рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Состояние вдохновения.

Состояние вдохновения. - Конспект Лекций, раздел Психология, Конспект лекций 1. Ермолаева-Томина, Л.Б. Психология художественного творчества Вдохновение – Это Состояние Своеобразного Напряжения И Подъема ...

Вдохновение – это состояние своеобразного напряжения и подъема духовных сил, творческого волнения человека, ведущее к возникновению или реализации замысла и идеи произведения науки, искусства, техники.

В момент достижения вершины вдохновения происходит согласование трех основных базисных сторон психики: образного чувственного отражения; понятийного логического мышления и эмоций.

5. Идентификация.

Отождествление себя с рожденным воображением персонажем — единственный путь постижения иной психологии, и на этом пути художника ждут неожиданные открытия. Сопереживание рождает эмоциональный мир произведения

6. Поиск формы произведения.

Иногда форма возникает непроизвольно, в порыве творческого вдохновения. Если замысел выношен, внутренняя модель произведения создана, она может достаточно легко вылиться в единственно возможную для данного содержания форму. Однако чаще поиск формы произведения достаточно мучителен. Важной психологической особенностью этого периода является раздвоение внимания художника в процессе работы. Воображение рождает художественный образ, который эмоционально переживается, увлекает мастера, а интеллект критикует, выверяет, выстраивает, отвергая находки воображения. Весь этот труд подчинен творческому замыслу.

7. Доработка произведения.

Иногда для завершения работы необходима опора на реальную модель. Реализация замысла, удовлетворяя долго мучившую художника потребность, дает ему особое эстетическое наслаждение. Иногда стремление к совершенству заставляет переделывать уже законченное произведение.

Проверяется воздействие произведения на первых слушателей, читателей, зрителей, и порою их реакция вносит существенные поправки в созданное.

 

Тема 3: Психофизиологические детерминанты творчества

1. Особенности законов высшей нервной деятельности в творческом процессе.

2. Строение мозга как основа творческих способностей

3. Индивидуальные различия нейрофизиологических задатков в процессе творчества.

Исследования нейродинамических процессов показали, что одни и те же звучания вызывают более сильные реакции у музыкантов, чем у обычного человека. Как известно, все процессы высшей нервной деятельности основываются на механизмахвозбуждения и торможения.

Эти механизмы лежат в основе формирования и завязывания рефлекторных связей, выступающих инструментом профессиональных умений, приемов творческой деятельности. Соотношение сил возбуждения и торможения определяет успешность осуществления творческого акта. Их дисбаланс приводит к тому, что творческий акт осуществляется в разных темпах, с разной интенсивностью…

Если в момент творчества возбуждение будет слишком сильным, то раздражение разольется свободно. В результате реставрация, музыкальных, изобразительных, … следов осуществится хаотично, не приведя к созданию законченного художественного произведения. Обуздание возбуждения, осуществляется с помощью механизма торможения. Поэтому с одной стороны, продуктивность творческого процесса зависит от умения достигать сильного возбуждения, ведущего к быстрому образованию рефлекторных связей; с другой - от упорядоченного действия механизмов торможения, закрепляющих складывающуюся канву. Частая беда холерического темперамента, когда действие механизмов возбуждения превышает механизмы торможения - неструктурированная творческая деятельность, по существу - бесконечная. Холерический темперамент более других присущ графоманам в литературе, музыке и пр.

Оптимальное условие для творчества - когда и возбуждение, и торможение уравновешены. Субъективно такое состояние оценивается как наилучшее для творческой деятельности. Для того, чтобы состоялось рождение произведения, необходима длительная поддержка возбуждения, то есть наличие так называемой творческой доминанты. Доминанта - это специфическое понятие психологии творчества.

!
Доминанта – (от лат. dominans – господствующий) временно господствующая рефлекторная система, обусловливающая работу нервных центров в данный момент и тем самым придающая поведению определенную направленность.

Как явление психического порядка, домиинанта трансформирует воздействие самых различных стимулов в направлении, заданной доминирующей идеей и, в силу этого, постоянно питает и обогащает ее, поддерживает процесс ее вызревания (в том числе и тогда, когда он протекает вне сферы сознания) и в конце концов ведет к ее осуществлению.

!
Доминанту можно определить как орган творческого поведения.

А.А.Ухтомский: «доминанта связывается и индивидуализируется эмоциональным тоном,…. эмоция как целостное состояние души в особенности перетягивает к себе и в своем направлении толкует различные побочные раздражители – толкует в духе своего настроения». Отсюда:

Ø «многозначность чтения» одного и того же художественного произведения зрителями, если оно способствует актуализации наиболее общих и значимых для человека потребностей;

Ø индивидуальность автора.

По мере формирования профессионально-художественных доминант, человек начинает замечать такие стороны мира, которые до этого были ему недоступны. Систематическая творческая работа, даже начатая с большим усилием, может привести в деятельное состояние весь творческий аппарат. Самого слабого воздействия иногда бывает достаточно, чтобы пустить в ход весь сложнейший творческий аппарат. И наоборот, в случае, если были большие перерывы, требуется значительный толчок извне, т.к. мешает укрепившееся торможение внутри мозга.

При воздействии слабых, субсенсорных (подпороговых, неосознаваемых) раздражителей процесс возбуждения иррадиирует по коре головнного мозга. Сам раздражитель не входит, как правило, в сознание человека, но вызывает эмоциональную реакцию (эмоциональный тон ощущений). На этом держится «волшебство искусства», когда зритель не может объяснить рациональную силу эстетического воздействия того или иного произведения. Весь язык искусства держится на взаимодействии неуловимых деталей, на знаменитом «чуть-чуть», а красота затмевает смысл.

Исследования Ротенберга В.С. показали:

1) В состоянии покоя у высокотворческих людей альфа-ритм (ритм покоя мозга) занимает меньшее время на ЭЭГ, чем у лиц с низкими или средними творческими способностями. Это значит, что в состоянии относительного покоя мозг творческих людей более активирован. Видимо творческие люди характеризуются большей сенсорной открытостью, большей чувствительностью ко всем раздражителям, поступающим извне.

2) В процессе решения задач творческого характера у творческих личностей альфа-ритм даже возрос (!) по сравнению с фоном, тогда как при решении задач на логическое мышление он снизился. Это значит, что лицам с высокими творческими задатками не только не нужна дополнительная активация мозговых структур при решении творческих задач, но даже целесообразно некоторое снижение этой активности по сравнению с состоянием спокойного расслабленного бодрствования.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Конспект лекций 1. Ермолаева-Томина, Л.Б. Психология художественного творчества

Конспект лекций Ст пр Гудзенко Лариса Геннадьевна Кафедра психологии и педагогики ауд...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Состояние вдохновения.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

История психологии творчества
Оформлению психологии творчества как науки способствовали: Ø Успехи общей психологии Ø Концепция сознания и познания Э.Маха и Э.Гартмана Ø Философско

Понятие творчества
Творить – это значит претворять внутренний опыт во внешнюю реальность. Р. Нусбаум Первичное определение творчества:«Творчество – это деятельность, в результате кото

Ф.Д.Кондратенко
Сравните эти мнения и выскажите свое по вопросу о «прогрессивности» как признаке творчества:  

V Главное в творчестве не внешняя активность, а внутренняя.
Суть творчества как психологического свойства сводится к интеллектуальной активности и чувствительности к побочным продуктам своей деятельности. Творческий человек видит побочные результаты, которы

Структурно-уровневая модель механизма творчества
(Я.А. Пономарев) Представлена в виде двух проникающих одна в другую сфер. Их внешние границы – абстрактные пределы мышления. Снизу находится сфера интуити

N исследовать то психическое состояние, которое является оптимальным при выполнении человеком самых разных деятельностей.
Существует ряд форм трудовой деятельности, которые ориентированы на процесс, а не на результат: художники, поэты, композиторы, и т.д. нередко проводят дни и ночи напролет за работой, ничего не заме

Строение мозга как основа творческих способностей
Изучение мозга одаренных людей показало, что существует связь между одаренностью в той или иной области деятельности и особенностями строения соответствующих мозговых структур. Например, у музыкант

Межполушарная асимметрия музыкальной деятельности
Левое полушарие Правое полушарие Восприятие высоких звуков (из-за близости к речи), а также абсолютной высоты музыкального звука

Индивидуальные различия нейрофизиологических задатков в процессе творчества.
Особенности высшей нервной деятельности - степень её силы, подвижности, уравновешенности - лежат в основе разных требований к окружающей обстановке. Так, авторы со слабым возбуждением и торможением

Творчество как поиск
Вопрос о природе побуждения к творчеству, как считает В.С.Ротенберг, относится к числу самых главных. Он полагает, что творчество – это разновидность поисковой активности, под которой понимается ак

Творчество и сублимация
Если субъект вынужден отказаться от удовлетворения некоторых потребностей, и зона поисковой активности поневоле оказывается суженой, то компенсаторно может усилиться поиск в творчестве. Со

Факторы формирования личности художника
Необходимые предпосылки становления гения по Н.В.Гончаренко: 1) врожденная одаренность; 2) собственные усилия; 3) ближайшее окружение; 4) ситуация в обществе в целом. Эти

Возрастная динамика творческой продуктивности
§ Платон: «опыт больше уносит, чем прибавляет». § X.Андерсон: «творчество было в каждом из нас, когда мы были маленькими детьми, У детей творчество повсеместно. Среди взрослых творчество п

Креативность и интеллект
Подходы к проблеме творческих способностей. 1. Как таковых творческих способностей нет. Интеллектуальная одаренность выступает необходимым, но недостаточным условием, творческой акт

Особенности творческого мышления
Творческое мышление – это новообразование в самой познавательной деятельности. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок, смыслов. Особенности творческого мышления описал Дж.Гилф

Воображение в творчестве
Обобщающая обработка представлений приводит к созданию художественного образа, соединяющего в себе индивидуальное и типическое. Определяющим здесь является не воспоминание, а преобразование, т.е. д

Восприятие произведений искусства
Крупник Е.П.: Восприятие произведения искусства осуществляется с помощью четырех основных механизмов: · художественно-смыслового, результирующего процесс восприятия и создающего «ко

Этапы и условия восприятия художественного образа
Фазы художественного восприятия (А.Ф.Еремеев): Ø впечатление, Ø заражение, Ø уподобление, Ø осмысление, &Os

Коммуникативная функция общения в искусстве
Понимание произведения искусства определяется целым комплексом особенностей личности читателя, зрителя, слушателя. При этом активность воспринимающего заключается не только в понимании или сопережи

Интерактивная функция общения в искусстве
В процессе общения самостоятельные формы эстетической деятельности приобретают предметно-знаковый характер: Ø художественное творчество – вид профессиональной деятельности и его тех

Перцептивная функция общения в искусстве
В настоящее время ведутся исследования восприятия художественных ценностей массовой аудиторией с привлечением методов различных наук. Изучаются запросы, установки и ценностные ориентации публики, р

Эффективная работа творческого коллектива
В любой организации существует динамичное распределение определенных деловых ролей. Этот феномен состоит в том, что каждый из членов организации играет двойную роль. Первая роль – формальн

Социальные факторы, мешающие творчеству
Феномен конформного поведения играет отрицательную роль в творчестве. Такое поведение вызвано как индивидуальными свойствами личности, так и межличностными отношениями в творческом коллективе, боле

Художественное сотворчество как коллективное творчество
Многие психологи утверждают, что творческая деятельность малых групп и вообще коллективное творчество имеют большие преимущества перед индивидуальным. Так, создатель синектики Гордон категорически

Тематика семинарских занятий
  СЕМИНАР 1. Феноменология художественного творчества 1. Методологические проблемы исследования художественного творчества. Этические проблемы творчества. Творчество как ценн

СЕМИНАР 3. Способности и творческая одаренность
1. Понятие и виды одаренности. 2. Методы диагностики и способы выявления «скрытой» одаренности. 3. Одаренность к искусству: общее и различное (на примере своей специальности).

СЕМИНАР 4. Коррекционные возможности творческого процесса
1.Виды, типы, направления, способы проведения и особенности психологического воздействия арт-терапии. 2. Особенности: 1. Рисуночной арт-терапии. 2. Библиотерапии.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги