А) ЗНАЧЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ ЛИЦА | |
Уши | Заинтересованность в информации и значимость мнения о себе |
Рот – приоткрыт в сочетании с языком: а) без прорисовывания губ б) с прорисовыванием губ | а) Болтливость. Большая речевая активность; б) Чувственность |
Рот открытый, без прорисовывания губ и языка, особенно зачерненный | Облегченность возникновения опасений, страхов, недоверия |
Рот с зубами | Вербальная агрессия, в большинстве случаев защитная (огрызается в ответ на порицания, осуждения) |
Рот зачерненный, округлой формы (характерен для детей) | Болтливость, тревога |
Глаза | Символ переживания страха, особенно при прорисовке радужки |
Ресницы | Истероидно-демонстративные манеры поведения. Для женщин – женские черты характера |
Зрачки, ресницы, их прорисовка | Заинтересованность в восхищении со стороны окружающих внешней красотой и манерой одеваться. Придание этому большого значения |
Голова увеличенного размера (по сравнению с фигурой в целом) | Ценит рациональное начало, возможно, эрудицию в себе и окружающих |
Б) ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ДЕТАЛИ: | |
Рога | Защита от агрессии (в сочетании с когтями, щетиной и пр.) Характер агрессии спонтанный или защитно-ответный |
Перья | Самоукрашение и самооправдвние, демонстративность |
Грива, шерсть, подобие прически | Чувственность, подчеркивание своего пола (женщины). Иногда – ориентация на свою сексуальную роль. |
В) НЕСУЩАЯ, ОПОРНАЯ ЧАСТЬ ФИГУРЫ (ноги, лапы, постамент и пр.) Рассматривается “основательность” этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме | |
Основательность | Обдуманность принимаемых решений. Опора на существующую информацию. |
Неосновательность | Поверхностность суждений. Легкомысленность в выводах. Импульсивность принимаемых решений. |
Обратить ВНИМАНИЕ на: а) характер соединения ног с туловищем | |
Точно, тщательно | Характер контроля над своими рассуждениями, выводами, решениями |
Слабо, небрежно | |
Не соединены совсем | |
б) Однотипность и однонаправленность | |
Повторяемость форм ног, лап, любых элементов опорной части | Конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность |
в) Разнообразие | |
Разнообразие форм ног, лап, любых элементов опорной части | Своеобразие решений и установок. Самостоятельность. МОЖЕТ БЫТЬ: - творчество (норма) - инакомыслие (патология) |
Г) ЧАСТИ, ПОДНИМАЮЩИЕСЯ НАД УРОВНЕМ ФИГУРЫ (крылья, щупальца, бантики и пр.) | |
Функциональные | Энергия охвата различных областей человеческой деятельности. Уверенность в себе (либо с утеснением окружающих, либо любознательность, “соучастие” во многих мероприятиях). Увлеченность своей деятельностью. |
Украшающие | Демонстративность. Склонность к обращению на себя внимания, манерность. Например, “Лошадь в султане из павлиньих перьев”. |
Д) ХВОСТЫ – отражают отношение | |
Повернутые влево | По поводу мыслей и решений |
Повернутые вправо | По поводу своих действий, поведения |
Оценка этого отношения выражена в направлении хвоста: | |
Вверх | Уверенность. Бодрость. Положительный настрой. |
Вниз, падающие | Недовольство собой, подавленность. Сожаление, сомнение по собственному поводу. Раскаяние. Сожаление о сказанном или сделанном. |
Обратить ВНИМАНИЕ: могут быть хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся звеньев, пышные, длинные, разветвленные | |
Е) КОЛИЧЕСТВО ИЗОБРАЖАЕМЫХ ДЕТАЛЕЙ | |
Примитивный абрис | Спад общей энергии (экономия, астенизированность) |
Необходимое количество деталей, дающее представление о животном (тело, голова, ноги, хвост и пр.) | Постепенное увеличение общей энергии |
То же с заполнением контура | |
Усложнение конструкции дополнительными деталями |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СВОЕМ ПОЛОЖЕНИИ В МИРЕ | |
Защищенность – беззащитность – агрессивность | Угрожаемое Угрожающее Нейтральное |
Способность дружить, опекать | Отношение к другому человеку |
ОТНОШЕНИЕ К СВОЕМУ “Я” | |
Рисуемое животное – представление самого рисующего (заяц, слон, тигр и т.д.) | Идентификация себя по значимости (самооценка) |
Уподобление животного человеку | Инфантилизм |
- начиная с постановки животного в положение прямохождения (две лапы вместо четырех и т.п.) | Эмоциональная незрелость (соответственно степени очеловечивания животного) |
- заканчивая одеванием в человеческую одежду (включая похожесть морды на лицо, ног (лап) – на руки) | Механизм сходен с аллегорическим значением животных и их характеров в сказках (притчах) |
Наделение животного разумом и признаками человеческих отношений с себе подобными | Признаки хорошей проекции, неформальных отношений |
Акцент на признаки пола (вымя, грудь, соски при человеческой фигуре) | Акцентировка признаков пола, сексуальных проблем |
Пол животного, одноименный с полом рисующего | Признаки хорошей идентификации со своей сексуальной ролью (в обратных случаях здесь могут быть нарушения) |
НЕОБЫЧНЫЕ ДЕТАЛИ | |
Вмонтирование механических частей в ткань животного: постановка животного на постамент, тракторные гусеницы, прикрепление пропеллера, вмонтирование электрических ламп, проводов и т.д. | Может быть продиктовано особой оригинальностью или быть связано с проявлениями шизофрении |
ХАРАКТЕР СОЧЕТАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ФИГУРЫ | |
Построение фигуры из “заготовок” (к собаке приделывается готовая деталь, чтобы животное стало несуществующим) | Банальность |
Построение фигуры из элементов | Оригинальность, творческое начало |
НАЗВАНИЕ | |
Рациональное содержание смысловых частей (“летающий заяц”, “бегокот”) | Рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации |
Словообразование с “книжно-научным”, латинским суффиксом (“ретилиус”) | Демонстративность. Подчеркивание своего развития, эрудиции |
Поверхностно-звуковые, без всякого осмысливания (“грягэр”, “лалио”) | Легкомысленность отношения к окружающему. Неумение учитывать сигнал опасности. Перевес эстетических элементов над рациональными |
Ироническо-юмористические названия (“риночурка”, “пузыроид”, “пельмеш”) | Ироническо-снисходительное отношение к окружающим |
Повторяющиеся элементы (“тру-тру”, “кус-кус”) | Инфантильность |
Непомерно удлиненные названия | Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) |