II. Смена представлений о предмете психологии

1. Представления древних о душе: материалистические и идеалистические тенденции. С какими аспектами жизнедеятельности живых существ было связано представление древних о душе? Смысл деятельности Сократа; ее значение для постановке психологических проблем. Корни каких психологических проблем можно найти в учении Платона о душе?

Лит.: 23 (с. 11-22); 8 (с. 371-374; 394-396); 10 (с. 50-62); 86 (с. 218-228); 87. Т. 2 (с. 64-68; 73-79; 96-114; 244-257).

2. Явления сознания как предмет психологии. Объективные и субъективные элементы сознания. Понятие ассоциации и апперцепции. Объем сознания и объем внимания. Соотношение предмета и метода в психологии сознания.

Лит.: 20 (с. 8 - 24); Хрестоматия по вниманию. М., 1976 (с. 50-58); 31 (с. 335-351); 32 (с. 124-145).

3. Метод инстроспекции и проблема самонаблюдения. Понятие рефлексии у Дж. Локка. Аналитическая интроспекция: требования, понятие "ошибки стимула". Метод интроспекции - и использование данных самонаблюдения (отличия).

Лит.: 44; 64 (с. 129-131, 140); 65; 69; 109; 110.

4. Поведение как предмет психологии. Бихевиоризм: критика "психологии сознания", требования объективного метода. Понимание поведения в бихевиоризме; отношение к сознанию. Единицы психологического анализа. Теоретическая программа. Необихевиоризм: понятие "промежуточной переменной"; оперантное обусловливание.

Лит.: 111 (с. "3-70); 114, 115 (с. 17-39; 34-45).

5. Неосознаваемые процессы. Классификация неосознаваемых процессов. Понятие установки. Фрейд о природе бессознательного и его отношении к сознанию. Проявления бессознательного. Методы психоанализа.

Лит.: 69; 113 (с. 135-152); 122; 123.