Симптомо- Комплекс | № | С и м п т о м | Б а л л | |
1. Благоприятная | 1. | Общая деятельность всех членов семьи | 0,1 | |
семейная ситуа- | 2. | Преобладание людей на рисунке | 0,1 | |
ция | 3. | Изображение всех членов семьи | 0,2 | |
4. | Отсутствие изолированных членов семьи | 0,2 | ||
5. | Отсутствие штриховки | 0,1 | ||
6. | Хорошее качество линии | 0,1 | ||
7. | Отсутствие показателей враждебности | 0,2 | ||
8. | Адекватное распределение людей на листе | 0,1 | ||
9. | Другие возможные признаки | |||
2. Тревожность | 1. | Штриховка | 0,1,2,3 | |
2. | Линия основания - пол | 0,1 | ||
3. | Линия над рисунком | 0,1 | ||
4. | Линия с сильным нажимом | 0,1 | ||
5. | Стирание | 0,1,2 | ||
6. | Преувеличенное внимание к деталям | 0,1 | ||
7. | Преобладание вещей | 0,1 | ||
8. | Двойные или прерывистые линии | 0,1 | ||
9. | Подчеркивание отдельных деталей | 0,1 | ||
10. | Другие возможные признаки | |||
3. Конфликтность | 1. | Барьеры между фигурами | 0,2 | |
в семье | 2. | Стирание отдельных фигур | 0,1,2 | |
3. | Отсутствие основных частей тела у некоторых фигур | 0,2 | ||
4. | Выделение отдельных фигур | 0,2 | ||
5. | Изоляция отдельных фигур | 0,2 | ||
6. | Неадекватная величина отдельных фигур | 0,2 | ||
7. | Несоответствие вербального описания и рисунка | 0,1 | ||
8. | Преобладание вещей | 0,1 | ||
9. | Отсутствие на рисунке некоторых членов семьи | 0,2 | ||
10. | Член семьи, стоящий спиной | 0,1 | ||
11. | Другие возможные признаки | |||
4. Чувство неполноценности в се- | 1. | Автор рисунка непропорционально маленький | 0,2 | |
мейной ситуации | 2. | Расположение фигур на нижней части листа | 0,2 | |
3. | Линия слабая, прерывистая | 0,1 | ||
4. | Изоляция автора от других | 0,2 | ||
5. | Маленькие фигуры | 0,2 | ||
6. | Неподвижная по сравнению с другими фигура автора | 0,1 | ||
7. | Отсутствие автора | 0,2 | ||
8. | Автор стоит спиной | 0,1 | ||
9. | Другие возможные признаки | |||
5. Враждебность в семейной ситуа- | 1. | Одна фигура на другом листе или на другой стороне листа | 0,2 | |
ции | 2. | Агрессивная позиция фигуры | 0,1 | |
3. | Зачеркнутая фигура | 0,2 | ||
4. | Деформированная фигура | 0,2 | ||
5. | Обратный профиль | 0,1 | ||
6. | Руки раскинуты в стороны | 0,1 | ||
7. | Пальцы длинные, подчеркнутые | 0,1 |
Методика “Несуществующее животное”
Данная методика относится к числу полиинформативных. Доказана связь образа несуществующего животного с Я-образом испытуемого, опосредованности фантазии опытом и о наличии связей между уровнем притязания, самооценкой, установками реагирования в конфликтной ситуации и расположением рисунка на листе бумаги и его ориентацией.
П о р я д о к р а б о т ы
Для выполнения теста ребенку предлагается простой карандаш средней твердости, неостро отточенный, лист белой бумаги стандартного размера, ориентированный вертикально по отношению к ребенку.
И н с т р у к ц и я для ребенка:
“Придумай и нарисуй несуществующее животное и назови его несуществующим именем”. Далее можно уточнить, что нежелательно брать животное из мультфильма, так как оно уже кем-то придумано; вымершие животные также не подходят.
По ходу рисования или сразу после ребенку желательно задать следующие вопросы: Где живет твое животное? Что оно ест? Есть ли у него мама и папа? Какие у них взаимоотношения? Есть у него друзья? Враги? Если есть, то кто они? Как ведет себя животное в опасных ситуациях? Как борется с врагами (жертвами)? Он один на свете или их таких много? В случае необходимости уточняется пол, возраст животного, предназначение необычных органов, особенно носящих агрессивный характер.
При н е г о т о в н о с т и ребенка дать ответы, можно предложить ему описать “один день из жизни животного” и задать по ходу нужные вопросы.
К а ч е с т в е н н ы й а н а л и з р и с у н к о в
Анализ рисунков проводится с учетом следующих аспектов.
1. ФОРМАЛЬНЫЙ:
а) Семантика расположения в пространстве;
б) Графологические признаки:
- характеристика идеомоторных актов (анализ и характер линии);
- пространственно-символический аспект (направление линии и характер контура).
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ:
- центральная смысловая часть фигуры;
- несущая, опорная часть фигуры;
- части, поднимающиеся над уровнем фигуры.
3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ:
- необычные детали;
- название.