину, которая есть начало и конец всего существующего. Близко знакомая каждому и в то же время непостижимая, как сама Природа. Мать - это материнская любовь, опыт и тайна.[4] Именно в фильме «Мать» образ Пелагеи Ниловны как будто был создан по этим канонам. Вся ее жизнь показана беспросветной и тусклой. Неожиданная смерть главы семьи, кажется, не сулит ей никаких надежд, но, видя слезы матери, молодой Павел Власов отказывается от разгульной жизни. Сын, увлекшись пролетарскими идеями, распространяет листовки на фабрике и призывает рабочих бороться с угнетателями. Смелое преображение сына воодушевляет и саму Ниловну: робкая, страшащаяся людей женщина преисполняется гордости и самоуважения. На протяжении всего фильма образ Матери казался жалким и забитым, но в финальной сцене - он предстает монументальным.
Также интересен образ Матери в фильме «Любовь и голуби» (1980) режиссера Владимира Меньшова. Получив путевку на юг, муж Вася встречает роковую женщину Раису Захаровну и бросает ради нее свою детей и жену Надю. Для него начинается новая жизнь, а для его жены жизнь полна разочарования. Надя больше всего в жизни гордится своими дети, семья для нее - самое главное. Она посвятила всю свою жизнь мужу и детям и, впоследствии, когда его уведет другая, она будет безутешна в своем горе.
Согласно концепции Юнга, Надя по всем характеристикам относится к типу женщин, «которые столь сильно идентифицируется себя с матерью, что их собственные инстинкты парализуются в силу проекции.»... «Она не способна найти себя сама даже приблизительно без помощи мужчины. Более того, она должна долгое время старательно играть запланированную для нее роль до тех пор, пока она наконец не станет для нее ненавистной. В этом случае женщина, возможно, откроет для себя, кем она является на самом деле.» Как это произошло после того, как Надю покинул муж. Такие женщины могут стать преданными, готовыми на самопожертвование ради своих мужей. Но иногда эти женщины одарены ценными качествами, которые так и остаются нераскрытыми только из-за полной бессознательности относительно собственной личности. Они могут направлять эти ценные качества или таланты на мужа, которому этого не хватает, и тогда мы наблюдаем, как в карьере какого-то совершенно ничтожного человека, который, казалось бы, не имел никаких шансов, вдруг происходит неожиданный взлет как на ковре-самолете к самой вершине.[5] Такую поддержку Васе оказывала его жена. Переехав жить к Раисе, он осознает что теперь эта опора пропала и он пытается найти этот образ Матери в ней. Как следствие: когнитивный диссонанс. Возвращение к Наде является неизбежно.
Можно сказать о том, что все архетипы всегда соотносятся с эпохой, которая порождает их, выступая метафорой из коллективного бессознательного. Образ матери не случайно наиболее ярко выражен в советскую эпоху - он становится ключевым элементом патриотизма.[6] Архетип матери является наиболее близким мне, потому что сама встречаюсь с ним часто в жизни. Эта фигура «великая мать» может принимать бесконечно разнообразные формы. С ее добрыми и злыми, светлыми и темными сторонами мы сталкиваемся в представлениях первобытных народов и во всех без исключения мифологиях; мы встречаем ее в образах колдуний, пророчиц, богинь плодородия, сивилл, Матери Церкви, Софии и т. д. Данная работа показывает, что она встречается еще и в советском кино. Таким образом этот архетип играл высокую роль в эту эпоху, являясь инструментом пропаганды. В тоже время советская культура внесла лепту в раскрытие этого архетипа, сделав акцент именного на него в своих фильмах.
Неполноценность и компенсация
С позиции Адлера каждый человек имеет психические и (или) физические недостатки, которые рождают у него комплекс неполноценности. Этот к.н. может иметь как позитивное, так и негативное влияние на человека. Личность становится волевой, упорной в достижении цели.
Жизненный стиль
Индивидуальный способ достижения жизненных целей. Каждый ж.с. уникален, как уникальной оказывается каждая личность. На ж.с. могут оказывать влияние: органическая неполноценность (одно слабое место, за которое человек все время цепляется), избалованность, отверженность человека.
Схема апперцепции
По Адлеру – представление человека о себе и окружающем мире. Апперцепция – это свойство психики, которое связано с восприятием любых предметов и явлений, с учетом предшествующего опыта человека и особенности личности. Адлер говорит о том, что личность и поведение человека определяется его представлениями об окружающем мире. Люди живут в ими же созданном мире, в соответствии со своей схемой апперцепции. Человек подчиняется фиктивным целям личным мнениями о настоящих и будущих событиях, которые определяют поведение человека.
Управление поведением
С позиции бихевиоризма прогнозировать поведением – не значит его предугадывать, это значит изучать его механизмы.
Прогнозировать поведение человека, управлять им возможно только при изучении той среды, в которой человек живет. Если человек научится изменять среду, то он научиться управлять и поведением. Механизм поведения связан с такими управленческими воздействиями как поощрение, наказание.
Социальные отношения
Поведение человека определяется его окружением, причем важную роль играет обратная связь: поведение человека будет зависеть не только от того, что он сделал, но и от того, как ответили на его действия другие люди. Социальное поведение ни чем не отличается от какого-либо другого поведения, для него характерно то, что в контакт вступают 2 и более человека.
Слух как разновидность средств массовой коммуникации. Роль слухов в массовой коммуникации. Классификация слухов.
Слухи — это специфический вид неформальной межличностной коммуникации, в процессе которой сюжет, до известной степени отражающий некоторые реальные или вымышленные события, становится достоянием обширной диффузной аудитории [11]. Иначе говоря, слух — это сообщение (исходящее от одного или более лиц) о некоторых событиях, официально не подтвержденных, устно передающееся в массе людей от одного человека другому. Слухи касаются важных для определенной социальной группы явлений, отвечают направленности ее потребностей и интересов [13].
Таким образом, слухи, во-первых, — это известие, новость, сообщение, информация. Во-вторых, сообщение, недостаточно отражающее реальное положение дел или их искажающее. Если даже оно не полностью ложное, то извлечь каплю правды из него дано далеко не каждому [5]. В-третьих, с помощью слухов создается и передается общественное мнение, настроение, социальные стереотипы и установки аудитории, информационная ситуация в регионе. В-четвертых, они являются средством психологического воздействия (изменения мнений, отношений, настроений, поведения, удовлетворения потребностей людей и социальных групп).
Классификация толпы. Психологические свойства толпы (когнитивные, эмоционально-волевые, моральные, темперамент).
Классификация толпы
1. По типу управляемости:
А) стихийная. Формируется без вмешательства конкретного человека
Б) ведомая. Толпа с начала и до конца управляется со стороны зачинщика.
2. В зависимости от характера поведения людей:
А) окказиальная. В основе лежит чувство любопытства.
Б) конвенциональная. В основе лежит интерес к какому-то одному, заранее объявленному зрелищу.
В) экспрессивная. Формируется тоже вокруг конкретного события, но ей присуще сильные экспрессивные реакции, которые будут объединять толпу.
Г) экстатическая. Последняя стадия существования экспрессивной толпы.
Д) действующая толпа. Толпа, способная к конкретным действиям и поведению.
Разновидности:
агрессивная, поведение сопровождается поджогами, избиениями; в основе лежит негативная реакция к конкретному объекту.
Паническая.
Стяжательская. Необходимость у конкретных людей обладать той или иной вещью/ценностью. Регулируется политически активным людьми.
Е) повстанческая. Формируются на основе возмущения действиями власти. Может созревать до уровня конкретного политического события/борьбы.
Психологические свойства толпы
Главным системообразующим фактором формирования толпы является ее стихийность.
Когнитивные свойства:
1. Неспособность к осознанию. Толпа бессознательна в своих действиях. Она подчиняется только инстинктам и импульсам. Ей не присуща логика. Только чувство стадности. Толпа не способна к подавлению бессознательной реакции.
2. Особенности воображения. Толпа способна к воображению. Она восприимчива к любым эмоциональным напряжениям. Образы, которые рождаются в воображении толпы мыслятся такими же реальными.
3. Особенности мышления. Толпа не рассуждает и не способна к обдуманным действиям. Ей нужна одна простая и ясная идея. Толпа не выносит противоречий. Она способна к восприятию только тех идей, которые упрощены до предела. Толпа не способна к суждениям, они всегда ей навязываются. Толпа не стремится к правде, питается иллюзиями.
4. Категоричность. Толпа не испытывает никаких сомнений. Она считает, что сама способна к авторитетному суждению и потому нетерпима к другим мнениям.
5. Внушаемость толпы. Толпа рассматривается как масса, которая находится под гипнозом.
6. Заражаемость. В толпе человек склонен к подражанию, за счет этого и строится его поведенческая реакция.
7. Консерватизм.
Эмоционально – болевые характеристики толпы:
1. Эмоциональность. Эмоции от одного человека перетекают к другому, происходит эмоциональное заражение и как следствие может являться эмоциональный взрыв, который сознательно не контролируется.
2. Высокая чувственность толпы. Эмоции толпы направлены только в одно русло. Результатом может являться формирование коллективной души толпы. Этот феномен будет иметь временный характер, при этом чувства толпы просты и конкретны. Чувства будут увеличиваться из-за отсутствия ответственности.
3. Экстремизм. Толпа ориентирована на разрушения, деструкцию, причина: толпа уверена в своей безнаказанности, любое препятствие вызывает чувство ярости. У толпы нет критического отношения к себе, она занимается любованием. Выражена оппозиция. Желание усмирить толпу рассматривается как форма слабости, поэтому толпа понимает только силу
4. Мотивация. У толпы нет выраженных мотивов, которые определяли бы поведение. Мотивы спонтанны, временны.
5. Безответственность. Это ощущение приводит к агрессивности и жестокости.
Темперамент толпы:
1. Физическая активность. Любые эмоциональные реакции получают физическое воплощение.
2. Диффузность. Взаимопроникновение. Толпа изменчива, ее поведение определяется поверхностными мнениями. Мнение толпы непостоянны и ей легко манипулировать. Толпа может демонстрировать высокий уровень нравственности
3. Религиозность. Проявляется в нетерпимости к другим людям, в тотальной подчиненности, в желании подчиниться пропагандистским установкам.
– Конец работы –
Используемые теги: Психология, массовых, коммуникаций, установочные, положения0.08
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Психология массовых коммуникаций: установочные положения
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов