рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Самобытность против унификации

Самобытность против унификации - раздел Психология, Социология и психология национальных отношений Культурные Мотивы Этнической Мобилизации, Как Это И Не Парадоксально, Коренят...

Культурные мотивы этнической мобилизации, как это и не парадоксально, коренятся в объективной тенденции XX века — в интернационализации материальных и духовных ценностей.

Первоначально культурную «глобализацию» обеспечил численный рост городского населения, пополнявшегося за счет миграции из сельской местности. Если сельский образ жизни многочисленными «нитями» привязывает человека к традициям и обычаям, как правило, только «своей» этнической культуры, то город почти всегда «космополитичен» и поэтому недавний крестьянин в городской среде постепенно утрачивает исконное культурное своеобразие.

Однако если в первой половине XX века миграция была в основном внутренней (между регионами одной страны), то после окончания второй мировой войны заметно расширилась внешняя трудовая миграция. Так, в северо-западных индустриальных регионах Европы в начале 70-х гг. проживало свыше 11 млн. иностранных рабочих, в Германии и Великобритании каждый седьмой работник физического труда был мигрантом. Этот процесс еще более, чем первоначальная урбанизация за счет собственных «людских ресурсов», разрушал относительно замкнутые «культурные пространства», присущие доиндустриальной Европе.

Таким образом, как урбанизация, так и внешняя миграция способствовали «перемешиванию» людских масс и повсеместному возникновению этноконтактной среды.

В урбанизированном обществе индустриального, а затем — и постиндустриального, типа закономерно происходит стирание различий не только в одежде или в пище, но и в культурных и поведенческих стереотипах, которые нередко (это для наших рассуждений весьма существенно) навязываются господствующей культурой, причем независимо от государственного строя, будь то Франция или СССР, всегда из «благих целей».

Этому процессу, кроме того, немало способствует единая сеть электронных средств массовой информации, формирующая духовный мир среднего горожанина в рамках схожих мифологем и ролевых ожиданий. Для малых народов и так называемых «исторических национальностей» происходящее неизбежно чревато аккультурацией, утратой своего этнокультурного обличья.

Конечно, в перспективе, учитывая размах эффективных коммуникаций открытого общества, процесс этот неизбежен, однако сегодня к нему еще далеко не все народы готовы.

На фоне этой объективной тенденции эпохи постмодерна этническая группа неосознанно стремится сохранить свою самобытность вопреки ее насильственному «размыванию», уберечь себя от усредненности, чтобы не стать как «все». Именно поэтому культивируют свои обычаи и язык, к примеру, бретонцы — часть французского народа, а сами французы сопротивляются «американизации» массовой культуры, расценивая ее как культурную экспансию Нового Света.

Это сопротивление психологически вполне объяснимо: ведь и любой человек, вовлеченный в систему социальных отношений, ролей и статусов, тем не менее стремится остаться «самим собой», так и народ — часть человечества противодействует своему растворению, о чем, в частности, свидетельствует и в целом неудачный опыт формирования «новых исторических общностей» - советского, югославского и чехословацкого народов.

Культурные мотивы этнической мобилизации подчас, особенно в условиях социального кризиса, становятся основой политического размежевания, первичным фактором межэтнической конфликтогенности.

Именно такой путь — от защиты культурной самобытности до провозглашения политических лозунгов — прошли многие народы бывшего Советского Союза.

На протяжении десятилетий, еще в бытность Российской империи, по всему периметру национальных окраин проводилась целенаправленная русификация, которая наряду с очевидными достоинствами (приобщение к русской культуре, а опосредованно и к европейской цивилизации, формирование кадров национальной интеллигенции, интенсификация экономики с привлечением русских специалистов и т. п.) несла с собой и немалые издержки — частичную этнокультурную денационализацию малочисленных и родственных (украинцы, белорусы) народов, а также тех этнических групп, которые еще не миновали индустриальной фазы социального развития. Русификация приводила к «затуханию» национального самосознания, а в зримой перспективе и к потере этнической идентичности.

С образованием СССР в республиках постоянно росло число русских школ за счет национальных, основным языком высшего образования стал также стал русский, который в крупных городах вытеснял местные языки из сферы делопроизводства и делового общения. Национальные языки все более уходили в сферу семейно-бытовых отношений, продолжая полноценно функционировать лишь в сельской местности. Особенно языковая денационализация затронула молодежь, в среде которой использование русского языка по сравнению с родным считалось более престижным.

По данным исследования «Межнациональные отношения студентов в СССР» (1988-1989 гг.) в рамках целевой комплексной программы Гособразования СССР по изучению вузовской молодежи выяснилось, в частности, что лишь 58% студентов-узбеков свободно владеют родным языком, в то время как в совершенстве владели русским 77% из их числа. Исчезал из сферы речевой коммуникации казахский язык: им даже в общении с родителями пользовалось менее 65% студентов казахской национальности (с друзьями — 47%). Примерно такой же была и сфера распространения украинского языка — с родителями по-украински говорили 67% студентов коренной национальности, с друзьями — 55%.

В Белоруссии к моменту возникновения собственной государственности родной язык рисковал превратиться в мертвый, наподобие латыни: только 63% студентов белорусов в момент проведения опроса считали язык своей национальности родным, и если 97% из их числа свободно говорили по-русски, то по-белорусски — лишь 39%.

«Полуязычие», а именно так нередко можно было обозначить официальное «национальное-русское двуязычие», формировалось как вследствие культурной политики Центра, так и стараниями местных русских, для которых владение языком коренного народа было скорее исключением, а не нормой.

Язык — это первичная символическая среда функционирования этничности, поэтому его утрата весьма опасна для сохранения культуры, однако в годы советской власти языковая денационализация сопровождалась и искоренением национальных обычаев под видом борьбы с религией. Конечно, подобная борьба велась и с православием в русских регионах, однако в союзных республиках и автономиях запреты в отношении народных традиций и праздников чаще всего приписывались русским, хотя нередко были инициированы местными властями, желавшими «выслужиться» перед Москвой.

Тем не менее, именно угроза культурного «манкуртизма» (это понятие стало нарицательным сразу же после выхода в свет популярного романа Чингиза Айтматова «Плаха») стало первичным мотивам бытовой русофобии, но, и это главное, основой этнонациональной мобилизации, образования национальных движений, которые уже спустя несколько лет сменили чисто культурные требования на политическую борьбу за государственный суверенитет своих народов.

Конечно, выдвижение сецессионных лозунгов — не обязательное следствие этнокультурной мобилизации: так, для большинства «исторических национальностей» (к примеру, бретонцев или сорбов-лужичан) сохранения языка, традиций и обычаев вполне достаточно для поддержания этнической самоидентификации, однако тем же баскам, косовским албанцам или абхазам одной лишь культурной автономии недостаточно. Их мобилизация уже перешла на качественно новую, высшую, ступень и притязания носят впрямую политический характер, тот же, каким отличались национальные движения в союзных республиках в канун подписания Беловежских соглашений.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Социология и психология национальных отношений

Социология и психология национальных отношений... Учебное пособие СПб...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Самобытность против унификации

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

О границах предметной области
Название этой главы далеко не случайно: в отличие от «классических» наук — этнологии или социологии этносоциальные науки находятся еще в стадии формирования и уточнения собственного понятийного апп

Этнический парадокс современности
С одной стороны, не только в политической фразеологии, но и в обыденном сознании закрепляется приоритет универсальных (общечеловеческих) ценностей и «планетарного» или «глобального» мышления — граж

Правовой тупик: право народов на самоопределение или принцип территориальной целостности?
Этнополитическая мобилизация чаще всего состоит в стремлении к государственному оформлению своей этнической идентичности, к повышению политического статуса своего народа. Социальная практи

Соотношение этнического и политического пространств
Понятие «социальное пространство» появилось в категориальном аппарате социологии в начале 1970-х гг., причем его однозначная трактовка отсутствует: в качестве синонимов используются такие термины к

Об институционализации этничности
Специфическими образованиями, обеспечивающими относительную устойчивость социальных связей и отношений в обществе, являются социальные институты, обладающие как формальной (материальной) структурой

Этническая стратификация в СССР и на постсоветском пространстве
Эпиграфом к последующим рассуждениям могло бы стать справедливое замечание Н. Бердяева о том, что «свобода есть право на неравенство». Наиболее краткое определение социальной стратификации

Case-study: русские в новом зарубежье
Примером последствий изменения как этнического пространства бывшего СССР, так и этнической стратификации во вновь образованных на его территории государствах может стать положение 25,3 млн. этничес

О природе социального конфликта
Конфликт — неизбежный результат всякой системы управления, любой иерархически организованной системы. «Социальный конфликт существует в том случае, когда две или большее количество сторон

Типология и динамика этнических конфликтов
Все авторы, пытающиеся по-своему определить категорию «этнического конфликта»» исходят из следующих посылок: во-первых, наличия двух или более сторон, которые могут быть представлены нацио

Уровень этнического риска как показатель вероятности возникновения конфликта
Можно ли прогнозировать этнический конфликт? На наш взгляд, его вероятность непосредственным образом связана с уровнем этнического риска в том или ином этноконтактном регионе. Под этническ

Экстерриториальные конфликты
Под экстерриториальным конфликтом понимается любое притязание на территорию (проживание, владение, управление), на которую претендует другая сторона, но только в том случае, если это притязание выд

Case-study: северо-кавказские конфликты
Наиболее конфликтогенной «зоной» Российской Федерации, где споры как между отдельными этническими группами, так и между этнической группой и государством в целом, носят наиболее жесткий, радикальны

Российская империя: тюрьма или сообщество народов?
В западной советологии преобладает восприятие СССР как последней колониальной империи1, которая должна была исчезнуть еще на этапе существования Российской империи в начале XX века, точн

Противоречия советской национальной политики
Потенция распада Союзного государства была заложена в момент его образования и горбачевская перестройка стала лишь конечным политическим и социально-экономическим импульсом, предопределившим его де

Распад СССР (1986-1991 гг.)
Распад СССР нельзя считать одномоментным событием, непосредственно связанным с Беловежскими соглашениями декабря 1991 года. Во многом, как уже говорилось, латентная конфликтогенность пересечения эт

Российский федерализм. Статус национальных субъектов РФ. Россия как многоэтничное сообщество
По данным переписи 1989 г. население РФ составляет 147.021.869 чел., из них 9.865.946 чел. (81,5%) русские. 108 млн. чел. (73,5%) живут вне национально-территориальных субъектов РФ. Наибол

Понятие и структура национального самосознания
Субъективированной формой проявления этничности является этническое самосознание, которое в самом общем виде можно определить как «чувство принадлежности к тому или иному этносу, выражающееся в этн

Этническая самоидентификация
В самом общем виде этническая самоидентификация как индивида, так и общности — есть самовыделение на основе сравнения. Этническая группа только потому обладает самоидентификацией, а, следовательно,

Национальный характер: обычай, отношение, стереотип
Национальный характер — самый «неуловимый» феномен этничности, хотя этим понятием пользуются не одни только политики или писатели, но и ученые, зачастую подразумевая совершенно различные проявления

Case-study: русская доброта, французское легкомыслие и немецкая аккуратность
На эмпирическом уровне стереотипы проще всего зафиксировать посредством метода свободных характеристик с последующей процедурой контент-анализа, возможности которого подробно представлены в разделе

Этническая неприязнь или кого и за что «мы» не любим?
Этнические отношения актуализируются как в групповом сознании, так и в поведении, прежде всего, тогда, когда они приобретают негативный конфликтный характер, а сама этничность выступает в качестве

Символическая среда этничности
Социально обусловленные символы не только выражают групповые ощущения и эмоции, но, и это наиболее важно, способствуют социальной сплоченности (в нашем случае — формированию образа этнического «мы»

Традиции и ритуалы
Мы называем русскими традициями обыкновение встречать Новый год в кругу семьи; за праздничным столом, не считая калорий, обильно выпивать и закусывать, полагаться на «авось» и печь куличи.

Менталитет и модальные ценности
Энциклопедический словарь" определяет менталитет как обобщенное понятие, обозначающее в широком смысле совокупность и специфическую форму организации, своеобразный склад различных психических

О специфике организации этносоциального исследования
Прежде всего при организации опроса различных этнических групп чрезвычайно важно в полной мере учитывать этнокультурную обусловленность ситуации общения интервьюера с респондентом. Наприме

Как составить анкету?
Прежде чем приступить к методическому и процедурному описанию эмпирических индикаторов этничности, не лишне напомнить, что общий план и верстка анкеты имеют немалое значение. Любой социолог должен

Этнический статус респондента
Каков бы ни был предмет исследования, в том числе и этносоциологического, в опросном листе непременно присутствуют некоторые сведения, которые социологи чаще всего называют «паспортичкой»: пол, воз

Этнические отношения
Уже говорилось, что этничность не существует вне сравнения и вне коммуникации, это естественно, ибо это способ ее бытия. Однако в тех случаях, когда это сравнение перерастает в оценочное противопос

Этнические стереотипы как индикатор национального характера
Как мы уже знаем, измеряемой формой проявления национального характера служит этнический стереотип— социально обусловленное и относительно устойчивое оценочное суждение этнофора, относящееся как к

Этническая культура
Ядро характера народа воспроизводится из поколения в поколение благодаря преемственности этнической культуры, проявляющейся в общих символах, которые усваиваются и интериоризируются благодаря общем

Контент-анализ при изучении ответов на открытые вопросы
Под контент-анализом (Content Analysis) следует понимать анализ содержания коммуникации, предполагающий такую классификацию исследуемого содержания, которая позволяла бы выявить его основную структ

Народы сравнивались по 14 парам признаков.
Общительный 7654321 замкнутый Друг 7654321 враг Патриот 7654321 не патриот Нравственный 7654321 безнравственный Богатый 7654321 бедный Трудолюбивый 7654

Пословицы как первичный материал в этносоциальном исследовании
Национальный фольклор, если несколько перефразировать образ Теодорсона, который уже приводился, это наиболее яркая, красочная и, главное, крепкая повозка традиций, настойчиво преодолевающих время.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги