рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Языческая семья

Языческая семья - раздел Психология, Психология Примером Семейных Отношений, Характерных Для Языческой Куль­туры, Являются От...

Примером семейных отношений, характерных для языческой куль­туры, являются отношения в русской семье XII—XIV вв. По мнению многих историков, рубежом, отделяющим языческий тип семьи от хри­стианского, стал XVI в. Модель православной семьи отразилась в зна­менитом «Домострое», написанном одним из величайших мыслителей эпохи Сильвестром — воспитателем, а затем соучастником реформ мо­лодого Ивана IV.

Российский крестьянин и горожанин XVI в. имели сложное комп­лексное мироощущение, оно отразилось в «двоеверии». Русские до XIV в. были в большей мере язычниками, нежели христианами. Аг-рарно-мистическое мироощущение пронизывало существование рос­сиянина, в том числе и семейную жизнь.

Отношения мужа и жены строились не на отношениях доминиро­вания-подчинения, а на изначальной конфликтности. В славянском язычестве женщина не является существом, подчиненным мужчине («недочеловеком», человеком второго сорта): она иной человек, обла­дающий качествами, отличными от мужских, носитель особой жен­ской силы. Тайное женское могущество являлось причиной ее власти над мужчиной и внушало страх, почтение и даже ненависть.

Женщина обладала как добрачной свободой, так и свободой в бра­ке. Если девицу принуждали выйти замуж без ее согласия и она при­чиняла себе увечье, с виновников взыскивался штраф. Ограничива­лась не только власть отца, но и власть мужа. Ритуальная свобода закреплялась в особой женской жизни: в обычаях, запретах, женских обрядах, праздниках. Женщина имела возможность развода — она мог­ла, если ее не устраивает муж или отношение к ней семьи мужа, вер­нуться к матери и отцу. Поскольку чаще всего роды враждовали между собой (Монтекки и Капулетти — отголосок язычества на итальянской почве), то и отношения мужа и жены сохраняли оттенок вражды, кон­фликта. Муж не доверял жене, жена мужу. Муж ждал от жены козней, лжи, отравления и пр. «Жены ценились или мало, или также мало це­нили своих мужей и женщины. Браки редко совершались по любви, взаимного уважения ждать было трудно.»1

В семье главную роль играла «большуха» — старшая, наиболее тру­доспособная и опытная женщина. Ею была жена отца или старшего сына.

Если в эпоху победившего православия женщина могла доминиро­вать в доме лишь в том случае, когда все взрослые отсутствовали, то «болынухе» подчинялись все младшие мужчины большой семьи. Такое доминирование женщины было возможно из-за частых отсутствий мужа в доме и вследствие ее власти над очагом, едой, умения пригото­вить пищу, сшить одежду, из-за ее роли в воспитании детей.

Ряд авторов (в том числе и В. Г. Иваницкий) считают, что разделе­ние между мужскими и женскими функциями в семье происходило не по ролям, а территориально. Мужчина отвечал за внешнее природное и социальное пространство, женщина доминировала во внутреннем пространстве, в доме и семье.

Но дело, однако, не сводится к пространственному разделению фун­кций. Очевидно, что важнейшим отношением в семье является отноше­ние родителей и детей. В христианской культуре главные отношения — отец-ребенок, мать-ребенок — отделены друг от друга и различны. В языческой культуре на первый план выступают отношения между по­колениями. Разумеется, речь идет не о поколениях в смысле Ортеги-и-Гассета (как носителях разных меняющих друг друга культур), а о по­колениях чисто биологических. В языческой культуре это явление — рудимент досемейной структуры (родовой коммуны). Оно выявляется даже при современных эмпирических исследованиях семьи.

Так, М. Воловикова и О. Николаева проводили сравнительное исследо­вание отношений в семье на московских и якутских детях. Первых (с большой условностью) можно отнести к постправославной атеистической культуре.

Вторые в большей мере связаны с культурой патриархально-языческой (не матриархальной).

1 Иваницкий В. Г. Русская женщина и эпоха «Домостроя» // Общественные науки и современность. 1995, № 3, с. 161-173.

Испытуемыми были школьники 7,5-12 лет. Основной методикой был «Рисунок семьи», она дополнялась рассказом о семье.

Московские дети в 36,8% случаев рисуют себя рядом с матерью, а якут­ские лишь в 16,1%. Что является явным показателем большей психичес­кой близости московских детей к мамам. Между тем как в положении отцов различий нет.

Мама фигурирует в рассказах московских детей в 2 раза чаще, чем отец, а у якутских детей отец в 2 раза чаще, чем мать. Тем самым у якутов сохранена патриархальная иерархия семьи: во главе семьи отец, но мать — авторитет для детей.

Но самое главное: родители как единство или папа и мама у якутов в рассказах фигурировали в 4 раза чаще, чем у москвичей. Следовательно, родители доминанты по отношению к своим детям.

Наглядно отношения между поколениями богов отражены в мифо­логии (в частности, древнегреческой): мифы отражают противоречия между поколениями в крайних формах борьбы и уничтожения старо­го поколения богов новым. Еще более явно отражены отношения в се­мье: верховные олимпийцы Зевс и Гера находятся в состоянии постоян­ной борьбы, вражды. На каждую проделку своего супруга Гера делает ответный ход, да и его многочисленным подругам спуску не дает.

Вообще в античной и большинстве других языческих цивилизаций соблюдается паритет полов: мужские и женские божества равноправ­ны. Более того, во многих отношениях женские общества обладают особым могуществом, например, Афродита, богиня любви. Миром пра­вит Эрос, и даже высшие олимпийские божества бессильны перед его властью. Исида и Озирис, Зевс и Гера, Юпитер и Юнона находились в весьма сложных, как сказали бы сегодня, неоднозначных отношениях. И зачастую женщины выигрывали поединок и в мифах, и в жизни. Культ Исиды пережил культ Озириса и распространился в эпоху пер­вых римских императоров за пределы Египта по всей империи.

Страх перед женщинами отразился в мифах о женщинах-воинах, которые реально существовали, — амазонках. В скандинавской мифо­логии мертвых героев уносят на Валгаллу валькирии — девы-воитель­ницы. Русские женщины эпохи язычества не отставали: образы бога-тырш-«поляниц» запечатлены в былинах. Спуску мужчинам они не давали: ни своим, ни врагам. Образ поэзии Н. А. Некрасова отнюдь не христианский по происхождению.

Ваятель брежневско-сталинской эпохи Вучетич одарил наше отече­ство массивными статуями языческих дев-воительниц, порочащих саму идею священной защиты Родины. Российская православная культура, как известно, почитает Богородицу, или позднюю языческую интерпре­тацию женского образа — Берегиню. Сходство бетонных истуканов с валькириями — образами германской мифологии наводит на иные ас­социации. Хуже того: и киевская «Лаврентьевна» (так прозвали киев­ляне свою деву с мечом) и сталинградская не защищают города, стоя лицом на запад, но повернуты спиной к западу, а лицом на восток. То есть девы с мечами производства Вучетича атакуют наши города!

Вот до каких издевательств над культурой и историей страны мож­но дойти, если бездарно и цинично относиться и к стране, и к собствен­ному ремеслу.

Однако вернемся к основной теме.

Если подвести итог, то нормативная дохристианская модель семьи выглядит следующим образом: родители (отец и мать) могут нахо­диться в различных отношениях: доминирования-подчинения либо отрицания-конфликта. В первом случае возможны патриархальный и матриархальный варианты (более часто встречающийся). Во втором случае имеет место равенство, но равенство как результат противоре­чия разных сущностей, их борьбы. Этот тип наиболее распространен. Родители (как целое) противостоят детям, одно поколение борется с другим. Дети всегда в подчинении.

Следует отметить, что в дохристианских культурах важным факто­ром является сложность социоэкономической системы и структуры до­мохозяйства. Сложность системы влияет на воспитание и поведение детей. Причем это влияние хорошо описывается тремя измерениями отношений в семье: доминированием, ответственностью, близостью.

Дети, воспитанные в сложных культурах, имеют более высокие по­казатели по шкале зависимости-доминантности и более низкие по шкале заботливости-ответственности, чем дети, воспитанные в про­стых культурах.

Кроме того, в обществах охотников и рыболовов дети больше ориен­тированы на самостоятельность и независимость. В обществах земле­дельцев и животноводов — на ответственность и послушание. Следова­тельно, в культурах сложных, развитых тяжесть в системе отношений переносится на вектор доминирования-подчинения. Между тем в про­стых дохристианских культурах преобладает вектор ответственности. К этому добавляется также эффект многочисленности семьи: чем боль­ше детей в семье, тем более дети авторитарно агрессивны и менее дру­жественны1.

1 Кон И. С. Ребенок и общество. М, 1988.

Отношения «дети-родители» в дохристианской культуре напомина­ют отношения «рабы-господин» или «крепостные-феодал». Изучая особенности воспитания и взаимоотношения родителей и детей в ис­тории, Л. Демоз выделил следующие стили.

1. Инфанцирующий стиль (с древности до IV в. н. э.). Он характеризуется массовыми детоубийствами. Выживавшие дети часто становились жер­твами насилия.

2. Бросающий стиль (IV—XIII вв.). У ребенка признается наличие души. Прекращаются убийства детей и жертвоприношения. Однако ребенок остается объектом агрессии для родителей. Его часто сбывают с рук: кор­милице, в монастырь, в чужую семью. Он угнетен в собственном доме.

3. Амбивалентный стиль (XIV—XVIII вв.). Ребенок входит в эмоциональ­ную жизнь родителей. Однако он не считается полноправным членом семьи. Его не считают самостоятельной личностью, отказывают в праве на автономную жизнь, душевную и физическую неприкосновенность. Если он сопротивляется, его беспощадно бьют.

4. Навязчивый стиль (XVIII в.). Характеризуется контролем за поведени­ем ребенка, его внутренним миром и волей, что порождает конфликт «отцов и детей».

5. Социализирующий стиль (XIX—XX вв.). Считается, что детство — это подготовка ребенка к самостоятельной взрослой жизни, «преджизнь». Ребенка надо воспитывать, тренировать, учить. Он является объектом воспитания.

6. Помогающий стиль (с середины XX в.). Считается, что ребенок лучше знает, что ему нужно в каждый момент его жизни, на каждом этапе раз­вития. Детство — это полноценный этап жизни со своими радостями, горестями и проблемами, а не только подготовка к некой подлинной взрослой жизни. Родители стремятся помогать индивидуальному раз­витию ребенка и т. д.

Даже если не принимать во внимание идеализацию последнего сти­ля (вершины цивилизации!), к типологии Л. Демоза можно предъяв­лять много претензий. Она вызвала серьезную критику. Большинство исследователей отмечает, что дело не в стилях как таковых, а в эконо­мических условиях существования семьи и общества в целом, что ам­бивалентное отношение к детям было всегда, что во все времена по своему заботились о детях и т. д.

В частности, в средние века ребенку предоставляли большую «теле­сную» свободу: не было регламентации в режиме питания, ребенка долго не отрывали от груди и кормили не тогда, когда положено, а когда он требовал. Детей поздно приучали к туалету и терпимо относились к «детскому греху» — проявлению сексуальности. Однако физическую подвижность младенцев жестко ограничивали: в течение первых четы­рех месяцев полностью пеленали, позже освобождали руки, а затем ноги.

Однако в вышеприведенной типологии стилей воспитания четко прослеживается рубеж на грани средневековья: когда ребенок стано­вится не отчужденным элементом семьи, не объектом, а субъектом вза­имодействия, хотя и не полноправным.

Победа христианской модели семьи над языческой характеризует­ся сменой типов отношений между отцом, матерью и ребенком, точнее проявлением этих отношений как самостоятельных.

Может быть, наиболее поздним остатком язычества в культуре ев­ропейских народов являются подробно изученные М. Крюбельсом «автономные детские общества». Они образуются как оппозиция миру взрослых. Вмешательство взрослых в жизнь детей порождает стремле­ние жить втайне от них. Эти общества характеризуют наличие секрет­ного языка, автономия групп по территориям, борьба между отдельны­ми группами, половая сегрегация, игры, ритуалы и т. д. В бывшем СССР эпохи конца 80-х гг. эта закономерность проявилась в деятельности неформальных молодежных группировок.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Психология

В H Дружинин... психология СЕМЬИ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Языческая семья

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Дружинин В. Н.
Д76 Психология семьи: 3-е изд. — СПб.: Питер, 2006. — 176 с: ил. ISBN 5-469-00131-8 Книга посвящена психологии семьи: структуре отношений между ее членами; сти­лям воспитания; влиянию, кот

Зачем нужна семья? Функция семьи
Социологические теории семьи, которые создавались советскими учеными, в той или иной степени отражали идеологию и практику госу­дарства в отношении семьи. Если дети должны воспитываться обще­ством

Ответственность, власть, любовь
Приходится с большой осторожностью пользоваться термином «культура», ибо он оброс огромным количеством разных смыслов, и почти каждый исследователь дает его значению свою интерпретацию. Слово «куль

Нормальная семья
Семья и брак возникли на довольно позднем этапе развития обще­ства. Наиболее ранней формой брачно-семейных отношений был груп­повой брак. Формой общежития являлась родовая коммуна1.

Общехристианская модель семьи
Ни одна мировая религия не отводит столь важное место семье в системе вероучения, как христианство. Можно определить само хрис­тианство как религию семьи1. Спаситель родился в н

Семья в русской православной культуре и культуре католицизма
Двоеверие — так можно обозначить систему религиозного мировоз­зрения россиян. Язычество переплеталось с христианством в системе обычаев, по­ведения, отношения к миру и к семье. «По древнер

Семейные отношения в католицизме и протестантизме
Сегодня западное христианство неоднородно и включает католи­цизм, а также многочисленные ветви протестантизма. Католицизм проповедует догмат триединства, но поскольку логи­чески это основн

Сын и дочь
Отношение к сыну и к дочери в семье не сводится к формированию представлений о половой роли и месте мужчины и женщины в обще­стве. Проблема женской эмансипации — порождение протестантской культуры.

Семья в советской России: гибель и воскрешение
Отношение советского государства и КПСС к семье как социально­му институту и психологическую структуру советской семьи нельзя понять, не проанализировав взгляды основателей и проводников ком­мунист

Портрет семьи, или Портрет психологических отношений
В психологии широко используется выдвинутая 3. Фрейдом концеп­ция проекции. Человек склонен неосознанно проецировать свое психи­ческое состояние на окружающее, приписывая людям свои собствен­ные че

А. О. АЕЗАРНО-СТАРШИЙ. «Семейный портрет художника». 1827 г. (ГРМ).
Автор картины — француз по происхождению. Его можно встретить в истории русского искусства в разделе «Россика» — он жил и работал в России почти 18 лет. Выделяемые признаки

А. П. РЯБУШКИН, Семья купца в XVII в. 1896 г. (ГРМ).
В творчестве Рябушкина отчетливо проявились особенности рус­ской исторической живописи конца XIX — начала XX в., отмеченной большим интересом к наиболее исконной и самобытной допетровской Руси.

Э. ГЕСФЗ ЕР. Семья слесарных дел мастера Гаушильда. 1843 г. (Берлин, Меркишес музеум).
Выделяемые признаки 1 Состав семьи На картине изображена семья, состоящая из семи человек: отца, матери, четверых детей (или троих?) и престарелой женщины (воз­можно, матери мужа ил

Анекдот как зеркало русской семьи
Структура семейных отношений скрыта от внешнего наблюдения, но проявляется в продуктах деятельности: литературе, кинофильмах, музыке, живописи и т. д. В психологии анализ продуктов деятель

Мужчина в русских анекдотах
Русский муж глуповат, прост («проще правды»), груб, труслив, слаб, любит выпить, подчинен семье в целом и жене в частности. Является нахлебником: главное, чтобы вовремя кормили. Для семьи су

Мужчина в американских анекдотах
Американский муж не супермен, но всегда самостоятелен, держит­ся уверенно, независимо от жены, содержит семью, занимается биз­несом и делает профессиональную карьеру. Бизнес для него важнее

Русская женщина
Главная задача русской жены — вовремя изменить мужу. Муж узна­ет об измене лишь случайно, но часто вообще не узнает, так как жена его умело обманывает. Иногда жена вообще не скрывает свои по

Американская женщина
Американские жены так же часто, как и русские, изменяют мужьям, но муж обычно об этом не догадываегся. Американская женщина сек-суатьно неудовлетворена мужем и поэтому активно идет на контак

Наследственность и среде
Чтоббольшей мере влияет на психическое развитие личности: на­следственность или среда? Наиболее яростные споры, столкновения мнений, множество теорий и экспериментальных исследован

Стиль семейного воспитания и детский интеллект Неполные семьи и несчастные дети
Ребенок лишается одного из родителей. Если это происходит рано, он не успевает осознать и пережить потерю, не его судьба меняет на­правление. Несомненно, неполная семья является «социально

Влияние социоэкономических факторов
Как это ни парадоксально, но и низкий и очень сильный социально-экономический статус семьи равно являются факторами риска при воспитании (или социализации) ребенка. Как правило, нужда рань

Состав семьи и интеллектуальное развитие детей
Уже упоминавшиеся в этой книге исследователи Й. Лангмейер и 3. Матейчик проанализировали популярные книги о воспитании де­тей за 100 лет, с 1850 по 1950 г. Они хотели установить сдвиги в тех ценнос

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги