рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

А. О. АЕЗАРНО-СТАРШИЙ. «Семейный портрет художника». 1827 г. (ГРМ).

А. О. АЕЗАРНО-СТАРШИЙ. «Семейный портрет художника». 1827 г. (ГРМ). - раздел Психология, Психология Автор Картины — Француз По Происхождению. Его Можно Встретить В Истории Русск...

Автор картины — француз по происхождению. Его можно встретить в истории русского искусства в разделе «Россика» — он жил и работал в России почти 18 лет.

Выделяемые признаки

1. Состав семьи

На картине изображена полная семья, состоящая из пяти членов: отца (автора произведения), его жены, их двух дочерей и сына (А. А. Дезар-но-младший).

2. Пространственное расположение фигур на картине
2.1. Ближний/дальний план. Центр композиции

В центре композиции расположен мольберт с находящимся на нем холстом.

2.2. Расстояние между членами семьи

Фигуры автора картины и его жены расположены в отдалении друг от друга. Дочери находятся очень близко от матери (и, соответствен­но, значительно дальше от отца), а сын стоит рядом с отцом (за его спиной) и далеко от матери.

2.3. Наличие каких-либо предметов между членами семьи
Между матерью с дочерьми и отцом с сыном стоит мольберт с хол-
стом.

2.4. Взаимная ориентация фигур

Взгляд одной из дочерей направлен в сторону матери, она пытается как бы заглянуть ей в лицо. Сын, стоящий за спиной отца, ориентиро­ван в его сторону. Остальные члены семьи ориентированы на зрителя.

2.5. Ориентация фигур относительно зрителя

Взгляд автора картины, его жены и одной из дочерей направлен на зрителя.

6. Наличие изолянтов

7. Деление членов семьи на группы

На этой картине отчетливо видно деление семьи на две группы: 1) мать с дочерьми и 2) отец с сыном.

3. Особенности графической презентации фигур на картине

3.1. Величина фигур

Фигура сына (стоит в полный рост) превосходит по высоте фигуры остальных членов семьи.

2. Пропорции

3. Поза, жесты, мимика, пантомимика

Автор картины с женой сидят в креслах. У отца в правой руке — кисть, а в левой — палитра. Сын стоит за спиной отца. Одна из дочерей стоит рядом с матерью с левой стороны от нее, другая сидит с правой стороны от матери.

4. Эмоциональный фон

Эмоциональный фон нейтральный, положительные эмоции не вы­ражены.

5. Наличие контакта, включенность в общее действие

Можно отметить наличие тесного контакта между одной из доче­рей и матерью (дочь держит за руку мать), другую девочку мать обни­мает. Между детьми контакта нет.

Заключение. На картине представлен типичный вариант протестант­ской модели семьи (см. сравнительную схему): тесная связь между от­цом и сыном, сын доминирует, мать с дочерьми отдалены от них. Это прекрасная иллюстрация проникновения протестантского типа семей­ных отношений в русскую дворянскую культуру.

ФРАНСИСКО ГОЙЯ. «Семья герцога Осуна». 1788 г., (Мадрид, Прадо)

На картине Гойи — образ католической семьи. Особенно хорошо за­метна выраженность ответственности отца (герцога Осуна) за свое се­мейство (его фигура значительно выше фигур остальных персонажей). Мать с детьми образуют две группы, равноудаленные от фигуры отца: это мать с маленькими детьми с одной стороны и старшая дочь с другой стороны. Все члены семьи расположены достаточно близко друг к дру­гу, что свидетельствует о психологической близости, существующей между ними. Особо следует подчеркнуть близость отца и старшей доче­ри — такие отношения практически отсутствуют на картинах, на кото­рых изображены протестантские типы семейных отношений.

Интересно отметить, что на этой картине прослеживается тенден­ция, характерная для семейных отношений в позднем католицизме. Модель семьи преобразуется в сторону паритетности отношений «ре­бенок, мать, отец» и даже в направлении уменьшения доминантной роли отца при сохранении его ответственности за семью.

Ц. М. СЛАВЯНСКИЙ. «Семейная картина (На балконе)». 1851 г. (ГРМ)

Выделяемые признаки

1. Состав семьи

На картине изображена полная семья, состоящая из пяти членов: отца (мужа), матери (жены), троих детей. На рисунке также изображена жен­щина, занимающаяся воспитанием детей (гувернантка, няня).

2.Пространственное расположение фигур на картине

2.1.Ближний/дальний план. Центр композиции

На ближнем плане нарисована девочка (дочь). На дальнем плане — мать с младшим ребенком.

2.2.Расстояние между членами семьи

Отец, мать и няня равноудалены друг от друга (их фигуры на карти­не расположены в форме треугольника). Старший сын находится меж­ду родителями и няней, но чуть ближе к отцу. Дочь находится близко к няне и одинаково далеко от отца и матери (дальше, чем старший сын). Младший ребенок — на коленях у матери.

3. Наличие каких-либо предметов между членами семьи

4. Взаимная ориентация фигур

Отец обращен в сторону младшего ребенка, сидящего на коленях у его жены. Старшие дети не ориентированы друг на друга.

5. Ориентация фигур относительно зрителя На зрителя взгляд обращен только у дочери.

6. Наличие изолянтов

7. Деление членов семьи на группы

На этой картине можно выделить 2 группы: это двое старших детей, находящихся под наблюдением няни, и обращенные друг к другу отец и мать (у которой на руках находится младший ребенок).

3. Особенности графической презентации фигур на картине

3.1. Величина фигур

По высоте фигура отца превосходит остальных членов семьи.

2. Пропорции

3. Поза, жесты, мимика, пантомимика

Отец стоит, повернувшись в сторону жены с ребенком, его правая рука на бедре, в левой — палитра. Старший сын сидит верхом на игру­шечной лошади. Все женские персонажи на этой картине сидят.

4. Вид изображения

1. На фоне пейзажа, в интерьере

2. Статическое (или динамическое) изображение Взрослые члены семьи изображены в статичных позах. Дети —

в движении.

5. Эмоциональный фон

Общий эмоциональный фон позитивный.

6. Наличие контакта, включенность в общее действие

Фигуры всех членов семьи (не считая матери с младенцем на ру­ках) изображены отдельно друг от друга. Старшие дети увлечены иг­рой, но при этом каждый из них играет в свои игушки.

H. ЛАРЖИЛЬЕР. Автопортрет с семьей. Ок. 1710-1712 г.
(Париж, Лувр)

Выделяемые признаки

I. Состав семьи

На картине изображена семья, состоящая из трех членов: отца (му­жа), матери (жены) и дочери.

2. Пространственное расположение фигур на картине

2.1. Ближний/дальний план. Центр композиции

В центре композиции изображена дочь. Все члены семьи располо­жены на переднем плане, отец чуть ближе.

2.2. Дистанция между членами семьи

Дистанция между мужем и женой больше, чем между матерью и дочерью. Дочь изображена между отцом и матерью, хотя ближе к ма­тери, чем к отцу.

3. Наличие каких-либо предметов между членами семьи Предметы, разделяющие членов семьи, отсутствуют.

4. Взаимная ориентация фигур

Фигура и взгляд матери обращены в сторону мужа, фигура дочери также ориентирована в сторону отца, хотя взгляд направлен вверх.

2.5. Ориентация фигур относительно зрителя
Взгляд отца направлен на зрителя.

2.6. Наличие изолянтов

2.7. Деление членов семьи на группы
Семья представляет собой единую группу.

3. Особенности графической презентации фигур на картине

3.1. Величина фигур

По высоте все персонажи равновелики, хотя фигура дочери чуть выше остальных членов семьи.

2. Пропорции

3. Поза, жесты, мимика, пантомимика

 

4. Вид изображения

1. На фоне пейзажа

2. Статическое изображение

5. Эмоциональный фон

Общий эмоциональный фон скорее позитивный.

6. Наличие контакта, включенность в общее действие Все члены семьи слушают пение дочери.

Заключение. На картине отражена католическая модель семьи (мать ориентирована больше на отца, хотя ближе к дочери), однако здесь уже заметно влияние протестантских семейных нравов, получивших рас­пространение среди французской аристократии в XVIII в.

В. А. ГОЛИКЕ. Портретная группа. 1834 г. (ГРМ)

Творческая биография художника неразрывно связана с работой приехавшего в Россию английского портретиста Дж. Доу, изображен­ного на полотне рядом с автором. Голике проработал в мастерской Доу 6 лет, сделав за это время колоссальное количество копий его работ. К английскому живописцу автор явно испытывал привязанность.

Выделяемые признаки,

1. Состав семьи

На картине изображена семья, состоящая из пяти человек: автора картины, его отца, двух его детей и жены (не считая изображенного рядом с автором Доу).

2. Пространственное расположение фигур на картине

2.1. Ближний/дальний план. Центр композици

В центре композиции находится сам автор. На переднем плане изоб­ражены двое его детей. На дальнем плане расположена фигура жены.

2.2. Расстояние между членами семьи

От фигуры автора картины равноудалены фигуры его отца и Доу, причем две последние так близко расположены друг к другу, что мож­но предположить, что они символизируют собой объединение отца духовного (коим для автора, возможно, являлся Доу) и генетического. Дети расположены близко друг к другу, причем расстояние между ними и отцом значительно меньше, чем расстояние между ними и ма­терью. Фигура жены (матери) расположена одинаково далеко от всех остальных персонажей, причем если последние обращены к ней спи­ной, то она обращена в их сторону лицом.

3. Наличие каких-либо предметов между членами семьи

4. Взаимная ориентация фигур

Старик-отец обращен в сторону автора картины. Дети обращены лицом к отцу и спиной к матери.

2.5. Ориентация фигур относительно зрителя

На зрителя ориентированы Доу и младший ребенок автора картины.

2.6. Наличие изолянтов

Изолированной от других членов семьи выглядит фигура жены ав­тора.

2.7. Деление членов семьи на группы

3. Особенности графической презентации фигур на картине

3.1. Величина фигур

Самая крупная по высоте и по объему фигура Доу. Очень высоко расположена фигура жены автора, но по объему она наименьшая.

3.2. Пропорции

Относительно фигур отца и особенно матери дети выглядят очень крупными.

3.3. Поза, жесты, мимика, пантомимика

 

4. Вид изображения

1. На фоне пейзажа

2. Дети изображены в движении, остальные фигуры статичны

5. Эмоциональный фон

Эмоциональный фон трудно определить, так как он неоднороден. Автор картины выглядит жизнерадостным и романтичным человеком. Жена же его выглядит печальной и скучающей.

6. Наличие контакта, включенность в общее действие.

Автор картины изображен рисующим, его отец наблюдает за дей­ствиями сына. Дети независимо от взрослых совместно играют.

Заключение. Эта картина иллюстрирует протестантский тип се­мейных взаимоотношений. Отец доминирует, дети ближе к нему, мать отдалена от семьи вообще, равно от мужа и от детей.

Отражение на картине близости автора и его английского настав­ника Доу как нельзя лучше демонстрирует проникновение западноев­ропейских влияний в русскую культуру (в частности, протестантской семейной морали).

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Психология

В H Дружинин... психология СЕМЬИ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: А. О. АЕЗАРНО-СТАРШИЙ. «Семейный портрет художника». 1827 г. (ГРМ).

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Дружинин В. Н.
Д76 Психология семьи: 3-е изд. — СПб.: Питер, 2006. — 176 с: ил. ISBN 5-469-00131-8 Книга посвящена психологии семьи: структуре отношений между ее членами; сти­лям воспитания; влиянию, кот

Зачем нужна семья? Функция семьи
Социологические теории семьи, которые создавались советскими учеными, в той или иной степени отражали идеологию и практику госу­дарства в отношении семьи. Если дети должны воспитываться обще­ством

Ответственность, власть, любовь
Приходится с большой осторожностью пользоваться термином «культура», ибо он оброс огромным количеством разных смыслов, и почти каждый исследователь дает его значению свою интерпретацию. Слово «куль

Нормальная семья
Семья и брак возникли на довольно позднем этапе развития обще­ства. Наиболее ранней формой брачно-семейных отношений был груп­повой брак. Формой общежития являлась родовая коммуна1.

Языческая семья
Примером семейных отношений, характерных для языческой куль­туры, являются отношения в русской семье XII—XIV вв. По мнению многих историков, рубежом, отделяющим языческий тип семьи от хри­стианског

Общехристианская модель семьи
Ни одна мировая религия не отводит столь важное место семье в системе вероучения, как христианство. Можно определить само хрис­тианство как религию семьи1. Спаситель родился в н

Семья в русской православной культуре и культуре католицизма
Двоеверие — так можно обозначить систему религиозного мировоз­зрения россиян. Язычество переплеталось с христианством в системе обычаев, по­ведения, отношения к миру и к семье. «По древнер

Семейные отношения в католицизме и протестантизме
Сегодня западное христианство неоднородно и включает католи­цизм, а также многочисленные ветви протестантизма. Католицизм проповедует догмат триединства, но поскольку логи­чески это основн

Сын и дочь
Отношение к сыну и к дочери в семье не сводится к формированию представлений о половой роли и месте мужчины и женщины в обще­стве. Проблема женской эмансипации — порождение протестантской культуры.

Семья в советской России: гибель и воскрешение
Отношение советского государства и КПСС к семье как социально­му институту и психологическую структуру советской семьи нельзя понять, не проанализировав взгляды основателей и проводников ком­мунист

Портрет семьи, или Портрет психологических отношений
В психологии широко используется выдвинутая 3. Фрейдом концеп­ция проекции. Человек склонен неосознанно проецировать свое психи­ческое состояние на окружающее, приписывая людям свои собствен­ные че

А. П. РЯБУШКИН, Семья купца в XVII в. 1896 г. (ГРМ).
В творчестве Рябушкина отчетливо проявились особенности рус­ской исторической живописи конца XIX — начала XX в., отмеченной большим интересом к наиболее исконной и самобытной допетровской Руси.

Э. ГЕСФЗ ЕР. Семья слесарных дел мастера Гаушильда. 1843 г. (Берлин, Меркишес музеум).
Выделяемые признаки 1 Состав семьи На картине изображена семья, состоящая из семи человек: отца, матери, четверых детей (или троих?) и престарелой женщины (воз­можно, матери мужа ил

Анекдот как зеркало русской семьи
Структура семейных отношений скрыта от внешнего наблюдения, но проявляется в продуктах деятельности: литературе, кинофильмах, музыке, живописи и т. д. В психологии анализ продуктов деятель

Мужчина в русских анекдотах
Русский муж глуповат, прост («проще правды»), груб, труслив, слаб, любит выпить, подчинен семье в целом и жене в частности. Является нахлебником: главное, чтобы вовремя кормили. Для семьи су

Мужчина в американских анекдотах
Американский муж не супермен, но всегда самостоятелен, держит­ся уверенно, независимо от жены, содержит семью, занимается биз­несом и делает профессиональную карьеру. Бизнес для него важнее

Русская женщина
Главная задача русской жены — вовремя изменить мужу. Муж узна­ет об измене лишь случайно, но часто вообще не узнает, так как жена его умело обманывает. Иногда жена вообще не скрывает свои по

Американская женщина
Американские жены так же часто, как и русские, изменяют мужьям, но муж обычно об этом не догадываегся. Американская женщина сек-суатьно неудовлетворена мужем и поэтому активно идет на контак

Наследственность и среде
Чтоббольшей мере влияет на психическое развитие личности: на­следственность или среда? Наиболее яростные споры, столкновения мнений, множество теорий и экспериментальных исследован

Стиль семейного воспитания и детский интеллект Неполные семьи и несчастные дети
Ребенок лишается одного из родителей. Если это происходит рано, он не успевает осознать и пережить потерю, не его судьба меняет на­правление. Несомненно, неполная семья является «социально

Влияние социоэкономических факторов
Как это ни парадоксально, но и низкий и очень сильный социально-экономический статус семьи равно являются факторами риска при воспитании (или социализации) ребенка. Как правило, нужда рань

Состав семьи и интеллектуальное развитие детей
Уже упоминавшиеся в этой книге исследователи Й. Лангмейер и 3. Матейчик проанализировали популярные книги о воспитании де­тей за 100 лет, с 1850 по 1950 г. Они хотели установить сдвиги в тех ценнос

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги