КУРСОВАЯ РАБОТА: Психология любви юношей и девушек

Министерство образования и науки молодежи и спорта Украины

ДВНЗ“Донбасский государственный педагогический университет”

Физико—математический факультет

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Психология любви юношей и девушек

 

 

Выполнил:

Студент 3 курса 2 группы

физико – математического факультета

Кравченко Ю.В.

Проверил:

Кандидат психологических наук

и.о. доцента кафедры общей

психологии

Саврасов Н.В.

 

Славянск 2012


Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретический анализ подходов к пониманию любви

1.1 Психологическая природа любви

1.2 Любовь в взаимоотношениях подростков

1.3 Типы любви

1.4 Модели любви

1.5 Структура любви

1.6 Идеализация в любовных отношениях

1.7 Романтическая влюблённость

Глава 2. ПСИХОЛОГИЯ ЛЮВИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Заключение

Список используемой литературы

 


Введение

 

Любовь — исключительно сложный объект для психологического анализа. О любви сказано очень много — частотные словари современных языков свидетельствуют, что это одно из самых употребительных слов. При этом, как отмечают Дж. Каннингем и Дж. Антил, “все сказанное верно хотя бы для кого-нибудь”. Кроме того, любовь еще меньше, чем какой-либо другой аспект реальности, может быть с достаточной полнотой описана в рамках какой-либо одной науки, ее познание требует междисциплинарного исследования, включающего в себя данные и приемы не только психологии, но и социологии, биологии, этнографии, истории, искусствоведения и многих других дисциплин. Не ставя перед собой задачу синтеза всех фактов и идей, касающихся феномена любви, мы остановимся, лишь на некоторых результатах и проблемах ее психологического исследования.

Любовь является одной из человеческих эмоций, научному изучению которой было посвящено множество трудов: начиная от Стендаля и его кристаллизации любви (не говоря уже о большом количестве более ранних философских трудов) и заканчивая современными изученьями гормональных составляющих переживания любви. Тема любви актуальна во все времена, у всех народов, в мирное время и во время войны.

Целью данной курсовой работы является на основе проведённого анализа специальной литературы раскрыть понятие любви у девушек и юношей.


Глава 1. Теоретический анализ подходов к пониманию любви

 

Прежде всего надо выяснить, отражает ли понятие “любовь” какую-то психологическую реальность, отличается ли синдром связанных с ней чувств и поведенческих образцов от тех, которые ассоциируются с другими понятиями (например, дружба, секс и т. д.) и обладает ли этот синдром достаточной конкретностью? В целом на эти вопросы можно ответить положительно. Например, Дж. Форгос и П. Добоц показали, что большинство респондентов отличают в своем собственном опыте любовь от сексуальных отношений, с одной стороны, и от дружбы — с другой. По мнению опрошенных авторами людей, каждое из этих явлений может существовать независимо от другого, что не противоречит и достаточно частому сочетанию их в рамках одних и тех же взаимоотношений. С любовными переживаниями связаны вполне определенные ощущения, принадлежность которых именно к любви не вызывает сомнений у их носителей. Так, проанализировав описания 240 респондентами своих ощущений, К. Дайон и К. Дайон пришли к выводу о том, что в набор связанных с любовью переживаний входят эйфория, депрессивные ощущения, склонность к фантазиям, нарушение сна, общее возбуждение и трудности в концентрации внимания.

Существуют и четкие поведенческие корреляты любви, не характерные для других типов чувств и отношений. В ходе лабораторных исследований это проявляется, например, в иной структуре общения влюбленных в сравнении с испытуемыми, которых не связывает это чувство — влюбленные в два раза больше говорят друг с другом и в восемь раз больше времени проводят, глядя друг другу в глаза. Есть, конечно, и масса различий на уровне “внелабораторного” поведения.


1.1 Психологическая природа любви

 

Вопрос о психологической природе любви и ее соотношении с другими, несексуальными привязанностями издавна вызывает споры. В современной науке существуют две точки зрения на этот предмет.

Первая сводится к тому, что совокупность чувств и переживаний, которую люди называют любовью, есть не что иное, как психологическая надстройка над биологическим по своей природе половым влечением. Наиболее последовательно эту точку зрения отстаивал 3. Фрейд, который считал, что все человеческие привязанности вытекают из одного общего источника — полового влечения, "либидо". Ядро того, что мы называем любовью, писал он в книге "Массовая психология и анализ "я",— это половая любовь, цель которой — половая близость. Она лежит в основе и таких, казалось бы, "несексуальных" чувств, как любовь к самому себе, родительская и сыновняя любовь, дружба, любовь к человечеству в целом и даже привязанность к конкретным предметам и абстрактным идеям. Все эти чувства, по Фрейду,— проявление одной и той же инстинктивной потребности. Только в половых отношениях эта потребность завершается физической близостью, а в остальных случаях половое влечение "отвлекается" от прямой цели или не может достичь ее. Однако первоначальную природу этих чувств всегда можно распознать по жажде близости и самопожертвования.

Сила фрейдовской позиции — в попытке соединить воедино "духовное" и "телесное" влечения, которые во всех идеалистических теориях, начиная с Платона, разобщены. Однако, правильно уловив, что сексуальная жизнь человека не есть нечто изолированное, что она нерасторжимыми узами связана со всей его личностью, Фрейд бездоказательно объявил ее основой психической жизни. В результате все несексуальные привязанности оказываются иллюзорными, а их развитие у личности ставится в обратную зависимость от развития собственно полового чувства; чем свободнее проявляется половой инстинкт, тем меньше якобы у человека потребность в других привязанностях, которые суть "превращенные формы", "отклонения" или "извращения" того же самого "либидо".

В современной науке позиция Фрейда подвергается серьезной критике. Ученых-сексологов не удовлетворяет само понятие "полового инстинкта", "влечения" или "либидо". Никто, конечно, не отрицает, что у человека существуют определенные половые потребности. Но "половое влечение" не является однозначным.

Каждый индивид обладает какими-то природными половыми потенциями, но "сценарий" его сексуального поведения, то, кого и как он будет любить, определяется всей совокупностью условий, сформировавших его личность.

Подвергается критике и фрейдовский "пансексуализм". Если теория Фрейда о "сексуальном" происхождении всех аффективных привязанностей верна, она должна быть применима и к животным. И поскольку животным нет необходимости "подавлять" или "сублимировать" свои инстинкты, их привязанности друг к другу должны быть явно сексуальными (по крайней мере в определенные периоды). Но хотя зоопсихологи засвидетельствовали множество случаев прочной и высокоэмоциональной индивидуальной привязанности между животными, иногда даже разных видов, эти привязанности не имеют сексуальной подоплеки. "Альтруизм" и тяготение к эмоциональной близости с другим живым существом представляют собой, по-видимому, не "расширение" или "отклонение" полового инстинкта, а выражение другой, не менее глубокой, самостоятельной потребности. Как невозможна классификация форм человеческой деятельности, в которой отсутствовало бы общение, так в любой классификации "базовых" потребностей или влечений находится место для потребности в "эмоциональном контакте", "принадлежности" и "любви". Именно эта потребность, унаследованная человеком от животных предков, и составляет, вероятно, инстинктивно-биологический фундамент его общительности, которая, однако, развивается у ребенка не спонтанно, а в процессе и под влиянием его общения с окружающими людьми.

Хотя сексуальность и влияет на характер межличностных привязанностей, она не является их единственной аффективной основой и даже ее собственные проявления зависят от конкретных социальных условий. И, следовательно, прав был Л.С. Макаренко, который писал, что человеческая любовь "не может быть выращена просто из недр простого зоологического полового влечения. Силы "любовной" любви могут быть найдены только в опыте неполовой человеческой симпатии. Молодой человек никогда не будет любить свою невесту и жену, если он не любил своих родителей, товарищей, друзей. И чем шире область этой неполовой любви, тем благороднее будет и любовь половая" (Макаренко А.С. "Книга для родителей").

Иначе говоря, характер любовных чувств и привязанностей личности (их избирательность, сила, глубина и длительность) зависит от ее общих коммуникативных качеств, о которых уже говорилось выше, в связи с юношеской дружбой.

С одной стороны, любовь мыслится как потребность и жажда обладания; это страстное чувство соответствует тому, что древние греки называли "эросом". С другой стороны, любовь есть потребность в бескорыстной самоотдаче, растворение любящего в заботе о любимом; этот вид любви обозначают словом "агапе".

Любовь-эрос и любовь-агапе в каком-то смысле противоположны: первая стремится главным образом брать, вторая—отдавать. Вместе с тем это разные полюсы одного и того же чувства.


Любовь в взаимоотношениях подростков

Любовь не только индивидуальное чувство, но и специфическая форма человеческих взаимоотношений, предполагающая максимальную интимность, близость.… Переходный возраст в этом смысле весьма противоречив. Юношеская мечта о любви… Разобщенность чувственно-эротического и "нежного" влечении особенно типична для мальчиков. Отчасти это…

Типы любви

Очевидно, что термином “любовь” объединяются качественно различные отношения. Так называют и чувство матери к ребенку, и отношения молодых людей. С… Подавляющее большинство философских и психологических типологий любви носят… Попытка создания такой типологии была предпринята Т. Кемпером в рамках разрабатываемой им социально-интерактивной…

Братская любовь, основывающаяся на взаимном высоком статусе и характеризующаяся низкой властью — отсутствием возможности к принуждению;

Харизматическая любовь, в которой один партнер обладает и статусом и властью, другой — только статусом. Примером таких отношений в ряде случаев могут быть отношения в паре учитель — ученик;

4) “измена” — один партнер обладает и властью и статусом, другой — только властью. Примером таких отношений, давшим название этому типу, может быть ситуация супружеской измены, когда для партнера, вступившего в новые отношения, супруг сохраняет власть, но уже не вызывает желания идти ему навстречу, т. е. теряет статус;

5) влюбленность — один из партнеров обладает и властью, и статусом, другой — не пользуется ни тем, ни другим. Иллюстрацией таких взаимоотношений может быть односторонняя, или “безответная” любовь;

6) “поклонение” — один партнер обладает статусом, не обладая властью, другой не обладает ни статусом, ни властью. Такая ситуация возникает при отсутствии реального взаимодействия между членами пары, например, при влюбленности в литературного героя или в актера, знакомого лишь по фильмам;

Любовь между родителем и маленьким ребенком. Один партнер здесь обладает высоким статусом, но низкой властью (ребенок), другой (родитель) — низким статусом, так как любовь к нему еще не сформировалась, но высоким уровнем власти.

Данная типология представляется весьма полезной для анализа эмоциональных отношений. Конкретные взаимоотношения могут быть описаны в соответствии с тем, в какой степени в них представлена любовь каждого из семи выделенных здесь типов (нет необходимости объяснять, что речь шла о чистых типах, любые же реальные отношения носят комплексный характер и к одному типу практически никогда не сводятся).

С традиционными представлениями о любви в разнополой паре близких по возрасту людей связываются прежде всего отношения, характеризующиеся взаимно высоким статусом. По данной классификации это отношения первых двух типов: романтическая и братская любовь (третий — харизматическая любовь — характеризуется обычно значительным возрастным и социальным неравенством). Первая из них — романтическая, связанная с выраженностью, сексуального компонента и задающаяся как норма отношений юношей и девушек в определенный период развития их взаимодействия, представляет в контексте обсуждающихся проблем особый интерес. В дальнейшем в этом параграфе будем говорить именно о феноменологии и закономерностях романтической любви.

Романтическая любовь является весьма непростым образованием со сложной и противоречивой внутренней структурой. При ее анализе необходимо учитывать множество переменных как психологического, так и непсихологического плана. Желательно также различать два сходных, но не совпадающих круга феноменов — установки субъекта на любовь и любовные переживания, с одной стороны, и собственно феноменологию любви — с другой. Опыт показывает, что установки на любовь не просто реализуются в любовном поведении, — как и при изучении других областей человеческого поведения, здесь обнаружены большие установочно-поведенческие несовпадения. Представления о любви могут существовать сравнительно независимо от реальных отношений, которые классифицируются самими участниками как любовь. При этом степень близости представлений и реального поведения оказалась отрицательно связанной со степенью четкости и структурированности поведения в рассматриваемых ситуациях стереотипных “настоящего мужчины” и “настоящей женщины” — там, где эти представления достаточно жестки, установки на любовь и реальное поведение оказались несвязанными. В то же время, как будет показано ниже, интериоризация субъектом определенных представлений о любовных переживаниях является необходимым условием развития чувства любви.

Вопрос о внутренней структуре или составляющих любви решался, как и вопрос о типах любви, на разных уровнях. И здесь одной из первых и наиболее цитируемых структур является структура, предложенная Э. Фроммом. Он выделяет следующие составляющие любви: заботу, ответственность, уважение и знание. Отметим, что в более поздних исследованиях эта структура подверглась критике за отсутствие в ней фактора удовольствия, радости — любовь, по Э. Фромму, получается чувством сугубо рассудочным и аскетичным.

Сомнения на первый взгляд вызывает также и фактор знания. Дело в том, что в большинстве описаний любви в качестве одного из ее признаков выделяется склонность к идеализации партнера, к переоценке присущих ему положительных качеств и частичном игнорировании отрицательных. Такая же особенность наблюдается и в других эмоциональных отношениях, например, в дружеских.

Модели любви

 

Существующие в психологии модели любви резко различаются еще по одному, оценочному, параметру.

Часть авторов говорит о любви как о свидетельстве слабости и несовершенства человека, другие указывают на конструктивный характер этого чувства.

Общей логике подобного пессимистического взгляда соответствуют и некоторые эмпирические данные, свидетельствующие о консерватизме межличностной… Однако, как уже было показано, в некоторых ситуациях аттракция может играть не… Любовь в описании А. Маслоу резко отличается от тех феноменов, которые наблюдают, используя то же название, другие…

Структура любви

Предпринимались и попытки эмпирического изучения структуры любви. Для иллюстрации назовем работу Р. Хаттисса, получившего в качестве составляющих… Последний из выделенных Р. Хаттиссом факторов заслуживает особого внимания.… Следует остановиться еще на одной структуре, которая была предложена 3. Рубиным. Он выделил в любви привязанность,…

Идеализация в любовных отношениях

Идеализация долгое время рассматривалась как свидетельство определенной дефицитарности любовных отношений. Соответственно предполагалось, что… Идеализацию недостаточно рассматривать просто как нарушение в системе… Можно предположить, что отношение к кому-то с восхищением, приписывание ему различных экстраординарных достоинств…

Эрос - страстная, исключительная любовь-увлечение, стремящаяся к полному физическому обладанию;

Людус - гедонистическая любовь- игра, не отличающаяся глубиной чувства и сравнительно легко допускающая возможность измены;

Сторге - спокойная, теплая и надежная любовь-дружба;

Прагма - рассудочная, совмещающая людус и сторге, легко поддающаяся сознательному контролю любовь по расчету;

Мания - иррациональная любовь-одержимость, для которой типичны неуверенность и зависимость от объекта влечения;

  Любовные переживания молодых мужчин содержат больше «эротических» и особенно… Но является ли «цвет» любви устойчивой личностной чертой или же изменчивой установкой, связанной с конкретным…

Согласно первой гипотезе большинство людей имеют какой-то воображаемый, идеальный образ любимого, с которым они сравнивают своих избранников. Этот образ у подростков весьма расплывчат, имеет много нереальных, завышенных или несуществующих требований, тогда как очень важные качества не осознаются.

Вторая гипотеза гласит о том, что ослепленные любовью, очень многие идеализируют своего избранника, приписывая ему «желательные романтические ценности», при этом, не замечая, какой он на самом деле. Если строить отношения подобным образом, однажды они закончатся разочарованием избранников друг в друге.

Но порой любовь, притупляя рассудок, наделяет любящего особым внутренним зрением, позволяя тем самым «разглядеть» скрытые, потенциальные качества избранника. Девушка, любящая и любимая, в самом деле преображается внешне, «расцветает» в глазах любимого. То же самое происходит с нравственными качествами.Как писал М.Пришвин, «тот человек, кого ты любишь во мне, конечно, лучше: я не такой. Но ты люби, и я постараюсь быть лучше себя…» Третья гипотеза, в противоположность первой, утверждает, что не идеальные образы выбирают избранника, а наоборот, свойства уже выбранного избранника обуславливают содержание идеала. Не случайно высокое совпадение черт идеальных и реальных возлюбленных одни авторы интерпретируют в духе первой, а другие – в духе третьей гипотезы.

По всей вероятности, все три гипотезы имеют под собой известные основания, но каково соотношение этих моментов и как они сочетаются у разных людей и в разных обстоятельствах - наука сказать не может.

Как мудро заметил М.Пришвин, «любовь-это неведомая страна, и мы плывем туда каждый на своем корабле, и каждый из нас на своем корабле капитан и ведет корабль своим собственным путем….. »

Юность-это период жизни после отрочества до взрослости; это период, когда человек может пройти путь от непоследовательного, неуверенного отрока, притязающего на взрослость, до действительного взросления. Кроме того, именно в юности по-настоящему пробуждается данное природой стремление к другому полу, появляется первая любовь в жизни подростка. Как младший подросток нетерпеливо ждет появления вторичных половых признаков, так и юноша ждет, когда же он, наконец, полюбит. Если это событие запаздывает (а никаких возрастных норм здесь не существует), он нервничает, иногда старается заменить подлинное увлечение придуманным и т.д.

Как отмечает М.В.Ермолаева, влюбленность - это такое эмоциональное отношение, которое характеризуется общим душевным подъемом, взволнованностью влюбленного человека. Он остро переживает чувства нежности, теплоты, поклонения другому, любуется физическим и духовным обликом другого - полон интереса ко всему, что относится к предмету его чувств. Вся его внутренняя жизнь окрашивается новым светом. В это чувство включается весь человек с его пониманием жизни, с его мечтами о прекрасном, с его представлением об идеале человеческой личности.

Многое в поведении подростков и юношей зависит от того, как они представляют свою половую роль.Наряду с подлинными увлечениями во взаимоотношениях юношей и девушек много надуманного. Влюбленность, ухаживание, обмен записочками, первое свидание, первый поцелуй важны не только и не столько сами по себе, как ответ на собственную, внутреннюю потребность старшеклассника, сколько как определенные, социальные символы, знаки повзросления.

Учитывая различия в понимании мальчиками и девочками того, что собой представляет любовь, смело можно утверждать: когда подростки объясняются друг другу в любви, они зачастую подразумевают под этим словом совершенно разные явления. И предъявляют к взаимоотношениям качественно иные ожидания. В результате возникают затруднения во взаимоотношениях, взаимные обиды и т.д.

Довольно часто любовь оказывается для подростков всего-навсего способом повысить свой статус в глазах окружающих. Поэтому возникают своего рода «моды на влюбленность» или даже «эпидемии влюбленности», когда вдруг все девчонки начинают сходить с ума по одному однокласснику или наоборот - сразу все мальчишки буквально «сохнут» по популярной девчонке. А стоит в классе образоваться одной «сладкой парочке», как следом образуется еще несколько. Кроме того, влюбленность часто становится для подростков символом взросления, способом показать себе и другим, что они способны испытывать серьезные чувства.

Довольно странным кажется то, что в фильмах, в сюжет которых вплетена любовная история, она довольно часто разыгрывается на фоне каких-либо экстремальных обстоятельств, требующих преодоления препятствий, и даже сопровождается риском для жизни влюбленных! Казалось бы, в нашем понимании любовь должна подразумевать комфорт, безопасность.…Почему же режиссеры и продюсеры предпочитают эксплуатировать прямо противоположные сюжетные ходы? Ответ прост: потому что они знают психологию, знают, на какие «кнопки» в нашей душе нужно нажать, чтобы спровоцировать это самое ощущение романтики - трудноуловимое, но такое притягательное! Одна из излюбленных «кнопок» такого рода - демонстрация взаимоотношений героев в ситуациях, связанных с риском или запретами извне, препятствующими их отношениям. Теперь представим, к какому эффекту приводит подобный фактор в жизни подростков, когда молодые люди встречаются вопреки родительским запретам, или ревности своих же сверстников, или в постоянном страхе - а вдруг их «застукают?». Догадаться несложно: чем сильнее окружающие борются с их отношениями, тем сильнее и безумнее они любят друг друга!

подростковый любовь психологический


Заключение

 

Любовь представляет собой активное проникновение в другого человека, проникновение, в котором мое желание познания удовлетворяется благодаря единению. В акте слияния я познаю тебя, я познаю себя, я познаю всех - и я "не знаю" ничего. Я обретаю таким путем - благодаря переживанию единства - знание о том, чем человек жив и на что способен, но это знание невозможно получить благодаря мысли. Садизм мотивирован желанием познать тайну, и все же я остаюсь таким несведущим, каким был и прежде. Я расчленил другое существо на части, и все, чего я достиг - это разрушил его. Любовь - единственный путь познания, который в акте единения отвечает на мой вопрос. В акте любви, отдавания себя, в акте проникновения вглубь другого человека, я нахожу себя, я открываю себя, я открываю нас обоих, я открываю человека.

Страстное желание узнать самих себя и узнать наших ближних выражено в дельфийском призыве "Познай себя". Это основная пружина всей психологии. Но ввиду того, что желание это заключает в себе познание всего человека, его сокровеннейшей тайны, то желание это никогда не может быть полностью удовлетворено познанием обычного рода, познанием только посредством мысли. Даже если бы мы знали о себе в тысячу раз больше, то и тогда мы никогда не достигли бы самой сути. Мы все же продолжали бы оставаться загадкой для самих себя, а также и наши ближние продолжали бы оставаться загадкой для нас. Единственный путь полного знания, это акт любви: этот акт выходит за пределы мысли, выходит за пределы слова. Это смелое погружение в переживание единства. Однако познание мыслью, т. е. психологические знания, это необходимое условие для полного знания в акте любви.

 


Список используемой литературы

 

1. Э. Берн «Секс в человеческой любви», М., 1998

2. Благонадежина Л.В. “Эмоции и чувства” М., 1970

3. Василев К. Любовь. М.: Прогресс, 1992.

4. Василев С. Психология любви. М.: Интерпринт, 1992.

5. В.К. Вилюнас «Психология эмоциональных явлений», М., 1976

6. Изард К. “Эмоции человека” М., 1986

7. К. Изард «Психология эмоций», С-Пб, 1999

8. Жуховицкий Л. Счастливыми не рождаются... М.: Просвещение, 1989.

9. Д. Майерс «Социальная психология», С-Пб., 1999

10. Рюриков Ю. Три влечения. М.: Прогресс, 1984.

11. Соковня И. Бессонница в ожидании Любви. М.: Просвещение, 1992.

12. Фромм Э. Искусство любви. Минск: Полифакт, 1990.

13. Э. Фромм «Искусство любви», Харьков, 1990

14. К. Холл, Г. Линдсей «Теории личности», М., 1999

 

Размещено на Allbest.ru