рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Историческое развитие представлений о предмете психологии человека

Историческое развитие представлений о предмете психологии человека - раздел Психология, Введение в психологию человека. Учебное пособие Развитие Психологии В Границах Философии И Естество­знания. Становление Пс...

Развитие психологии в границах философии и естество­знания. Становление психологии как самостоятельной науки. Психология человека в начале XX века.

Различие в подходах к объяснению психики человека выявились на самых начальных этапах истории науки и культуры. Такое различие хорошо прослеживается на при­мере сравнения взглядов древнегреческих мыслителей Демокрита и Платона.

По Демокриту, первооснову мира составляют атомы. В результате процессов соединения атомов возникает все многообразие мироздания, включая человека. Душа живот­ных и человека есть то, что заставляет их двигаться. Она телесной природы и состоит их атомов, отличающихся сво­ей формой и чрезвычайной подвижностью. Эти атомы круг­лые, гладкие и родственны атомам огня. Они проникают в тело при вдыхании. Когда душевных атомов становится слишком мало, наступает смерть. В голове человека нака­пливаются наиболее подвижные атомы, которые своим дви­жением определяют течение познавательных процессов —


1.2. Историческое развитие представлений о психологии...



ощущения, восприятия, мышления. В области сердца со­средотачиваются менее подвижные атомы круглой формы, связанные с эмоциональными и аффективными состояния­ми. Атомы, скапливающиеся в области печени, определя­ют влечения, стремления, потребности. В организации по­ведения велика роль подражания и привычки. Подражая пауку, человек научился ткацкому ремеслу, а подражая пти­цам — языку и пению. Образование речи связано также с подражанием звукам, издаваемым животными.

В отличие от Демокрита, мир, все сущее, по Платону, состоит из трех сторон: бытия, чувственного мира и не­бытия. Бытие — это мир идей, небытие — материальный мир, состоящий из четырех стихий — воды, земли, возду­ха и огня. Мир чувственных вещей является результатом проникновения бытия в небытие. Поэтому конкретные вещи есть искаженное подобие идей, их тени. Все види­мое изменчиво и скоротечно, а идеи вечны и неизменны. Высшей идеей является идея блага. Идея блага составля­ет мировую душу, которая вместе с душой зла дает начало всему. Душа человека существует до его рождения и по­сле его смерти. Она может переселяться в другое тело. Вы­деляется высший и низший уровень души. Высшая душа является основой мудрости и управляет низшей душой и телом. У человека высшая душа обитает в головном моз­ге. Низшая душа подразделяется на низшую благородную и низшую вожделенную, которые соответственно локали­зуются в сердце и печени. Благородная душа включает область аффективных состояний и стремлений, связана с волей, мужеством, храбростью и т. п. Вожделеющая душа включает сферу потребностей, влечений и страстей. Люди различаются между собой по преобладанию у них той или иной души. Таким же образом различаются целые наро­ды, в частности преобладание разумной души отводится грекам, благородной — народам севера, а вожделеющей — египтянам и восточным народам.

Каждый человек стремится к счастью, которое заклю­чается в обладании благом и добродетелью. Познание блага

 

 

26 Часть 1. Психология человека — часть научного человекознания

осуществляется посредством бессмертной индивидуаль­ной души, приобщаясь к идеям мировой души путем при­поминания своего прошлого в мире идей. Этот определя­ющий процесс жизнедеятельности человека Платон опи­сывает следующим образом: «В том, что познаваемо, идея блага — это предел, и она с трудом различима, но стоит только ее там различить, как отсюда напрашивается вы­вод, что именно она причина всего правильного и прекрас­ного... и на нее должен взирать тот, кто хочет сознательно действовать как в частной, так и в общественной жизни»19. А это есть «припоминание того, что некогда видела наша душа, когда она сопутствовала богу, свысока глядела на то, что мы теперь называем бытием, и поднимаясь до под­линного бытия... Только человек, правильно поль­зующийся такими воспоминаниями, всегда посвященный в совершенные таинства, становится подлинно совершен-

ным»20.

При прямом сравнении взглядов Демокрита и Платона важно заметить, что с одной стороны для Демокрита харак­терно монистическое представление о всем сущем как о ря-доположных образованиях, а человек отличается от дру­гих составляющих мироздания по количественным пока­зателям большей величины своей активности, формы которой в значительной мере образуются при жизни в виде подражаний и привычек. Психическое, душа является лишь источником активности человека. С другой стороны Пла­тон проводит принципиальное разделение между идеаль­ным и производным от него материальным. Психическое, индивидуальная душа, по Платону, выполняет посредни­ческие функции между мировой душой и индивидом, при­общая последнего к общим законам и ценностям, обуслов­ливая их познание. Разная степень осознания людьми иде­альной природы мироздания лежит в основе глубоких, не прижизненно образовавшихся различий между ними.

19 Мир философии: В 2-х ч. 4.1. - М, 1991. - С. 414.

20 Там же. -С. 12.


1.2. Историческое развитие представлений о психологии...



Существование качественных различий между людь­ми отстаивал и обосновывал древнегреческий врач Гип­пократ. Он считал, что эти различия определяются пре­обладающим в организме видом жидкости (крови, слизи, желтой или черной желчи), в которых в разной степени представлены четыре стихии — земля, вода, воздух, огонь. В результате по видам темперамента образуется четыре типа людей: сангвиники, холерики, флегматики и мелан­холики. Сангвиникам, «людям с преобладанием крови в общей смеси, характерно прекрасное телосложение, вы­сокая подвижность, приветливость, недостаточная любовь к труду, склонность к наслаждениям. Холерики, лица с до­минированием желтой желчи, имеют хорошо развитое тело и мышцы; они энергичны, активны, тверды характе­ром, горды, более способны для искусства и военных дел. Флегматиков, людей с преобладанием слизи, отличает рыхлость телосложения, вялость, малоактивность, сонли­вость; у них нет той тонкости чувств, необходимых для занятий искусствами и науками, нет трудолюбия и воли. И, наконец, меланхоликам, у которых преобладающей жидкостью является черная желчь, свойственны хмурость, тоскливость затяжного характера»21.

Если в основе выделения Гиппократом различных ти­пов темперамента лежали гуморальные факторы, то Фео-фраст, известный в истории науки Древней Греции преж­де всего своими работами в области ботаники, впервые ввел понятие «характер», обозначающий примету, при­знак, черту, особенность и имеющий преимущественно функциональную природу. Он описал 31 разновидность характера, используя в качестве дифференцирующих при­знаков в первую очередь особенности условий образа жиз­ни людей. По наиболее выраженной примете, проявляемой в поступках, были описаны характеры: «лесть», «болтли­вость», «скучный рассказчик», «хвастовство», «притвор­ство» и др. Динамический характер прижизненных фак-

Якунин В.А. История психологии. - СПб., 1998. - С. 46-47.


 

 


28 Часть 1. Психология человека часть научного человекознания

торов формирования психологических особенностей лю­дей, то есть их склонностей, привычек, схож с характером формирования поведения людей в трактовке Демокрита.

Следовательно, уже в первых попытках научного объяснения специфики психики человека образуются раз­личные подходы к определению ее предназначения и ее детерминантов. Для более обоснованного вывода о при­чинах существования и природе таких различий целе­сообразно рассмотреть аналогичные примеры, относящи­еся к заключительному, в какой-то мере итоговому пери­оду развития психологии в границах философии и естествознания. Например, сравнить позиции по этому вопросу философов Д. Юма и Г. В. Ф. Гегеля, естест­веннонаучные подходы к психологической проблемати­ке Ч. Дарвина и Г. Гельмгольца.

Юм не считал возможным доказательство какой-либо духовной или материальной субстанции. Им признается, что «уму никогда не дано реально ничего, кроме его вос­приятий, или впечатлений и идей, и что внешние объек­ты становятся известны нам только с помощью вызывае­мых ими восприятий... Собственно говоря, мы и не предпо­лагаем, что внешние объекты специфически отличаются от восприятий, а только приписываем им иные отноше­ния и связи и иную длительность»22. То есть в такой ин­терпретации все существующее, представляемое и воспри­нимаемое становятся рядоположными, а наличие причин­но-следственных отношений между ними становится лишь умозаключением, умственным конструктом, в осно­ве которого лежит образовавшаяся привычка. Дословно, по Юму, получается, что «простое восприятие двух объек­тов или актов, как бы они ни были связаны друг с другом, никогда не может дать нам идеи силы или связи между ними; что эта идея происходит от повторения их соедине­ния; что это повторение не открывает нам и не произво­дит ничего в объектах, но только влияет при помощи по-

22 Мир философии. В 2-х ч. Ч. 1,1991. - С. 216-217.


12. Историческое развитие представлений о психологии...



рождаемого им привычного перехода на ум; что этот при­вычный переход, следовательно, то же самое, что сила и необходимость...»23, «что все рассуждения из опыта осно­ваны на предположении, что в природе будет неизменно сохраняться один и тот же порядок»24. Эти положения пол­ностью касаются содержания собственно человеческого сознания, свободного к впечатлениям (ощущениям) и идеям, составляющим мышление, когда человек — это «связка или пучок... различных восприятий, следующих друг за другом с непостижимой быстротой и находящих­ся в постоянном течении, в постоянном движении»25. А связь между восприятиями или между идеями сводится к привычной ассоциации между ними, и следовательно, «ру­ководителем в жизни является не разум, а привычка»26.

В самом общем виде систему Гегеля можно изложить следующим образом. Начало мироздания образуется сово­купностью абстрактных логических истин, «абсолютной идеей». «Абсолютная идея» внутренне противоречива, что стимулирует ее развитие в форме «отчуждения» своего бытия в виде материи, природы, наполняя конкретным со­держанием исходные абстрактные категории мышления. Таким образом устанавливаются субъектно-объектные от­ношения, позволяющие «абсолютной идее» познать себя. На этом этапе «абсолютная идея», покидая природу, воз­вращается к самой себе в качестве «абсолютного духа», в котором через познание людьми законов развития, чело­веческой истории осуществляет самопознание. Дословно по Гегелю: «Понятие, в котором дух при своем возвраще­нии в себя постиг себя и которое и есть он сам, это оформ­ление его, это его бытие, затем опять отделяется от него, и дух снова делает его своим предметом и обращает на него свою деятельность, и эта направленность его мысли на

23 Мир философии. В 2-х ч. Ч. 1,1991. - С. 335.

24 Там же. - С. 338.

25 Там же. - С. 377.

26 Там же. - С. 339.


30 Часть 1. Психология человека часть научного человекознания

понятие сообщает последнему форму и определение мыс­ли. Таким образом, эта деятельность формирует дальше то, что уже было сформировано раньше, сообщает ему больше определений, делает его определеннее внутри себя, развитее и глубже... Это движение есть... ряд процессов, которые мы должны представлять себе не как прямую линию..., а как возвращающийся в себя круг...»27. Соответ­ственно, «абсолютная идея» — это единство практической и теоретической идеи. Процесс познания представляет со­бой «восстановление вышеуказанного единства, которое как таковое и в своей непосредственности есть ближай­шим образом идея жизни»28. Человек есть сам по себе су­щество природное, зависимое, но посредством самоосоз­нания своего предназначения, в познании истины он об­ретает свободу. Таким образом, то, что выделяет человека из природного окружения, его самостоятельность «состо­ит вообще в том, чтобы знать себя как то, что всецело оп­ределяется абсолютной идеей...»29. В связи с этим, наибо­лее адекватной формой психологической науки Гегелем определяется «философская психология, постигающая субъективней дух (индивидуальное сознание) «как осу­ществление идеи»30.

Законы эволюции Дарвина в определенном смысле противостоят представлениям Гегеля об изначальном предназначении сущего. Естественный отбор в условиях борьбы живого за существование на основе филогенетичес­кой изменчивости и наследственности приобретенных из­менений составили новое понимание целесообразности-приспособляемости организмов в природе. Дарвин специ­ально исследовал проблему места человека в мире и показал, что «человек обязан своим существованием длин­ному ряду предков. Если бы не существовало какого-либо

27 Мир философии. В 2-х ч. Ч. I. - М„ 1991. - С. 527.

28 Там же.-С. 451.

29 Мирфилософии. В 2-х ч. Ч. 2. - М, 1991. - С. 195.

30 Ярошевский М. Г. История психологии. - М, 1976. — С. 188.


1.2. Историческое развитие представлений о психологии..._______________ 31_

из звеньев этой цепи, человек не был бы совершенно та­ким, каким он есть»31. Он обосновал общность происхож­дения выразительных движений, сопровождающих чув­ство страха, агрессивности, удивления и др. у животных и человека, показал их приспособительный смысл. Среда оказывается силой, способной изменять, направлять и организовывать жизнедеятельность. Психика начинает выступать как необходимая сторона жизнедеятельности, обеспечивающая приспособление человека к внешним ус­ловиям среды посредством его адаптации, обучения и т. п. Подчеркивая общность психических функций человека и животных, Дарвин отрицал принципиальное своеобразие психики человека. По его мнению, «как бы ни было велико умственное различие между человеком и животным, оно только количественное, а не качественное»32. Такая рядо-положность вместе с отрицанием какой-либо заданное™ существования делает позицию Дарвина методологически родственной позиции Юма.

В отличие от них, один из самых известных физиоло­гов середины XIX века Г. Гельмгольц кардинально разли­чал природу физического и психического, считая, что ощущения есть врожденные качества различных рецеп­торов. Так можно объяснить ситуацию, когда одна и та же причина вызывает в различных органах чувств различные ощущения (зрительные, слуховые ощущения возникают и тогда, когда орган чувств раздражается неадекватным для данного органа чувств раздражителем, например элект­рическим или механическим). В соответствии с теорией знаков Гельмгольца, ощущение «есть только знаки внеш­них объектов, но не воспроизведение с той или другой сте­пенью сходства»33. Такие психические явления, как иллю­зии, константность восприятия, которые нельзя вывести только из свойств внешних объектов, Гельмгольц объяс-

31 Дарвин Ч. Происхождение видов. — М., 1987. — С. 359.

32 Цит. по Ждан А. Н. История психологии. — М., 1990. — С. 174.

33 Якунин В. А. История психологии. — СПб., 1998. — С. 315.


32 Часть 1. Психология человека часть научного человекознания

нял с позиций теории бессознательных умозаключений. Согласно этой теории, каждый перцептивный образ в той или иной мере зависит не только от действующего в дан­ный момент стимула, но и от субъективного опыта вос­принимающего. Процесс соединения данных ощущений с прошлым опытом является бессознательным и напоми­нает процесс умозаключения, когда впечатление (меньшая посылка) сопоставляется с прошлым опытом (большая по­сылка), а затем делается вывод о действующем стимуле. Тогда получается, что в проблеме психического на первый план выдвигается проблема бессознательного как психи­ческой реальности, его соотношения с осознаваемыми элементами в процессе познания. Можно также провести аналогию между бессознательным умозаключением и припоминанием как главной составляющей процесса по­знания по Платону.

В целом, приведенные данные дают основания для вывода об общей однонаправленности взглядов Плато­на, Гиппократа, Гегеля, Гельмгольца, с одной стороны, и Демокрита, Феофраста, Юма, Дарвина — с другой. Пер­вое направление основную задачу психологического изу­чения человека связывает с необходимостью определения закономерностей обеспечения адекватного познания им действительности, включая осознания собственного предназначения, собственных психических свойств. У другого направления изучение психики человека фоку­сируется на характеристике его активности, определяю­щей его взаимодействие со средой, приспособление к ней, обучение этому приспособлению. Многовековой неосла­бевающий интерес к этим проблемам, в конечном счете, привел к отделению психологии от философии и есте­ствознания в отдельную науку. Исторически этот момент связывают с развертыванием систематических экспери­ментальных исследований в первых психологических ла­бораториях. Такой лабораторией принято считать лабора­торию В. Вундта, открытую в 1879 году. Также к первым психологическим лабораториям можно отнести лаборато-


1.2. Историческое развитие представлений о психологии...



рию Ф. Гальтона, организованную на выставке здраво­охранения в 1884 году.

Именно с именем Вундта связывают выделение пси­хологии в качестве отдельной научной отрасли. Понятно, что необходимым условием этого является обретение пси­хологией собственного предмета. По Вундту, задачи пси­хологии, как и всех других наук, состоят в том, чтобы а) пу­тем анализа выделить исходные элементы изучаемого яв­ления; б) установить характер связи между ними; в) найти законы этой связи.

Соответственно, психология должна заниматься изу­чением непосредственного психического опыта, который «состоит из двух факторов, объективного содержания опыта и испытывающего субъекта... Элементы объектив­ного содержания опыта мы называем элементами ощуще­ния... Субъективные элементы мы называем элементами чувства или простыми чувствами. Примером таковых могут служить: чувство, сопровождающее какое-нибудь ощущение звука, вкуса, света, обоняния, тепла, холода, боли, или чувства, испытываемые нами при виде предме­тов, которые нам нравятся или не нравятся, чувства при внимании, в момент волевого акта и т. д.»34.

Позиция Вундта наиболее рельефно проявляется на примере его интерпретации особенностей протекания чувств, которые оказываются более «психологичными», чем ощущения, характеристики которых в большей мере определяются вызвавшими их объектами — стимулами. При этом следует учесть, что чувствам отводится роль объ­единяющего начала психической жизни. Принимается, что каждое чувство имеет три измерения: удовольствие — неудовольствие, напряжение — разрешение, возбужде­ние — успокоение. Динамика, течение чувств подчиняет­ся своим определенным внутренним закономерностям. Пример удобно представить графически (рис. 1), где ось

34 Вундт В. Психология душевных волнений. // Психология эмоций. Тексты. - М., 1984. - С. 4S.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Введение в психологию человека. Учебное пособие

ББК... М... Машков В Н М Введение в психологию человека Учебное пособие СПб Изд во Михайлова В А г с ISBN...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Историческое развитие представлений о предмете психологии человека

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Психология человека как наука
Место психологии человека среди других наук, ее пробле­матика, объект и предмет. Основные методические сред -ства психологии человека. Структура современной пси­хологии человека. В

Зак. № 666
  34 Часть 1. Психология человека — часть научного человекознания

Основные направления психологии человека как науки
Эволюция бихевиоризма и психоанализа в зарубежной психологии. Основные научные направления отечествен­ной психологии человека. Основные формы объяснения психических механизмов целенаправленной а

АА " ч
ющая иерархическая зависимость» , при которой свой­ства личности 3-й подструктуры каузально зависят от свойств 4-й подструктуры, а те — от свойств 5-й, а все они вместе — от 6-й подструктуры. Такая

Психологические особенности человека как субъекта познания и деятельности. Познавательные психические процессы
Общие и дифференциально-психологические характери­стики познавательных психических процессов. Возраст -ные особенности психических процессов. Патопсихология познавательных психических процессов.

Часть 2. Общая и дифференциальная психология человека
ладающих свойствами, вызывающими данные ощуще­ния»7. Предметность восприятия проявляется в присущем ему свойстве выделения в сенсорном поле какого-либо предмета, разделения поля вос

Часть 2. Общая и дифференциальная психология человека
(наглядно-действенное и наглядно-образное) мышление. Специфическим для человека считается понятийное мыш­ление. К понятию относят мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительны

Активности
Функциональные, эмоциональные и волевые психические состояния. Возрастные и патопсихологические характе­ристики психических состояний. Методологические под­ходы к диагностике психических состоян

Часть 2. Общая и дифференциальная психология человека
По определению, «актуальное психическое состояние характеризуется совокупностью значений параметров одновременно протекающих психических процессов, по отношению к которым актуальное состояние

Часть 2. Общая и дифференциальная психология человека
постоянно в продолжение всей работы. Однако на основе эмпирических исследований было показано, что в целом работа, выполняемая в произвольном темпе, может быть разделена на периоды врабатываем

Часть 2. Общая и дифференциальная психология человека
читают работу среднего уровня трудности, приносящую достаточный результат при высокой вероятности его дос­тижения (сплошная линия графика на рис. 8). Лица, из­бегающие неудачу, поведение котор

Часть 2. Общая и дифференциальная психология человека
Итак, можно сделать вывод, что главной психической функцией воли является усиление мотивации и совершен­ствование на этой основе регуляции поведения человека. Такое усиление осуществляется в о

Часть 2. Общая и дифференциальная психология человека
сивно-психастенический (обсессия — навязчивое состоя­ние) конфликты.24 Неврастеническая форма конфликта представляет собой возникновение противоречия между возможностями человека —

Часть 2. Общая и дифференциальная психология человека
зо-

Часть 2. Общая и дифференциальная психология человека
1) сильный — слабый; 2) веселый — грустный; 3) бодрый — сонный; 4) взволнованный — спокойный; 5) счастливый — несчастный; 6) энергичный — ленивый;

Психология личности. Психические свойства человека
Проявление темперамента у различных типов людей. Типологические особенности познавательных способностей. Дифференцирующие признаки направленности и харак­тера человека. Область изуч

Психология лгтюсти. Психические свойства человека
Продолжение табл. 2   1 2 3 15. Глубокий сон 15. Общая

Психологические изменения личности
Черты личности: общее понятие и средства выявления. Основные корреляционно-факторные модели личности. Возрастная психология и патопсихология личности. Индивидуально-типологический подход в изуче

Психологическая оценка развития индивида
Практическая значимость учета развития индивидных свойств человека. Диагностика развития познаватель­ных способностей, интеллекта. Выявление предпосылок отклоняющегося поведения человека.

Часть 3. Практическая психология человека
смысл картины, завершить рассказ.3 Как можно судить по содержанию заданий, умственный возраст главным обра­зом определяется способностью человека к овладению речью, способностью к о

Часть 3. Практическая психология человека
однократно предъявляемых чисел в прямом и обратном порядке. 6. Словарный субтест. Исследует способность пони­ мать содержание слов. Обследуемому предлагается объяс­ нить значе

Часть 3. Практическая психология человека
на антропологических, психофизиологических, клиничес­ких исследованиях, определил прирожденного преступника как скрытого эпилептика (позже — психопата). В настоя­щее время, по данным разных ис

Часть 3. Практическая психология человека
достные эмоции, жажда деятельности, повышенная говор­ливость, скачка идей сменяется подавленностью, замед­ленностью реакций, мышления и наоборот. 7. Демонстративный тип. Остро выражае

Психологические средства социального формирования личности
Психологическое содержание социализации. Социальный статус,роль, ценностные ориентации как свойства лично­сти. Психологические средства формирования личности. Если при рассмотрении

Часть 3. Практическая психология человека
ный опыт, но и преобразовывает его в собственные цен­ности, установки ориентации. Этот аспект усвоения со­циального опыта предполагает не просто пассивное его принятие, а активность человека,

Часть 3. Практическая психология человека
• развлечения (приятное, необременительное время­ провождение, отсутствие обязанностей); • свобода (самостоятельность, независимость в сужде­ ниях и поступках); • сча

Зак.Jfc 666
162______________ Часть 3. Практическая психология человека довой коллектив. Социальные детерминанты высокого порядка (общество, культура) как бы прелом

Часть j?. Практическая психология человека
а) условный пример социограммы

Развития человека
Основные задачи психологического обеспечения личност-но-профессионалъногоразвития. Методы профессиональ­ной психологической диагностики. Средства социально-психологической оптимизации профессион

Часть 3. Практическая психология человека
• художественные (дизайнер, актер, художник по метал­ лу и т. п.). Сравнение шкал обеих методик позволяет прямо соот­нести большую часть из них с перечнем первичных исход­ных потр

Часть 3- Практическая психология человека
Рассмотренный подход условно можно назвать подхо­дом «от профессии». А другой, в определенной мере про­тивостоящий ему, вполне соответствует названию «от че­ловека». Его реализация начинается

Часть 3. Практическая психология человека
тендентов на руководящую должность. Но, как правило, в числе методик, составляющих такие наборы (батареи), присутствуют методы оценки интеллекта, инициативно­сти, нервно-психической устойчивос

Часть 3. Практическая психология человека
возникновения у них критического взгляда на свое поведе­ние, желания его совершенствовать. С этой целью проводит­ся игра, например, «Аварийная посадка в пустыне». В ходе игры ее участники долж

И-Э Г-Э
Фонарик Нож Карта Плащ Компас Бинты Пистолет Соль 15

Сумма И-Эй Г-Э
ванного вербального воздействия на слушателя (Прило­жение 15). Каждый раз тренер знакомит участников тре­нинга с предлагаемыми приемами. После чего в ходе обще­го обсуждения эти приемы оцениваются

Часть 3. Практическая психология человека
• не передавать то отрицательное, что участники конф­ ликта говорили друг о друге, а стараться передавать положительные моменты отношений; • призывать конфликтующих еще

Научно-практические методы психологии человека: общая характеристика и предназначение
Психометрические основы психодиагностики. Предназна­чение методов психодиагностики. Характеристика мето­дов психологического воздействия. Научно-практический инструментарий психолог

Часть 3. Практическая психология человека
всего социально-психологического воздействия), которые можно считать основополагающими для решения задач практической психологии и за корректность использова­ния которых именно психология несе

Часть 3. Практическая психология человека
• критериальная (эмпирическая, прагматическая); • конструктная. Содержательная валидность характеризует степень представленности в содержании отдельных пунктов зада­ний метод

Часть 3. Практическая психология человека
Надежность-согласованность рассчитывается в виде определения согласованности параллельных форм, если существует несколько эквивалентных, взаимозаменяемых форм оцениваемой методики (такие формы

Часть 3. Практическая психология человека
    же получили распространение интегральные общелично­стные методики, которые содержательно в значительной степени можно идентифицировать с методиками оц

Часть 3. Практическая психология человека
та как суммы специальных интеллектуальных способно­стей можно изобразить схематично (рис. 13). К / специальные общие способности способности Рис. 13

Часть 3. Практическая психология человека
ного опыта обследуемых. Среди тестов, специально раз­работанных для непосредственной оценки общего интел­лекта, наиболее показательной считается методика «Про­грессивные матрицы» Равена (Приложение

Часть 3. Практическая психология человека
ми из которых являются методики Роршаха, ТАТ, «Неза­конченные предложения». Методика Роршаха включает 10 таблиц с цветными и черно-белыми пятнами различной формы. Обследуемый должен о

Часть 3. Практическая психология человека
  звание указывает на несколько другое предназначение, что представляется не совсем обоснованным. Результаты оп­росника определяют

Часть 3. Практическая психология человека
сказать». Измерение по шкалам осуществляется норма­тивно. Таким образом, у данной методики, как и у мето­дики MMPI, представлен весь набор свойств, характер­ных для методик, разрабатываемых, и

ПОСЛЕСЛОВИЕ
После изложения учебных материалов остается жела­ние еще раз обратить внимание на несколько ключевых положений, обеспечивающих правильное понимание и использование полученных знаний. Понятно, что п

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги