Реферат Курсовая Конспект
Теоретические подходы к проблеме социализации - раздел Психология, Введение в современную социальную психологию Иллюстрацией Многополярности Психологических Представлений В ...
|
Иллюстрацией многополярности психологических представлений в области рассмотрения социалазации является ситуация присутствия различных теоретических подходов и направлений. Отсутствие какой-либо «единственно-верной» теоретической концепции еще недавно попрождавшее чувство неопределенности в проблемной области и, в отдельных случаях, стремление обойти проблему социализации вообще, на современном этапе стимулировало стремление к налаживанию межпарадигмального диалога различных теоретических подходов. И если раньше подходы, не вписывавшиеся в общую идеологическую схему, либо игнорировались, либо подавались в критикуемой форме, то сегодня они воспринимаются как обладающие определенным потенциалом продуктивности в углублении понимания проблемы социализации. Так как каждый подход, в силу своих методологических оснований, акцентирует внимание на определенных аспектах проблемы, анализируемых при помощи специфичных теоретических схем и исследовательских инструментов, то знакомство с его достижениями представляет особый интерес. В рамках интегративно-эклектической логики работы мне представляется полезным непредвзятое знакомство с основными психологическими традициями, внесшими свой оригинальный вклад в разработку проблемы социализации. К числу таких традиций относятся психодинамическая, когнитивная, интеракционистская, социального научения и деятельностная, на представлении которых мы и остановимся.
Психодинамический подход.Представляяодин из наиболее продуктивных и разноплановых подходов, объединяющих исследователей, придерживающихся позиции о решающем значении для будущего личности раннего детства, как-бы задающего будущее проблемное поле человека. В рамках построения представлений о специфике подхода будут представлены психосексуальная концепция З. Фрейда, психосоциальная концепция Э. Эриксона и представления теоретиков объектных отношений.
Классические основания подхода разработаны З. Фрейдом, рассматривавшим ребенка как природно импульсивного, легковозбуждаемого и обладающего низкой способностью к самоограничению или задержке удовлетворения потребностей. Социализация происходит в результате подавления и дисциплинирования со стороны общества своего нового члена, направленных на принятие общественно признанных конвенций. Проблемы, связанные с этим принуждением будут проявляться в психике позже, отражая возникновение напряжение между потребностями и драйвами развивающегося организма и ограничениями и целями окружающего общества.
В своей теории психосексуального развития в качестве предмета исследования З. Фрейд рассматривает человеческие влечения, эмоции и полоролевое поведение. В процессе последовательного прохождения выделяемых пяти стадий психосексуального развития и формируется жизненная пероспектива ребенка. Если ведущие конфликты каждой стадии разрешаются успешно процесс социализации безболезненен, в противном случае – создается проблемное поле, требующее будущего разрешения. На каждой стадии интересы ребенка и окружающих его людей (первичных воспитателей) сосредоточены вокруг какой-то определенной части тела (эрогенной зоны), служащей источником получения удовольствий. Для каждой стадии характерен конфликт между стремлением к удовольствию и ограничениями, навязывамыми первичными воспитателями, а впоследствии и "Суперэго".
Основываясь на результатах наблюдений за поведением детей и выделяя ведущие, по его мнению, точки соприкосновения с реальностью бытия, обладающие потенциалом проблемности, З. Фрейд выделил ряд стадий психосексуального развития.
1. Оральная стадия (от рождения до 2 лет). На этой стадии эрогенной зоной является рот. Энергия младенца направлена на то, чтобы получить удовлетворение через рот (в основном, прием пищи и сосание каких-то предметов). Чрезмерное удовлетворение На стадии грудного вскармливания может привести к тому, что, став взрослым, человек будет предельно самостоятельным без видимых на то оснований. И наоборот, неудовлетворенность, неприятные ощущения в этот период могут обусловить формирование очень зависимого взрослого. Примерами неудачного разрешения данного конфликта являются люди, которые постоянно раздражены, агрессивны или саркастичны, склонны к перееданию, грызут ногти, много говорят, курят, любят жевательную резинку, леденцы. Эти особенности поведения, с точки зрения З. Фрейда, свидетельствуют о том, что они "застряли на оральной стадии развития".
2. Анальная стадия (от 2 до 3 лет). Доминирующей проблемной зоной этой стадии становится анус (задний проход) в силу того, что ребенкок сталкивается с необходимостью самоограничений в области исправления естественных потребностей, связанных с формированием навыков туалета. И его внимание сосредоточивается на анальной области, на выделениях и испражнениях. Дети, успешно прошедшие данную стадию, отличаются гибкостью мышления, великодушием, аккуратностью — чертами, которые сохраняются на всю жизнь. Быстрое и сопряженное с насилием приучение к туалету может обернуться тем, что ребенок "зациклится" на постоянных требованиях чистоты, на излишней приверженности правилам гигиены, чрезмерной опрятности. И наоборот, если родители не обращают внимания на то, куда и как ребенок ходит в туалет, то в результате может сформироваться взрослый, склонный к негативизму, анархичности и лидерству.
3. Фаллическая стадия (от 4 до 5 лет). На этой стадии дети внимательно изучают свои половые органы и главным источником удовольствий для ребенка становится пенис или клитор. Согласно Фрейду, в этот период начинают проявляться полоролевые различия между мальчиками и девочками. У детей впервые появляются симпатия к родителям противоположного пола и чувство неприязни к родителям одного с ними пола. Связанные с этими чувствами конфликты Фрейд назвал Эдиповым комплексом (у мальчиков) и комплексом Электры (у девочек).
Дети, успешно преодолевшие данную стадию, обычно легко разрешают конфликты посредством отождествления себя с родителями того же пола. При этом такие дети начинают копировать образцы поведения, интонации речи, прически, и т.п. родителей соответствующего пола. З. Фрейд полагал, что мальчики, испытавшие трудности на этой стадии, становятся робкими, застенчивыми, пассивными мужчинами. Что касается девочек, то они несут "комплекс Электры" всю жизнь, только в каждый возрастной период это проявляется по-разному. Обычно это выражается в неадекватно интенсивном стремлении к половой связи с мужчинами или в желании иметь сына в качестве компенсации в случае отсутствия такой постоянной связи.
4. Латентная стадия (от 6 до 12 лет). На данной стадии либидо не концентрируется на какой-то определенной части тела или органе, а сексуальные потенции как бы дремлют в состоянии бездействия, покоя. Дети, успешно идентифицировавшие себя с представителями того же пола, начинают не только копировать, но и быстро усваивать нормы поведения, соответствующие их полу и одобряемые обществом.
5. Генитальная стадия (от 12 до 18 лет). В этот период сохраняются некоторые особенности, характерные для ранних стадий, но главным источником удовольствия становится половое сношение с представителем противоположного пола.
Последним двум стадиям Фрейд уделил мало внимания так как считал, что основные личностные характеристики закладываются в пять-шесть лет.
Критика либидозной направленности З.Фрейда приведшая к оформлению постфрейдизма (Адлер, Фромм, Хорни, Юнг), пытающегося найти иные базовые основания, привела к разработке Эриком Эриксоном концепции психосоциального развития, основывающейся на приоритетности для социализации взаимоотношений с непосредственным социальным окружением ребенка. Э. Эриксон полагал, что лишь здоровый взрослый человек способен удовлетворять свои потребности в личностном развитии, желания собственного Эго (Я) и отвечать требованиям общества. В отличие от З Фрейда, Э. Эриксон чаще употребляет понятие "социальное развитие", подчеркивая влияние на развитие человека социальных, исторических и культурных факторов. Им был выделен ряд стадий психосоциального развития личности. Представленных в приводимой ниже таблице в их сравнении со стадиями психосексуального развития З. Фрейда.
Таблица № Х. Стадии психосексуального и психосоциального развития (По З. Фрейду и Э. Эриксону)
Психосексуальные стадии (по Z. Freud) | Психосоциальные стадии (по E. Erikson) | Основные задачи развития | Некоторые детерминанты позитивного развития |
Оральная (0-18 месяцев) Анальная (18 месяцев до 2-3 лет) Фаллическая (от 2-3 до 6 лет) Латентности (6-11 лет) Генитальная (11 лет и старше) Генитальная (ранняя взрослость) Генитальная (взрослость) Генитальная (старшая взрослость) | Доверие недоверие Автономия стыд и сомнения Инициатива стыд Производство неполноценность Идентичность диффузия идентичности Интимность изоляция Генеративность погруженность в себя Интеграция отчаяние | Развитие достаточного доверия для исследования мира Развития чувства контроля над поведением; реализация преследуемых интенций Развитие чувства самости через идентификацию с родителями и чувства ответственности за собственные действия Развитие чувства собственной ценности через взаимодействие с ровесниками Развитие определенного и устойчивого чувства идентичности - эго (самости); отбор различных потенциальных самостей Развитие тесных взаимоотношений с другими; приобретение интимности, требуемой для женитьбы Обобщение ответственности роли взрослого в сообществе; привнесение собственного вклада; обретение заслуг Столкновения со смертью; преодоление потенциального отчаяния; понимание смысла жизни | Мама, теплое, любящее взаимодействие Поддерживающие родители; подражание Поддерживающие родители; идентификация Школа, учителя; научение и обучение; ободрение Ровесники и ролевые модели; социальное давление Супруги, коллеги, партнеры, общество Супруги, дети, друзья, коллеги, сообщество Друзья, родственники, дети, супруги, сообщество |
Расширяя рамки процесса социализации практически на всю жизнь человека Э. Эриксон приходит к выводу о зависимости реализованности в социальной жизни человека от успешности разрешения им ведущих стадиальных конфликтов в качестве которых он выделяет:
1. Конфликт между доверием и недоверием к окружающему миру (с рождения до 1 года).
2. Конфликт между чувством независимости и ощущением стыда и сомнения (1—3 года).
3. Конфликт между инициативностью и чувством вины (4—5 лет).
4. Конфликт между трудолюбием и чувством неполноценности (6—11 лет).
5. Конфликт между пониманием принадлежности к определенному полу и непониманием форм поведения, соответствующих данному полу (12—18 лет).
6. Конфликт между стремлением к интимным отношениям и ощущением изолированности от окружающих (ранняя взрослость).
7. Конфликт между жизненной активностью и сосредоточенностью на себе, своих возрастных проблемах (средняя взрослость).
8. Конфликт между ощущением полноты жизни и отчаянием (позднее взросление) [238. С. 43].
Выделение данных конфликтов связывается с понятием жизненных кризисов, характерных для определенных воозрастных периодов. Причем, в отличие от З. Фрейда, он выводит эти кризисы из наблюдений пробюлемных полей людей, пытаясь найти им соответствующие объяснения социетального свойства. Последующие критики Э. Эриксона в качестве замечания указывали на слишком малую выборку испытуемых (чуть более 100 человек), не дающую оснований для сколько-нибудь обоснованных обобщений. Тем не менее, концепция оказалась популярной и объясняющей достаточно распространенные проблемы. Связанные с переоценкой человеком самого себя.
Э. Эриксон полагал, что если стадиальные конфликты разрешаются успешно, то кризис не принимает острых форм и заканчивается формированием определенных личностных качеств, в совокупности составляющих тот или иной тип личности. Неудачное разрешение кризиса на какой-то из стадий приводит к тому, что, переходя на новую стадию, человек переносит с собой необходимость разрешения уже ряда противоречий, что связано с определенными сложностями. Отмечая вклад Э. Эриксона в развитие представлений об особенностях и условиях продуктивности социализации, следует отметить его эвристическую и объяснительную ценность. Распространенная же критика в отсутствии достаточной обоснованности позитивистского толка должна сопровождаться ссылками и на уязвимые места самого позитивистского подхода (см., раздел).
Проблема социализации получила свое развитие и в работах теоретиков объектных отношений (Кернберг, Клейн, Кохут, Фейрбейрн и др.), получивших особую популярность в последние годы. Мелани Клейн, фактически родоначальница подхода, зафиксировала присущую детям тенденцию деления мира на плохой и хороший, рассматривая жизнь как борьбу между позитивными чувствами любви и негативными чувствами ненависти. Этот конфликт приводит к расщеплению мира на благожелательный и неблагожелательный компоненты. Индивидуальное своеобразие такого рода расщепления определяется спецификой обращения с ребенком со стороны первичных воспитателей. Доминирование негативной компоненты приводит к отношению к окружающему миру как к враждебному. А все то, что транслируется им воспринимается как таящее потенциальную опасность и, наоборот.
Продолжая эту логику рассуждений, Отто Кернберг характеризует отношения ребенок – первичные воспитатели, как биполярные репрезентации, каждая из которых создается образом ребенка самим по себе и образом значимых других (матери), а также чувствами, формируемыми между ними в процессе выстраивания взаимоотношений. Если ребенок испытывает состояние депривации, это способствует негативной окраске биполярных репрезентаций, в противном случае – позитивной. Биполярные репрезентации интернализуются или метаболируются как результат переживаемых взаимодействий. Данные интернализации обусловливают различные типы последствий для разных возрастных периодов развития ребенка. В последующем аккумулированные репрезентации становятся интернализованными единицами структур мышления, выступая в качестве своеобразных линз или фильтров рассмротрения сосбственной самости во взаимоотношениях с окружающими другими людьми. Последующие взаимоотношения, в свою очередь, рассматриваются как обусловленные этими, ранее интернализованными шаблонами репрезентаций.
Особое место в развити идеи объектных отношений применительно к проблеме социализации принадлежит Хейнцу Кохуту, который пытался разработать теоретическое объяснение феноменологии и симптомологии нарциссизма. Как уже показывалось в предшествующих разделах в центре этого анализа также находится категория самости. Социализация ребенка в решающей степени зависит от первичных воспитателей, их защищенности и самооценки. По Х. Кохуту тремя базовыми мотивационными системами, определяющими своеобразие само и мироотношения являются честолюбие, идеалы и потребность в самоуважении.
Теория развития Х. Кохут, как и большинство других психодинамических теорий, постулирует факт слабой дифференцированности у новорожденных собственной самости от самости других. Для новорожденных характерна слабая дифференцированность репрезентаций. Эта стадия развитя обознанчается как стадия фрагментаризованной самости. На втором году жизни начинает развиваться «ядерная самость» или ядро чувства самости, обладающее биполярной структурой. Это означает, что ребенок побуждается, с одной стороны, фантастическими образами самости как всемогущей и всезнающей, называемой Х. Кохутом «грандиозной самостью», а с другой стороны, создаваемм родителями и сходнм по грандиозности идеализированным образом родителей. Если воспитатели не эмпатичны, ориентированы на актуализацию сосбственных потребностей, а не потребностей ребенка он формируется с дефектной самостью. Это может привести к неадекватности, заниженной самооценке ребенка, стимулированию его отчаянного стремления быть принятым и обожаемым, а также стремлению к установлению связанного чувства собственной идентичности.
У. Фейрбейрн, еще один представитель британской школы объектных отношений, исходил из постулата первичной мотивированности ребенка на эмоциональный контакт с окружвющими людьми. Он основывал свою теорию на двух посылках: первая, ребенок нуждается в чувстве быть любимым первичным воспитателем (обычно матерью) и затем другими членами семьи; вторая, ощущении того, что их собственная любовь принимается и ценится. Если эти два условия не соблюдаются нарушается развитие психики. В своих теоретических рассуждениях Фейрбейрн отталкивался от наблюдений за шизоидными личностями, характеризующимися фрагментированность. Представлений о себе. Он отмечал. Что рудиментарная расчлененность наблюдается у всех новорожденных, но ее укоренение может приводить к тому, что различные части будут оперировать в собственных реалиях.
Фейрбейрн предложил сосбственную модель организации внутреннего мира. По его мнению, первичная мотивация связана с реальными внешними объектами, но то что интернализуется связано, прежде всего, с разочаровывающими, фрустриркующими аспектами этих реальных отношений. Отсюда проистекает и проблемное поле ребенка, заключающееся в неспособности отношения к миру как не к фрустрирующему.
Ребенок формирует две пугающие его версии первичного воспитателя – отвергающую (антилибидозгый объект) и протенциально любящий (либилозный объект). Эти две пугающие пары (эго – плюс – объект) изолируются от центрального ядра эго (самости) и прикрепляются к идеализированной и обезопашенно десексуализированной версии оригинального объекта (матери).
Когнитивный подход.Акцентирует внимание на развитии познавательной сферы человека. Когнитивный подход часто ассоциируется с информационно-процессуальным подходом, основанным на компьютерной метафоре. Аналогия с компьютером направляет внимание исследователей на рассмотрение вопросов, связанных с выяснением того как человек усваивает, перерабатывает и актуализирует информацию об окружающем мире, как сформированный информационный опыт отражается на взаимодействии человека с другими людьми, какие закономерности определяют развитие личности. Ряд авторов рассматривают такое развитие как непрерывную смену универсальной последовательности стадий, каждая из которых подготовлена предыдущей и подготавливает последующую (например, теория интеллектуального развития Ж. Пиаже, стадии морального развития Колберга и др.). Другие авторы (А. Баллон) представляют подобное развитие как прерывистую последовательность реорганизаций, включающих подавление или возникновение каких-либо функций в определенные моменты.
Наиболее полно проблемы умственного развития были разработаны швейцарским ученым Жаном Пиаже. Согласно его теории, на каждой стадии развития формируются новые познавательные навыки, которые определяют пределы того, чему можно научить человека в этот период. В исследованиях было установлено, что способность к логическому мышлению закладывается в младенчестве и совершенствуется от года к году, подчиняясь определенным закономерностям. Навыки мыслительной деятельности приобретаются естественным образом — по мере того, как происходит общее развитие детского организма и расширяются горизонты изучаемого ребенком мира. Значительная часть активности детей приходится на игры, которые Пиаже рассматривал как непременный компонент их важной работы по исследованию окружающих объектов — людей, явлений, предметов. Он считал, что такая форма обучения необходима для нормального умственного развития и успешного процесса его взросления.
Пиаже выделял следующие стадии когнитивного развития.
1. Сенсомоторная (от рождения до 2 лет). На этой стадии у детей формируется способность сохранять в памяти образы предметов окружающего мира. До завершения этой стадии детям кажется, что предметы перестают существовать, когда они на эти предметы не смотрят.
2. Предоперациональная (от 2 до 7 лет). В это 'время дети учатся различать символы и их значения.
3. Стадия конкретных операций (от 7 до 11 лет). В этот период дети учатся мысленно совершать действия, которые раньше они выполняли только руками.
4. Формальных операций (от 12 до 15 лет). На этой стадии подростки овладевают навыками решения абстрактных математических и логических задач, осмысливать нравственные проблемы, а также рассуждать о будущем.
Одной из важных социально-психологических проблем является проблема нравственного взросления. В науке ее иногда обозначают как "проблему морального развития ребенка".
По мнению Пиаже, нравственное развитие происходит не так, как умственное, и зависит от опыта общения ребенка с окружающими людьми и предметами. В этом общении моральные размышления и умственное развитие оказываются взаимосвязанными. Пиаже обнаружил интересный факт: у детей, как и у взрослых, то, о чем они говорят, часто противоречит тому, что они делают, т.е. между словом и делом — дистанция огромного размера.
Реплики детей 3-летнего возраста согласуются с их поведением, хотя объяснить правила игры дети еще не могут. Они считают, что правила игры порождены каким-то внешним авторитетом и считают их неизменными. Так как они действительно не понимают смысла правил, то они уверены в том, что их можно менять по собственному усмотрению в зависимости от характера игры.
К семи-восьми годам игра приобретает отчасти социальный характер, когда все правила должны быть согласованы между ее участниками.
Опираясь на труды Пиаже об интеллектуальном развитии детей, американский психолог Лоуренс Колберг разработал теорию морального развития ребенка, показывающую взаимосвязь морального обоснования и умственного развития. В серии исследований, посвященных нравственному развитию, Колберг ставил детей и подростков перед гипотетическими моральными дилеммами. Вот одна из них. "В одном из небольших городов заболела и вскоре умерла женщина. Когда она заболела, доктор сказал, что есть единственное лекарство, которое способно вылечить ее. Это лекарство придумал и продает один человек; живший в этом городе. Затраты на изготовление лекарства почти в десять раз меньше, чем его продажная цена. Муж заболевшей женщины не имел достаточных средств для того, чтобы купить это лекарство. Обратившись к своим родственникам и знакомым, он собрал только половину требуемой суммы и с ней пошел к продавцу. Тот отказался отпустить лекарство за полцены или в долг, хотя знал, что женщина умирает. Тогда муж этой женщины ночью пробрался в дом владельца лекарства и украл его".
Детям разного возраста, прослушавшим этот рассказ, задавали следующие вопросы: имел ли моральное право так поступить муж этой женщины? Что в поведении людей в данной ситуации было правильным и неправильным? Каждый из опрашиваемых должен был объяснить, почему поступок человека он считает правильным или неправильным. На основе характера ответов детей выделены три уровня, включающие в себя шесть стадий морального развития (табл. Х.Х.).
Таблица Х.Х. Стадии морального развития Колберга (L. Kohlberg)
Уровень | Описание | Стадии |
I. Преконвенциальная (4-10 лет) | Дети в основном реагируют на культурный контроль в целях избегания наказания и достижения удовлетворения. Выделяется две стадии: | Стадия 1. Наказание и подчинение. Дети одчиняются правилам и порядку во имя избегания наказания; нет заинтересованности в моральной чистоплотности. Стадия 2. Наивный инструментальный бихевиоризм. Дети подчиняются правилам, но только в чисто собственных интересах; они смутно представляют о необходимости справедливости в отношении других, но поступают так только в собственных интересах |
II. Конвенциальная (около 10—13 лет) | Дети стремятся к получению одобрения, как от других, так и от общества. Они не только подчиняются, но и активно поддерживают социальные стандарты. Выделяют две стадии: | Стадия 3. Дети ищут одобрения со стороны других, формируется ментальность "хорошего ребенка". Поведение регулируется интенцией "надо делать хорошо". Стадия 4. Ментальность закона-и-порядка. Дети заинтересованы в авторитете и сохранении социального порядка. Корректное поведение является "нашим долгом". |
III.Постконвенциальная (после 13 лет) | Если формируется истинная мораль (внутренний моральный код), то это происходит именно в эти годы. Индивид не апеллирует к моральным решениям других людей; они совершаются "просвещенным сознанием". Выделяют две стадии: | Стадия 5. Индивид совершает моральные решения на основании законности или согласованности; это означает, что большинство ценностей поддерживается законом, потому что они приняты всем обществом. Если возникает конфликт между индивидуальными потребностями и законом, индивид должен прилагать усилия для изменения законов. Стадия 6. Информированное сознание определяет, что является правильным. Люди действуют не под влиянием страха, одобрения или закона, а под влиянием собственных интернализованных стандартов правильности и неправильности. |
Приводится по: Kohlberg, L. Moral stages and moralization. In T. Lickona (Ed.), Moral development and behavior. NY: Holt, Rinehart & Winston, 1976.
Уровень нравственного развития ребенка определяется не самим по себе ответом "да" или "нет", а пониманием того, почему был дан именно такой ответ, умением объяснить причину своего выбора.
Как мы видим, каждая последующая стадия основывается на предыдущей, преобразует ее и включает в себя, а также подготавливает новые подходы и критерии для выработки моральных суждений. Люди в любой культурной среде, согласно Кольбер-гу, проходят все эти стадии в одном и том же порядке. Различие заключается лишь в скорости прохождения и в том, насколько далеко они продвигаются в рамках той или иной стадии. Коль-берг полагал, что итог нравственного развития достигается в среднем к 25 годам. Но пока развитие продолжается, последовательность стадий остается неизменной.
Если мы попробуем свести характеристику всех стадий к минимальному объему, то получится следующий ряд утверждений.
Уровень 1.Предконвенциональный.
Стадия 1. "Я должен сделать то, что обещал, иначе накажут".
Стадия 2. "Раз ты меня обидел, то и я тебя обижу".
Уровень2. Конвенциональный.
Стадия 3. "Я хочу делать то, что приятно другим".
Стадия 4. "Я обязан соблюдать закон".
Уровень 3.Постконвенциональный.
Стадия 5. "Я должен исполнять эти законы, так как их установило общество".
Стадия 6. "Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой".
Теоретические модели представленные в подходах Пиаже и Колберга не являются исчерпывающими. В разное время и разными авторами они подвергались вполне обоснованной критике, которая в систематизированном виде может быть сведена к следующим основным моментам:
а) стадии не являются однородными и однозначными, не образуют строго неизменной последовательности;
б) Колберг и Пиаже включают в понятие нравственного развития моральный закон, честность, ответственность, но ведь представления о каждом из них у различных людей могут формироваться по-разному;
в) теория Колберга ориентируется только на мужское поведение, игнорируя особенности женского.
Однако критические замечания не умаляют ценности теоретической модели Колберга в силу того, что она вносит существенный вклад в наше понимание нравственного развития. Гораздо более продуктивны попытки конструктивного развития, выдвинутых идей. Одна из таких попыток была предпринята Робертом Енрайтом [Enright, 1991]. Им была разработана теоретическая модель прощения как частного приложения к явлению милосердия. Представляя попытку развития понятия справедливости Колберга, модель Енрайта исходит из посылки об отсутствии исчерпывающей определенности в трактовке справедливости у разных людей и наличии у них существенных различий. По его мнению стратегия прощения отличается от стратегии достижения справедливости. Енрайт отмечал, что он акцентирует внимание на иных по сравнению с Колбергом аспектах моральных дилемм, в частности, задавая вопросы о том, что человек будет делать в ситуации получения информации о скрываемым другим человеком употреблении наркотиков – заявлять куда следует или прощать. Енрайт вводит ряд полезных отличий между стадиями справедливости Колберга и стадиями прощения, представленными в приводимой ниже таблице Х.Х.
Стадии развития справедливости и прощения | ||
Стадии справедливости | Стадии прощения | |
Стадия 1 | Ориентация на наказание и подчинение. Я считаю, что справедливость должна устанавливаться авторитетами, которые могут прибегнуть к наказанию. | Мстительное прощение. Я прощу своего обидчика если отомщу ему в равной степени. |
Стадия 2 | Относительная справедливость. У меня есть чувство взаимности, которое определяет справедливость для меня.. если вы помогаете мне. Я буду помогать вам. | Возмещающее или компесирующее прощение. Если я верну потерянное, то прощу. Если мне будет стыдно за то, что я не могу простить, тоя прощу, чтобы стыд не мучал меня. |
Стадия 3 | Справедливость хорошего мальчика / девочки. Я считаю что групповое согласие (консенсус) должно определять, что правильно, а что не правильно. Я буду делать то, что будет одобрено другими. | Ожидающее прощение. Я могу простить если другие оказывают давление на меня, чтобы я простил. Легче простить когда другие люди ожидают этого. |
Стадия 4 | Справедливость закона и порядка. Социальные законы выступают в качестве моих критериев справедливости. Я поддерживаю законы для того чтобы существовало упорядоченное общество. | Ожидаемая законность прощения. Я прощаю если моя религия требует этого. Отметим, что это не прощение, подобное второй стадии когда я прощаю чтобы стыд не мучал меня. |
Стадия 5 | Ориентация на социальный контракт. Я проявляю интерес к тому, что создает общество, но понимаю, что существуют и несправедливые законы. Таким образом, я понимаю что надо действовать для изменения системы. | Прощение как социальная гармония. Я прощаю когда это помогает установлению гармонии взаимоотношений с обществом. Отметим, что прощение является одним из путей контроля общества; это путь сохранения мирных отношений. |
Стадия 6 | Ориентация на универсальные этические принципы. Мое чувство справедливости основывается на сохранении индивидуальных прав всех людей. Скорее мое сознание, а не законы определяет то, что я буду принимать в случае возникновения сомнений | Прощение как любовь. Я прощаю без вских условий, т.к. это способствует истинному чувству любви. Этот тип отношений открывает возможность примирения и закрывает двери для мщения. Отметим, что в этом случае прощение не зависит от социального контекста как на пятой стадии. Прощающий не контролирует других прощением; он или она отпускают на волю других |
Модель, предложенная Енрайтом в большей степени соотносится с представлениями сегодняшнего дня и позволяет найти объяснения более широкому классу ситуаций. Но и она не является исчерпывающей. В логике интегративно-эклектического подхода полезными являются обе модели, каждая из которых более продуктивна к одним аспектам и менее продуктивна к другим. Вместе же они позвояют углубить представление о феноменологии социализации в целом и морального развития, в частности.
Гендерный подход.Еще одну интересную теоретическую модель морального развития, но уже в контексте гендерного подхода, предлагает К. Джиллиган [C. Gilligan, 1988], подвергшая сомнению валидность теории Колберга по отношению к женщинам. Она считала, что качества взрослого человека, положенные в основание теории (автономное мышление, четкое принятие решений и ответственные действия), соотносятся скорее с маскулинностью нежели феминностью. По ее мнению, характеристики ассоциируемые с «хорошей женщиной» (мягкость, такт, заинтересованность в чувствах других, проявление чувств) соотносимы с другим понятием морали. Как следствие, Джиллиган утверждает, что различные образы Я приводят к различным интерпретациям морального поведения. Девочки, воспитываемые с представлением о том, что привязанность является желательной развиваются с осознанием существования неравенства; мальчики, воспитываемые на представлениях о желательности обособленности, развиваются с осознанием необходимости независимости.
Соответственно, в силу того что решения женщины основываются скорее на этике заботы нежели морали справедливости, Джиллиган обосновывает наличие отличных условий для морального развития женщин. Для мальчиков обособление от матери является существенным для развития маскулинности, в то время как для девочек, феминность ассоциируется с привязанностью к матери. Половая идентичность мальчика подвергается угрозе в случае проявлений привязанности и, наоборот, такой угрозе подвергается половая идентичность девочек в случае проявлений обосбленности. Женщины определяют себя через контекст человеческих взаимоотношений и оценивают себя по критерию заботливости. В результате своих исследований Джиллиган разработала собственную модель развития женщины, состоящую из трех стадий, представленных в приводимой ниже таблицие Х.Х..
Таблица Х.Х. Теория морального развития женщин Джиллиган (C. Gilligan)
Уровень I. Ориентация на индивидуальное выживание |
Решения концентрируются на самости и интересы прагматичны. Первый переход: от ориентированности на себя к ответственности По мере формирования привязанности к другим происходит переопределение интересов в свете определения "что следует делать". |
Уровень II: Положительность как самопожертвование |
Появляется чувство ответственности за других (традиционный взгляд на женщину как хранительницу очага) Положительность приравнивается к самопожертвованию и заинтересованности в других. Второй переход: От положительности к истине Женщина начинает совмещать свои интересы с интересами других. можно ли быть ответственной и за себя и за других? Ответ требует знаний; таким образом, здесь имеет место изменение положительности на истину. Признание собственных потребностей не является самодостаточным, а скорее искренним и беспристрастным. |
III. : Моральность без насилия |
Разрешение конфликта между собственными интересами и интересами других приводит к выдвижению в качестве регулирующего принципа ненасилия. Моральными действиями управляют гармония и сострадание к себе и к другим. Уровень III определяет как феминистичность, так и взрослость |
Приводится по: Elliot, S.N., Kratochwill, T.R., Littlefield, J., and Travers, J.F. Educational psychology: Effective teaching, effective learning. London: Brown & Benchmark Publishers, 1996, p. 142.
Джиллиган не обсуждает преимуществ женщин и мужчин друг над другом, утверждая лишь существование различий между ними. Как отмечает она, признавая эти различия, мы можем принять необходимость более сложного описания человеческих жизненных переживаний, что подчеркивает важность обособления и привязанности в жизни мужчин и женщин., а так же раскрыть как эти явления связаны с различными состояниями языка и мышления.
Продуктивность идей Джиллиган применительно к проблематике рассмотрения процесса социализации проявляется, прежде всего в том, что в ее теоретической конструкции наглядно продемонстрированы, во-первых, наличие гендерных различий, а, во-вторых, необходимость рассмотрения идиографического аспекта социализации, который начинает занимать ведущее место в исследованиях 1990-х годов.
Джиллиган не обосновывает преимуществ мальчиков и девочек друг над другом, а скорее показывает наличие отличий у них. Как она отмечает, признание различных моделей развития предполагает молее комплексное описание жизненных пережиываний, предполагающих признание значимости и обособления и привязанности в жизни мужчин и женщин и рассмотрения проявлений данных особенностей в мышлении и языке. Отличительной особенностью гендерного подхода, по крайней мере в его не радикальной части, является обоснование бесперспективности доказательства преимуществ одного пола над другим. К мужчинам и женщинам надо подходить как к разным сущностям, ообладающим отличиями и в биологии и в психологии. Но признание этих отличий должно сопровождаться поиском сходств их друг с другом и выстраивания взаимоотношений с их учетом. Именно в гендерном подходе наиболее аргшументированно оболсновывается необходимость изменения традиционной научной логики, строящейся на принципе «или – или» на логику, исповедующую принцип «и – и».
Бихевиористический подход.Основным в развитии личности считают расширение репертуара поведения, которое достигается путем научения. Так, один из родоначальников этого направления — Джон Уотсон считал, что человек таков, каким научился быть. Многие сторонники бихевиоризма полагают, что человек "учится вести себя" всю жизнь, но не выделяют при этом особых периодов или стадий. Вместо этого они определяют три типа обучения:
— классическое обусловливание;
— оперангное обусловливание;
— обучение посредством наблюдения.
1. Классическое обусловливание — это простейший тип обучения, в процессе которого используются лишь непроизвольные рефлексы детей. Эти рефлексы и у человека, и у животных являются врожденными. Ребенок в ходе обучения чисто автоматически реагирует на какие-либо внешние стимулы, а затем учится реагировать таким же образом на стимулы, несколько отличающиеся от первых. Например; ребенка можно научить бояться белую мышь, используя его боязнь неожиданного громкого звука. Было замечено, что ребенка пугает этот звук. При этом испуг, автоматически включает механизм плача. Аналогично и другие поведенческие реакции не были заученными прежде формами поведения, а появлялись в ответ на неожиданные раздражители (в нашем примере это громкий звук).
Громкий звук, по терминологии бихевиоризма, называется безусловным стимулом, а реакция испуга и плача — безусловным ответом на этот стимул. Но для того, чтобы выработать у ребенка реакцию испуга на белую мышь, проводился следующий эксперимент. Ученые показывали ребенку игрушечную мышь и позволяли ему дотронуться до нее. Он трогал ее, но никаких реакций не возникало. Затем ребенку давали мышь во второй раз. Как только он прикарался к ней, раздавался сильный резкий звук. Малыш пугался. При следующих повторах с появлением мыши, даже без звукового оформления, ребенок начинал плакать.
Мышь в дандюм эксперименте, согласно теории поведения, — условный стимул, а плач — безусловный ответ. Таким образом, ребенок научился бояться белую мышь. Более того, подобную реакцию (чувство страха) вызывали у него все вещи, похожие на мышь (белый заяц, белый игрушечный медвежонок, маска Сайта Клауса и т.д.). Такую реакцию страха, когда она переносится с одних вещей на другие, бихевиористы назвали генерализацией (от англ. generalizfltion — обобщение).
2. Оперантное обусловливание. Б.Скиннер разработал специфический тип обучения, который назвал оперантным обусловливанием. Суть его заключается в том, что человек контролирует свое поведение, ориентируясь на его вероятные последствия (положительные или отрицательные). Например, в ходе эксперимента Скиннер учил крыс нажимать на задвижку клетки следующим образом: как только они нажимали на нее, он давал им пищу, тем самым подкрепляя их реакцию. В цирке поведение дрессированных животных — есть результат применения опе-рантного обусловливания. Возникает вопрос: какое отношение к детям имеет крыса или животное в цирке? Дело в том, что дети перенимают у других различные формы поведения посредством методов обучения, относящихся к оперантному обусловливанию, особенно таких, как подкрепление и наказание.
Подкрепление — это любой стимул, увеличивающий вероятность повторения определенных реакций, форм поведения. Оно может быть негативным и позитивным.
Позитивным является подкрепление, приятное человеку, удовлетворяющее какую-то его потребность и способствующее повторению форм поведения, заслуживших поощрения. В опытах Скиннера таким подкреплением была пища для крыс, которая стимулировала попытки отодвинуть задвижку.
Негативным является такое подкрепление, которое заставляет повторять реакции неприятия, отторжения, отрицания чего-либо. Например, многие автолюбители, садясь за руль, забывают пристегнуть ремни безопасности, что может привести к негативным последствиям. По Скиннеру, нерадивых автомобилистов можно приучить пристегивать ремни следующим образом: как только человек садится за руль своей машины, раздается резкий звонок неприятный для слуха; но, когда водитель начинает застегивать ремень безопасности, звон тотчас смолкает. Таким образом, впоследствии, чтобы не слышать раздражающего звонка, он будет пристегивать ремень постоянно. Согласно теории Скиннера, ваша реакция, форма поведения повторяется ради того, чтобы избежать воздействия неприятного стимула.
Сторонники бихевиористской теории установили, что наказание является специфическим средством обучения. Наказание — это стимул, заставляющий отказаться от вызвавших его действий, форм поведения. Нельзя путать понятия "наказание" и "негативное подкрепление". При наказании человеку дается, навязывается нечто неприятное или же у него отбирается нечто приятное, а в результате и то и другое вынуждает его прекратить какие-то действия и поступки. При негативном же подкреплении убирается нечто неприятное с целью поощрения определенного поведения. Но, Скиннер считал, что позитивное подкрепление — более действенное средство контроля за поведением, а наказания следует всячески избегать.
3. Обучение посредством наблюдения. Наверное, ни для кого не секрет то, как важно подавать детям хороший пример. Американский психолог Альберт Бандура, признавая важность обучения по типу классического и оперантного обусловливания, ; всё же считает, что в жизни гораздо чаще обучение происходит благодаря наблюдению: ребенок наблюдает за тем, что делают, как ведут себя родители, бабушки и дедушки, сверстники, другие люди в его социальном окружении, и старается воспроизводить образцы их поведения. Бандуру и его коллег, акцентирующих внимание на зависимости личностных характеристик человека от его способности учиться у окружающих, обычно называют теоретиками социального обучения.
Суть обучения посредством наблюдения заключается в том, что человек копирует чьи-то образцы (формы, модели) поведения, не ожидая какого-либо поощрения или наказания за это. За годы детства ребенок накапливает огромную информацию о различных формах поведения, хотя в своем поведении он может и не воспроизводить их. Однако если он видит, что какие-то дела, поступки, поведенческие реакции других детей поощряют, то, скорее всего, он будет стараться скопировать их. Кроме того, вполне вероятно, что он будет охотнее подражать тем людям, которыми он восхищается, которых любит, которые в его жизни значат больше, чем другие. Дети никогда не станут добровольно копировать образцы поведения тех людей, которые им не приятны или которых они боятся.
Гуманистический подход.В в рамках этого подхода основы развития личности представлены в форме личностного роста, самоактуализации, саморазвития. Представляя, по существу, скорее набор деклараций нежели какую-то последовательную систему идей, базирующихся на едином методологическом основании, гуманистический подход возникает как протестное движение в отношении дегуманизированной академической психологии, «препарирующей» личность и представляющей ее в форме некоего универсально описываемого абстрактного существа, не обладающего свободой выбора..
Взгляд на природу человека представленный в основании гуманистического подхода сформулирован Абрахамом Маслоу в книге «Психология бытия» ("Toward a psychology of being") в виде 43 «основных допущений». В интерпретации А.Б. Орлова [1999] они могут быть сведены к следующим основным характеристикам:
§ инстинктивна; потенциальна; слаба; отчасти всеобща, отчасти индивидуальна; познаваема; бессознательна, но в принципе осознаваема; как правило, неистребима (1-7);
§ проявляется отчасти при самораскрытии, отчасти в самотворчестве (8);
§ вызывает болезни личности в случаях недостаточной проявленности (9);
§ позитивна, представляет собой "добро"; вызывает внутреннее чувство вины, когда личность предает ее; не связана со "злом", природа которого реактивна, а не сущностна (10-12);
§ открывается благодаря способности человека к "регрессу" (13);
§ проявляется в общем исцелении, здоровье личности при условии принятия ее такой, какая она есть (14);
§ нуждается в признании своего существования (а не в контроле) как условии самовыражения человека, в любви и помощи в духе даосизма, в удовлетворении основных (как материальных, так и духовных) потребностей - в безопасности, принадлежности к группе, уважении и свободе, в контакте с реальностью природы и других людей, а также в самовыражении (15-19);
§ живет и реализуется в "естественном мире" и в "мире психическом"; самовыражается и самоактуализируется в мире, но не адаптируется к нему; связана с познанием природы и человека такими, каковы они есть в своем бытие (20-23);
§ достигает самореализации менее чем в 1 % случаев; реализуется вопреки вторичным негативным переживаниям и силам, препятствующим самореализации (страху, печали, одиночеству, ностальгии, страданию, невежеству и т.п.) (24-26);
§ выражается в натуралистической системе ценностей; отрицает невротическое "самовыражение" как частичное и деформированное проявление человеческого потенциала; является базой мировоззрения и истинно человеческих ценностей, основанных на личном опыте (27-29);
§ обеспечивает интеграцию, синергию и кооперацию оппозиций, дихотомий и различений психической жизни: долга и удовольствия, работы и игры, внешнего и внутреннего, Я и "всех остальных", сознания и бессознательного, импульсивности и контроля, первичных и вторичных познавательных процессов, рационального и иррационального, различных психических функций, в том числе абстрактного (теоретического, вербального, "книжного") и конкретно-чувственного (интуитивного, довербального, созерцательного) познания (30-33);
§ связана с психическим здоровьем и универсальными формами творчества, фантазией, юмором и радостью; проявляется в пиковых переживаниях (как моментах полного психического здоровья) и в уходе человека от невротических псевдопроблем к реальным экзистенциальным проблемам; обнаруживает себя первоначально в половых (мужских или женских) и конституциональных проявлениях и лишь затем в проявлениях общечеловеческих (34-37);
§ реализуется путем освобождения человека от любых внешних авторитетов; является источником развития, находящимся исключительно внутри индивида, тогда как любой социум представляет собой лишь совокупность условий этого развития (38-39);
§ и наконец, проявляется в интеграции внешнего и внутреннего миров в жизни человека, во взаимопереходах от действия к недействию, в росте общей гомономности человека, все более и более живущего не в прошлом или будущем, но в настоящем (40-43). [1999, c. 87-88}
Данный перечень задает абсолютно целостное и непротиворечивое видение внутренней природы человека, принципиально отличное не только от соответствующих представлений психоанализа и бихевиоризма, но и от того круга идей, который был столь характерен для советской психологии, как отмечает Б.А. Орлов, в «значительной степени тендировавшей in toto в своих представлениях о природе человека в направлении социального бихевиоризма» [1999, c. 87].
В соответствии с подходом Маслоу, каждый человек обладает мотивационным набором, который помогает ему удовлетворять потребности пяти уровней. Мы не вправе ожидать от ребенка, что он сам начнет заниматься такими видами деятельности, которые будут способствовать его самореализации (рисованием, развитием навыков чтения, налаживанием хороших отношений со сверстниками и т.п.), если не удовлетворены важнейшие его биологические потребности и потребность в безопасности. Только в том случае, если эти потребности удовлетворены, и при обретении уверенности в том, что они и в будущем будут удовлетворяться нормально, человек может переходить к удовлетворению других, более высоких потребностей — в любви и принадлежности к конкретной социальной группе (социальный статус), в самооценке и самореализации. Только удовлетворив потребность самого высокого уровня, человек может стать здоровой, творческой и независимой личностью. По мнению Маслоу, люди становятся готовыми к самоактуализации только когда они сыты, одеты, имеют кров, принадлежат к какой-либо группе и в меру уверены в своих способностях. Человек должен стать тем, кем он может стать. Тем не менее, как отмечает Г. Крайг, «в известном смысле потребность в самоактуализации никогда не может быть полностью удовлетворена. Она включает в себя поиск истины и понимания, попытку достичь равенства и справедливости, созидание прекрасного и стремление к нему» [2000, c. 94]. Так как все перечисленное находятся в постоянном процессе изменения и развития, то и достижение их носит процессуальный характер.
Столь же велико влияние на развитие идей гуманистической психологии Карла Роджерса. В своей последней книге «свобода учиться для 80-х» он формулирует своеобразное завещание педагогам и воспитателям:
§ создание психологического климата доверия между учителями и учащимися;
§ обеспечение сотрудничества в принятии решений между всеми участниками учебно-воспитательного процесса;
§ актуализация мотивационных ресурсов учения;
§ развитие у учителей особых личностных установок, наиболее адекватных гуманистическому обучению;
§ помощь учителям и учащимся в личностном развитии [Маркова и др., 1990, с.186].
Формулируя идеал учителя фасилитатора, Роджерс выделяет ряд личностных установок : истинность, открытость, поощрение, принятие, доверие, эмпатическое понимание. Именно эти установки определяют гуманистический характер взаимовоспитания и взаиморазвития, способствующих самоактуализации личности.
Оценивая значение гуманистического подхода в развитии представлений по проблеме социализации следует подчеркнуть его несомненно позитивное влияние на развитие психологии в контексте акцентирования на учете богатства возможностей реальной жизни, распространению методов воспитания детей, основанных на уважении уникальности каждого ребенка и педагогических методов, направленных на гуманизацию внутришкольных межличностных отношений.
Тем не менее, как пишет Г. Крайг, в качестве научной, или генетической психологии у гуманистической перспективы есть и свои ограничения. Понятия типа самоактуализации определены нечетко, их нелегко использовать в типовых исследовательских проектах. Более того, разработка этих понятийприменительно к различным отрезкам жизненного рути человека не завершена. Психологи гуманистического направления могут определить изменения в развитии, происходящие на протяжении курса психотерапии, но они испытывабт трудности при объяснении нормального человеческого развития на протяжении жизни [2000, c. 95]. Однако не вызывает сомнения что гуманистическая традиция продолжает оказывать положительное влияние на развитие психологических представлений в силу своей ориентированности на холистический подход, критический по отношению к упрощенным объяснениям человеческого мышления и поведения.
Деятельностный подход.Согласно ему развитие личности происходит в процессе включения в различные виды деятельности.
Пути решения проблемы развития личности, намеченные П.П.Блонским и Л.С.Выготским, развернул и углубил А.Н.Леонтьев, который писал, что в изучении развития психики ребенка следует исходить из развития его деятельности, так как она складывается в данных конкретных условиях его жизни... Жизнь или деятельность в целом не складывается, однако, механически из отдельных видов деятельности. Одни виды деятельности являются на данном этапе ведущими и имеют большее значение для дальнейшего развития личности, другие — меньшее. Одни играют главную роль в развитии, другие — подчиненную. Поэтому нужно говорить о зависимости развития психики не от деятельности вообще, а от ведущей деятельности.
Важным этапом формирования личности ребенка является игровая деятельность. Игра по происхождению представляет собой социальную деятельность, поэтому она социальна по своему содержанию.
Рассмотрим содержание каждого из периодов формирования и развития личности ребенка.
Исследования группы М.И.Лисиной показали, что у младенцев существует особая деятельность — общение, носящее непосредственно-эмоциональную форму. "Комплекс оживления", возникающий на третьем месяце жизни, является сложным по составу действием, которое имеет задачу общения со взрослым. Это действие возникает еще до того, как ребенок начинает манипулировать с предметами, до формирования акта хватания, после этого действия общения не растворяются в совместной деятельности со взрослыми, а сохраняют свое особое содержание и средства. Дефицит эмоционального общения (как и избыток его) оказывает решающее влияние на психическое развитие в этот период.
Таким образом, непосредственно-эмоциональное общение со взрослыми является ведущей деятельностью младенца, на фоне и внутри крторой формируются ориентировочно и сенсомотор-но-манипулятивные действия.
На границе раннего детства происходит переход ребенка к собственно предметным действиям, т.е. к овладению общественно выработанными способами действий с предметами. Сделать это действиями невозможно без участия взрослых, которые показывают их детям и выполняют вместе с ними. Взрослый выступает, хотя как главный, но всего лишь элемент ситуации предметного действия. Непосредственное эмоциональное общение с ним отходит на второй план, а на первый выступает деловое практическое сотрудничество. Ребенок занят предметом и действием с ним: он как бы не замечает взрослого, который «закрыт» предметом и его свойствами.
В этот период происходит интенсивное овладение предметно-орудийными операциями — формируется «практический интеллект». Ж,Пиаже показывает, что в этот период происходит развитие сенсоро-моторного интеллекта, который подготавливает возникновение символической функции. Исследования Ф.И.Фрадкиной позволили сделать вывод о том, что действия в процессе их усвоения как бы отделяются от предмета, на котором они были первоначально освоены: происходит перенос этих действий на другие предметы, сходные, но не тождественные исходному. На этой основе формируется, обобщение действий.
Именно предметно-орудийная деятельность, в ходе которой происходит овладение общественно выработанными'способами действий с предметами, является ведущей в раннем детстве.
Анализ речевых контактов ребенка (он в это время уже обладает относительно богатым лексическим составом и грамматическими формами) показывает, что речь используется им, главным образом, для налаживания сотрудничества со взрослыми внутри совместной предметной деятельности. Речь является средством для деловых контактов ребенка со взрослыми. Более того, сами предметные действия, успешность их выполнения являются для ребенка способом налаживания общения со взрослыми. Само общение опосредуется предметными действиями ребенка.
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра в ее наиболее развернутой форме (ролевая игра). Главное значение игры для детей дошкольного возраста состоит в том, что благодаря особым игровым приемам ребенок моделирует в ней отношения между людьми. Отдельно взятое предметное действие не позволяет обнаружить его мотив и смысл, но это можно выявить только тогда, когда предметное действие включено в систему человеческих отношений. Это возможно в игре. Ролевая игра выступает как деятельность, в которой происходит ориентация ребенка в смыслах человеческой деятельности. На этой основе у него формируется стремление к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности, которое является важным моментом готовности к школьному обучению. В этом заключается основное значение игры для психического развития, и это же является ее основной функцией.
Л.С.Выготский выдвинул положение о том, что для умственного развития детей школьного возраста главное значение имеет обучение. Учебная деятельность детей, т.е. та деятельность, в процессе которой происходит усвоение новых знаний и умений и управление которой составляет основную задачу обучения, является ведущей деятельностью в этот период. В процессе ее овуществ-ления ребенком происходит интенсивное формирование интеллектуально-Познавательной сферьь Ведущее значение учебной деятельности заключается еще и в том, что через нее опосредствуется вся система отношений ребенка с окружающими взрослыми, вплоть до личностного общения в семье.
Особую трудность составляет выделение основной деятельности в подростковый период. Это связано с тем, что ведущей продолжает оставаться учебная деятельность. Но не стоит забывать, что это критический период в развитии организма человека — период полового созревания. Половое развитие оказывает влияние на формирование личности в это время, хотя не является первичным. Как и другие изменения, связанные с ростом интеллектуальных и физических сил ребенка, половое созревание оказывает свое влияние опосредованно, через отношение ребенка к окружающему миру, через сравнение себя со взрослыми и другими подростками, т.е. только внутри всего комплекса происходящих изменений.
Также было установлено, что в подростковом возрасте возникает и развивается особая деятельность, заключающаяся в установлении интимно-личных отношений между подростками. Эта деятельность была названа Т.В. Драгуновой и Д.Б. Элькониным деятельностью общения. Ее отличие от других форм взаимоотношений (например, делового сотрудничества) заключается в том, что основным содержанием является другой подросток, как человек с определенными личными качествами. Во всех формах коллективной деятельности подростков наблюдается подчинение отношений своеобразному "кодексу товарищества". В личном же общении отношения строятся не только на основе взаимного уважения, но и на основе полного доверия и общности внутренней жизни. Эта сфера общей жизни с товарищем играет в подростковом периоде особо важную роль.
Деятельность общения является здесь своеобразной формой воспроизведения в отношениях между сверстниками тех отношений, которые существуют среди взрослых людей. В процессе общения происходит углубленная ориентация в нормах этих отношений и их освоение.
Итак, ведущей деятельностью в этот период развития является деятельность общения, заключающаяся в построении отношений с товарищами на основе определенных морально-этических норм, которые опосредуют поступки подростков. Отношения, построенные на основе полного доверия и общности внутренней жизни, делают личное общение той деятельностью, внутри которой оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее, т.е. формируются личные смыслы жизни. Тем самым в общении формируется самосознание как «социальное сознание, перенесенное внутрь» (Л.С. Выготский ).
Мы представили содержательно-предметные характеристики основных типов деятельности в соответствии с периодами развития личности ребенка. Эти характеристики позволяют разделить все типы деятельности на две следующие группы.
1-я. В нее входят деятельности, внутри которых осуществляются интенсивная ориентация в основных смыслах человеческой деятельности и освоение задач, мотивов и норм отношений между людьми. Это деятельности в системе «ребенок — общественный взрослый»:
§ непосредственно-эмоциональное общение младенца;
§ ролевая игра;
§ интимно-личностное общение подростков. При осуществлении этой группы деятельностей происходит преимущественное развитие у детей мотивационно-потребност-ной сферы.
2-я. Ее составляют деятельности, внутри которых происходит усвоение общественно выработанных способов действия с предметами и эталонов, выделяющих в предметах те или иные их стороны. Это деятельности в системе "ребенок — общественный предмет":
§ манипулятивно-предметная деятельность ребенка раннего возраста;
§ учебная деятельность младшего школьника;
§ учебно-профессиональная деятельность старших подростков.
Эти виды отличаются друг от друга. Но существенно общим в них является то, что все они выступают как элементы человеческой культуры. Они имеют общее происхождение, общее место в жизни общества, представляя собой итог предшествующей истории. На основе усвоения общественно выработанных способов действий с этими предметами происходит все более глубокая ориентировка ребенка в предметном мире и формирование его интеллектуальных сил.
Не стоит забывать, что жизнь ребенка многогранна и что появляются все новые виды деятельности с определенной ведущей в тот или иной период. Расположим выделенные нами виды деятельности детей по группам в той последовательности, в которой они становятся ведущими:
§ непосредственно-эмоциональное общение — 1-я группа
§ предметно-манипулятивная деятельность — 2-я группа
§ ролевая игра — 1-я группа
§ учебная деятельность — 2-я группа
§ интимно-личностное общение — 1-я группа
§ учебно-профессиональная деятельность — 2-я группа
Анализируя этот ряд, можно сделать вывод о периодичности процесса психического развития, который заключается в том, что одни периоды, где преимущественно развивается мотивационнопогребностная сфера, сменяются периодами, в которых происходит формирование интеллектуально-познавательной сферы и операци-онно-технических возможностей [Андриенко с. 236].
В рамках деятельностного подхода была разработана теория развития личности как процесс вхождения ее в различные социальные группы (А.В.Петровский). Этот процесс включает три стадии: 1) адаптацию, 2) индивидуализацию и 3) интеграцию. Сначала человек приспосабливается к группе (семье, группе дошкольников, школьному классу, дружеской компании и т.д.), потом демонстрирует свою индивидуальность и после этого сливается с группой, начиная трансформировать ее жизнедеятельность. В то же время свойственная данному подходу акцентация на аспекте активности личности в ущерб личностным детерминантам и влиянию ситуативного контекста приводит к однобокой, часто искусстувенной характеристике социализации. Эта же однобокость дполняетс явыраженной тягой к последовательному универсализму выражаемому в строго последовательной иерархии ведущих видов деятельности, которая, во-первых, не являетсся однозначно принимаемой, как и другие универсальные модели (Пиаже, Колберг и др.) и, во-вторых, игнорирует вмного лдругих факторов, определяющих особенности социализации личности.
Системный подход к развитию личности.Предполагает одновременное изучение всех сторон развития ребенка, а также помогает понять их взаимность и взаимообусловленность.
Система — это совокупность частей (подсистем) и их взаимосвязей, взаимовлияний и взаимодействий. Каждый из нас представляет собой целостную систему, состоящую из различных подсистем. Как у психологической системы, у нас есть физическая, умственная, социальная и эмоциональная подсистемы.
Основное т
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
СОДЕРЖАНИЕ... СОДЕРЖАНИЕ...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Теоретические подходы к проблеме социализации
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов