рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Художественное сотворчество как коллективное творчество

Художественное сотворчество как коллективное творчество - Конспект Лекций, раздел Психология, Конспект лекций 1. Ермолаева-Томина, Л.Б. Психология художественного творчества Многие Психологи Утверждают, Что Творческая Деятельность Малых Групп И Вообще...

Многие психологи утверждают, что творческая деятельность малых групп и вообще коллективное творчество имеют большие преимущества перед индивидуальным. Так, создатель синектики Гордон категорически заявляет, что групповое мышление превосходит индивидуальное. Рестл и Девис говорят о «суммировании вкладов» в общее дело решения задач при групповой деятельности. Согласно Азнару и Видаль, группа мобилизует творческую энергию всех ее членов, помогая им преодолеть всевозможные опасения, увеличивает объем информации и количество различных подходов.

Но! Преимущество группы возможно при соответствующей организации ее деятельности и превращении ее в творческий коллектив.

Почти все авторы считают, что такие группы должны быть небольшими. Осборн считает, что в идеальную творческую группу должно входить от 5 до 10 членов; Азнар – 5-6; Бейз – от 7 до 12.

Слоссон и Дауни придерживались того мнения, что наличие в группе людей, сильно отличающихся, от основного состава и по своим личным свойствам и по своей творческой направленности, положительно сказывается на продуктах коллективной творческой деятельности.

Первое значение термина «художественное сотворчество» — это коллективная творческая работа по созданию художественного произведения или ансамбля (комплекса произведений). Второе значение мы рассматривали в теме «Восприятие», как сотворчество зрителя/слушателя.

Типы коллективного художественного сотворчества (Н.Я.Яковлева):

1. Создание «коллективной творческой работы», когда происходит активное взаимодействие участников. Этот вид учебной деятельности обладает высоким развивающим и воспитательным потенциалом как прием обучения искусству, сплочения коллектива, ненасильственной коррекций становления личности.

2. Индивидуальное художественное сотворчество на основе художественного образа – первоисточника. Связан со спецификой зрелищных искусств, в которых художественный образ не может быть воплощен автором без участия исполнителей, так что в каждом конкретном случае предполагается наличие элементов интерпретации. Спектакль, кино- или телефильм, – это плод совместной деятельности не только авторов текста и музыки, но и режиссера, художника-оформителя, артистов, осветителей и прочих работников сцены, участвующих в его создании. К этому же типу сотворческой деятельности относится музыкальное исполнительство – коллективное, в котором ведущую роль играет дирижер, и индивидуальное, ибо, сотворческая деятельность может быть не только коллективной. Индивидуальная исполнительская деятельность в музыке, будучи по своему типу сотворческой, заключает в себе огромный творческий потенциал. В любом случае произведение композитора так или иначе интерпретируется в соответствии с особенностями личности исполнителя, его темпераментом, талантом, уровнем профессионализма и особенностями школы.

3. Особый тип индивидуальной сотворческой работы представляет собой каноническое искусство. Как известно, рамки канона в определенной мере ограничивали произвольное развитие художественно-образных систем, с одной стороны, и были «путеводной звездой» для художников – с другой.

4. Наименьший элемент художественной сотворческой деятельности – в копировании, которое существует как способ тиражирования художественных ценностей (и в этом случае цена копии тем выше, чем точнее она повторяет оригинал) и как метод обучения мастерству.

5. Как близкий копированию тип художественного сотворчества может быть рассмотрена реставрация Не только данные технологических исследований, рациональное знание, но и творческая интуиция – неотъемлемые составляющие элементы работы реставратора, самоотречение и преданность которого не знают себе равных в области искусства.

6. Высок уровень сотворчества в реконструктивной деятельности. При научной реконструкцией авторы трепетно и точно воспроизводят оригинал, соблюдая все тонкости изначального творческого процесса.

7. Продуктивный как в искусстве, так и в педагогике тип художественного сотворчества представляет собой репликация. Это авторская интерпретация оригинала с возможным изменением деталей и в этом смысле близка вариации, реминисценции.

8. Перевод с языка одного искусства на язык другого во всем многообразии вариантов такой деятельности. Это создание графических копий с живописных произведений; экранизация произведений литературных; телевизионные версии театральных постановок; видеорепродуцирование. Совершенно особый тип деятельности представляет собой вербальное моделирование – создание словесного аналога аудиально или визуально воспринимаемого оригинала. Порой истинно художественное описание схватывает и передает такие качества оригинала, которые недоступны и самому тонкому анализу.

 

Тема 11: Художественное творчество и психологическое здоровье

(для самостоятельного изучения)

История взглядов на связь творчества и психологического здоровья. Генетика гениальности. Терапия искусством как метод психотерапии. Психоаналитическая первооснова метода – теории З.Фрейда и К.Юнга. Общее представление об арт-терапии. Цели арт-терапии. Основные подходы и принципы арт-терапии. Групповая арт-терапия. Сублимация как центральное понятие в терапии искусством.

Основные формы арт-терапии: рисуночная арт-терапия, библиотерапия, сказкотерапия, кинотерапия, психодрамма, данс-терапия, музыкотерапия и другие. Роль фантазии в творческом процессе. Психотерапевтические возможности арт-терапии. Формы организации арт-терапии – индивидуальная и групповая. Виды арт-терапии: рецептивная, активная, интегративная. Направления в арт-терапии: психофизиологическое, психотерапевтическое, социально-педагогическое, психологическое.

Подходы в арт-терапии – психодинамический, трансперсональный, феноменологический, гуманистический, и инновационные направления: мультикультуральное, интегративное, феминистский подход.

Литература по теме:

 

1. Психология художественного творчества: Хрестоматия / Сост. К. В. Сельченок. – Мн.: Харвест, 1999. – 752 с.

2. Андерсон, Д. Мир – театр. Будь актером! / Пер с англ. А. Петровой / Дейл Андерсон. – Вильнюс: Полина, М.: Полина М, 1998. – 285 с.

3. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. средн. и высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева и др. – М.: Академия, 2001. – 248 с.

4. Архипова, О. В. Арт-терапия и ее направления в работе с пожилыми людьми (на базе Пансионата для ветеранов труда) // Психология зрелости и старения, № 2 (42) Лето, 2008. – С. 18 – 58.

5. Васильева, О.С., Филатов, Ф.Р. Психология здоровья человека. – М., 2001. – Гл. 3.

6. Галин, А.Л. Личность и творчество. Психологические этюды. – Новосибирск, 1989.

7. Гениальность: божий дар или наказание? (“Клинический архив гениальности и одаренности” под ред. Г.В. Сегалина). Репринтное воспроизведение изданий 1925 – 1930 гг. – Москва, Изд. дом “Дом РДФ”, Издательский образовательный и культурный центр “Детство. Отрочество. Юность”; 2006. – 1711 с.

8. Киселева, М. В. Арт-терапия в практической и социальной работе – Речь, 2007. – 336 с.

9. Кондратенко, Л.К. Психологическое здоровье и творческое Я // Творчество и личность. Тезисы. Курск, 1995.

10. Копытин, А. И. Теория и практика арт-терапии. – СПб.: Лань, 2002. – 230 с.

11. Лебедева, Л. Д. Педагогические основы арт-терапии в образовании: [Монография]. – СПБ.: ЛОИРО, 2001. – 320 с.

12. Николаенко, Н. Н. Психология творчества: Учебное пособие / Под ред. Л. М. Шипицыной. – СПб.: Речь, 2005. – 277 с.

13. Сусанина, И. В. Введение в арт-терапию: Учебное пособие. – М.: «Когито-центр», 2007. – 95 с.

14. Холмогорова, А.Б., Гаранян, Н.Г. Культура, эмоции и психическое здоровье // Вопросы психологии, 1999, № 2. – С. 61 – 73.

15. Шейнов, В.П. Искусство жить: творческий подход – С. 377 – 381.

16. Эфроимсон, В.П. Генетика гениальности. Биосоциальные механизмы и факторы наивысшей интеллектуальной активности – М., Тайдекс Ко, 2002. – 375 с.

 

 


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Конспект лекций 1. Ермолаева-Томина, Л.Б. Психология художественного творчества

Конспект лекций Ст пр Гудзенко Лариса Геннадьевна Кафедра психологии и педагогики ауд...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Художественное сотворчество как коллективное творчество

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

История психологии творчества
Оформлению психологии творчества как науки способствовали: Ø Успехи общей психологии Ø Концепция сознания и познания Э.Маха и Э.Гартмана Ø Философско

Понятие творчества
Творить – это значит претворять внутренний опыт во внешнюю реальность. Р. Нусбаум Первичное определение творчества:«Творчество – это деятельность, в результате кото

Ф.Д.Кондратенко
Сравните эти мнения и выскажите свое по вопросу о «прогрессивности» как признаке творчества:  

V Главное в творчестве не внешняя активность, а внутренняя.
Суть творчества как психологического свойства сводится к интеллектуальной активности и чувствительности к побочным продуктам своей деятельности. Творческий человек видит побочные результаты, которы

Структурно-уровневая модель механизма творчества
(Я.А. Пономарев) Представлена в виде двух проникающих одна в другую сфер. Их внешние границы – абстрактные пределы мышления. Снизу находится сфера интуити

N исследовать то психическое состояние, которое является оптимальным при выполнении человеком самых разных деятельностей.
Существует ряд форм трудовой деятельности, которые ориентированы на процесс, а не на результат: художники, поэты, композиторы, и т.д. нередко проводят дни и ночи напролет за работой, ничего не заме

Состояние вдохновения.
Вдохновение – это состояние своеобразного напряжения и подъема духовных сил, творческого волнения человека, ведущее к возникновению или реализации замысла и идеи произведения науки, и

Строение мозга как основа творческих способностей
Изучение мозга одаренных людей показало, что существует связь между одаренностью в той или иной области деятельности и особенностями строения соответствующих мозговых структур. Например, у музыкант

Межполушарная асимметрия музыкальной деятельности
Левое полушарие Правое полушарие Восприятие высоких звуков (из-за близости к речи), а также абсолютной высоты музыкального звука

Индивидуальные различия нейрофизиологических задатков в процессе творчества.
Особенности высшей нервной деятельности - степень её силы, подвижности, уравновешенности - лежат в основе разных требований к окружающей обстановке. Так, авторы со слабым возбуждением и торможением

Творчество как поиск
Вопрос о природе побуждения к творчеству, как считает В.С.Ротенберг, относится к числу самых главных. Он полагает, что творчество – это разновидность поисковой активности, под которой понимается ак

Творчество и сублимация
Если субъект вынужден отказаться от удовлетворения некоторых потребностей, и зона поисковой активности поневоле оказывается суженой, то компенсаторно может усилиться поиск в творчестве. Со

Факторы формирования личности художника
Необходимые предпосылки становления гения по Н.В.Гончаренко: 1) врожденная одаренность; 2) собственные усилия; 3) ближайшее окружение; 4) ситуация в обществе в целом. Эти

Возрастная динамика творческой продуктивности
§ Платон: «опыт больше уносит, чем прибавляет». § X.Андерсон: «творчество было в каждом из нас, когда мы были маленькими детьми, У детей творчество повсеместно. Среди взрослых творчество п

Креативность и интеллект
Подходы к проблеме творческих способностей. 1. Как таковых творческих способностей нет. Интеллектуальная одаренность выступает необходимым, но недостаточным условием, творческой акт

Особенности творческого мышления
Творческое мышление – это новообразование в самой познавательной деятельности. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок, смыслов. Особенности творческого мышления описал Дж.Гилф

Воображение в творчестве
Обобщающая обработка представлений приводит к созданию художественного образа, соединяющего в себе индивидуальное и типическое. Определяющим здесь является не воспоминание, а преобразование, т.е. д

Восприятие произведений искусства
Крупник Е.П.: Восприятие произведения искусства осуществляется с помощью четырех основных механизмов: · художественно-смыслового, результирующего процесс восприятия и создающего «ко

Этапы и условия восприятия художественного образа
Фазы художественного восприятия (А.Ф.Еремеев): Ø впечатление, Ø заражение, Ø уподобление, Ø осмысление, &Os

Коммуникативная функция общения в искусстве
Понимание произведения искусства определяется целым комплексом особенностей личности читателя, зрителя, слушателя. При этом активность воспринимающего заключается не только в понимании или сопережи

Интерактивная функция общения в искусстве
В процессе общения самостоятельные формы эстетической деятельности приобретают предметно-знаковый характер: Ø художественное творчество – вид профессиональной деятельности и его тех

Перцептивная функция общения в искусстве
В настоящее время ведутся исследования восприятия художественных ценностей массовой аудиторией с привлечением методов различных наук. Изучаются запросы, установки и ценностные ориентации публики, р

Эффективная работа творческого коллектива
В любой организации существует динамичное распределение определенных деловых ролей. Этот феномен состоит в том, что каждый из членов организации играет двойную роль. Первая роль – формальн

Социальные факторы, мешающие творчеству
Феномен конформного поведения играет отрицательную роль в творчестве. Такое поведение вызвано как индивидуальными свойствами личности, так и межличностными отношениями в творческом коллективе, боле

Тематика семинарских занятий
  СЕМИНАР 1. Феноменология художественного творчества 1. Методологические проблемы исследования художественного творчества. Этические проблемы творчества. Творчество как ценн

СЕМИНАР 3. Способности и творческая одаренность
1. Понятие и виды одаренности. 2. Методы диагностики и способы выявления «скрытой» одаренности. 3. Одаренность к искусству: общее и различное (на примере своей специальности).

СЕМИНАР 4. Коррекционные возможности творческого процесса
1.Виды, типы, направления, способы проведения и особенности психологического воздействия арт-терапии. 2. Особенности: 1. Рисуночной арт-терапии. 2. Библиотерапии.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги