Структура личности

В структуре личности Фрейд предполагает наличие трех систем, которые он обозначил терминами: Id ("Оно", бессознательное), Ego ("Я", сознание) и Superego ("Сверх-Я", сверхсознание). Пове­дение человека определяется взаимодействием этих систем, и все психические процессы связаны между собой как по вертикали, так и по горизонтали.

Id — является первоначальной системой личности, содержит ин­стинкты с их энергией не только для себя, но и для других систем. Из Id дифференцируется Ego, а далее Ego формирует Superego. Id не содержит информации об актуальном внешнем мире и представляет собой только внутренний мир субъективного опыта, в силу чего оно иррационально. Его так называемые первичные психические про­цессы направлены к достижению удовольствия и избеганию боли. Увеличения количества энергии, которая воспринимается как дис­комфортное состояние напряжения, Id не переносит и стремится разрядить напряжение, вернув организм в состояние низкого уровня энергии. Этот механизм уменьшения энергетического напряжения Фрейдом обозначен как принцип наслаждения.


Наслаждение может достигаться двумя процессами: рефлектор­ным (чихание, моргание) и так называемым первичным психичес­ким процессом, который предполагает формирование образа пред­мета, который может устранить напряжение. Например, у голодного человека первичный процесс формирует образ пищи. Сновидение, фантазия или галлюцинации, которые отражают желания, также формируются первичными процессами. Образ "предмета в себе" является единственной реальностью, известной Id. Однако Id не мо­жет сам уменьшить напряжение, и поэтому развиваются вторичные процессы и формируется Ego.

Ego— получает энергию от подсознания, но находится в контакте с внешним миром. Ego рационально, подчиняется принципу реаль­ности и управляется вторичными психическими процессами (ре­альное восприятие, логическое мышление и так далее). Ego должно стараться совместить требования Id, Superego и внешнего мира, а также заботится о самосохранении.

По отношению к внешним событиям Ego осознает их и накапли­вает в памяти соответствующий опыт: избегает опасных (бегство), приспосабливается к умеренным (адаптация) стимулам или научает­ся изменять внешнюю среду себе на пользу (деятельность). По отно­шению к внутренним событиям Ego выполняет свою задачу, обретая контроль над требованиями инстинктов со стороны Id, путем откла­дывания их реализации до благоприятных обстоятельств во внешнем мире. Таким образом, Id реагирует на потребности, a Ego — на воз­можности.

Superego— внутреннее сосредоточение традиционных обще­ственных норм и ценностей в том виде, в каком они были преподне­сены личности и усилены системой поощрений и наказаний в детс­ком возрасте (процесс личностной социализации). Superego, являясь нравственным началом личности, стремится к совершенству, а не наслаждению. Отличает правильное поведение от неправильного, поощряет за первое и наказывает за второе. Является судьей, цензо­ром мыслей и деятельности, подавляет инстинкты, но плохо отличает субъективное от объективного, иррационально. 3. Фрейд указывает на три главные функции Superego — совесть, самонаблюдение и формирование Ego-идеалов.

Superego — социальное начало личности, но оно сходно с Id сво­ей иррациональностью в попытках переделать мир по своему образ­цу. Оно судит и ограничивает сознательную деятельность, причем значительная часть запретов человеком даже не осознается. Бессоз­нательные ограничения косвенны и выступают как принуждения: "пациент... ведет себя так, как будто он одержим чувством вины, о


которой он ничего не знает". В отличии от Ego, которое способно лишь отложить удовлетворение желания, Superego способно блоки­ровать его навсегда.

Superego в действительности моделируется не по модели поведе­ния родителей, а по модели их Superego, которое родители также получили в раннем детстве. Таким образом, Superego выступает но­сителем и механизмом передачи из поколения в поколение обще­ственных традиций и ценностей, выступая своеобразным механиз­мом "социального наследования".

Взаимодействие личностных структур.Все три системы личнос­ти борются за запас психической энергии. Переход энергии из Id в Ego и Superego осуществляется благодаря механизмам отождеств­ления их с объектом инстинкта. Эти механизмы отождествления фор­мируются с раннего возраста, т.к. важны и для личностного развития. Ребенок берет черты другого человека и делает их составной частью своей личности. Образцом для подражания выбираются те, кому обычно везет в удовлетворении своих потребностей. Моделируя по­ведение по образцу, ребенок учится ослаблять свое собственное на­пряжение и тревогу.

Тревога всегда индуцируется ожидаемым возрастанием напря­жения или неудовольствия, поэтому ликвидация ее является важной личностной проблемой. Источники тревоги и страха чаще находятся во внешней среде (реальный страх, реалистическая тревога), но че­ловек может испытывать тревогу за возможность утраты контроля над своими бессознательными инстинктами, а это приведет к наказа­нию со стороны общества (невротический страх и тревога) или со стороны Superego — совестью (страхи нравственного порядка, мо­ральная тревога).

Страх и тревога заставляют личность предпринимать что-либо для защиты от них: избегать опасной зоны в реальном мире, подав­лять опасный инстинктивный импульс или подчиняться голосу сове­сти. Страх, с которым нельзя справиться, травматичен. Прототипом всех страхов является родовая травма.

Защитные механизмы Ego(термин впервые введен 3. Фрейдом в работе "Защитные механизмы" в 1894 году). В тех случаях, когда Ego не может справиться с тревогой и страхом, оно прибегает к механиз­мам своеобразного искажения восприятия человеком реальной дей­ствительности. Защитные психологические механизмы являются по существу способами искажения реальности (самообмана): Ego за­щищает личность от угрозы, искажая суть самой угрозы. Все меха­низмы психологической защиты искажают реальность с целью со­хранения психического здоровья и целостности личности. Они


формируются первоначально в межличностных отношениях, затем становятся внутренними характеристиками человека, т.е. в индиви­дуальном опыте происходит научение тем или иным защитным фор­мам поведения. Следует заметить, что человек часто применяет не одну защитную стратегию для разрешения конфликта или ослабле­ния тревоги, а сразу несколько.

Основные признаки механизмов психологической защиты: импуль­сивность (механизмы психологической защиты не зависят от воли), ис­кажение реальности, отсутствие осознания субъектом защитных форм поведения.

Основные функции механизмов психологической защиты: сохра­нение личностной целостности (психического здоровья, определен­ного "Я"-образа), регуляция межличностных отношений. Одной из ситуаций, в которых активизируются механизмы защиты, является фрустрация.

Вытеснение (репрессия, подавление) — процесс перемещения из сознания в бессознательное нежелательных и вызывающих напря­женность мыслей, чувств или намерений к действию. Вытесненное сохраняет всю свою энергию, стремится вернуться в сознание. Но проникновение его в сознание вызывает страх, чувство вины и муки совести. Для функционирования сопротивления со стороны цензу­ры также требуется постоянный расход энергии. Символика снови­дений и вся теория неврозов Фрейда связаны с динамикой вытесне­ния — сопротивления.

Отрицание реальности — это попытка не принимать в качестве реальности событие, которое беспокоит и нежелательно для Ego. Иногда это проявляется "бегством" от реальности в грезы и фантази­рование — человеку хочется, чтобы определенные жизненные со­бытия были не таковы, как они есть на самом деле. Отрицание отвле­кает субъекта от болезненных идей и чувств, но не делает их абсолютно недоступными для сознания.

Формирование реакции — преувеличение одного эмоциональ­ного аспекта ситуации, чтобы с его помощью подавить противопо­ложную эмоцию.

Рационализация (интеллектуализация) — псевдоразумный прием нахождения приемлемых причин и объяснений для неприем­лемых мыслей и действий. Это основанный на фактах, излишне "ум­ственный" способ переживания конфликтов. Таким образом чело­веком часто блокируется осознание мотивов своих поступков, которые выступают как социально неодобряемые (например, эгоис­тические) или индивидуально нежелательные, так как расходятся с Я-концепцией. Рационализация является своеобразным способом


принятия "давления" Superego, она скрывает наши мотивы и делает наши действия морально приемлемыми. Обычно изобретаются ка­кие-либо объяснения для своих провалов или неудач, которые в дей­ствительности основаны на других причинах.

Реактивные образования — этот механизм подменяет поведе­ние или чувствование таким, которое диаметрально противопо­ложно действительному желанию; это явная и обычно бессозна­тельная инверсия желания. Главная характеристика, по которой можно узнать реактивные образования, — преувеличения, ригид­ность, экстравагантность. В повседневной жизни это чаще преуве­личенная любовь.

Проекция — механизм, посредством которого происходит при­писывание окружающим своих свойств, неприемлемых для личнос­ти, т.е. собственные аспекты личности перемещаются (вытесняются) на внешнее окружение. Мы не видим в себе того, что кажется ярким и очевидным в других.

Существуют различные типы проекций: комплементарная (припи­сывание другому того состояния, которое отсутствует у субъекта, но дополнительно к состоянию субъекта — например, при чувстве ревно­сти другому приписывается измена), атрибутивная (наивное суждение при недостатке знаний — "другие такие же, как мы"), Панглосс—Кас­сандра (Панглосс — герой повести Вольтера, видел мир через розовые очки, Кассандра предрекала гибель Трои, проецировала на внешний мир ощущение гибельности. Здесь другому человеку приписывается противоположное тому, что чувствует субъект. Например, приписы­ваю другому ненависть ко мне, а сам чувствую к нему любовь — Пан­глосс или, наоборот, Кассандра).

Идентификация — механизм защиты от угрожаемого путем уподобления (идентификации) ему. Идентификация противополож­на проекции. В широком смысле — это идеалы.

Изоляция — механизм отделения психотравмирующей ситуации от связанных с ней душевных переживаний (отделение "аффекта от интеллекта"). Здесь все неприятности начинают восприниматься че­ловеком как бы происходящими не с ним самим: само событие оста­ется, а сопровождающая его эмоция утрачена. Изоляция ситуации от собственного Ego особенно ярко и непосредственно проявляется у детей в игре: взяв в руки игрушечную зверюшку ребенок "позволяет ей" говорить и делать все, что запрещают ему самому родители. В психиатрии некоторые синдромы деперсонализации сходны с дей­ствием данного механизма.

Регрессия — механизм перевода поведения (мышления и всей психики) на более ранние, детские ступени развития. В психиатрии


особенно ярко регрессия проявляется в синдроме пуэрилизма (дет­скости) при реактивных психозах. При детских неврозах исчезнове­ние навыков самообслуживания, уже после того как они появи­лись, часто является проявлением психогенной регрессии. Даже у здоровых взрослых людей при эмоциональном прессинге время от времени можно заметить признаки регрессии. Например, студент в напряженной ситуации экзамена "забывает" достаточно хорошо ему знакомый способ решения задачи. По мнению Фрейда, алкого­лизация и курение — это признаки регрессии на более раннюю, "оральную", стадию психосексуального развития (или задержка, "фиксация" на ней).

Замещение — проявления инстинктивного импульса переадре­совываются от более грозного объекта или личности к менее угро­жаемому. Например, наказанный родителями ребенок толкает свою младшую сестру или ломает ее игрушку. Реже объектом замещения является сам человек: враждебность против других переадресовыва­ется на самого себя.

В ряде случаев отдельно выделяется такой защитный механизм, как соматюация, т.е. "уход в болезнь" (см. также — конверсия). Так, на­пример, в одном из романов О. Хаксли главный герой страдает бронхи­альной астмой. Он женат на молодой, красивой женщине. Как только жена уезжает куда-нибудь из дома, у мужа возникают приступы уду­шья, и ей приходится возвращаться. В одной из поездок женщина поги­бает, но муж к удивлению всех домочадцев не дает обычного приступа астмы. Через некоторое время он женится, приступы удушья вновь возникают при отъездах жены.