рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Общехристианская модель семьи

Общехристианская модель семьи - раздел Психология, Психология Ни Одна Мировая Религия Не Отводит Столь Важное Место Семье В Системе Вероуче...

Ни одна мировая религия не отводит столь важное место семье в системе вероучения, как христианство. Можно определить само хрис­тианство как религию семьи1.

Спаситель родился в настоящей земной семье, у него были, его кор­мили и воспитывали настоящие, земные отец и мать. Структура хрис­тианской семьи фиксирована триадой: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой. В Троице функции распределены своеобразно: Отец являет­ся творящим началом, Сын воспринимает влияние, идущее от Отца, Дух выполняет посреднические функции. Христос утверждал, что он лишь проводник воли Отца. Христос — богочеловек, и тем самым «ближе» к людям, нежели Бог Отец. О заступничестве перед Отцом небесным люди молят Христа, который является спасителем и защит­ником, Отец — суровый судия. Некоторые авторы считают, что в этом воплощается женское начало Христа2.

' о. Анджей Белат. Иосиф Обручник как икона отца // Человек. 1994, № 3, с 96-110.

2Левин М. В. Лекции по астрологии. Часть 1. М., 1994, с. 32-33.

На мой взгляд, заступническая роль Христа характерна для право­славия и объясняется его большей близостью к матери Богородице, нежели к Отцу в структуре идеальной семьи. Триаду, которая в хрис­тианстве олицетворяет семью, составляют Бог Сын, Бог Отец и Бого­родица. Богородица выполняет женскую функцию. О. Сергий Булга­ков причислил Богородицу к одной из ипостасей Бога, построив Бо­жественную Четверицу: Отец, Сын, Дух Святой и Богородица, за что и подвергся обвинениям в ереси.

Включение женского начала в состав христианской Троицы имеет глубокое основание. Дух на иврите — женского рода (Шехина, Шхна). В апокрифическом Евангелии от Филиппа есть такие строки: «Сын родился не от Духа, а от Отца, потому что не может женщина родить от женщины». Но можно и отождествить Дух Святой и Богородицу. Тогда он действительно будет «переходом» между Отцом и Сыном: Мария родила Мессию от Бога Отца. Церковники могут счесть это богохульством или ересью, но я пишу не богословский трактат. Таким образом, идеальная христианская семья включает Отца, Сына и Мать (Богородицу).

Но термин «Святое семейство» в христианстве относится совсем к другой семье. В состав ее входит Иосиф Обручник, Иисус Христос и Дева Мария. В христианстве произведено четкое разделение отца-воспитателя (Иосиф) и отца генетического и духовного (Бог Отец). Следовательно, христианское вероучение предписывает миру две модели семьи: идеальную, божественную и реальную, земную, нор­мальную. И казалось бы, у христианина есть возможность выбрать, какой модели следовать в жизни. Дело обстоит несколько сложнее. Рассмотрим систему отношений, характеризующих оба типа христи­анской семьи.

Идеальная, божественная семья строится на основе принципа влас­ти: совмещения ответственности и доминирования. Главенствует тот, кто несет большую долю ответственности. Психологическая близость (афилиация) служит вторым параметром отношений, компенсирую­щим вектор доминирования (ответственности). Наиболее интересны­ми и сложными являются отношения между Богом Отцом и Богом Сыном. Но прежде следует остановиться на более общем отношении между мужским и женским началами в христианстве. Как и во всех мировых религиях (мусульманство, буддизм), в христианстве муж­ское начало является главенствующим. Бог — всегда мужчина. Анало­гично в буддизме и исламе: Будда и Аллах являются носителями муж­ских качеств. В иерархии потустороннего и посюстороннего мира всех мировых религий мужчины доминируют. Святые, пророки, бохдисат-вы — все мужчины. Особенно ярко доминирование мужчин видно в христианстве, поскольку Бог Отец, Христос и даже бесполые ангелы, серафимы и херувимы, грамматически мужского рода. Не лучше об­стоит дело в преисподней: черти, дьявол, сатана, падший ангел (де­мон) — мужские образы, хотя и не самые привлекательные (исключе­ние — демон в интерпретации М. Лермонтова и М. Врубеля).

В языческой мифологии среди нечистой силы равно были представ­лены оба пола, а иногда женский преобладал (русалки, бабы-яги, ним­фы и пр.). Здесь антропоморфные боги могли иметь и мужской, и жен­ский пол, а иногда и оба сразу (гермафродит). Самые древние религии характеризуются доминированием женского начала. По мнению боль­шинства культурологов, историков религии, искусствоведов, причи­ной является матриархат. Поэтому вавилонская Астарта, аккадская Иштар, индийские богини Хала и Шакти, фригийская Кибела возглав­ляли пантеоны богов. Позже матриархальные религии сменились ре­лигиями «борьбы полов», где равно были представлены мужские и женские образы, но даже при номинальной ведущей роли мужского начала (Зевс олимпийский, например) божества-женщины противо­стояли мужской власти и зачастую одерживали победу (Ника — боги­ня победы — женского рода).

В мировых религиях эпохи патриархата власть в божественном и зем­ном мире принадлежит божествам-мужчинам. Женщине отводится вто­ростепенная роль. Мусульманство вообще равнодушно к женщине, по­скольку Аллах не имеет антропоморфной природы, а следовательно, не рожден земной женщиной. Он первичен. Женщине в мусульманстве уготована лишь вспомогательная роль — услаждать сексом, пением и игрой на музыкальных инструментах правоверных мужчин в раю. Гу­рии прекрасны, но их так много, что они лишены индивидуальности. В этом смысле между христианством и мусульманством существует ко­лоссальный разрыв: Дева Мария, хотя ей и отведена второстепенная роль, все же имеет имя, индивидуальность и причислена к Святому семейству, а гурии не имеют имени и индивидуальности. Для мусуль­манского бога и мужчины все женщины — прекрасные сексуальные партнерши на одно лицо, а отношение к ним психобиологическое, но не социально-психологическое. Мужчина один, женщин сколько угод­но, а дети не в счет. В наличии доминирование мужчины над группой женщин, несущих ответственность за детей, о которых мужчина знать не хочет. Мальчики связаны с группой женщин психобиологической связью и потенциально готовы стать столь же доминантными отцами. Система отношений напряжена в высшей мере.

«В практике мусульманской церкви женщине вообще отводилось второ­степенное место, ее положение было унизительным и страшным. Уже в Коране было сказано: "Мужья стоят над женами за то, что Аллах дал одним преимущество над другими". Эти преимущества превратили жен­щину практически в собственность. Она должна была всю свою жизнь проводить в гареме, носить паранджу, беспрекословно подчиняться мужу и не имела права на общественную жизнь. Практика многоженства и пра­во на развод только для мужчин в исламе приобретали иногда анекдоти­ческий характер. Так, один багдадский красильщик, умерший в возрасте 87 лет, последовательно женясь и разводясь, состоял в браке с 900 жен­щинами, т. е. в среднем каждый месяц имел новую жену...»1

В христианстве Дева Мария — единственная женщина, причастная к Божественной Троице. Правда у трона бога ее сопровождают двое мужчин — апостолы Петр и Павел, реже еще и Св. Анна.

В буддизме роль, аналогичную роли Девы Марии, выполняет Майя, родившая Будду.

Итак, женщины в патриархальных мировых религиях находятся в субдоминантном, подчиненном положении, причем положение Девы Марии не из худших.

Рассмотрим теперь отношения внутри божественного, идеального семейства. Наиболее сложна проблема отношений Бога Отца и Сына в православии и католицизме.

Общий для всех христианских конфессий Символ веры обязывает веровать в единого Бога. Бог триедин, то есть всегда и везде выступает в трех лицах (ипостасях): Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. В этом заключена сущность Божественной Троицы. Догматика не предполагает рассмотрение трех ипостасей божества как отдельных субъектов, подобная интерпретация считается ересью и преследуется. Таким образом, с позиций церковной догматики все последующее из­ложение есть либо ересь, либо невежество.

1 Яковлев Е. Г. Искусство и мировые религии. М., 1985, с. 75.

Бог отец считается творцом мира видимого и мира невидимого. К видимому миру принадлежат природа и человек, невидимый мир — ангелы. Богом-сыном считается Иисус Христос, рожденный в резуль­тате непорочного зачатия Девой Марией (земной женщиной) от Духа Святого, исходящего от Бога Отца (в католицизме и от Сына). В право­славии Бог Дух святой исходит от Бога Отца. Католицизм предложил принцип «филиокве» («и от сына»), но восточное христианство его не приняло и отвергает по сей день. Ортодоксальный католицизм также отстаивает триединство. Можно сказать (вульгаризируя отношения между субъектами Божественной Троицы): в православии Бог Отец доминантнее Бога Сына, в католицизме их позиции практически одинаковы. Вообще вся мистическая традиция как западного, так и восточного христианства, а также многочисленные ереси связаны с попытками разорвать единство трех ипостасей, установить отноше­ния иерархии, соподчиненности их друг другу. Причем разрыв идет по пути поляризации измерения «божественное-человеческое» (вспом­ним принцип «филиокве»). В мистической традиции и в некоторых ересях Бог Отец лишается своей антропоморфности, а Богу Сыну приписываются человеческие черты, что приводит к иерархизации отношений между Отцом и Сыном. Логические основания такой ин­терпретации отношений между мужскими ипостасями Троицы, несом­ненно, присутствуют, и они проявились на самом раннем этапе ста­новления христианства как мировой религии в спорах о двуединой богочеловеческой сущности Христа.

Особое значение имеет арианство. Несмотря на то, что оно было осуждено в 325 г. Никейским собором и преследовалось церковью, арианство широко распространилось в Европе XV—XVIII вв. (ереси антитринитариев, унитаристов, социниан и пр.). Предпосылкой ариан­ства была патриархальная структура семьи, сложившаяся в обществе к началу Раннего Средневековья. Богословские споры лишь отражали реалии, существовавшие в культуре, а ереси только эксплицировали, проявляли те отношения, которые складывались в социуме между мужчинами, детьми и женщинами.

Александрийский священник Арий провозгласил, что Сын Божий является лишь подобием Бога. Он не наделен божественными свой­ствами от природы, а получил их от божества. Арий был осужден и изгнан за пределы Церкви. Его антиподами выступили монофизиты, которые, наоборот, не признавали человеческую природу Христа, а только божественную. В середине III в. было объявлено еретическим учение Оригена о субординациолизме. Ориген считал Сына ниже Отца, поскольку Сын является лишь его созданием.

Серьезным основанием для последователей иерархизации отноше­ний Бога Отца и Бога Сына являлось то, что догмат о Троице установ­лен не священным писанием, а лишь апостольской традицией — свя­щенным преданием.

Особое значение отношениям Отца и Сына предавалось в различ­ных протестантских учениях.

Майстер Экхарт различал Бога (Deus), состоящего из трех ипостасей-личностей, и божество (Deltas) — «основу» бога, но был объявлен ере­тиком. Позже получили распространение христианские концепции, от­водившие доминантную роль Сыну.

Человеческие черты Бога поддерживал Мигель Сервст, уделявший вни­мание личностному отношению человека и Бога. Он различал Иисуса как вечное несогворенное начало и Христа — смертного человека, рожденно­го земной смертной женщиной.

Баптисты также сосредоточены на Иисусе Христе как единствен­ном посреднике между Богом и людьми.

Большинство протестантских учений (исключения — кальвинизм, свидетели Иеговы и ряд менее значительных сект) отличается хрис-тоцентризмом, в противовес православию и католицизму, акцентируя человеческую природу Бога. Христос считается не столько вседержи­телем и чудотворцем, сколько моралистом, учителем, связанным с че­ловеком непосредственной духовной нитью.

Иерархизация отношений между Богом Сыном и Богом Отцом про­является в учении свидетелей Иеговы. Акцент на Ветхий Завет в их концепции приводит к тому, что Иегова считается единственным пер-вотворцом: он породил лишь Иисуса Христа. Остальной мир создан Христом. Христос не является всемогущим, не равен Отцу и на земле был всего лишь совершенным человеком, но не Богом. Иегова прояв­ляет свою власть, которую он даровал Христу и некоторым другим людям через Дух Святой. Богоизбранные уполномочены представлять его на Земле. В этом отношении учение иеговистов наиболее отлича­ется от учения католиков и протестантов, поскольку традиция хрис­тианства полагает, что богочеловек уже родился и воскрес, и новый Мессия, носитель божественной воли, не будет рожден земной жен­щиной.

Арианская ересь в разных модификациях была весьма распростра­нена и оказалась очень живучей1.

Первые императоры уверовали в учение пресвитера, что ежели Отец раньше, а Сын позже, то Сын «меньше» Отца. Началось преследова­ние противников арианства. И хотя позже с помощью императора Феодосия православные победили ариан, учение Ария распростра­нилось среди многочисленных германских племен (готов, вандалов, бургундцев и пр.). В арианстве отразилась модель микросоциума, сло­жившаяся в сознании германцев: главенство отца и подчиненное по­ложение сына.

1 ГумилевЛ. Н. Конец и вновь начало. М., 1994, с. 188.

Отрицание триединства Бога, разрыв ипостасей характеризует пос­ледующие ереси (алогов, монархиан, динамистов, адопциан, модалис-тов, савелиан): везде доминирующим членом Троицы, единственным

Богом признается лишь Бог Отец, остальные ипостаси Троицы при­знаются лишь силами (dinameis) или формами (modus). Савелий, а вслед за ним Павел Самотский (ересь савелианиства) вообще отверга­ли миссию Христа и учили, что на кресте страдал сам Отец.

Константинопольский патриарх Несторий считал, что Христос не Бог, а человек и лишь прижизненно стал Мессией. Эфесский собор в 431 г. провозгласил анафему Несторию, но его учение передало мощ­нейшее течение в христианстве — несторианство, которое нашло прибе­жище на Востоке. Раз за разом христианские пастыри возвращались к рассмотрению проблемы отношения ипостасей божественной Троицы. На Никейском соборе был принят догмат о Боге Отце и Христе Сыне Божьем, но ничего не сказано о Духе Святом. Халкидонский собор (451 ) установил статью о Духе, постулируя «вопреки всем декларациям о еди­носущное™ и полном равенстве всех лиц Троицы, явное неравенство между ними: Дух существует не сам по себе и не в единстве с другими лицами Троицы, он исходит из одного из них, а с другой стороны, Сын оказывается не равным Отцу, ибо от него не исходит Дух»1.

Важно то, что в христианстве Отец несет ответственность за Сына: посылает его в мир, поручая определенную миссию, и берет на небо (воскресение) после выполнения им божественной воли. Тем самым отношения ответственности и доминирования в идеальной, божествен­ной семье, совпадают. Бог Отец не оставляет без внимания и Богоро­дицу Деву Марию.

Более определена система отношений Бога Отца и Бога Сына с Бого­родицей.

' Крывелев. И. А. История религий. Т. 1. М.: Мысль, 1988, с. 58.

Отношение к женщине в христианстве в целом рассмотрено в этом разделе ранее. Оно достаточно противоречиво: женщина явно занимает субдоминантную позицию по отношению к обоим мужчинам (Отец и Сын), но, с другой стороны, причастна к ним. Кроме того, отношение к женщине обусловлено и тем, что она согласно Ветхому Завету — причи­на грехопадения мужчины. Это ветхозаветное отношение к женщине как к источнику греха пронизывает мировосприятие многочисленных христианских авторов. Однако в Евангелии Дева Мария-Богородица является одним из главнейших персонажей (наряду с некоторыми дру­гими, в частности, с грешницей, но Святой Марией Магдалиной). И об­раз ее очерчен весьма положительно, хотя поведение молодого Иисуса в отношении матери мало соответствует современному представлению о благодарном сыне.

Образ Марии — матери Иисуса Христа (она же Дева Мария, Бого­родица, Богоматерь, Мадонна и др.) наиболее важен для понимания структуры нормальной семьи, которая зафиксирована христианской догматикой и реализуется в христианской культуре. Марии было предназначено родить от Духа Святого сына-мессию, сохранив дев­ственность. Иосиф Обручник, законный муж Марии, был несколько огорчен, когда беременность стала явной, и лишь из жалости не стал публично обвинять ее в нарушении супружеской верности. Богу Отцу пришлось прислать очередного ангела, чтобы убедить Иосифа в не­винности его супруги (Матф. 1, 18-24). Метод возымел действие, и Иосиф занял свое место в структуре семьи — место, как сегодня сказа­ли бы, трудолюбивого подкаблучника.

Отношения матери и сына были сложными, точнее, «векторными». Мария выступает заступницей перед Христом за всех людей, присут­ствует (физически или духовно) при всех важнейших событиях его земной страдальческой жизни.

Иисус же относится к матери более чем прохладно: сын отрекается от любви к матери во имя исполнения своей божественной миссии. Современный психолог заметил бы в этом явный эффект семейного воспитания по типу гиперпротекции («кумир семьи»). Действитель­но, земная семья Иисуса Христа строится по схеме, характерной для так называемой детоцентрической семьи: ребенок обладает исклю­чительными качествами (или они ему приписываются) и призван, с точки зрения родителей, совершить великую миссию; мать чрез­мерно любит ребенка; отец выполняет подчиненную роль, обеспечи­вая семью в поте лица своего и выполняя прихоти жены и сына.

Вместе с тем Мария наделяется чертами, сближающими ее с Богом Отцом и Богом Сыном.

При трактовке образа Марии особенно четко прослеживается рас­хождение православной и католической церкви в представлениях о месте женщины в структуре нормативной семьи. Представление о те­лесном вознесении Девы Марии на небо сформулировано только в католической догматике. Причем, хотя акт телесного вознесения Бо­городицы зафиксирован еще в раннехристианских апокрифах, офици­альное признание он получил лишь в 1950 г. В 1964 г. католическая церковь объявила Марию матерью церкви. Ей отведена роль Царицы Небесной. Более того, католической церковью в 1854 г. принят догмат о непорочном зачатии самой Девы Марии в браке ее родителей. Тем самым она полностью вовлечена в сферу святости, с нее снята общече­ловеческая греховность.

Западная традиция наряду с подчеркиванием общехристианских представлений о Марии как о заступнице за всех людей (даже за греш­ников) выделяет как важнейшую ипостась образ прекрасной дамы, т. е. объект преклонения, влечения, сексуальная основа которого со­вершенно очевидна.

На Руси и вообще в православной культуре, как отмечает С. С. Аве-ринцев, центральное место занимает ипостась Марии-Богородицы, ма­тери Христа, властной царицы или жалеющей матери. Особенно ярко этот образ проявляется в культуре допетровской России: «Богородица великая мать сыра земля еси» (Ф. Достоевский).

В русско-византийском искусстве акцентируется материнская сущ­ность Марии в двух основных проявлениях: любящей матери (икона «Умиление») и строгой воспитательницы, Царицы Небесной («Оди-гитрия», т. е. «Путеводительница»).

«Западного наблюдателя поражают, например, различия в трактовке образа Богородицы в русской и западной иконографии: для католи­ческих стран начала века — это вечно несовершеннолетняя Мария, для России — это взрослая женщина, женщина-мать, Богоматерь. Обе сим­волизируют любовь и нежность. Но образ Богоматери — заступницы перед богом, символ могущества, который напоминает образ Царицы Небесной, господствовавший в католической религии в Средние века, вплоть до Ренессанса, — кажется гораздо более сильным. Трудно пред­ставить себе, что такая мощная символика не отражала в определенной степени социальную реальность. Подчеркну, что в русской модели и символика женственности, и символика мужественности почти в рав­ной мере полновластны. В то время как на Западе символика отцовства была явно доминирующей, преобладающей, а в символике женственно­сти использовался, скорее, образ дочери, чем образ матери.»1

1 Шанталь Курильски-Ожвен. Русская культурная модель семьи и эволю­ция нормативного регулирования семьи // Общественные науки и современ­ность. 1995, № 5.

Вместе с тем Богородица — при всем ее значении в христианском культе -- не может сама повлиять на ход земных и небесных дел: право решать и действовать остается за Богом Отцом. Ее земная задача — воспитание сына, который имеет божественную миссию. Ее роль в хри­стианской мифологии — заступница за страждущих перед Богом. Она является посредницей между Богом и людьми, она ближе к людям, нежели ее сын Иисус Христос, поскольку в меньшей мере причастна божественной сущности, чем богочеловек. Вознесение Девы Марии на небеса является воздаянием за выполнение ею земной миссии со стороны Бога Отца. Однако все дела божественные вершит мужская власть. Великая нравственная сила, духовная красота и доброта Бого­родицы не могут воплотиться в самостоятельном деянии.

Следствием этого явилось подчиненное положение жены в идеаль­ной христианской семье. Вместе с тем это подчиненное положение предполагает включение жены в сферу психологической близости (аффилиативной связи) с мужем и сыном, что и зафиксировано в Пи­сании. Например, в Первом послании Петра сказано:

«Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова преображаемы были... Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощным сосудом, оказывая им честь как наследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах».

Жена из «зоны вражды», где ее помещало язычество, или «зоны пре­небрежения», где ее помещает магометанство, переходит в «зону любви» психологического пространства отношений, характеризующих семью.

Эта связь отношений любви с отношением доминирования-подчи­нения в христианской семье просматривается весьма явно. В посла­нии к Ефесянам Св. апостола Павла сказано:

«Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела... Мужья, любите своихжен, каки Христос возлюбил Церковь и предал себя... Такдолжны мужья любить своих жен, как свои тела, любящий свою жену любит самого себя... Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя, а жена да боится своего мужа... Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует спра­ведливость...»

Каким же образом разрешает христианство противоречие между пред­ставлениями о женщине как «сосуде греховном» и об объекте любви, носителе добра, заботы и милосердия? Только через установление от­ношений матери с сыном: до рождения сына она греховна, и в этом огра­ниченность христианства. Дева Мария потому заслуживает уважения, что родила Мессию!

В первом послании к Тимофею Святого апостола Павла эта мысль звучит наиболее отчетливо:

«Жена да учится безмолвию, со всякою покорностью; а учить жене не позво­лено, не властвовать мужем, а быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а позже Ева; и не Адам прельщен; но жена прельстивши впала в преступление, впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием».

Можно подвести некоторый итог. В идеальной христианской семье муж является субъектом власти (доминирования и ответственности), часть ответственности лежит и на жене (воспитание сына). Как это ни кощунственно с позиций богословия, но иерархия по шкале домини­рования-подчинения такова: отец, сын, мать. По шкале ответственно­сти иерархия иная: отец, мать, сын. И, наконец, психологическая бли­зость (любовь) связывает всех членов семьи.

Правда, в разных вариантах христианства (католицизм, правосла­вие, протестантские вероисповедания) мера психологической эмоци­ональной близости между членами идеальной семьи различна. Мож­но заметить, что в канонической версии (учитывая поведение Иисуса Христа по отношению к матери) сын ближе к отцу, а мать ближе к сыну.

Порядок величины попарной эмоциональной близости в католи­цизме таков: отец-сын, мать-отец, сын-мать.

Совершенно иную картину идеальных семейных отношений дает текст Ветхого Завета: доминирование отца над матерью и доминиро­вание родителей (отца и матери) как единой группы над детьми. Про­цитируем Писание:

«Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рожать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господство­вать над тобой». Не менее суровые наставления даются сыновьям: «Почитай отца твоего и мать твою (чтобы тебе было хорошо), чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исход. 20). И более того: «Если у кого будет сын буйный и непокорный, не повинующийся голосу отца своего и голосу матери своей, и они наказывали его, но он не слушает их, то отец его и мать его пусть возьмут его и приведут его к старейшинам города своего и к воротам своего местопребывания... тогда все жители города его пусть побьют его камнями» (Второзаконие. 21 ).

Кроме идеальной божественной семьи христианство предлагает ва­риант земной нормальной семьи. Напомню, что слова «Святое семей­ство» характеризуют земную семью Иисуса Христа: его самого, прием­ного отца Иосифа, Деву Марию и (иногда) Св. Анну (мать Марии).

Христианство разделяет отца-воспитателя, несущего ответствен­ность за жизнь, здоровье, образование и благосостояние семьи (в пер­вую очередь ребенка), и отца генетического, духовного, функцию ко­торого реализует Бог Отец.

Скромный плотник Иосиф, обрученный с Девой Марией, несет от­ветственность за семью, но отнюдь не доминирует в ней. Доминирует сын Иисус Христос. В образе Иосифа воплощено христианское отно­шение к ребенку: не как к своей собственности, а как к богоданному существу. Поскольку ребенок не мой, а Божий дар, то отец-воспита­тель испытывает уважение и почтение к ребенку. Интересную мысль по этому поводу высказывает польский теолог о. Анджей Белат. Он полагает, что Иосиф является иконой Отца. Отличие иконы от образа состоит в том, что икона определяет настоящее лицо человека, ибо показывает его становление, которое должно стать целью всей челове­ческой жизни, Иосиф реализует мужскую любовь к ребенку, которая является более твердой и последовательной, теплой и сердечной, чем природная и непоследовательная любовь матери. Ребенок дан Богом Иосифу на хранение, это дар Божий, посему у Обручника нет права распоряжаться его душой, телом и судьбой, он обязан создать предпо­сылки выполнения ребенком миссии земной жизни, обеспечить ему душевный комфорт. Именно поэтому Иосиф спокоен и немногосло­вен: покой отца обеспечивает спокойствие ребенка. Но все же подлин­ный отец — Бог, и хотя не надо бояться Бога, «поскольку Он Царь и Отец этого мира», разделение образа Отца на земного и небесного ве­дет к важным психологическим следствиям. Одно из них: разделение образов идеального отца и отца реального в психике ребенка и отсут­ствие идентификации с отцом-воспитателем. Согласно психологичес­ким исследованиям, это ведет к повышенному уровню притязаний и является условием развития креативности, но чревато и невротичес­кими нарушениями1.

Земная модель христианской семьи является классическим вари­антом детоцентрической семьи. На шкале ответственности за семью члены ее располагаются в следующем порядке: Иосиф, Мария, Иисус (отец, мать, сын). На шкале доминирования (причастность божествен­ной сущности) последовательность противоположная: Иисус, Мария, Иосиф. Психологически Мария ближе к Сыну, а Сын к матери, чем оба к отцу.

Иосиф Обручник покорно выполняет свое земное предназначение. Ребенок, рожденный Марией, сыграл свою великую роль. Что не ска­жешь о большинстве детей, воспитанных в детоцентрических семьях.

1 Дружинин В. Н. Психология общих способностей. М, 1995.

Христианство предлагает две нормативных модели семьи. Посколь­ку Мессия уже родился и выполнил свою земную миссию, второго Свя­того семейства не будет, и религия ориентирует верующих на патриар­хальный вариант семьи как идеал человеческих отношений. Западное и Восточное христианство дают два различных варианта этого идеала.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Психология

В H Дружинин... психология СЕМЬИ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Общехристианская модель семьи

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Дружинин В. Н.
Д76 Психология семьи: 3-е изд. — СПб.: Питер, 2006. — 176 с: ил. ISBN 5-469-00131-8 Книга посвящена психологии семьи: структуре отношений между ее членами; сти­лям воспитания; влиянию, кот

Зачем нужна семья? Функция семьи
Социологические теории семьи, которые создавались советскими учеными, в той или иной степени отражали идеологию и практику госу­дарства в отношении семьи. Если дети должны воспитываться обще­ством

Ответственность, власть, любовь
Приходится с большой осторожностью пользоваться термином «культура», ибо он оброс огромным количеством разных смыслов, и почти каждый исследователь дает его значению свою интерпретацию. Слово «куль

Нормальная семья
Семья и брак возникли на довольно позднем этапе развития обще­ства. Наиболее ранней формой брачно-семейных отношений был груп­повой брак. Формой общежития являлась родовая коммуна1.

Языческая семья
Примером семейных отношений, характерных для языческой куль­туры, являются отношения в русской семье XII—XIV вв. По мнению многих историков, рубежом, отделяющим языческий тип семьи от хри­стианског

Семья в русской православной культуре и культуре католицизма
Двоеверие — так можно обозначить систему религиозного мировоз­зрения россиян. Язычество переплеталось с христианством в системе обычаев, по­ведения, отношения к миру и к семье. «По древнер

Семейные отношения в католицизме и протестантизме
Сегодня западное христианство неоднородно и включает католи­цизм, а также многочисленные ветви протестантизма. Католицизм проповедует догмат триединства, но поскольку логи­чески это основн

Сын и дочь
Отношение к сыну и к дочери в семье не сводится к формированию представлений о половой роли и месте мужчины и женщины в обще­стве. Проблема женской эмансипации — порождение протестантской культуры.

Семья в советской России: гибель и воскрешение
Отношение советского государства и КПСС к семье как социально­му институту и психологическую структуру советской семьи нельзя понять, не проанализировав взгляды основателей и проводников ком­мунист

Портрет семьи, или Портрет психологических отношений
В психологии широко используется выдвинутая 3. Фрейдом концеп­ция проекции. Человек склонен неосознанно проецировать свое психи­ческое состояние на окружающее, приписывая людям свои собствен­ные че

А. О. АЕЗАРНО-СТАРШИЙ. «Семейный портрет художника». 1827 г. (ГРМ).
Автор картины — француз по происхождению. Его можно встретить в истории русского искусства в разделе «Россика» — он жил и работал в России почти 18 лет. Выделяемые признаки

А. П. РЯБУШКИН, Семья купца в XVII в. 1896 г. (ГРМ).
В творчестве Рябушкина отчетливо проявились особенности рус­ской исторической живописи конца XIX — начала XX в., отмеченной большим интересом к наиболее исконной и самобытной допетровской Руси.

Э. ГЕСФЗ ЕР. Семья слесарных дел мастера Гаушильда. 1843 г. (Берлин, Меркишес музеум).
Выделяемые признаки 1 Состав семьи На картине изображена семья, состоящая из семи человек: отца, матери, четверых детей (или троих?) и престарелой женщины (воз­можно, матери мужа ил

Анекдот как зеркало русской семьи
Структура семейных отношений скрыта от внешнего наблюдения, но проявляется в продуктах деятельности: литературе, кинофильмах, музыке, живописи и т. д. В психологии анализ продуктов деятель

Мужчина в русских анекдотах
Русский муж глуповат, прост («проще правды»), груб, труслив, слаб, любит выпить, подчинен семье в целом и жене в частности. Является нахлебником: главное, чтобы вовремя кормили. Для семьи су

Мужчина в американских анекдотах
Американский муж не супермен, но всегда самостоятелен, держит­ся уверенно, независимо от жены, содержит семью, занимается биз­несом и делает профессиональную карьеру. Бизнес для него важнее

Русская женщина
Главная задача русской жены — вовремя изменить мужу. Муж узна­ет об измене лишь случайно, но часто вообще не узнает, так как жена его умело обманывает. Иногда жена вообще не скрывает свои по

Американская женщина
Американские жены так же часто, как и русские, изменяют мужьям, но муж обычно об этом не догадываегся. Американская женщина сек-суатьно неудовлетворена мужем и поэтому активно идет на контак

Наследственность и среде
Чтоббольшей мере влияет на психическое развитие личности: на­следственность или среда? Наиболее яростные споры, столкновения мнений, множество теорий и экспериментальных исследован

Стиль семейного воспитания и детский интеллект Неполные семьи и несчастные дети
Ребенок лишается одного из родителей. Если это происходит рано, он не успевает осознать и пережить потерю, не его судьба меняет на­правление. Несомненно, неполная семья является «социально

Влияние социоэкономических факторов
Как это ни парадоксально, но и низкий и очень сильный социально-экономический статус семьи равно являются факторами риска при воспитании (или социализации) ребенка. Как правило, нужда рань

Состав семьи и интеллектуальное развитие детей
Уже упоминавшиеся в этой книге исследователи Й. Лангмейер и 3. Матейчик проанализировали популярные книги о воспитании де­тей за 100 лет, с 1850 по 1950 г. Они хотели установить сдвиги в тех ценнос

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги