рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Этнические отношения

Этнические отношения - раздел Психология, Социология и психология национальных отношений Уже Говорилось, Что Этничность Не Существует Вне Сравнения И Вне Коммуникации...

Уже говорилось, что этничность не существует вне сравнения и вне коммуникации, это естественно, ибо это способ ее бытия. Однако в тех случаях, когда это сравнение перерастает в оценочное противопоставление, этничность приобретает патологические формы расизма, этнофобии или радикального этнонационализма, выступает в качестве символа отрицательной установки. Замечено, что нередко, отвергая тот или иной народ в целом, носитель негативного гетеростереотипа вообще не в состоянии объяснить, почему он, собственно говоря, «не любит» членов той или иной «не-нашей» общности.

Чаще всего это происходит в том случае, когда этническая группа склонна воспринимать себя как жертву различного рода притязаний со стороны иных этнических групп — более сильных или успешных.

Надо сказать, что этническое пространство, где сосуществуют и взаимодействуют различные этнические группы, вообще редко находится в равновесии, по самой своей природе оно конфликтогенно, просто «тектонические процессы» не сразу выходят на поверхность в форме открытого конфликта, который способен не только расшатать, но и разрушить данное пространство.

Иными словами, отношения между отдельными этническими группами всегда располагаются на условной шкале между двумя полюсами, с одной стороны, доброжелательного взаимодействия (образно говоря, симпатии), а, с другой, неприязненного отчуждения или антипатии. Середину шкалы в этом случае занимает этническая терпимость (толерантность).

Шкала эта в полной мере сопоставима с известной категорией социальной дистанции, которая понимается как чувство разделенное социальных групп или расстояния между ними. Для измерения степени терпимости или предубеждения, существующих в отношениях между группами (в том числе и этническими), используется так называемая кумулятивная шкала Богардуса7, которая позволяет вполне адекватно и надежно определить расстояние между «нами» и «ими» по некоторому континиуму признаков, к которым относятся соседство, работа, межличностное общение, семья.

Предполагается, что, если человек не возражал бы против вступления в брак с членом другой этнической общности, то он ничего не имел бы против и соседей другой национальности. В этом и состоит кумулятивность шкалы, которую поэтому как раз можно варьировать по числу включаемых признаков социальной дистанции. В своей практике мы использовали различные варианты «классической» шкалы; в наиболее полном виде наша адаптация ее выглядит следующим образом:

1. Вы предпочли бы, чтобы в Вашем городе жили люди только вашей национальности или нет?

1. Да. 2. Нет 3. Мне все равно

2. Вы предпочли бы, чтобы в Вашем доме жили люди только Вашей национальности или нет?

1. Да. 2. Нет 3. Мне все равно

3. Вы предпочли бы работать вместе с людьми только вашей национальности или нет?

1. Да. 2. Нет 3.Мне все равно

4. Вы предпочли бы обращаться (вариант: Ваши друзья) с людьми только вашей национальности или нет?

1. Да. 2. Нет 3. Мне все равно

5. Вы бы согласились с тем, чтобы Ваш близкий родственник вступил в брак с представителем другой национальности?

1. Да. 2. Нет 3.Мне все равно

Повторяю, совершенно не обязательно вводить в инструментарий все индикаторы шкалы, в большинстве случаев достаточно включения в опросный лист лишь последнего суждения (вопр. 5). Однако, если перед исследователем стоит задача выявить степень выраженности межэтнической терпимости или напротив нетерпимости, тогда лучше использовать шкалу в полном объеме, однако отдельные ее сегменты (вопросы) так же, как и в случае с этноконсолидирующими — этнодифференцирующими признаками, по возможности «раздвинуть» в самой анкете, перемежая их другими вопросами во избежание искажений, связанных с повтором сходных индикаторов.

Вообще этнические отношения — весьма обширный «сюжет» для эмпирического исследования, поэтому в том случае, если именно они — отношения между «нами» и «не-нами», составляют основной предмет научного интереса, целесообразно включение нескольких вводных вопросов с тем, чтобы установить меру актуализации этой проблемы в сознаний респондента. Такого рода вопросом может стать выяснение значимости «национальной проблемы» для данного региона или города (тип вопроса — закрытый, альтернативный). Неплохо так же спросить о том, приходилось ли участнику опроса бывать за границей, в других республиках бывшего СССР, с каким отношением к себе он там столкнулся, какими показались ему те «не-мы», с которыми он контактировал.

Важно, чтобы эти вопросы, как и все другие в этой серии, носили абсолютно нейтральный характер, и не подталкивали респондента ни к изъявлению «братских чувств» к представителям других народов, ни, напротив, к фиксации негативных установок. Этот совет, кстати, можно отнести и в целом к формулировке вопросов в любом этносоциальном исследовании.

Не бесспорно включение в опросный лист прямого вопроса, касающегося наличия у того или иного респондента негативных установок в межэтнических отношениях. «Классические» рекомендации его рассматривают как нежелательную подсказку и поэтому советуют избегать8. Кроме того, в социологической среде распространено мнение, что человек склонен отказываться от ответа на подобный «горячий», а поэтому интимный, вопрос.

Однако и вся сфера этнического во многом «интимна», об этом уже говорилось, по нашему же опыту прямое выявление отрицательных установок не вызывает у респондента никакой тревожности: в трех опросах, где использовался альтернативный вопрос: «Испытываете ли Вы неприязнь к представителям какой-либо национальности в целом?», предусматривающий только два выбора («да» и «нет»), в среднем отказались от ответа на него менее 1% опрошенных. Кроме того, опасность «подсказки» негативной установки заметно снижается в том случае, если ее выявление дополняют контрольные вопросы косвенного типа (в частности, хорошо «работает» в сочетании с другими такой — «Большинство должно или нет учитывать интересы национальных меньшинств?».).

В своем опыте мы сочетали приведенный выше закрытый альтернативный вопрос с двумя открытыми уточняющими («Если да, то к кому именно?» и «Назовите, пожалуйста, те качества, которые Вам не нравятся в характере и в поведении представителей этой национальности?»). Ответы на оба открытых вопроса подвергались процедуре контент-анализа, о специфике применения которого читатель узнает из третьей главы этой части книги.

Закрытый вопрос использовался как типообразующий в факторном анализе признаков этнической идентичности — это, кстати, и было основанием его включения в инструментарий.

Радикально националистические установки выявлялись нами посредством двух вопросов «социологического референдума». В одной анкете («Национальное самосознание русских») вопрос предлагал респонденту альтернативу выбора одно из двух суждений: «Россия — это государство прежде всего русских» и «Россия — это государство всех народов, живущих на ее территории», в другой («Динамика ценностей в русском сознании») — участникам опроса следовало выразить согласие или несогласие с лозунгом праворадикальных движений: «Россия — для русских».

Гипотетически предполагалось, что далеко не все люди, обремененные негативными гетеростереотипами (индикатор — наличие неприязни к другим народам), одновременно являются и сторонниками агрессивного этнонационализма (индикатор — превосходство своего народа над другими). Гипотеза подтвердилась: если 48,2% опрошенных петербуржцев испытывает неприязнь к тому или иному народу, то поддерживают радикальные националистические лозунги менее половины из их числа (18,8%).

Интерпретация этого факта — очевидна: негативный гетеростереотип чаще всего ситуативен и возникает вовсе не из чувства национального превосходства, а напротив — реальной или мнимой униженности. Его носитель, как это было в нашем случае, апеллирует к справедливости, а не к методам радикальной борьбы с «чужаками». По-другому обстоит дело с националистом: его предрассудок чаще всего носит константный, а не ситуативный характер, кроме того, он склонен гипертрофировать достоинства своей этнической группы, принижая в то же время другие. Это устойчивое предубеждение, которое в определенном смысле обусловливает и общий стиль поведения его носителя.

Но и эта численность «этнорадикалов» (а их — примерно пятая часть опрошенных) не может не вызвать обоснованной тревоги, учитывая полиэтничность российского общества и многонациональный состав народа Российской Федерации.

Именно поэтому как бы ни были «неудобны» и сложны исследования субъективированного среза этнических отношений, избегать их, удаляясь в более спокойные этнокультурные «сюжеты», ни в коей случае нельзя. В этом и состоит профессиональная ответственность этносоциолога.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Социология и психология национальных отношений

Социология и психология национальных отношений... Учебное пособие СПб...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Этнические отношения

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

О границах предметной области
Название этой главы далеко не случайно: в отличие от «классических» наук — этнологии или социологии этносоциальные науки находятся еще в стадии формирования и уточнения собственного понятийного апп

Этнический парадокс современности
С одной стороны, не только в политической фразеологии, но и в обыденном сознании закрепляется приоритет универсальных (общечеловеческих) ценностей и «планетарного» или «глобального» мышления — граж

Самобытность против унификации
Культурные мотивы этнической мобилизации, как это и не парадоксально, коренятся в объективной тенденции XX века — в интернационализации материальных и духовных ценностей. Первоначально кул

Правовой тупик: право народов на самоопределение или принцип территориальной целостности?
Этнополитическая мобилизация чаще всего состоит в стремлении к государственному оформлению своей этнической идентичности, к повышению политического статуса своего народа. Социальная практи

Соотношение этнического и политического пространств
Понятие «социальное пространство» появилось в категориальном аппарате социологии в начале 1970-х гг., причем его однозначная трактовка отсутствует: в качестве синонимов используются такие термины к

Об институционализации этничности
Специфическими образованиями, обеспечивающими относительную устойчивость социальных связей и отношений в обществе, являются социальные институты, обладающие как формальной (материальной) структурой

Этническая стратификация в СССР и на постсоветском пространстве
Эпиграфом к последующим рассуждениям могло бы стать справедливое замечание Н. Бердяева о том, что «свобода есть право на неравенство». Наиболее краткое определение социальной стратификации

Case-study: русские в новом зарубежье
Примером последствий изменения как этнического пространства бывшего СССР, так и этнической стратификации во вновь образованных на его территории государствах может стать положение 25,3 млн. этничес

О природе социального конфликта
Конфликт — неизбежный результат всякой системы управления, любой иерархически организованной системы. «Социальный конфликт существует в том случае, когда две или большее количество сторон

Типология и динамика этнических конфликтов
Все авторы, пытающиеся по-своему определить категорию «этнического конфликта»» исходят из следующих посылок: во-первых, наличия двух или более сторон, которые могут быть представлены нацио

Уровень этнического риска как показатель вероятности возникновения конфликта
Можно ли прогнозировать этнический конфликт? На наш взгляд, его вероятность непосредственным образом связана с уровнем этнического риска в том или ином этноконтактном регионе. Под этническ

Экстерриториальные конфликты
Под экстерриториальным конфликтом понимается любое притязание на территорию (проживание, владение, управление), на которую претендует другая сторона, но только в том случае, если это притязание выд

Case-study: северо-кавказские конфликты
Наиболее конфликтогенной «зоной» Российской Федерации, где споры как между отдельными этническими группами, так и между этнической группой и государством в целом, носят наиболее жесткий, радикальны

Российская империя: тюрьма или сообщество народов?
В западной советологии преобладает восприятие СССР как последней колониальной империи1, которая должна была исчезнуть еще на этапе существования Российской империи в начале XX века, точн

Противоречия советской национальной политики
Потенция распада Союзного государства была заложена в момент его образования и горбачевская перестройка стала лишь конечным политическим и социально-экономическим импульсом, предопределившим его де

Распад СССР (1986-1991 гг.)
Распад СССР нельзя считать одномоментным событием, непосредственно связанным с Беловежскими соглашениями декабря 1991 года. Во многом, как уже говорилось, латентная конфликтогенность пересечения эт

Российский федерализм. Статус национальных субъектов РФ. Россия как многоэтничное сообщество
По данным переписи 1989 г. население РФ составляет 147.021.869 чел., из них 9.865.946 чел. (81,5%) русские. 108 млн. чел. (73,5%) живут вне национально-территориальных субъектов РФ. Наибол

Понятие и структура национального самосознания
Субъективированной формой проявления этничности является этническое самосознание, которое в самом общем виде можно определить как «чувство принадлежности к тому или иному этносу, выражающееся в этн

Этническая самоидентификация
В самом общем виде этническая самоидентификация как индивида, так и общности — есть самовыделение на основе сравнения. Этническая группа только потому обладает самоидентификацией, а, следовательно,

Национальный характер: обычай, отношение, стереотип
Национальный характер — самый «неуловимый» феномен этничности, хотя этим понятием пользуются не одни только политики или писатели, но и ученые, зачастую подразумевая совершенно различные проявления

Case-study: русская доброта, французское легкомыслие и немецкая аккуратность
На эмпирическом уровне стереотипы проще всего зафиксировать посредством метода свободных характеристик с последующей процедурой контент-анализа, возможности которого подробно представлены в разделе

Этническая неприязнь или кого и за что «мы» не любим?
Этнические отношения актуализируются как в групповом сознании, так и в поведении, прежде всего, тогда, когда они приобретают негативный конфликтный характер, а сама этничность выступает в качестве

Символическая среда этничности
Социально обусловленные символы не только выражают групповые ощущения и эмоции, но, и это наиболее важно, способствуют социальной сплоченности (в нашем случае — формированию образа этнического «мы»

Традиции и ритуалы
Мы называем русскими традициями обыкновение встречать Новый год в кругу семьи; за праздничным столом, не считая калорий, обильно выпивать и закусывать, полагаться на «авось» и печь куличи.

Менталитет и модальные ценности
Энциклопедический словарь" определяет менталитет как обобщенное понятие, обозначающее в широком смысле совокупность и специфическую форму организации, своеобразный склад различных психических

О специфике организации этносоциального исследования
Прежде всего при организации опроса различных этнических групп чрезвычайно важно в полной мере учитывать этнокультурную обусловленность ситуации общения интервьюера с респондентом. Наприме

Как составить анкету?
Прежде чем приступить к методическому и процедурному описанию эмпирических индикаторов этничности, не лишне напомнить, что общий план и верстка анкеты имеют немалое значение. Любой социолог должен

Этнический статус респондента
Каков бы ни был предмет исследования, в том числе и этносоциологического, в опросном листе непременно присутствуют некоторые сведения, которые социологи чаще всего называют «паспортичкой»: пол, воз

Этнические стереотипы как индикатор национального характера
Как мы уже знаем, измеряемой формой проявления национального характера служит этнический стереотип— социально обусловленное и относительно устойчивое оценочное суждение этнофора, относящееся как к

Этническая культура
Ядро характера народа воспроизводится из поколения в поколение благодаря преемственности этнической культуры, проявляющейся в общих символах, которые усваиваются и интериоризируются благодаря общем

Контент-анализ при изучении ответов на открытые вопросы
Под контент-анализом (Content Analysis) следует понимать анализ содержания коммуникации, предполагающий такую классификацию исследуемого содержания, которая позволяла бы выявить его основную структ

Народы сравнивались по 14 парам признаков.
Общительный 7654321 замкнутый Друг 7654321 враг Патриот 7654321 не патриот Нравственный 7654321 безнравственный Богатый 7654321 бедный Трудолюбивый 7654

Пословицы как первичный материал в этносоциальном исследовании
Национальный фольклор, если несколько перефразировать образ Теодорсона, который уже приводился, это наиболее яркая, красочная и, главное, крепкая повозка традиций, настойчиво преодолевающих время.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги