рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Понятие и структура национального самосознания

Понятие и структура национального самосознания - раздел Психология, Социология и психология национальных отношений Субъективированной Формой Проявления Этничности Является Этническое Самосозна...

Субъективированной формой проявления этничности является этническое самосознание, которое в самом общем виде можно определить как «чувство принадлежности к тому или иному этносу, выражающееся в этническом самоопределении, т. е. отнесении индивидом себя к данной этнической группе»1.

Этническое самосознание складывается под влиянием как общесоциальных, так и культурных факторов, и в свою очередь воздействует на социальную среду посредством системы этно обусловленных ценностных ориентации, присущих субъекту социального действия. Закрепление этнического самосознания обычно сочетается со стремлением этнической группы к созданию собственной государственности, т. е. с процессом «нациеобразования», на этом этапе этническое самосознание входит в национальное.

Этническое самосознание — это своего рода «последний рубеж» сохранения личности, ибо в ходе исторического развития могут быть утеряны и язык, и территория, и даже культурные традиции, но пока сохраняется этническое «осознание, не тускнеет и образ этнического «мы».

В отличие от этнического национальное самосознание включает наряду с эмоциональным компонентом (неосознаваемым сопереживанием своего единства с другими нами этнической группы) и рациональные: осознание принадлежности к определенной нации, представление о ее свойствах как единого целого с общим историческим прошлым, «привязанным» к определенной территории, наконец осознанное ношение к духовным ценностям своего народа и ориентация на них, — все это стимулирует формирование национальной «идеи», национальных интересов и т. п. Понятием «национальное самосознание» пользовались социологи уже в 20-е гг., в тот период содержание его не подверглось сколько-нибудь специальному теоретическому осмыслению. В последующие годы эта категория практически исчезает из нашей литературы, и оказывается вновь востребованной в самом конце 40-х гг., причем основная заслуга в этом принадлежит П. И. Кушнеру, который подчеркнул особое значение самосознания как «этнического определителя»2.

Спустя десять лет Н. Н. Чебоксаров включил эту категорию в число этнических признаков3, а В. И. Козлов пошел еще дальше, выдвинув этническое самосознание I первое место среди признаков этнической группы4.

Сегодня это теоретическое положение стало общепризнанным: без самосознания этнической группы просто не существует, поэтому именно «самосознание», не этническое сознание следует рассматривать в качестве основной отличительной черты этнической группы.

Если самосознание индивида как этнофора наряду с фиксацией своей национальной принадлежности включает осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, оценок и самооценок, то самосознание общности (этнической группы, нации) выражается, главным образом, в объективированных формах общественного сознания — в языке, нормах и ценностях, ритуалах и произведениях народной культуры5.

И в процессе социализации, и через средства массовой информации люди получают определенную представление о символах и знаковых системах (в том числе эмблемах, «святынях») своего народа, о национальных героях и исторических событиях, т. е. о том, что обеспечивает не только гомогенизацию интересов общности но и формирует чувство гордости, сопереживания, способное не только стимулировать поступки людей, но и обеспечить групповую солидарность.

Вместе с тем, национальное самосознание есть «двуединый процесс отражены реальности». Действительно, как на уровне личности, так и общности суждения свойствах своего народа непременно соотносятся с представлением о характерных чертах других этнических образований и их членов, причем, как правило, эти представления эмоционально окрашены и имеют оценочную природу.

Механизм этого непроизвольного соотнесения «нас» с «не-нами» сложило еще в древности, когда фиксация одного или нескольких непривычных и поэтом удивляющих, «бросающихся в глаза», признаков (другая татуировка или иной обряд инициации) сопровождалась их наделением негативной оценкой: «они» «плохие» уже тем, что отличаются от «нас», заведомо «хороших», поэтому все обычаи у «них» — «неправильные», по языку—они «немые», т. е. «не мы», «немцы», по культуре «варвары», а по религии — «неверные».

Это психологическое явление и в наши дни подпитывает предрассудки в отношении к другим народам, порождает различные этнические «фобии» как на уровне индивидуально-личностного, так и группового сознания.

Наглядным внешним выражением этнического (национального) самосознания выступает этноним, который свидетельствует об осознании членами этой групп своей идентичности. Наименование одновременно и объединяет членов и различает вовне. Этноним может стать даже лозунгом, знаменем, принимая на себя идеологическую функцию. Именно этот оттенок сегодня приобретает предпочтение автором к примеру, этнонима «русские» или «россияне» (если не иметь, конечно, в виду россиян как сограждан), а в советское время — выбор между «русскими» и «советскими» людьми.

Впрочем, этноним не стоит абсолютизировать по нескольким причинами первых, потому, что один и тот же народ может по-разному именоваться представителями разных народов.

Так, к примеру, русских саамы, живущие на Крайнем Севере, зовут «карьеле», латыши — «криеви», эстонцы «вене», а в Турции до сих пор в отношении русских зачастую употребляется сложившийся исторически этноним «казак».

Во-вторых, этноним крупного народа нередко переносится на представителей соседствующих с ним менее численных народов. Так, в частности, всех «советских» за рубежом обычно называли русскими, даже если они были грузинами или молдаванами.

Этническая самоидентификация, непременный атрибут этнического (национального) самосознания, тем не менее, носит во многом ситуативный характер и может быть обусловлена конкретными политическими реалиями — человек невольно идентифицирует себя с тем народом, среди представителей которого он испытывает больший социально-психологический комфорт, приобретает более высокий Этнический статус.

Конечно, сама по себе так называемая национальная принадлежность относится к числу предписанных статусов, однако в некоторых случаях человек имеет возможность выбора и это относится в первую очередь к детям от смешанных браков. По данным социологических исследований, люди, родившиеся в гетерогенных семьях, если один из родителей был русским, в советское время чаще так же считает себя русскими и по документам, и по психологическому «самоопределению». После распада СССР ситуация «зеркально» изменилась: в постсоветских государствах дети от смешанных браков русских с представителями титульной национальности склонны идентифицировать себя по тому из родителей, кто принадлежит к национальному большинству (титульному народу).

Сегодня в России начинает формироваться тенденция, обозначившаяся, в частности, в ходе исследования «Национальное самосознание русских»8, в случае происхождения от гетерогенного брака фиксировать свою принадлежность в этнониме «россиянин», что косвенно свидетельствует о начале общероссийского нациоеобразования. Однако эта тенденция пока не стала определяющей, о чем косвенно свидетельствует то сопротивление, которое вызвало у представителей большинства российских народов решение исключить графу о национальной принадлежности из российских паспортов нового образца.

Не менее наглядным, но еще более противоречивым, чем этноним и этническая самоидентификация, признаком национального самосознания является национальный характер — некоторые общие черты психологии, связанные с историческим и культурным единством этнической группы.

Конечно, национальный характер не следует низводить до набора некоторых особых свойств, отличающих представителей того или иного народа. Значительно отчетливее, чем в монологической форме, он проявляется в общении, когда взаимодействуют группы людей различной национальной принадлежности, т. е. в этноконтактной среде, которая, собственно говоря, и «материализует» представление об этноконсолидирующих и этнодифференцирующих признаках.

Чтобы считаться типичными для того или иного народа, черты характера должны быть присущи значительной части его членов, прежде всего в интенсивности, в оттенках их проявления. Этот подход наиболее отчетливо выражен в концепциях модальной (Р. Линтон, А. Инкелес) и базовой личности (А.Кардинер), которые подробнее будут рассмотрены в специальном разделе, посвященном проблемам национального характера.

Возникает вопрос: измеряем ли феномен национального самосознания методами конкретной социологии? Или судить о нем можно лишь на основе косвенных свидетельств, в частности, материалов фольклора или традиционной культуры?

В отличие от этнолога социолог и психолог относят национальное самосознание к тому слою обыденного сознания, которое принято называть массовым.

В национальном самосознании на уровне ориентации, предпочтений и стереотипов отражается образ и стиль жизни народа, его нормы и ценности, представление о своей «самости» в некоторой шкале, соотносящей «свой» народ с «другими» народами. Таким образом, изучая самосознание той или иной этнической общности, мы исследуем субъективацию этничности, а в более широком контексте — этнический фактор в массовом сознании.

В эмпирическом исследовании национального самосознания в качестве основных эмпирических индикаторов целесообразно принять следующие:

1) этническую самоидентификацию, включающую представление об этноконсолидирующих и этнодифференцирующих признаках;

2) национальный характер на уровне системы модальных автостереотипов;

3) установки, выявляющие направленность этнических отношений на уровне системы модальных гетеростереотипов;

4) социокультурные установки и оценки, выявляющие отношение к национальной истории и к отдельным элементам этнической культуры (языку, традициям, ритуалам);

5) этнически обусловленные модальные ценности на уровне системы предпочтений, обусловливающих социальное поведение.

Изучение перечисленных элементов национального самосознания посредством «батареи» эмпирических методов и процедур позволяет рассмотреть изучаемый феномен под различными «углами зрения» — социальным, психологическим, культурным и политическим, ибо именно на пересечение этих составляющих и формируется национальное самосознание.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Социология и психология национальных отношений

Социология и психология национальных отношений... Учебное пособие СПб...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Понятие и структура национального самосознания

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

О границах предметной области
Название этой главы далеко не случайно: в отличие от «классических» наук — этнологии или социологии этносоциальные науки находятся еще в стадии формирования и уточнения собственного понятийного апп

Этнический парадокс современности
С одной стороны, не только в политической фразеологии, но и в обыденном сознании закрепляется приоритет универсальных (общечеловеческих) ценностей и «планетарного» или «глобального» мышления — граж

Самобытность против унификации
Культурные мотивы этнической мобилизации, как это и не парадоксально, коренятся в объективной тенденции XX века — в интернационализации материальных и духовных ценностей. Первоначально кул

Правовой тупик: право народов на самоопределение или принцип территориальной целостности?
Этнополитическая мобилизация чаще всего состоит в стремлении к государственному оформлению своей этнической идентичности, к повышению политического статуса своего народа. Социальная практи

Соотношение этнического и политического пространств
Понятие «социальное пространство» появилось в категориальном аппарате социологии в начале 1970-х гг., причем его однозначная трактовка отсутствует: в качестве синонимов используются такие термины к

Об институционализации этничности
Специфическими образованиями, обеспечивающими относительную устойчивость социальных связей и отношений в обществе, являются социальные институты, обладающие как формальной (материальной) структурой

Этническая стратификация в СССР и на постсоветском пространстве
Эпиграфом к последующим рассуждениям могло бы стать справедливое замечание Н. Бердяева о том, что «свобода есть право на неравенство». Наиболее краткое определение социальной стратификации

Case-study: русские в новом зарубежье
Примером последствий изменения как этнического пространства бывшего СССР, так и этнической стратификации во вновь образованных на его территории государствах может стать положение 25,3 млн. этничес

О природе социального конфликта
Конфликт — неизбежный результат всякой системы управления, любой иерархически организованной системы. «Социальный конфликт существует в том случае, когда две или большее количество сторон

Типология и динамика этнических конфликтов
Все авторы, пытающиеся по-своему определить категорию «этнического конфликта»» исходят из следующих посылок: во-первых, наличия двух или более сторон, которые могут быть представлены нацио

Уровень этнического риска как показатель вероятности возникновения конфликта
Можно ли прогнозировать этнический конфликт? На наш взгляд, его вероятность непосредственным образом связана с уровнем этнического риска в том или ином этноконтактном регионе. Под этническ

Экстерриториальные конфликты
Под экстерриториальным конфликтом понимается любое притязание на территорию (проживание, владение, управление), на которую претендует другая сторона, но только в том случае, если это притязание выд

Case-study: северо-кавказские конфликты
Наиболее конфликтогенной «зоной» Российской Федерации, где споры как между отдельными этническими группами, так и между этнической группой и государством в целом, носят наиболее жесткий, радикальны

Российская империя: тюрьма или сообщество народов?
В западной советологии преобладает восприятие СССР как последней колониальной империи1, которая должна была исчезнуть еще на этапе существования Российской империи в начале XX века, точн

Противоречия советской национальной политики
Потенция распада Союзного государства была заложена в момент его образования и горбачевская перестройка стала лишь конечным политическим и социально-экономическим импульсом, предопределившим его де

Распад СССР (1986-1991 гг.)
Распад СССР нельзя считать одномоментным событием, непосредственно связанным с Беловежскими соглашениями декабря 1991 года. Во многом, как уже говорилось, латентная конфликтогенность пересечения эт

Российский федерализм. Статус национальных субъектов РФ. Россия как многоэтничное сообщество
По данным переписи 1989 г. население РФ составляет 147.021.869 чел., из них 9.865.946 чел. (81,5%) русские. 108 млн. чел. (73,5%) живут вне национально-территориальных субъектов РФ. Наибол

Этническая самоидентификация
В самом общем виде этническая самоидентификация как индивида, так и общности — есть самовыделение на основе сравнения. Этническая группа только потому обладает самоидентификацией, а, следовательно,

Национальный характер: обычай, отношение, стереотип
Национальный характер — самый «неуловимый» феномен этничности, хотя этим понятием пользуются не одни только политики или писатели, но и ученые, зачастую подразумевая совершенно различные проявления

Case-study: русская доброта, французское легкомыслие и немецкая аккуратность
На эмпирическом уровне стереотипы проще всего зафиксировать посредством метода свободных характеристик с последующей процедурой контент-анализа, возможности которого подробно представлены в разделе

Этническая неприязнь или кого и за что «мы» не любим?
Этнические отношения актуализируются как в групповом сознании, так и в поведении, прежде всего, тогда, когда они приобретают негативный конфликтный характер, а сама этничность выступает в качестве

Символическая среда этничности
Социально обусловленные символы не только выражают групповые ощущения и эмоции, но, и это наиболее важно, способствуют социальной сплоченности (в нашем случае — формированию образа этнического «мы»

Традиции и ритуалы
Мы называем русскими традициями обыкновение встречать Новый год в кругу семьи; за праздничным столом, не считая калорий, обильно выпивать и закусывать, полагаться на «авось» и печь куличи.

Менталитет и модальные ценности
Энциклопедический словарь" определяет менталитет как обобщенное понятие, обозначающее в широком смысле совокупность и специфическую форму организации, своеобразный склад различных психических

О специфике организации этносоциального исследования
Прежде всего при организации опроса различных этнических групп чрезвычайно важно в полной мере учитывать этнокультурную обусловленность ситуации общения интервьюера с респондентом. Наприме

Как составить анкету?
Прежде чем приступить к методическому и процедурному описанию эмпирических индикаторов этничности, не лишне напомнить, что общий план и верстка анкеты имеют немалое значение. Любой социолог должен

Этнический статус респондента
Каков бы ни был предмет исследования, в том числе и этносоциологического, в опросном листе непременно присутствуют некоторые сведения, которые социологи чаще всего называют «паспортичкой»: пол, воз

Этнические отношения
Уже говорилось, что этничность не существует вне сравнения и вне коммуникации, это естественно, ибо это способ ее бытия. Однако в тех случаях, когда это сравнение перерастает в оценочное противопос

Этнические стереотипы как индикатор национального характера
Как мы уже знаем, измеряемой формой проявления национального характера служит этнический стереотип— социально обусловленное и относительно устойчивое оценочное суждение этнофора, относящееся как к

Этническая культура
Ядро характера народа воспроизводится из поколения в поколение благодаря преемственности этнической культуры, проявляющейся в общих символах, которые усваиваются и интериоризируются благодаря общем

Контент-анализ при изучении ответов на открытые вопросы
Под контент-анализом (Content Analysis) следует понимать анализ содержания коммуникации, предполагающий такую классификацию исследуемого содержания, которая позволяла бы выявить его основную структ

Народы сравнивались по 14 парам признаков.
Общительный 7654321 замкнутый Друг 7654321 враг Патриот 7654321 не патриот Нравственный 7654321 безнравственный Богатый 7654321 бедный Трудолюбивый 7654

Пословицы как первичный материал в этносоциальном исследовании
Национальный фольклор, если несколько перефразировать образ Теодорсона, который уже приводился, это наиболее яркая, красочная и, главное, крепкая повозка традиций, настойчиво преодолевающих время.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги