Виды ощущений

№№ по п/п   Модальность       Раздражитель   Язык описаний   Функции использование в практической психологии
1. Тактильные (кожно-мышечный анализатор). Механические свойства твердых тел при условии соприкоснове-ния с телом и движения. Твердое, шерохова – тое, упругое, гладкое, мягкое, эластичное, непроница – емое, механически напряженное База всех ощу - щений, инфор – мация о свойст- вах предметов, о пространстве и времени. База самоощущения построение схемы тела. Компенсатор –ные функции.   Массаж. Прикосновение Ласка. Телесноориен -тированные технологии.
2. Температур - ные Кинетическая энергия моле- кул. Теплое, горячее, холодное. Регуляция теплообмена. Мотивацион -ный компонент.   Диагностика стрессовых состояний.
3. Болевые Интенсивные стимулы любой модальности. Длительные сти-мулы, стимулы, действующие на болевые точки. Боль давящая, ломящая, сверлящая, колющая, стреляющая, грызущая. распирающая, рвущая, жгучая, острая И по типу щипка.   Сигнал опасности. Мотиватор избе-гания.   Использование в качестве отрица- тельного подкрепления.  
4. Вкусовые Растворимые вещества с низким молекулярным весом Сладкое, соленое, кислое, горькое Стабилизатор гомеостаза Способ получения удовольствия
5. Обонятельные Летучие хими- ческие соединения Благоухающий, эфирный, смолистый, пряный, гнилой, горелый Ориентация в пространстве Индикатор био- логической полезности. Аромотерапия
6. Вибрационные Колебания упругой среды Описание вибрации Контактный слух, компенсация. Музыкотерапия
7. Слуховые Частота амплитуда форма звуковой волны. Высота громкость тембр Отражение Пространства. Речь, музыка, шум Музыкотерапия
8. Зрительные Частота интенсивность световой волны Цвет яркость Отражение объектов Цветовая диагностика
9. Статико- динамические Угловые и линейные ускорения Изменения положения тела Внутренняя система отсчета. Отражение состояния организма  
10. Кинестетические Изменение положения частей тела относительно друг друга Характеристики движения частей тела Информация о соотношении организма и среды  
11. Органические Изменения температуры, Химические Раздражители Давление Диффузные, плохо локализованные   Внутреннее состояние организма Постановка организмических «якорей»

 

4. Интенсивностные характеристики

Ощущение отражает энергетические характеристики раздражителя. Они наиболее полно изучались психофизикой. Диапазон чувствительности анализатора - это интервал от минимальной до максимальной адекватно ощущаемой величины. Диапазон чувствительности связан с двумя порогами:

* нижний, абсолютный порог чувствительности - это минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение.

* Чувствительность – величина обратно пропорциональная порогу.

Е =

Y

Е - чувствительность анализатора, Y – порог ощущений.

· верхний порог, абсолютной чувствительности - это максимальная величина раздражителя, еще вызывающая ощущения данной модальности.

· дифференциальный порог (разностный) определяется минимальным различием между двумя раздражителями, которое вызывает едва заметное различие ощущений. Разностный порог будет зависеть от исходной величины раздражителя. Если на ладони лежит гирька 100гр, нужно прибавить 3,4 гр, чтобы возникло ощущение прибавки веса. А если на ладони лежит 300 гр, то нужно прибавить 10,2 гр., чтобы стало тяжелее

· Основной психофизический закон Вебера-Фехнера :при возрастании силы раздражителя в геометрической прогрессии интенсивность ощущения возрастает в арифметической прогрессии. Этот закон действует в середине диапазона чувствительности анализатора.

· В зоне абсолютного порога действует степенная зависимость, описанная Стивенсом.

· Сенсибилизация - повышение чувствительности анализатора под влиянием взаимодействия анализаторов и упражнений.

· Адаптация - понижение или повышение чувствительности, над влиянием приспособления органа к длительно действующему раздражителю.

 

ЭМПИРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СЕНСОРНОГО ОБРАЗА

Абсолютно все ощущения обладают свойством отнесенности к физическому объекту. Общей характеристикой ощущений является их пространственно - временная структура.

1. Пространственная характеристика или локализация - свойство ощущения, которое можно назвать проекцией или объективацией. Специфично то, что пространственные компоненты ощущения не совпадают с собственным пространством его материального носителя (органа чувств, мозга, организма в целом). Локализация как отображение места в пространстве - есть воспроизведение координатных соотношений в определенной системе отсчета. Для различных ощущений характерна различная степень представленности места локализации. Локализация болевых ощущений представляется более размытой, чем локализация, например, тактильных. Анализ, который осуществляется рецепторами, позволяет установить локализацию стимула во внешнем пространстве. Благодаря этой характеристики ощущений мы устанавливаем место положения источника света; понимаем, где находится предмет, действующий на рецепторный участок кожи; откуда распространяется тепло или холод.

2. Временной характеристикой является длительность сохранения соответствующего ощущения при воздействии источника информации на орган чувств. Исходным, корневым свойством, определяющим пространственно - временные координаты ощущения, является способность психики к отображению движения как единого пространственно - временного контура объектов, свойства которых отображаются в ощущении. Движение - есть исходное действие, которым мы проверяем реальность среды. Сама пространственно - временная структура ощущения является вторичной относительно эффектов отображения движения.

В психофизиологии зрения исходной ступенью зрительных ощущений рассматривают отображение перемещения объектов. Б.Г.Ананьев отмечал: “Движение объекта относительно рецепторного участка генетически раннее приобретение и более ранний источник сенсорного развития, нежели хватательные движения. ...Поле зрения ребенка формируется именно движущимися объектами, в число которых, конечно, входит и сам взрослый человек.” [3] А по утверждению Р.Грегори: “...Глаза являются прежде всего детекторами движения.”[10] Аналогичным образом, для тактильных ощущений, отображение пространственной и сенсорной схемы тактильного поля связано с отображением движения объекта по покоящейся кожной поверхности (при пассивном осязании). Адекватность отражения, по всей видимости, зависит от того количества движений, на основе которых происходит формирование ощущения. Длительность ощущений зависит от функционального состояния анализаторов, но в большей степени от силы и времени воздействия раздражителя. Любой стимул, вызывающий то или иное ощущение, действует на органы чувств не сразу, а по прошествии некоторого времени. Время от начала действия раздражителя до возникновения ощущения называется латентным периодом ощущения. Для тактильных ощущений он составляет 130 мс, для болевых - 370 мс, для вкусовых - 50 мс. После окончания действия раздражителя ощущение не пропадает сразу. Это выражается в эффекте последействия. Например, при действии зрительного раздражителя зрительное ощущение, обладая инерцией, сохраняется в виде следа, который получил название последовательного образа. Положительный последовательный образ имеет качественные свойства аналогичные возникшему образу в момент действия раздражителя. Например, последовательный положительный образ при действии визуального раздражителя обладает той же светлостью и тем же хроматическим тоном, что и сенсорный образ. Отрицательный последовательный образ имеет качественно отличные свойства по сравнению с сенсорным. Это особенно видно на примере зрительного хроматического восприятия, когда цветовая гамма отрицательного послеобраза отлична от цветовых характеристик первоначального образа. Примером последовательного слухового образа может также служить звон в ушах после действия оглушающего звукового раздражителя.

3. Модальность. Это качественная характеристика ощущения, которая дифференцирует различие свойств отображаемого объекта и описывается в терминах предметных качеств объекта, например, высота (для слуховых ощущений), твердость, упругость (для тактильных ощущений), глубина, удаленность (для зрительных ощущений) и т. д. В отличие от нервных импульсов, модальная характеристика фиксирует межанализаторные различия. Так, говорят о зрительной, вкусовой, тактильной, обонятельной, слуховой модальностях. Но модальность может иметь не только межанализаторные отличия, но и внутри качественные, например, хроматизм; контрастность (для зрительной модальности).

Ощущения не отражают объекты действительности, и сенсорный образ - это не образ объектов. В сенсорном образе отображаются только отдельные свойства, качества объектов, например, тактильные ощущения отражают отдельные качества физического объекта (твердость, шероховатость, плотность и т. д.). И в этом смысле ощущение атрибутируется на языке качественных характеристик объекта. Образ объектов строится в восприятии. Поэтому ощущения являются компонентом восприятия. В образе восприятия ощущения синтезируются.

4. Интенсивность. Количественная, и, вместе с тем, энергетическая характеристика ощущения. Это количественная мера ощущения, зависящая от силы действия раздражителя. Психофизические законы Вебера - Фехнера, Стивенса, Забродина как раз и определяют зависимость силы ощущения от величины раздражителя. В связи с этим до сих пор актуальной остается проблема порогов чувствительности и определения границы осознания ощущений. Вместе с тем, это проблематика психологии бессознательного, так как многочисленные факты показывают, что психика фиксирует и сохраняет в памяти эффекты тех воздействий, которые субъективно не ощущаются, т. е. не осознаются, находясь под порогом обнаружения.

Вопрос 19. Общая характеристика восприятия как психического процесса. Свойства (характеристики) сенсорного образа.

Восприятие - психический процесс, отражающий предметы или явления при их непосредственном воздействии на органы чувств, в ходе которого формируется целостный образ. Если в результате ощущения человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предметов (что-то горячее обожгло, что-то яркое блеснуло впереди, и т.д.), то восприятие дает целостный образ предмета или явления. Оно предполагает наличие разнообразных ощущений и протекает вместе с ощущениями, но не может быть сведено к их сумме. Восприятие зависит от определенных отношений между ощущениями, взаимосвязь которых, в свою очередь, зависит от связей и отношений между качествами и свойствами, различными частями, входящими в состав предмета или явления.

Перцептивный образ, не есть что-то статичное или завершенное, он формируется и существует только в процессе отражения. Сам процесс развивается от глобального, общего к расчлененному, детальному.

При построении зрительного образа выделяется 5 фаз:

* отражение движения и положения предмета в пространстве

* мерцание формы,

* различение резких перепадов, кривизны;

* глобальное адекватное восприятие;

* адекватное отражение формы в полноте ее деталей.

 

Существенным для восприятия являются моторные процессы - движения рук, глаз, гортани.

Выделяют два вида моторных процессов:

· поисковые, установочные, коррекционные, направленные на отражение и удержание объекта.

· гностические, участвующие в построении образа.

Сенсорно-перцептивные процессы включают в себя элементы антиципации (предвосхищения), особенно при движении объекта.

Выделяется четыре операции, или четыре уровня, перцептивного действия: обнаружение, различение, индентификация и опознание. Первые два относятся к перцептивным, последние – к опознавательным действиям.

Обнаружение – исходная фаза развития любого сенсорного процесса. На этой стадии субъект может ответить лишь на простой вопрос, есть ли стимул.

Различение, или собственно восприятие. Конечный результат этой операции – формирование перцептивного образа эталона. При этом развитие перцептивного действия идет по линии выделения специфического сенсорного содержания в соответствии с особенностями предъявляемого материала и стоящей перед субъектом задачи.

Опознание. Когда перцептивный образ сформирован, возможно осуществление опознавательного действия. Для опознания обязательны сличение и идентификация. Опознание включает также категоризацию (отнесение объекта к определенному классу объектов, воспринимавшихся ранее) и извлечение соответствующего эталона из памяти.

Идентификация есть отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти, или отождествление двух одновременно воспринимаемых объектов.

Таким образом, восприятие представляет собой систему перцептивных действий, овладение ими требует специального обучения и практики.

 

Эмпирические характеристики образа восприятия.

Первичные характеристики.

 

1. Пространственные характеристики:

 

- Отражение движения объекта.

- Отражение местоположения объекта.

- Отражение рельефа или глубины

Обнаружено множество механизмов отражения глубины и все они преимущественно приобретенные: аккомодация, конвергенция, двигательный параллакс, размер как индикатор глубины, перекрытие контуров объектов как признак удаленности, распределение света и тени, линейная и воздушная перспектива.

 

- Отражение формы объекта,

- Отражение величины объекта.

2. Временные характеристики:

 

· отражение последовательности воздействий;

· отражение длительности воздействия;

· отражение одновременности воздействий

 

3)Модальность и интенсивность.

Вторичные эмпирические характеристики.

 

1. Константность - это независимость образа от внешних и внутренних условий восприятия, проявляющаяся в его неизменности (форма, цвет, размер).Благодаря константности мир воспринимается как постоянный.

 

2. Предметность восприятия. Выделяется фигура и фон. Фигура - конкретно, четко очерченная, расположенная на переднем плане. Фон - более аморфное , неопределенное, располагается позади предмета. Границу между фигурой и фоном относят к фигуре. Пороги восприятия более низки для фона и более высоки для фигуры. Для отражения фигуры требуется больше энергетических затрат.

 

3. Целостность, характеристика связанная с отражением связей и отношений между элементами целого и целым.

Проявляется в доминировании целого над элементами.

1. Один и тот же элемент в структуре целого может восприниматься по-разному (старушка - девушка, ваза - профиль).

2.любая фигура может быть составлена из разных элементов.

               
   
     
 
   
 
 

 


3. По отдельным частям можно воспроизвести все целое ( если половина текста стерта - можно прочесть весь текст).

Целостность также проявляется в группировании элементов в целое.

* фактор близости - элементы, которые разделены наименьшим расстоянием, стремятся объединиться в целостную структуру.

* фактор замкнутости - замкнутыми линиями элементы объединяются в целостную структуру.

* фактор хорошей формы: элементы обладающие симметрией, периодичностью, ритмом, объединяются в целостную структуру.

* фактор коллективного движения . Элементы, имеющие одно направление и одну скорость движения объединяются в целостную фигуру.

* фактор однородности. Элементы однородные по какому-либо признаку объединяются в целостную структуру.

 

3) Обобщенность – это отнесение актуального образа к другим хранящимся в памяти и представляющих класс объектов.

Виды восприятия.

Виды восприятия. Выделяют: восприятие предметов, времени, восприятие отношений, движений, пространства, восприятие человека.