Временные характеристики зрения

Характеристика Количественное значение Условия наблюдения
Субъективно воспри-нимаемая яркость при мельканиях, %     Частота мелькания (Гц): 8…10 16…20 24…28
Критическая часто­та мельканий для их раздельного восприя­тия, Гц     Яркость объекта (кд/м2): 0,1
Быстрота обнаруже­ния, мс <3   <30   <7   <60 Для объектов простой конфигурации То же, в плохих условиях наблюдения Для знакомых человеку изображений(буквы, цифры) То же, в условиях помех

 

Этот способ может базироваться на использовании одного из четырех типов знаковых систем (или их комбинации):

- буквенной,

- пиктографической,

- цифровой,

- геометрической.

При выборе знаковой системы следует учитывать:

- легкость опознания и декодирования знаков;

- требуемую длительность безошибочной работы пользователя, в том числе в

условиях стресса;

- уровень помехоустойчивости системы;

- скорость запоминания и длительность сохранения алфавита знаковой систе­мы в оперативной и долговременной памяти пользователя.

В качестве интегральной характеристики знаковой системы может использоваться коэффициент оперативности кода Коп, представляющий собой отношение времени опознания символа (знака) к времени его декодирования. Значения этого показателя для перечисленных выше знаковых систем приведены в таблице 1.

Таблица 1. Значения коэффициента оперативности кода

Знаковая система Значение Коп
Буквенная (для одного слова) 0,9
Пиктографическая (для пиктограммы) 0,8
Цифровая (для одного числа, не более 4 разрядов) 0,6
Геометрическая (для одной фигуры) 0,6

Из приведенных данных можно, в частности, сделать вывод, что в критичес­ких ситуациях числа до трехразрядных включительно целесообразно представ­лять на экране в текстовой форме (то есть словами). Вместе с тем, основные свойства объекта или описание требуемых действий эффективнее отобразить в виде пиктограммы. Так, фразу «переслать сообщение адресату»лучше за­менить соответствующей пиктограммой. Экспериментально доказано, что наиболее значимые характеристики объекта должны кодироваться (отображаться) его контуром, а внутренними деталями - вспомогательные, второстепенные. При этом система опознавательных признаков формы знака, выбранная для определенных характеристик объекта, должна при­меняться для всего алфавита знаковой системы.

Количественные оценки влияния геометрического контура пиктограммы на эффективность ее распознавания даны в таблице 2.

При разработке знаковой системы следует учитывать, что симметричные сим­волы легче усваиваются человеком и более прочно сохраняются в кратковре­менной и долгосрочной памяти.

В качестве различительных признаков знаков в пределах одного алфавита не рекомендуется использовать:

- число элементов в знаке;

- геометрические размеры знака (по крайней мере, более двух вариантов);

- отличие знаков по принципу «позитив - негатив» и «прямое - зеркальное отражение».

Таблица 2. Влияние геометрической сложности знака на его декодирование

Показатель Значение показателя
  Простые знаки Знаки средней сложности Сложные знаки
Минимальное время экспозиции, с 0,03 0,03 0,05
Среднее время декодирования при экспозиции 0,03 с 3,06 2,55 2,76
Вероятность правильного декодирования 0,80 0,97 0,98

Еще один фактор, упоминавшийся выше, количество интерактивных эле­ментов, одновременно отображаемых на экране. Естественно, на эффектив­ность работы с ними влияют и зрительные характеристики пользователя, и ка­чество используемой знаковой системы. Тем не менее при выборе нужного эле­мента сказывается еще одна характеристика пользователя - сенсомоторная. В качестве примера в таблице 3. приведены достаточно усредненные значе­ния безошибочности (Рв) и времени (Тв) выбора требуемого элемента в зави­симости от числа представленных на экране.

 

Таблица 3. Обобщенные показатели сенсомоторной характеристики пользователя

Количество Рв Тв, с
интерактивных    
элементов на экране    
(в активном окне)    
0,999 1,5
0,997 3,0
0,995 4,0
0,97 5,0
0,94 7,0
0,92 10,0

 

Очевидно, что приведенные выше числовые показатели являются ус­редненными, и в реальной жизни, вероятно, не существует ни одного человека, который бы им полностью соответствовал. Тем не менее они оказываются спра­ведливы для определенных групп (категорий) пользователей. Представители каждой такой группы могут отличаться от представителей другой по целому ряду факторов: по физиологическим параметрам, по уровню компьютерной грамотности, по опыту работы с конкретным приложением и т. д. Именно по­этому, приступая к разработке интерактивного приложения, необходимо в пер­вую очередь определить (хотя бы приближенно) категорию потенциальных пользователей, для которых оно предназначено.