рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Распад СССР (1986-1991 гг.)

Распад СССР (1986-1991 гг.) - раздел Психология, Социология и психология национальных отношений Распад Ссср Нельзя Считать Одномоментным Событием, Непосредственно Связанным ...

Распад СССР нельзя считать одномоментным событием, непосредственно связанным с Беловежскими соглашениями декабря 1991 года. Во многом, как уже говорилось, латентная конфликтогенность пересечения этнического и политического пространства СССР была обусловлена противоречиями советской национальной доктрины. Однако непосредственным импульсом к его «крушению» стало непонимание как со стороны союзного, так и российского руководства результатов воздействия социальных изменений (так называемой перестройки) на уровень этнической мобилизации.

Первая серьезная ошибка была допущена уже в декабре 1986 года: замена казаха Кунаева на посту первого секретаря ЦК компартии Казахстана на русского; Колбина вывела на улицы алма-атинскую молодежь с антирусскими лозунгами. Кадровой перестановкой Горбачев нарушил негласную норму советской системы, когда республиканскую парторганизацию мог возглавлять только представитель титульного народа.

Просчеты продолжились совершенно неадекватной и к тому же запоздалой реакцией центра на сумгаитский погром и карабахский конфликт: традиционные призывы к интернационализму уже не срабатывали. Между тем в руководство поступали практические проекты решения кризиса: обмен территориями между Арменией и Азербайджаном, установление кондоминиума, временный вывод ИКАО из состава АЗССР и передача ее в состав РСФСР или превращение области в автономию союзного подчинения. В то время союзная власть вполне могла задействовать еще не расшатанную «командно-административную» систему, однако Горбачев медлил и лишь спустя год после начала конфликта в ИКАО была введена «особая форма управления», которая так и не привела к нормализации положения, так же как и объявление уже в 1990 г. чрезвычайного положения.

В это же время возрастает этническое насилие и в других регионах страны в Средней Азии и в Казахстане (Фергана, Новый Узень, Темиртау, Ош), однако никакой реакции на него, кроме обычных призывов, не следует. Весной 1989 г происходит очередной виток обострения абхазо-грузинских отношений, а вслед; за ними тбилисский конфликт. Нарастают требования со стороны крымских татар и турок-месхетинцев по возвращению их на историческую родину. Все эти проявления уже стало трудно трактовать как «происки местных кланов» или «отдельные ошибки» региональных властей. Силовые методы изменения ситуации, опробованные в Тбилиси, так же не увенчались успехом, а напротив укрепили общественный вес демократической оппозиции, выступившей в защиту невинно пострадавших жертв газовой атаки.

Важным направлением конституциирования этнонационализма стала «языковая революция», что выразилось в законодательном и идеологическом придании языкам титульных народов статуса государственных с принуждением иноэтнического населения к их освоению28.

В 1988г. Декларацией Верховного Совета ЭССР начался так называемый «парад суверенитетов» примеру Эстонии последовали практически все остальные республики. Характерно, что вплоть до 1990 г. подобные акции воспринимались союзным руководством, и особенно самим Горбачевым, как «перестроечные», идущие «в русле демократизации». Признание за республиками права на ограниченный «экономический суверенитет» стало ступенью к легитимитизации самого этого термина, в выступлениях советских лидеров и в печати появились совершенно абсурдны к тому же политически близорукие, словосочетания типа «суверенитет в составе обновленного Союза» и т. п.

Нельзя закрывать глаза и на то, что именно в этот период (1989-1990 гг.) лидеры национально-освободительных движений приобрели себе надежного союзника в лице демократической общественности России. Союз этот был скреплен популярным и звучным лозунгом: «За вашу и нашу свободу!», сформулированным идеологами Латвийского Народного Фронта. Российские демократы тем самым проявили не меньшую недальновидность, чем М. С. Горбачев, фактически поддержав сепаратизм в Прибалтике, где уже тогда можно было усмотреть ростки будущего открытого этнонационализма.

Одним из решающих моментов в переходе перестройки в распад Союзного государства стали выборы в Верховный Совет РСФСР, в результате которых власть в самой обширной по территории и ключевой по значению республике перешла от «партократов» к сторонникам Б. Н. Ельцина. Не вызывает сомнения, что последовательная позиция РСФСР в защиту Союзного государства могла бы притормозить сецессионную волну, однако Россия поддержала процесс суверенизации союзных республик, а после избрания Б. Н. Ельцина президентом РФ приняла и собственную Декларацию о суверенитете.

После этого события приняли уже неотвратимый ход, и неуспех ГКЧП в августе 1991 года был заранее предрешен. С «высот» сегодняшнего дня, когда правящие режимы во многих постсоветских государствах превратили этнонационализм в государственную идею, заслонившую собой первостепенность соблюдения гражданских прав и свобод, позиция России в период с начала 1990 г. по декабрь 1991 г. может показаться не только ошибочной, но даже преступной, что, кстати, постоянно подчеркивают сегодня не только коммунисты, но и «державники».

Однако нельзя забывать о том, что тогда Союзный центр воспринимался прежде всего как оплот партийно-советского консерватизма и краткосрочные задачи политической борьбы с КПСС предопределяли все решения новой российской власти. Инициативы же по созданию принципиально новой, демократической, государственности откладывались до победы над союзными «партократами». Кроме того, точно также как и Горбачев со своими соратниками, вновь избранное российское руководство не понимало сути происходящих национальных процессов, не учитывало все возрастающий напор этнической мобилизации, которая в союзных республиках к тому времени уже начала подавлять демократический потенциал национальных движений.

История — не черновик, который можно переписать набело, поэтому трудно сказать, насколько иная, интеграционная, позиция России могла бы предотвратить тенденцию распада СССР. Очевидно лишь то, что в 1991 г. РФ наравне с другими союзными республиками вольно или невольно инициировала крушение союзной государственности. Объективности ради следует заметить, что союзное руководство предпринимало определенные шаги, противодействующие центробежным тенденциям.

Однако остался политической декларацией принятый в 1990 г. закон об условиях «выхода из состава СССР, в котором было специально оговорено, что голосование по этому вопросу проводится и учитывается отдельно по автономиям и отдельно по территориям с компактно проживающим населением, не дающим название данной .административно территориальной единице. Исполнение этого закона предотвратило бы многие национальные конфликты, в частности, Карабахский и Абхазский, не говоря уже о том, что заметно уменьшило бы численность «апатридов», людей, оставшихся результате Беловежских соглашений за границами «своих» государств.

Неоднозначными оказались и результаты референдума 1991 года о сохранении Р. Вопрос, поставленный перед советскими гражданами, был сформулирован в пение общепринятых правил социологического опроса, исключающих внутренне противоречивые или оценочные суждения. Кроме того, всенародное голосование предполагает совпадение генеральной и выборочной совокупности, иными словами, в такого рода опросе принимают участие, если не все избиратели, то хотя бы все субъекты федеративного государства. Однако оба этих требования были нарушены при проведении референдума 17 марта:

Вопрос звучал следующим образом: «Считаете ли Вы необходимым сохранение; Союза Советских Социалистических республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?».

Суверенитет предполагает государственную независимость, и поэтому «суверенная республика» никак не может входить в состав федерации, даже обновленной, что имеется в виду под «обновлением» вообще не ясно, тем более, что подразумевалось сохранение советского и социалистического строя. Вместе с тем, упоминание «прав и свобод» вносило в вопрос, поставленный на референдум, откровенно оценочный характер, явно добавленный для привлечения «демократического» электората. Таким образом, и это вполне вероятно, из 112 млн. чел., высказавшихся «за сохранение Союзного государства (76% от принявших участие в референдуме) одни избиратели голосовали за суверенитет своих республик, другие — за социализм и советскую власть, а третьи за либеральные свободы.

Кроме того, в некоторых республиках, в частности, в Казахстане, референдум прошел с собственной и существенно отличной формулировкой: «Считаете ли Вы необходимым сохранение Союза ССР как Союза равноправных суверенных государств?». В этом варианте легко заметить смещение вопроса в сторону суверенитета.

Власти Литвы, Латвии, Эстонии, Грузии, Армении и Молдавии вообще отказались проводить референдум, и он состоялся в основном в воинских частях, расположенных на территориях этих республик (так, в Грузии участников конференции насчиталось всего 45 тыс. чел., а в Армении и того меньше — 5 тыс. чел.).

Таким образом, трудно говорить «о всенародной поддержке» решения IV съезде народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР по вопросу сохранения Советских Социалистических Республик на основе демократических преобразований как это утверждает, к примеру, А. Доронченков29.

Не только среди ученых-социологов и политологов, но и в массовом сознании существует много точек зрения относительно распада СССР, которые, тем не нее, можно сгруппировать вокруг двух диаметрально противоположных позиций.

1. В ходе распада СССР осуществилась историческая закономерность, через которую прошли все империи. Две мировых войны и социальные кризисы поел ли толчком для национально-освободительных движений в колониальных владениях этих стран. Историческая Россия и, ее «продолжатель», Советский Союз ничем иным империй не отличались и Россия как бывшая метрополия сегодня пожинает плоды своего имперского прошлого. В бывших республиках-колониях имело место точно такое же национально-освободительное движение, как в Индии . СССР, проигравшему «холодную войну», ничего иного не оставалось, как валиться, новой же России нужно стать «нормальным» государством, т. е. не державой» в традиционном русском понимании этого слова.

2. В результате непродуманной (вариант преступной) политической импровизации в угоду личным амбициям нескольких республиканских лидеров произошла общенациональная катастрофа. СССР (вариант — и Российская империя тоже) когда империей не был, а политическое содружество носило вполне органичный характер. Возможно (и необходимо) воссоздание прежнего сообщества политическими (вариант — экономическими) средствами. Что же касается России, то ради ее сохранения ни средств, ни человеческих жертв не жалко. Это позиция, как мы видим, представлена в силовом варианте решения чеченского кризиса.

На наш взгляд, неполными и упрощенческими представляются обе позиции. Почему?

Все самоопределившиеся в разные эпохи государства имеют сложный этнический состав: так, к моменту образования Французского государства только три миллиона из двенадцати говорили по-французски и могли считаться этническими французами. Не меньшими были и различия между отдельными германскими субэтносами, лишь в XIX веке сформировавшими единую германскую нацию.

Известны слова Дж. Гарибальди: «Мы сделали Италию, теперь будем делать итальянцев».

По мнению В. Тишкова, «не столько среди наций рождаются движения за национальное самоопределение и не столько нации создают национальные государства, а, наоборот, идея наций рождается среди народов, не обязательно культурно однородных, как политическая программа для создания суверенных гражданских сообществ, и уже государства создают нации, т. е. осуществляют процесс нациеобразования»30.

В 1991 г. на месте СССР возникли не национальные (в советском понимании «этнические») государства, а 15 политических режимов, которые могут превратиться в государства-нации с многоэтническим составом населения: таким образом, самоопределились не украинцы, а народ Украины, не латыши, а народ Латвии, не казахи, а народ Казахстана и т. п.

Вместе с тем было бы ошибкой игнорировать этнический фактор, ибо этничность—это не просто общие традиции и язык, но и историческая память, и устойчивые стереотипы и многое другое. И там, где насаждается лишь одна доминирующая культура (в России и в СССР — русская), тем более облеченная в неорганичные формы советской идеологии, вполне закономерно как противодействие этому процессу возникает сначала этническая мобилизация, а затем и сепаратизм как стремление самоорганизоваться в собственную государственность.

Единство и целостность полиэтнического государства обеспечивается внедрением в общественное сознание общих символов и ценностей, которые и обеспечивают стабильность этому социальному организму. Распад советской системы ценностей, которая худо-бедно, но скрепляла воедино большинство советских людей, дискредитация общих исторических символов (в частности, революции, коммунизма, Ленина и т. п.) психологически предопределили готовность людей к разъединению на этнической основе. Однако даже не это самое главное.

Большевики, пришедшие к власти в октябре 1917г. использовали ростки этнонационализма на «окраинах» империи, чтобы опорочить своих идейных противников, сторонников единой и неделимой России. Этнотерриториальное размежевание унитарного государства лишь внешне выглядело прогрессивно, но при внимательном изучении вся эта сложная система «многоуровневой» государственности не выдерживала никакой критики.

Во-первых, народы делились как бы на пять сортов по статусу их национального образования.

Во-вторых, не получили никакой автономии более пятидесяти коренных и некоренных народа.

И наконец, в третьих, некоторые союзные республики и большинство автономий были образованиями искусственными: численность титульного народа не совпадала со статусом национального большинства (так, в РСФСР из 31 автономии лишь в шести титульные народы численно превышают другие этнические группы).

Прав А. И. Солженицын, когда утверждает, что границы между республиками СССР «нарезаны» советскими вождями без всякого соотнесения с этническим составом местности, ее историческими традициями, а лишь сообразуясь с политическими выгодами того момента.

Так, в ходе «расказачивания», в «наказание» за борьбу против большевиков, попала в состав Украины часть земель Войска Донского — Донецкая область, а в состав современного Казахстана земли уральских и сибирских казаков — участников западно-сибирского крестьянского восстания.

Искусственность существующих границ, сегодня ставших государственными, безусловно осознается всеми постсоветскими государствами, однако каждым из них трактуется к собственной выгоде, это же, кстати, в полной мере относится и к границам между национальными субъектами РФ.

Конечно, всякие границы, в том числе и европейские, по большому счету искусственны, однако они установились в результате не одной войны и щедро оплачены кровью (к примеру, исторические притязания на чешские Судеты, Эльзас и Лотарингию или Трансильванию), что понимают все европейцы, в том числе и жители «спорных» земель.

Внутренние границы между союзными республиками в течение десятков лет носили чисто условный характер, однако этнонационализм, как уже говорилось, был сознательно институционализирован не только в практике государственных решений, но, и это важнее, в сознании всех граждан СССР, именно поэтому, например, вызвала возмущение замена Кунаева Колбиным в Казахстане, хотя в тот период в Казахской ССР численность русских превышала численность титульного народа.

Вряд ли правомерно считать республики СССР колониями, такими же, как британские или французские. Была ли в этом конгломерате РСФСР — метрополией? Не думаю. Условной метрополией можно скорее назвать надэтнический Центр, который, создавая иллюзию федерализма, и осуществлял унитаристскую политику в отношении всех национально-территориальных образований, включая и Россию.

Именно в этом и состоит объяснение столь странной позиции РСФСР в период непосредственного распада Союза: Россия никогда не ощущала себя метрополией этого государства, и боролась с ним наравне с другими «колониями». В этом несомненный парадокс той ситуации, но вместе с тем и ее скрытая драма, осознанная лишь «post factum»

Совершенно непродуманными были критерии определения статусное™ территории, а косвенно и народа: так, миллион эстонцев имели республику союзную, а восемь миллионов татар автономную; создавались такие «странные» автономии, как Аджария, где жили те же грузины, только исламизированные, или Нахичеванская АССР в составе Азербайджана, не имеющая с ним общей границы.

Между тем статус образования косвенно определял и статус народа в этнополитической стратификации, только союзные республики, например, имели право на собственный кинематограф, не говоря уже о различиях в уровне полномочий, с одной стороны, республиканской партийной организации, с другой же, — местных; парторганизаций автономий и национальных округов. В идеологическом государстве партийный статус имел первостепенное значение и во многом определял степень даже культурной и экономической самостоятельности той или иной территории31.

Все эти факты в той или иной степени приводили к постепенной дискредитации самой идеи союзной государственности, которой, образно говоря, как колоссу на глиняных ногах осталось сделать только «подсечку». В фигуральном смысле ею стала горбачевская перестройка. Наконец, в качестве последнего фактора, неблагоприятно сказавшегося на целостности Союзного государства, следует упомянуть непосредственно национальную политику как управление национальными процессами в многоэтническом государстве.

Безусловно она, во-первых, должна быть одним из приоритетов государственного строительства, во-вторых, носить целостный опережающий события характер, в-третьих, учитывать специфику национального самосознания народов, населяющих это государство.

Между тем, национальная политика в СССР даже с началом перестройки, не вполне отвечала любому из названных критериев: те или иные действия следовали за событиями, а не предвосхищали их (лучший тому пример — действия Центра после сумгаитского погрома), взаимно противоречили друг другу (в частности, политика «заигрывания» с прибалтийскими республиками, сменившаяся попыткой жесткого давления в январе 1991 г.), исходили из представлений о некоем усредненном «внеэтничном» человеке, лишенном и национальных чувств, и национальных предрассудков. Именно поэтому роль национальных движений поначалу вовсе замалчивалась, а затем искажалась.

К несчастью, на ошибках учатся не все: та же практика во многом сохранилась и в национальной политике Российской Федерации.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Социология и психология национальных отношений

Социология и психология национальных отношений... Учебное пособие СПб...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Распад СССР (1986-1991 гг.)

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

О границах предметной области
Название этой главы далеко не случайно: в отличие от «классических» наук — этнологии или социологии этносоциальные науки находятся еще в стадии формирования и уточнения собственного понятийного апп

Этнический парадокс современности
С одной стороны, не только в политической фразеологии, но и в обыденном сознании закрепляется приоритет универсальных (общечеловеческих) ценностей и «планетарного» или «глобального» мышления — граж

Самобытность против унификации
Культурные мотивы этнической мобилизации, как это и не парадоксально, коренятся в объективной тенденции XX века — в интернационализации материальных и духовных ценностей. Первоначально кул

Правовой тупик: право народов на самоопределение или принцип территориальной целостности?
Этнополитическая мобилизация чаще всего состоит в стремлении к государственному оформлению своей этнической идентичности, к повышению политического статуса своего народа. Социальная практи

Соотношение этнического и политического пространств
Понятие «социальное пространство» появилось в категориальном аппарате социологии в начале 1970-х гг., причем его однозначная трактовка отсутствует: в качестве синонимов используются такие термины к

Об институционализации этничности
Специфическими образованиями, обеспечивающими относительную устойчивость социальных связей и отношений в обществе, являются социальные институты, обладающие как формальной (материальной) структурой

Этническая стратификация в СССР и на постсоветском пространстве
Эпиграфом к последующим рассуждениям могло бы стать справедливое замечание Н. Бердяева о том, что «свобода есть право на неравенство». Наиболее краткое определение социальной стратификации

Case-study: русские в новом зарубежье
Примером последствий изменения как этнического пространства бывшего СССР, так и этнической стратификации во вновь образованных на его территории государствах может стать положение 25,3 млн. этничес

О природе социального конфликта
Конфликт — неизбежный результат всякой системы управления, любой иерархически организованной системы. «Социальный конфликт существует в том случае, когда две или большее количество сторон

Типология и динамика этнических конфликтов
Все авторы, пытающиеся по-своему определить категорию «этнического конфликта»» исходят из следующих посылок: во-первых, наличия двух или более сторон, которые могут быть представлены нацио

Уровень этнического риска как показатель вероятности возникновения конфликта
Можно ли прогнозировать этнический конфликт? На наш взгляд, его вероятность непосредственным образом связана с уровнем этнического риска в том или ином этноконтактном регионе. Под этническ

Экстерриториальные конфликты
Под экстерриториальным конфликтом понимается любое притязание на территорию (проживание, владение, управление), на которую претендует другая сторона, но только в том случае, если это притязание выд

Case-study: северо-кавказские конфликты
Наиболее конфликтогенной «зоной» Российской Федерации, где споры как между отдельными этническими группами, так и между этнической группой и государством в целом, носят наиболее жесткий, радикальны

Российская империя: тюрьма или сообщество народов?
В западной советологии преобладает восприятие СССР как последней колониальной империи1, которая должна была исчезнуть еще на этапе существования Российской империи в начале XX века, точн

Противоречия советской национальной политики
Потенция распада Союзного государства была заложена в момент его образования и горбачевская перестройка стала лишь конечным политическим и социально-экономическим импульсом, предопределившим его де

Российский федерализм. Статус национальных субъектов РФ. Россия как многоэтничное сообщество
По данным переписи 1989 г. население РФ составляет 147.021.869 чел., из них 9.865.946 чел. (81,5%) русские. 108 млн. чел. (73,5%) живут вне национально-территориальных субъектов РФ. Наибол

Понятие и структура национального самосознания
Субъективированной формой проявления этничности является этническое самосознание, которое в самом общем виде можно определить как «чувство принадлежности к тому или иному этносу, выражающееся в этн

Этническая самоидентификация
В самом общем виде этническая самоидентификация как индивида, так и общности — есть самовыделение на основе сравнения. Этническая группа только потому обладает самоидентификацией, а, следовательно,

Национальный характер: обычай, отношение, стереотип
Национальный характер — самый «неуловимый» феномен этничности, хотя этим понятием пользуются не одни только политики или писатели, но и ученые, зачастую подразумевая совершенно различные проявления

Case-study: русская доброта, французское легкомыслие и немецкая аккуратность
На эмпирическом уровне стереотипы проще всего зафиксировать посредством метода свободных характеристик с последующей процедурой контент-анализа, возможности которого подробно представлены в разделе

Этническая неприязнь или кого и за что «мы» не любим?
Этнические отношения актуализируются как в групповом сознании, так и в поведении, прежде всего, тогда, когда они приобретают негативный конфликтный характер, а сама этничность выступает в качестве

Символическая среда этничности
Социально обусловленные символы не только выражают групповые ощущения и эмоции, но, и это наиболее важно, способствуют социальной сплоченности (в нашем случае — формированию образа этнического «мы»

Традиции и ритуалы
Мы называем русскими традициями обыкновение встречать Новый год в кругу семьи; за праздничным столом, не считая калорий, обильно выпивать и закусывать, полагаться на «авось» и печь куличи.

Менталитет и модальные ценности
Энциклопедический словарь" определяет менталитет как обобщенное понятие, обозначающее в широком смысле совокупность и специфическую форму организации, своеобразный склад различных психических

О специфике организации этносоциального исследования
Прежде всего при организации опроса различных этнических групп чрезвычайно важно в полной мере учитывать этнокультурную обусловленность ситуации общения интервьюера с респондентом. Наприме

Как составить анкету?
Прежде чем приступить к методическому и процедурному описанию эмпирических индикаторов этничности, не лишне напомнить, что общий план и верстка анкеты имеют немалое значение. Любой социолог должен

Этнический статус респондента
Каков бы ни был предмет исследования, в том числе и этносоциологического, в опросном листе непременно присутствуют некоторые сведения, которые социологи чаще всего называют «паспортичкой»: пол, воз

Этнические отношения
Уже говорилось, что этничность не существует вне сравнения и вне коммуникации, это естественно, ибо это способ ее бытия. Однако в тех случаях, когда это сравнение перерастает в оценочное противопос

Этнические стереотипы как индикатор национального характера
Как мы уже знаем, измеряемой формой проявления национального характера служит этнический стереотип— социально обусловленное и относительно устойчивое оценочное суждение этнофора, относящееся как к

Этническая культура
Ядро характера народа воспроизводится из поколения в поколение благодаря преемственности этнической культуры, проявляющейся в общих символах, которые усваиваются и интериоризируются благодаря общем

Контент-анализ при изучении ответов на открытые вопросы
Под контент-анализом (Content Analysis) следует понимать анализ содержания коммуникации, предполагающий такую классификацию исследуемого содержания, которая позволяла бы выявить его основную структ

Народы сравнивались по 14 парам признаков.
Общительный 7654321 замкнутый Друг 7654321 враг Патриот 7654321 не патриот Нравственный 7654321 безнравственный Богатый 7654321 бедный Трудолюбивый 7654

Пословицы как первичный материал в этносоциальном исследовании
Национальный фольклор, если несколько перефразировать образ Теодорсона, который уже приводился, это наиболее яркая, красочная и, главное, крепкая повозка традиций, настойчиво преодолевающих время.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги