рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

N исследовать то психическое состояние, которое является оптимальным при выполнении человеком самых разных деятельностей.

N исследовать то психическое состояние, которое является оптимальным при выполнении человеком самых разных деятельностей. - Конспект Лекций, раздел Психология, Конспект лекций 1. Ермолаева-Томина, Л.Б. Психология художественного творчества Существует Ряд Форм Трудовой Деятельности, Которые Ориентированы На Процесс, ...

Существует ряд форм трудовой деятельности, которые ориентированы на процесс, а не на результат: художники, поэты, композиторы, и т.д. нередко проводят дни и ночи напролет за работой, ничего не замечая вокруг себя; но, завершив произведение, могут тотчас потерять всякий интерес к нему. Эта «захваченность», «упоение» самим процессом наблюдается не только в творческих профессиях.

Исследования В.В.Козлова показывают, что притягательная сила творческих (ресурсных, эвристических, потоковых, расширенных) состояний сознания обеспечивается рядом важных признаков:

1)Трансценденция Эго. 2)Трансценденция времени. 3)Трансценденция пространства. 4)Трансперсональность. 5)Апрагматичность.

Трансценденция (от лат. transcendere – переступать; или от лат. transcendens – выходящий за пределы) – философский термин, характеризующий недоступное теоретическому познанию, не основанное на эмпирическом опыте.

Трансценденция Эго.В эвристическом акте сам действующий субъект исчезает, т.е. «чувство себя», «Я-ковость», самосознание и самоидентичность теряется.

Ø Эго перестает быть «кожным».

Ø Личность становится частью действующей системы, большей, чем его индивидуальное «Я».

Ø Возникает интеграция всех языков сознания и чувственного отражения в мышлении человека

Ø В творческом акте человек действует как источник своих сущностных сил.

Ø Творчество дает возможность проявить ресурс жизненных сил человека, его энергии

Трансценденция времени. Феномен искажение восприятия времени в расширенных состояниях сознания в сторону их сокращения или возникает аутизация такого уровня, когда восприятие времени полностью исчезает и личность «обнаруживает себя» в определенном временном промежутке.

Ø Искажение восприятия длительности временных периодов существенно зависит от «поглощенности» деятельностью.

Ø В творческом акте нивелируется граница между объектом и субъектом, между тем, что есть (предметная среда, реальная) и тем, что есть для субъекта.

Ø Тансценденции времени способствуют особые эмоциональные состояния сознания, которые возникают в ходе творческой деятельности: а) творческий экстаз, б) инстаз

Трансценденция пространства. Это идиферентное отношение к качественным характеристикам пространства, их трансформация или полная отрешенность от этих качеств.

Ø Индифферентность по отношению к физическим характеристикам пространства.

Ø Трансценденция социальных характеристик.

Ø Происходит сужение стимульного поля восприятия пространства до значимых переменных, обеспечивающих деятельность. Возможна антроморфизация вещей, объектов.

Трансперсональность. В результате трансценденции Эго происходит замещение сиюминутного пространства своим высшим Я, надличностной составляющей. У человека возникает состояние Боговдохновенности: «Идеи падают с неба», «Открывается Канал».

Апрагматичность. Непрактичность, бессеребренность творческих состояний сознания, их ориентированность на процесс выполнения деятельности, а не на результат.

Подберите описания признаков ПСС в литературе (кинофильме, спектакле, музыкальной литературе…) или выпишите отрывки с полным указанием библиографических данных.

 

Признак ПСС Пример
Трансценденция Эго.  
Трансценденция времени.  
Трансценденция пространства    
Трансперсональность  
Апрагматичность  

 

С.м. Литературу:

Козлов, В.В. Расширенные состояния сознания: творчество и игра // ЧФ: Социальный психолог 2008, № 1. – С. 1–18.

Буякас, Т.М. О феномене наслаждения процессом деятельности и условиях его возникновения (по работам М. Чиксентмихали) // Вестник МГУ. Сер. 14: Психология. 1995. Т.2. – С. 53 – 61.

Измененные состояния сознания и культура: Хрестоматия. Автор-составитель О.В.Гордеева. – СПб.: Питер, 2009. – 480 с.

3. Этапы процесса художественного творчества

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Конспект лекций 1. Ермолаева-Томина, Л.Б. Психология художественного творчества

Конспект лекций Ст пр Гудзенко Лариса Геннадьевна Кафедра психологии и педагогики ауд...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: N исследовать то психическое состояние, которое является оптимальным при выполнении человеком самых разных деятельностей.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

История психологии творчества
Оформлению психологии творчества как науки способствовали: Ø Успехи общей психологии Ø Концепция сознания и познания Э.Маха и Э.Гартмана Ø Философско

Понятие творчества
Творить – это значит претворять внутренний опыт во внешнюю реальность. Р. Нусбаум Первичное определение творчества:«Творчество – это деятельность, в результате кото

Ф.Д.Кондратенко
Сравните эти мнения и выскажите свое по вопросу о «прогрессивности» как признаке творчества:  

V Главное в творчестве не внешняя активность, а внутренняя.
Суть творчества как психологического свойства сводится к интеллектуальной активности и чувствительности к побочным продуктам своей деятельности. Творческий человек видит побочные результаты, которы

Структурно-уровневая модель механизма творчества
(Я.А. Пономарев) Представлена в виде двух проникающих одна в другую сфер. Их внешние границы – абстрактные пределы мышления. Снизу находится сфера интуити

Состояние вдохновения.
Вдохновение – это состояние своеобразного напряжения и подъема духовных сил, творческого волнения человека, ведущее к возникновению или реализации замысла и идеи произведения науки, и

Строение мозга как основа творческих способностей
Изучение мозга одаренных людей показало, что существует связь между одаренностью в той или иной области деятельности и особенностями строения соответствующих мозговых структур. Например, у музыкант

Межполушарная асимметрия музыкальной деятельности
Левое полушарие Правое полушарие Восприятие высоких звуков (из-за близости к речи), а также абсолютной высоты музыкального звука

Индивидуальные различия нейрофизиологических задатков в процессе творчества.
Особенности высшей нервной деятельности - степень её силы, подвижности, уравновешенности - лежат в основе разных требований к окружающей обстановке. Так, авторы со слабым возбуждением и торможением

Творчество как поиск
Вопрос о природе побуждения к творчеству, как считает В.С.Ротенберг, относится к числу самых главных. Он полагает, что творчество – это разновидность поисковой активности, под которой понимается ак

Творчество и сублимация
Если субъект вынужден отказаться от удовлетворения некоторых потребностей, и зона поисковой активности поневоле оказывается суженой, то компенсаторно может усилиться поиск в творчестве. Со

Факторы формирования личности художника
Необходимые предпосылки становления гения по Н.В.Гончаренко: 1) врожденная одаренность; 2) собственные усилия; 3) ближайшее окружение; 4) ситуация в обществе в целом. Эти

Возрастная динамика творческой продуктивности
§ Платон: «опыт больше уносит, чем прибавляет». § X.Андерсон: «творчество было в каждом из нас, когда мы были маленькими детьми, У детей творчество повсеместно. Среди взрослых творчество п

Креативность и интеллект
Подходы к проблеме творческих способностей. 1. Как таковых творческих способностей нет. Интеллектуальная одаренность выступает необходимым, но недостаточным условием, творческой акт

Особенности творческого мышления
Творческое мышление – это новообразование в самой познавательной деятельности. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок, смыслов. Особенности творческого мышления описал Дж.Гилф

Воображение в творчестве
Обобщающая обработка представлений приводит к созданию художественного образа, соединяющего в себе индивидуальное и типическое. Определяющим здесь является не воспоминание, а преобразование, т.е. д

Восприятие произведений искусства
Крупник Е.П.: Восприятие произведения искусства осуществляется с помощью четырех основных механизмов: · художественно-смыслового, результирующего процесс восприятия и создающего «ко

Этапы и условия восприятия художественного образа
Фазы художественного восприятия (А.Ф.Еремеев): Ø впечатление, Ø заражение, Ø уподобление, Ø осмысление, &Os

Коммуникативная функция общения в искусстве
Понимание произведения искусства определяется целым комплексом особенностей личности читателя, зрителя, слушателя. При этом активность воспринимающего заключается не только в понимании или сопережи

Интерактивная функция общения в искусстве
В процессе общения самостоятельные формы эстетической деятельности приобретают предметно-знаковый характер: Ø художественное творчество – вид профессиональной деятельности и его тех

Перцептивная функция общения в искусстве
В настоящее время ведутся исследования восприятия художественных ценностей массовой аудиторией с привлечением методов различных наук. Изучаются запросы, установки и ценностные ориентации публики, р

Эффективная работа творческого коллектива
В любой организации существует динамичное распределение определенных деловых ролей. Этот феномен состоит в том, что каждый из членов организации играет двойную роль. Первая роль – формальн

Социальные факторы, мешающие творчеству
Феномен конформного поведения играет отрицательную роль в творчестве. Такое поведение вызвано как индивидуальными свойствами личности, так и межличностными отношениями в творческом коллективе, боле

Художественное сотворчество как коллективное творчество
Многие психологи утверждают, что творческая деятельность малых групп и вообще коллективное творчество имеют большие преимущества перед индивидуальным. Так, создатель синектики Гордон категорически

Тематика семинарских занятий
  СЕМИНАР 1. Феноменология художественного творчества 1. Методологические проблемы исследования художественного творчества. Этические проблемы творчества. Творчество как ценн

СЕМИНАР 3. Способности и творческая одаренность
1. Понятие и виды одаренности. 2. Методы диагностики и способы выявления «скрытой» одаренности. 3. Одаренность к искусству: общее и различное (на примере своей специальности).

СЕМИНАР 4. Коррекционные возможности творческого процесса
1.Виды, типы, направления, способы проведения и особенности психологического воздействия арт-терапии. 2. Особенности: 1. Рисуночной арт-терапии. 2. Библиотерапии.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги