рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Ответственность, власть, любовь

Ответственность, власть, любовь - раздел Психология, Психология Приходится С Большой Осторожностью Пользоваться Термином «Культура», Ибо Он О...

Приходится с большой осторожностью пользоваться термином «культура», ибо он оброс огромным количеством разных смыслов, и почти каждый исследователь дает его значению свою интерпретацию. Слово «культура» ведет происхождение от латинского colиre — «воз­делывать почву» (отсюда же сельскохозяйственные термины «куль­тивировать», «агрокультурный» и пр.). Человек возделанный, «куль­тивированный» в XVIII в. стал называться культурным. Позже слово «культура» (нем. — Kultur) стало означать высокий уровень развития цивилизации.

Сегодня под культурой подразумевают систему выработанных об­ществом регуляторных механизмов поведения человека и социальных групп; планы, правила, инструкции и пр.1

Культура включает в себя набор обязательных составляющих куль­турных универсалий (по Дж. Мердоку) или основных элементов (по У. Гудинаф): понятия, отношения, ценности и правила (нормы поведе­ния). Культура общества как целое складывается из «высокой» культу­ры (изящные искусства, классическая музыка и литература и пр.) и массовой (народной) культуры (фольклор, сказки, мифы, песни и т. д.). В состав культуры входят субкультуры, носителями которых яв­ляются отдельные группы общества. Контркультурой называется суб­культура, конфликтующая с господствующей культурой.

Я буду рассматривать культуру общества как целое, но лишь в од­ном аспекте: каким образом в культуре проявляются коллективные представления общества о структуре семейных отношений.

1 СмелзерН. Социология. М., 1994.

Нормы общества (любые, не только мораль) проявляются в первую очередь в религиозной культуре: текстах, произведениях искусства, ритуалах и пр. Религия как бы проявляет, эксплицирует ту скрытую совокупность отношений, в которые вступают люди на протяжении жизни. Более того, в религии эти отношения приобретают священное, идеальное, предписываемое значение: так фиксируется идеал чело­веческих отношений и поведения. Бог ведет себя так, как может и должен вести себя человек, хотя и остается в силе поговорка: «Что дозволено Юпитеру, то не дозволено быку». Вместе с тем поведение божества демонстрирует допустимый спектр поведения людей. Отно­шения, в которых находятся боги, святые и прочие субъекты пантеона, с одной стороны, отражают людские отношения, а с другой стороны, выс­тупают регуляторами поведения людей, порождают и направляют это поведение.

Семья является не только социальной группой, но и общественным институтом. По определению социологов, институтом называется со­вокупность социальных ролей и статусов, предназначенных для удов­летворения определенных социальных потребностей.

Здесь следует уточнить понятия «роль» и «статус».

Под статусом понимается позиция человека в обществе с опреде­ленными правами и обязанностями, а роль — это ожидаемое поведе­ние, связанное с определенным статусом. Если человек имеет соци­альный статус дворянина, то окружающие ожидают от него только исполнения своей роли: верности государю, соблюдения кодекса чес­ти, личной автономности и ответственности и т. д. Роли человек при­сваивает в ходе социализации, под влиянием ближайшего социально­го окружения, которому он подражает, которое его поощряет за одни поступки и наказывает за другие.

Результат социализации ребенка определяется присвоением соци­альных норм и ценностей в ходе взаимодействия с другими людьми. И решающую роль в социализации ребенка играет семья.

Семья как социальный институт выполняет, помимо воспитатель­ной, еще ряд функций:

1 ) экономическую — в доиндустриальную эпоху семья была первич­ной производственной группой, в настоящее время в семье распре­деляются доходы, заработанные вовне, и происходит потребление;

2) передачи социального статуса — семьи разных слоев общества имеют разный социальный статус и передают его новым членам семьи — детям;

3) поддержания благосостояния членов семьи.

Многие исследователи (в частности, Т. Парсонс) утверждают, что в настоящее время семья утратила эти функции в связи с переходом развитых стран в фазу постиндустриального общества; существен­ной функцией семьи осталась социализация детей.

Я же полагаю, что социализация детей всегда, во все времена и у всех народов была единственной специфической функцией семьи, а прочие функции были дополнительными и менялись на протяжении веков.

Социологи различают следующие основные формы семьи.

1. Нуклеарная семья состоит из родителей и детей, объединяет только два
поколения. Сегодня это наиболее распространенная структура в запад-
ном обществе.

2. Расширенная нуклеарная семья включает нуклеарпую семью и родствен-

ников (бабушек, дедушек, внуков, сестер, братьев и др.), а также людей, являющихся близкими по тем или иным причинам.

3. Полная семья соответствует нуклеарной семье, если включает отца, мать и детей.

4. Неполная семья — если один из родителей отсутствует. Есть дополни­тельная категория — так называемые функционально неполные семьи. В этой группе двое родителей, но профессиональные или другие причи­ны оставляют им мало времени для семьи.

5. Большая семья — группа кровных родственников разных поколений, живущая в одном месте и возглавляемая фигурой патриарха или матри-арха. Обнаруживаемая в аграрных обществах, семья этого типа имеет общую собственность на землю, скот и средства производства.

6. Семья-двор также характерна для аграрных обществ прошлого. В этом случае живущая в одном месте семья объединяет несколько поколений. Кроме того, членами семьи являются люди, не связанные кровным род­ством (слуги, наемные работники и т. д.), образуя в совокупности и со­циальное, и экономическое сообщество.

Семья, как и любой другой социальный институт, скрепляется сис­темой власти. Различают три типа властных структур: патриархаль­ная семья, где власть принадлежит мужу, матриархальная семья, где власть принадлежит жене, эгалитарная семья, где власть равномерно распределяется между мужем и женой.

Возможно, что последний вариант семьи, характерный для индус­триальной эпохи и являющийся результатом кризиса семьи как со­циального института, маскирует распад структуры семьи и латент­ный конфликт: в индустриальных странах растет число разводов, а в постиндустриальных странах достигает максимума. Это позволяет американским социологам говорить о крахе семьи и рождении ново­го варианта человеческих отношений, не имеющих ничего общего не только с традиционной семьей, но и с семьей как таковой. В США за

30 лет (с 1960 по 1990 г.) уровень разводов возрос почти в 15 раз; он самый высокий в мире.

Хотя появление альтернативных семей, распространение гомосек­суальных браков, жизни в коммунах и прочих вариантов отношений, заменяющих семью, наводит на мысль о прогрессивности отказа от семьи как социального института, последствия этого отказа катастро­фичны для процесса социализации детей.

Доминирование работающей матери в семье приводит к тому, что дети хуже усваивают ценности, нормы и мораль общества. Правда, исследования американских психологов показали, что несовершенно­летние преступники реже выходят из семей родителей-одиночек, чаще из семей с конфликтующими двумя родителями. Но дети матерей-оди­ночек испытывают большие проблемы в социальной адаптации, выбо­ре брачного партнера и воспитании собственных детей. Нить социаль­ного наследования рвется.

В России семья, несмотря на наличие аналогичных происходящим в США процессов (об этом в других главах), также сохраняет свои важнейшие социальные функции.

Введем ряд дополнительных важных понятий.

1. Реальная семья — конкретная семья как социальная группа, объект исследования.

2. Типичная семья — наиболее распространенный в данном обще­стве вариант модели семьи.

3. Идеальная семья — нормативная модель семьи, которая прини­мается обществом, отражена в коллективных представлениях и культуре общества, в первую очередь, религиозной.

4. Элементарная семья — семья, состоящая из трех членов: муж, жена и ребенок.

Предметом нашего рассмотрения будут модели идеальной семьи с точки зрения их психологической структуры. Составную нуклеарную семью, где несколько детей, следует рассматривать как коньюнкцию нескольких элементарных.

Итак, семья является социальным институтом, а конкретная семья институализированной социальной группой, функция которой заклю­чается в первичной социализации детей.

Как любая другая институализированная группа, она скрепляется отношениями власти — подчинения и взаимоотвественности. Члены семьи могут любить друг друга, могут ненавидеть, удовлетворять свои сексуальные и прочие потребности в семье или на стороне, иметь собственных детей или приемных, но пока есть система этих от­ношений и пока семья выполняет задачу воспитания детей — она суще­ствует. Поскольку речь идет не о браке, а о семье, будем оперировать терминами «отец» и «мать», а не «муж» и «жена». Это роли, определяе­мые функцией в социализации и обеспечении жизнедеятельности ре­бенка. Их могут выполнять не только биологические мать и отец, но (в неполных и даже в полных семьях) бабушка и дедушка, другие род­ственники, старшие братья и сестры, хотя при такой замене исполни­телей возникают дефекты социализации.

К примеру, в гомосексуальных семьях с ребенком один партнер мо­жет брать на себя функции «матери», а другой — функции «отца».

Но люди остаются людьми и во взаимоотношениях проявляют весь спектр своих переживаний: в интегрированном виде отношения мож­но описать еще одним параметром — эмоционально-психологической близостью, которая связана с мотивацией аффилиации (присоедине­ния).

Между тремя видами отношений, характеризующих психологиче­скую модель семьи, существуют определенные связи.

Доминирование предполагает ответственность за тех, кто подчиня­ется, а ответственность — власть над людьми для реализации ответ­ственных задач.

Психологическая близость обычно отрицательно коррелирует с отно­шением доминирования-подчинения: чем больше власть одного чело­века над другим, тем меньше между ними психологическая близость, поскольку власть — это принуждение.

Любовь к носителям власти также возникает в определенных куль­турах и воспитывается.

Дадим характеристику основным видам отношений, реализующих­ся в семье.

1. Доминирование-подчинение.Семья — это, в первую очередь, структура, в которой реализуется отношение власти: доминирование-подчинение. Наиболее, на мой взгляд, емкое определение доминиро­вания (власти, господства) сделал политолог Р. Э. Дал: «Мое интуи­тивное представление о власти выглядит примерно так. А обладает властью над В в той мере, в какой он может заставить В сделать то, что, предоставленный самому себе, В делать не стал бы».

Социальный ранг характеризует даже особей в группе животных одного вида, живущих стаей, стадом и пр. на определенной террито­рии. Борьба за доминирование ведется особью постоянно и с перемен­ным успехом.

Отношения доминирования-подчинения в группе людей, несом­ненно, имеют социокультурную специфику и, конечно, не сводятся к «порядку клевания» (pecking order). Выделяют 5 видов социальной власти, характеризующей отношения между ребенком и взрослыми в семье (Френч и Равен)1.

1. Власть вознаграждения. Ребенка могут вознаграждать за определенное поведение. Награда следует за социально-одобряемым (ожидаемым) поступком, наказание — за социально-порицаемым.

2. Власть принуждения. В ее основе лежит жесткий контроль за поведени­ем ребенка, каждый незначительный проступок подлежит наказанию (либо словесному — угроза, либо физическому).

3. Власть эксперта. Основана на большей компетентности родителей в том

или ином деле (социальная или профессиональная компетентность).

4. Власть авторитета. В ее основе лежит уважение человека (одного из родителей), который является образцом, носителем социально-одобря­емого поведения.

5. Власть закона. Единственная форма внеличностной власти, однако но­сителем и истолкователем закона, правил поведения для ребенка явля­ются взрослые и, в частности, родители.

Как правило, социальные психологи связывают доминирование с принятием социальной ответственности за действия группы: домини­рующий член группы отвечает за успешность выполнения общей за­дачи и, кроме того, несет ответственность за сохранение нормальных отношений между членами группы.

1 French I. R., Raven В. H. The basis of social power // Studies of Social Power. Ann. Arbor. Michigan, 1959.

1 Янкова Б., Ачилова Е. Ц., Лосева О. К. Мужчина и женщина в семье. М., 1983.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Психология

В H Дружинин... психология СЕМЬИ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Ответственность, власть, любовь

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Дружинин В. Н.
Д76 Психология семьи: 3-е изд. — СПб.: Питер, 2006. — 176 с: ил. ISBN 5-469-00131-8 Книга посвящена психологии семьи: структуре отношений между ее членами; сти­лям воспитания; влиянию, кот

Зачем нужна семья? Функция семьи
Социологические теории семьи, которые создавались советскими учеными, в той или иной степени отражали идеологию и практику госу­дарства в отношении семьи. Если дети должны воспитываться обще­ством

Нормальная семья
Семья и брак возникли на довольно позднем этапе развития обще­ства. Наиболее ранней формой брачно-семейных отношений был груп­повой брак. Формой общежития являлась родовая коммуна1.

Языческая семья
Примером семейных отношений, характерных для языческой куль­туры, являются отношения в русской семье XII—XIV вв. По мнению многих историков, рубежом, отделяющим языческий тип семьи от хри­стианског

Общехристианская модель семьи
Ни одна мировая религия не отводит столь важное место семье в системе вероучения, как христианство. Можно определить само хрис­тианство как религию семьи1. Спаситель родился в н

Семья в русской православной культуре и культуре католицизма
Двоеверие — так можно обозначить систему религиозного мировоз­зрения россиян. Язычество переплеталось с христианством в системе обычаев, по­ведения, отношения к миру и к семье. «По древнер

Семейные отношения в католицизме и протестантизме
Сегодня западное христианство неоднородно и включает католи­цизм, а также многочисленные ветви протестантизма. Католицизм проповедует догмат триединства, но поскольку логи­чески это основн

Сын и дочь
Отношение к сыну и к дочери в семье не сводится к формированию представлений о половой роли и месте мужчины и женщины в обще­стве. Проблема женской эмансипации — порождение протестантской культуры.

Семья в советской России: гибель и воскрешение
Отношение советского государства и КПСС к семье как социально­му институту и психологическую структуру советской семьи нельзя понять, не проанализировав взгляды основателей и проводников ком­мунист

Портрет семьи, или Портрет психологических отношений
В психологии широко используется выдвинутая 3. Фрейдом концеп­ция проекции. Человек склонен неосознанно проецировать свое психи­ческое состояние на окружающее, приписывая людям свои собствен­ные че

А. О. АЕЗАРНО-СТАРШИЙ. «Семейный портрет художника». 1827 г. (ГРМ).
Автор картины — француз по происхождению. Его можно встретить в истории русского искусства в разделе «Россика» — он жил и работал в России почти 18 лет. Выделяемые признаки

А. П. РЯБУШКИН, Семья купца в XVII в. 1896 г. (ГРМ).
В творчестве Рябушкина отчетливо проявились особенности рус­ской исторической живописи конца XIX — начала XX в., отмеченной большим интересом к наиболее исконной и самобытной допетровской Руси.

Э. ГЕСФЗ ЕР. Семья слесарных дел мастера Гаушильда. 1843 г. (Берлин, Меркишес музеум).
Выделяемые признаки 1 Состав семьи На картине изображена семья, состоящая из семи человек: отца, матери, четверых детей (или троих?) и престарелой женщины (воз­можно, матери мужа ил

Анекдот как зеркало русской семьи
Структура семейных отношений скрыта от внешнего наблюдения, но проявляется в продуктах деятельности: литературе, кинофильмах, музыке, живописи и т. д. В психологии анализ продуктов деятель

Мужчина в русских анекдотах
Русский муж глуповат, прост («проще правды»), груб, труслив, слаб, любит выпить, подчинен семье в целом и жене в частности. Является нахлебником: главное, чтобы вовремя кормили. Для семьи су

Мужчина в американских анекдотах
Американский муж не супермен, но всегда самостоятелен, держит­ся уверенно, независимо от жены, содержит семью, занимается биз­несом и делает профессиональную карьеру. Бизнес для него важнее

Русская женщина
Главная задача русской жены — вовремя изменить мужу. Муж узна­ет об измене лишь случайно, но часто вообще не узнает, так как жена его умело обманывает. Иногда жена вообще не скрывает свои по

Американская женщина
Американские жены так же часто, как и русские, изменяют мужьям, но муж обычно об этом не догадываегся. Американская женщина сек-суатьно неудовлетворена мужем и поэтому активно идет на контак

Наследственность и среде
Чтоббольшей мере влияет на психическое развитие личности: на­следственность или среда? Наиболее яростные споры, столкновения мнений, множество теорий и экспериментальных исследован

Стиль семейного воспитания и детский интеллект Неполные семьи и несчастные дети
Ребенок лишается одного из родителей. Если это происходит рано, он не успевает осознать и пережить потерю, не его судьба меняет на­правление. Несомненно, неполная семья является «социально

Влияние социоэкономических факторов
Как это ни парадоксально, но и низкий и очень сильный социально-экономический статус семьи равно являются факторами риска при воспитании (или социализации) ребенка. Как правило, нужда рань

Состав семьи и интеллектуальное развитие детей
Уже упоминавшиеся в этой книге исследователи Й. Лангмейер и 3. Матейчик проанализировали популярные книги о воспитании де­тей за 100 лет, с 1850 по 1950 г. Они хотели установить сдвиги в тех ценнос

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги