рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Индивидуальные различия нейрофизиологических задатков в процессе творчества.

Индивидуальные различия нейрофизиологических задатков в процессе творчества. - Конспект Лекций, раздел Психология, Конспект лекций 1. Ермолаева-Томина, Л.Б. Психология художественного творчества Особенности Высшей Нервной Деятельности - Степень Её Силы, Подвижности, Уравн...

Особенности высшей нервной деятельности - степень её силы, подвижности, уравновешенности - лежат в основе разных требований к окружающей обстановке. Так, авторы со слабым возбуждением и торможением, трудно образующие физиологические доминанты, крайне требовательны к условиям творческого труда, нуждаются в "оранжерейных" условиях. Индивидуальные различия в работе активационного блока, важные для креативности, проявляются:

Ø в способах адаптации к среде;

Ø в скорости и прочности образования стереотипов и стандартов;

Ø во взаимодействии двух полушарий мозга.

П.Тюрин выделил три типа художников по уровню проявления творчества в зависимости от преобладания у них адаптивного или творческого начала.

v Стимульно-репродуктивный – низший уровень, когда художник ориентирован на подражание мод­ному течению или реальности.

v Эвристический уровень – средний, когда в своих произведениях художник сам никому не подражает, но и ему никто не подражает. Ориентировка на индивидуальную оригинальность.

v Креативный, высший уровень творческого продукта – опора на проблемы настоящего, чувство времени, эпохи с ориентировкой на «потребное будущее», чувство зрителя. Их работы ориентированы не на внешнюю привлекательность, а на целостный эстетический образ.

1. Сила нервной системы определяется индивидуально-различной способностью выдерживать длительное или интенсивное возбуждение без перехода в тормозное состояние. Эксперименты Ермолаевой-Томиной Л.Д. показали, что для каждого испытуемого существует свой «порог пробуждения» творческого начала. У кого-то на самом простом задании. У других творческий процесс возникал при легкой провокации или после подсказки. А у третьих — только на самом сложном задании. Однако наиболее интересными были данные тех немногочисленных испытуемых, которые одинаково творчески выполняли все типы заданий. Для них было характерно автоматическое включение творчества, которое Ермолаева-Томина Л.Д. описывает как показатель креативности. Она доказала что нестандартное сочетание высокой чувствительности и реактивности с потребностью и способностью к напряженной интеллектуальной деятельности является наи­более благоприятным нейрофизиологическим задатком для спонтанного формирования креативности.

2. Подвижность и динамичность нервной системы имеют большое значение для творческих способностей. В лаборатории Б.М.Теплова экспериментально доказано, что у творческих людей нет предпосылок к формированию шаблонов и стереотипов на уровне врожденных нейрофизиологи­ческих задатков. Именно на этом базируется их потреб­ность в новизне, способность к гибкости и беглости мыслительной деятельности. Кроме того, для высококреативных людей характер­но «сопротивление навязанному извне стилю деятель­ности». Это сопротивление проявляется и на неосознаваемом, нейрофизиологическом уровне, что показала регистрация биоритмов мозга на электроэнцефа­лограмме. Каждый человек усваивает биоритмы в диапазоне разных частот, что является показателем его специфи­ческой чувствительности к активирующим или тормо­зящим воздействиям внешней среды. У высококреатив­ных испытуемых усвоения каких-либо ритмов не происходило.

3. Уравновешенность нервных процессов и взаимодействия полушарий относится к числу природных задатков. И.П.Павлов выделил два человеческих типа — ху­дожественный и мыслительный – опирающихся на первую и вторую сигнальные системы. Оди­наковое развитие двух полушарий дает возможность сочетания интеллектуальных меха­низмов с творческими. Такое взаимодей­ствие необходимо для всех видов творчества и лежит в основе креативности.

Тема 4: Мотивация творческой деятельности

1. Мотивы фантазии

2. Творчество как поиск

3. Творчество и сублимация

 

§ Гегель: художником движет интерес к предмету и потребность самовыражения.

§ И.Мардов: критерием истинности художественного произведения является эгоистическое стремление к самовыражению.

§ М.Розин: движущая сила творчества - стремление художника «…хотя бы осмыслить происходящее по художественным законам».

Мотивы творчества, которые так или иначе провоцируют действия художника, по существу ненаблюдаемы. Мотив в этом случае можно описать через такие понятия как потребность, побуждение, склонность, влечение, стремление и т.д. Отсюда творческий процесс оказывается мотивированным даже в тех случаях, когда не сопровождается сознательным намерением художника. Мотивация деятельности художника выступает как сложная динамичная самоподкрепляющаяся система.

«Мотив творчества» – отдельные факторы или их комплексы, которые побуждают человека приступить к выполнению продуктивной умственной деятельности, поддерживают в нем стремление завершить ее, а также заставляют иногда к ней возвращаться.

Крачфилд

разделил мотивы

творчества на:

 

стремления к материальным выгодам, к обеспечению своего положения и самоутверждению   удовольствие от самого творческого процесса и эстетическое удовлетворение, вызываемое «элегантным» решением
 

 

§ Д.Богоявленская: внутренние мотивы познавательной творческой деятельности способствуют творческим достижениям, а мотивы престижа, соревновательности блокируют их.

§ А.Росляков: у неуспешных актеров преобладает склонность к гедонистическим переживаниям, эмоциональному комфорту, боязни трудных задач, а у успешных – развивающие мотивы преобладают над мотивами поддержания жизнеобеспечения.

Внутри художника, поэтому, действуют две как бы исключающие друг друга силы. С одной стороны – стремление к снятию напряжения в окончательном результате творческого акта, несущее удовлетворение и некоторое угасание созидательной потребности, и одновременно тяга к подъему напряжения, концентрации, новому активному преодолению среды. Первый комплекс движущих сил поведения был подробно разработан З.Фрейдом в теории сублимации, превращенных форм снятия напряжения. Однако если обычному человеку снятие напряжения приносит успокоение, ведет к завершению деятельности, то у художника напротив, реализованный результат влечет за собой потребность нового подъема сил, нового нарастания напряжения. Второй комплекс движущих сил получил разработку в трудах А.Берталанфи и Ш.Бюлер. Близкие идеи высказывал и Гессе, когда утверждал, что путь художника – это непрестанное самоотречение, в то время как идеал мещанина – самосохранение.

Не стоит проводить резкую грань между внешними и внутренними мотивами. Как показал С.Л.Рубинштейн, все внешнее всегда преломляется через внутреннее. Но все-таки гораздо большее значение имеют внутренние мотивы Ведущим внутренним мотивом в системе гештальтпсихологии выступает тенденция к сохранению равновесия психического поля, так называемый принцип гомеостаза. В качестве мотива, противоположного гомеостазу, выдвигается тенденция к новизне и новшеству, Все эти идеи могут быть обобщены в концепцию, со­гласно которой ведущим мотивом творчества и фантазии является стремление к самовыражению, или, к самоактуализации. Вряд ли можно отрицать мнение о том, что неудовлетворенность служит важным мотивом творчества. Главным зачинателем такого взгляда является З.Фрейд. Вместе с тем деятельность человека в области искусства (науки) способствует его самоутверждению и «самоактуализации» всего его творческого потенциала. Таким образом, как неудовлетворенность, так и стремление к самовыражению могут быть внутренними стимулами деятельности одного и того же человека. Еще один своеобразный мотив «отклонения» от реальности, а именно – стремление к созданию предметов, образов и идей, не похожих на наличные в данной ситуации.

Итак, наиболее значительные психологические мотивы творческой деятельности: 1)Внешние, 2)Внутренние, 3)Неудовлетворенность, 4)Самореализация, 5)Создание непохожего.

Психологическими закономерностями, обеспечивающими возможность реализовать эти мотивы являются механизмы фантазии: анаксиоматизацияи гипераксиоматизация. Это инструменты, при помощи которых реализуются наиболее существенные мотивы фантазии.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Конспект лекций 1. Ермолаева-Томина, Л.Б. Психология художественного творчества

Конспект лекций Ст пр Гудзенко Лариса Геннадьевна Кафедра психологии и педагогики ауд...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Индивидуальные различия нейрофизиологических задатков в процессе творчества.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

История психологии творчества
Оформлению психологии творчества как науки способствовали: Ø Успехи общей психологии Ø Концепция сознания и познания Э.Маха и Э.Гартмана Ø Философско

Понятие творчества
Творить – это значит претворять внутренний опыт во внешнюю реальность. Р. Нусбаум Первичное определение творчества:«Творчество – это деятельность, в результате кото

Ф.Д.Кондратенко
Сравните эти мнения и выскажите свое по вопросу о «прогрессивности» как признаке творчества:  

V Главное в творчестве не внешняя активность, а внутренняя.
Суть творчества как психологического свойства сводится к интеллектуальной активности и чувствительности к побочным продуктам своей деятельности. Творческий человек видит побочные результаты, которы

Структурно-уровневая модель механизма творчества
(Я.А. Пономарев) Представлена в виде двух проникающих одна в другую сфер. Их внешние границы – абстрактные пределы мышления. Снизу находится сфера интуити

N исследовать то психическое состояние, которое является оптимальным при выполнении человеком самых разных деятельностей.
Существует ряд форм трудовой деятельности, которые ориентированы на процесс, а не на результат: художники, поэты, композиторы, и т.д. нередко проводят дни и ночи напролет за работой, ничего не заме

Состояние вдохновения.
Вдохновение – это состояние своеобразного напряжения и подъема духовных сил, творческого волнения человека, ведущее к возникновению или реализации замысла и идеи произведения науки, и

Строение мозга как основа творческих способностей
Изучение мозга одаренных людей показало, что существует связь между одаренностью в той или иной области деятельности и особенностями строения соответствующих мозговых структур. Например, у музыкант

Межполушарная асимметрия музыкальной деятельности
Левое полушарие Правое полушарие Восприятие высоких звуков (из-за близости к речи), а также абсолютной высоты музыкального звука

Творчество как поиск
Вопрос о природе побуждения к творчеству, как считает В.С.Ротенберг, относится к числу самых главных. Он полагает, что творчество – это разновидность поисковой активности, под которой понимается ак

Творчество и сублимация
Если субъект вынужден отказаться от удовлетворения некоторых потребностей, и зона поисковой активности поневоле оказывается суженой, то компенсаторно может усилиться поиск в творчестве. Со

Факторы формирования личности художника
Необходимые предпосылки становления гения по Н.В.Гончаренко: 1) врожденная одаренность; 2) собственные усилия; 3) ближайшее окружение; 4) ситуация в обществе в целом. Эти

Возрастная динамика творческой продуктивности
§ Платон: «опыт больше уносит, чем прибавляет». § X.Андерсон: «творчество было в каждом из нас, когда мы были маленькими детьми, У детей творчество повсеместно. Среди взрослых творчество п

Креативность и интеллект
Подходы к проблеме творческих способностей. 1. Как таковых творческих способностей нет. Интеллектуальная одаренность выступает необходимым, но недостаточным условием, творческой акт

Особенности творческого мышления
Творческое мышление – это новообразование в самой познавательной деятельности. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок, смыслов. Особенности творческого мышления описал Дж.Гилф

Воображение в творчестве
Обобщающая обработка представлений приводит к созданию художественного образа, соединяющего в себе индивидуальное и типическое. Определяющим здесь является не воспоминание, а преобразование, т.е. д

Восприятие произведений искусства
Крупник Е.П.: Восприятие произведения искусства осуществляется с помощью четырех основных механизмов: · художественно-смыслового, результирующего процесс восприятия и создающего «ко

Этапы и условия восприятия художественного образа
Фазы художественного восприятия (А.Ф.Еремеев): Ø впечатление, Ø заражение, Ø уподобление, Ø осмысление, &Os

Коммуникативная функция общения в искусстве
Понимание произведения искусства определяется целым комплексом особенностей личности читателя, зрителя, слушателя. При этом активность воспринимающего заключается не только в понимании или сопережи

Интерактивная функция общения в искусстве
В процессе общения самостоятельные формы эстетической деятельности приобретают предметно-знаковый характер: Ø художественное творчество – вид профессиональной деятельности и его тех

Перцептивная функция общения в искусстве
В настоящее время ведутся исследования восприятия художественных ценностей массовой аудиторией с привлечением методов различных наук. Изучаются запросы, установки и ценностные ориентации публики, р

Эффективная работа творческого коллектива
В любой организации существует динамичное распределение определенных деловых ролей. Этот феномен состоит в том, что каждый из членов организации играет двойную роль. Первая роль – формальн

Социальные факторы, мешающие творчеству
Феномен конформного поведения играет отрицательную роль в творчестве. Такое поведение вызвано как индивидуальными свойствами личности, так и межличностными отношениями в творческом коллективе, боле

Художественное сотворчество как коллективное творчество
Многие психологи утверждают, что творческая деятельность малых групп и вообще коллективное творчество имеют большие преимущества перед индивидуальным. Так, создатель синектики Гордон категорически

Тематика семинарских занятий
  СЕМИНАР 1. Феноменология художественного творчества 1. Методологические проблемы исследования художественного творчества. Этические проблемы творчества. Творчество как ценн

СЕМИНАР 3. Способности и творческая одаренность
1. Понятие и виды одаренности. 2. Методы диагностики и способы выявления «скрытой» одаренности. 3. Одаренность к искусству: общее и различное (на примере своей специальности).

СЕМИНАР 4. Коррекционные возможности творческого процесса
1.Виды, типы, направления, способы проведения и особенности психологического воздействия арт-терапии. 2. Особенности: 1. Рисуночной арт-терапии. 2. Библиотерапии.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги