Альтернативные браки

Альтернативой моногамным бракам являются в первую очередь полигамные или бигамные браки. Одним из вариантов такого брака является конкубинат. Конкубинат — это длительный союз мужчины и женщины, не намеревающихся юридически закрепить брак, при этом мужчина образовывает этот союз с женщиной, имеющей от него «внебрачного» ребенка, имея параллельно официальную семью (жену и детей). Следовательно, конкубинат — это длительная, юридически не закрепленная связь, в которой мужчина фактически имеет вторую сексуальную партнершу и общего с ней ребенка, а женщина — ребенка с отцом, но без узаконенного мужа. В качестве причин конкубината называют демографическое неравенство: число женщин детородного возраста превышает число мужчин. Однако вряд ли это может рассматриваться как единственная причина, т.к. существует и женская бигамия. Женская бигамия это устойчивый брачный союз (т. е. приводящий к рождению ребенка) замужней женщины преимущественно с холостым мужчиной. Холостяк принимает на себя не только нравственные, но и экономические обязательства — заботиться о своем ребенке.

Другим вариантом альтернативной семьи является коммуна. На протяжении XX в. коммуны периодически возникали в различных странах, как правило, в периоды социальных катаклизмов, обычно в молодежной среде. В России они были распространены в 20-е годы, в странах Западной Европы — в 70—80-е годы.

Современная западная коммуна, как правило, представляет собой большое число людей, не связанных родством (часто и браком), проживающих в общей квартире или доме и совместно ведущих хозяйство. Сюда могут входить и дети. Совместное выполнение работ по дому и воспитание детей дают то преимущество, что они могут быть распределены между большим количеством лиц. Выполняемое в идеальном случае по очереди дежурство по дому и уход за детьми разгружает женщин от одностороннего прикрепления к обязанностям хозяйки и матери. Группа контролирует справедливое распределение обязанностей. Общины финансируют и ведут хозяйство из кооперативной кассы. Остаток личного дохода члены сообщества, как правило, оставляют себе.

Возникает более высокая степень материальной защищенности для отдельного лица, потому что в момент отсутствия заработка и денег солидарность группы оберегает его от нравственного и физического упадка. Коммуна может владеть совместно средствами производства (например сельскохозяйственным инвентарем), предметами длительного пользования, бытовой техникой. Трудности, однако, возникают в тех случаях, когда кто-либо собирается покинуть коммуну или из-за неаккуратного обращения отдельных членов коммуны с вещами. Как правило, беспорядочные половые отношения в коммуне если и встречаются, то существуют недолго. В настоящее время число коммун незначительно.

Подводя итог, можно говорить о следующем обобщенном современном понимании семьи и ее будущего.

Жизнестойкость института моногамии предопределена богатством его эволюционного потенциала и инертностью культуры. Ценности моногамии вряд ли будут исчерпаны, по крайней мере, в первые десятилетия XXI в. В настоящее время существуют как семьи «патриархального» типа, так и «дето-центристского» (которых большинство), идет становление «супружеского» типа семьи. Альтернативные модели семей также встречаются и, скорее всего, будут продолжать свое существование, за исключением, может быть, исчерпавшей себя коммуны.

7. ЭТНИЧЕСКИЕ И КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ СЕМЕЙ

Россия является многонациональным и многоконфессиональным государством. На территории нашей страны проживают народы, исповедующие все четыре великие мировые религии, такие, как христианство, ислам, иудаизм, буддизм. Существующие семьи, помимо общих характеристик, определяющих развитие и функционирование любой семейной системы, имеют свои специфические особенности. На особенности и развитие семьи влияют этнокультурные условия. Для рассмотрения специфики этнокультурных условий необходимо остановиться на понятиях «этноса (нации)» и «менталитета».

Нация (этнос, народ) определяется в современной науке по-разному.

· Биологическая теория наций. Согласно этой теории, люди разных национальностей отличаются друг от друга как породы собак — окрас, размер, врожденные рефлексы, предпочтения в еде и т. п.

· Культуроцентристская теория. Данная теория рассматривает национальность как совокупность понятий, знаний, точек зрения на мир, усваиваемых в раннем детстве от родителей и становящихся чем-то вроде рефлекса (родной язык, навыки поведения, установки). Обе теории признают, что национальная принадлежность человека определяет модель поведения. Представители разных народов в одной и той же социально-значимой ситуации будут вести себя по-разному.

В литературе, посвященной проблемам современной семьи, этнос понимается как исторически сложившаяся устойчивая группа людей, обладающая общим менталитетом, национальным характером, стабильными особенностями культуры, а также осознанием своего единства и отличия от других.

Под менталитетом традиционно понимают глубинный духовный склад, совокупность коллективных представлений на неосознанном уровне, присущих этносу как большой группе людей, сформировавшихся в определенных природно-климатических и историко-культурных условиях. Термин введен в начале XX в. известным французским ученым Л. Леви-Брюпем.Именно менталитет определяет способы восприятия мира и интерпретацию индивидуального и группового опыта, а также способы действия и характер отношения к наиболее значимым аспектам человеческого существования. В рамках семьи менталитет определяет следующие представления:

· о нормах мужского и женского полоролевого поведения;

· о смысле и содержании брака;

· о способах воспитания;

· о правилах, регулирующих отношения семьи с социальным окружением;

· содержание материнской и отцовской роли.

Менталитет во многом формируется под влиянием религии. Люди разных национальностей по-разному воспринимают правила жизни, регулирующие отношения с родительской семьей и выбор брачного партнера.

Родительская семья в исламской культуре воспринимается в качестве образца для построения отношений в собственной семье, что в меньшей степени характерно для современных русских молодых семей. Так, например, 80% узбеков считают обязательным согласие на брак родителей, при наличии детей развод не допускается. В то же время 80% эстонцев не считают, что для заключения брака необходимо согласие родителей, и 50% эстонцев допускают развод при наличии детей.

О сходных фактах пишет известный немецкий (иранец по национальности) психолог и психотерапевт Н. Пезешкиан, призывающий специалистов учитывать при работе с семейными проблемами национальные и культурные традиции.

Он отмечает, что на Востоке выбором супруга строго руководят ближайшие родственники и вся остальная семья. Семья — это своеобразный фильтр, который претендент должен пройти до того, когда он станет кандидатом для брачного союза. Есть четкие критерии отбора, которым должен удовлетворять такой кандидат: из хорошей ли он семьи, какова его профессия, независим ли он? Для женщин существуют другие критерии: из хорошей ли она семьи? хорошая ли она хозяйка? хорошая ли у нее репутация? Вначале решение принимают родители, тети, дяди и так далее, а затем они представляют кандидата в привлекательном виде: «У нас есть для тебя хорошая жена. Она из хорошей семьи. Она замечательно готовит и умеет принять гостей». Таким образом, брак готовится и заключается в согласии с родительской семьей. В Центральной Европе выбор брачного партнера чаще всего совершается по собственным критериям и собственной инициативе, а желание родителей отвергается. Это рассматривается как признак независимости и зрелости: «Я уже не ребенок, чтобы слушать предписания родителей на ком мне жениться!» В этом случае родители супруга оказываются перед свершившимся фактом, с которым они либо смиряются, либо вступают в конфронтацию. Психологические сложности могут возникать, когда родители начинают вмешиваться в дела молодой семьи и оказывают давление на сына или дочь. На Востоке такого рода конфликты маловероятны, так как родители фактически сами могут выбрать невестку или зятя, соответствующих их ожиданиям.

По мнению Пезешкиана, за такого рода особенностями лежат различные концепции того, что составляет идентичность. На Западе в центре идентичности индивидума находится его «Я», на Ближнем Востоке другая точка отсчета — семья является частью идентичности человека и определяет его чувство собственного достоинства.

Вот как представляет Н. Пезешкиан различия между Востоком и Западом, которые могут проявляться в поведении и переживаниях членов семьи в различных ситуациях.

Таблица 2 Различия в поведении членов восточных и западных семей

Запад Восток
Болезнь
Когда человек болен, ему необходим покой, его мало кто посещает, визиты воспринимаются как социальный контроль. Когда человек заболевает, его кровать ставят в гостиной. Больной становится центром внимания, его посещают родственники и друзья. Для них не прийти означало бы нанести больному оскорбление.
Свободное время в семье
Когда муж приходит домой, ужин должен быть уже готов. После еды он садится перед телевизором и пьет пиво, а затем ложится в постель и читает свою газету. Муж лучше всего расслабляется, когда беседует с гостями. Основная задача жены — обслужить вечером гостей мужа.
Уважение
Шумное поведение рассматривается как невежливое, как признак непослушания и неуважения. Детям разрешается говорить только тогда, когда их спрашивают. «Не шуми так, ты ведь знаешь, что соседи жалуются». Считается нормальным, когда кто-то шумит, особенно дети. На соседей обращают меньше внимания, впрочем, их обычно также не беспокоит шум детей.
Страдание
Человек страдает, как правило, в одиночку. Либо потому, что хочет «решить свою собственную проблему», либо потому, что у других нет времени на него. Страдающего принимают в социальное лоно расширенной семьи и заботятся о нем. Ответственность делится коллективно. Эта вовлеченность дает страдающему человеку определенную эмоциональную устойчивость.
Солидарность
Считаются желательными уверенность в себе и автономия. Дети рано покидают дом. Слишком большая близость к родительской семье переживается как угроза уверенности в себе. Большой акцент на семейной солидарности. Родители часто посылают детей учиться далеко от дома, но и на расстоянии сохраняются их зависимость от родителей и семейные узы через «социальную пуповину» — контакты с родственниками, письма и т. п.

Продолжение табл. 2

Запад Восток
Одиночество
Способность быть независимым и одиноким рассматривается как сила. Никто не находит ничего дурного в том, что кто-то идет гулять один или погружается в свои мысли. Поиск одиночества и уход от общих событий воспринимается как нарушение доверия. Возникают опасения: «Что с ним случилось? Может быть, он обижен?»
Отношение к алкоголю
Снисходительное отношение к алкоголю имеет долгую и богатую историю. Потребление алкоголя составляет часть социальных и семейных ритуалов. Трезвеннику трудно уклониться от этой обязанности, он легко становится чужаком, его считают невежливым. В исламе содержится строгий запрет на алкоголь. Даже умеренное потребление алкоголя угрожает репутации человека.
Отношение к наркотикам
Зависимый от наркотиков человек обречен на социальный остракизм и быстро скатывается к поведению маргинала. Можно встретить людей, которые, несмотря на употребление наркотиков, в течение всей жизни оставались уважаемыми членами общества.

Выделяя эти различия, Пезешкиан пишет: «Снова и снова подтверждается, что ни одна из культурных систем сама по себе не является хорошей. Их качество обусловлено тем, как они влияют на людей, живущих в них, и тем, насколько их правила игры дают возможность конструктивного взаимодействия с другими социокультурными системами и их представлениями. Так что остается многое, чему люди из разных культур могли бы научиться друг у друга если только они захотят понять друг друга».

Следует отметить, что «среднестатистическую» российскую семью нельзя отнести ни к восточной, ни к западной семье в терминах Н. Пезешкиана.

Россия, являясь переплетением восточной и западной культур, сочетает во взглядах своих семей и восточную, и западную ментальность.

Этническими традициями может определяться такой важный системообразующий фактор, как отношение отца к детям. Это означает, что содержание отцовской роли может быть вариативно. Тип такого отношения, с одной стороны, может характеризовать семью, как принадлежащую к определенной этнической группе, а с другой стороны, иллюстрировать принятые в этносе способы контакта: между мужчинами и женщинами, между старшими и младшими, между семьей и социальным окружением.

У многих народов существуют достаточно строгие правила, регулирующие контакты отцов с детьми. Это так называемые «правила избегания», которые ограничивают эмоциональные контакты и предписывают отцам скрывать свои чувства. Следуя традиции, отец не может при посторонних (особенно старших) брать ребенка на руки, говорить и играть с ним. Нежные чувства к ребенку следует проявлять лишь в узком семейном кругу, без свидетелей. На территории России «правилам избегания» следуют, например, такие народы, как абхазы, осетины, кабардинцы и балкарцы. Во многом это определяется национальным идеалом мужского поведения, содержанием которого являются такие качества, как сила, суровость, эмоциональная невозмутимость и закрытость.

В русской традиции нет жестких правил, регулирующих взаимодействия отцов с детьми. В большей степени тип этих отношений определяется не столько национальной принадлежностью, сколько индивидуальными и социально-демографическими характеристиками родителя. В последнее время наблюдается тенденция более глубокого включения отца в эмоциональное и телесное общение с ребенком на все более ранних стадиях его развития. Она проявляется в желании будущих отцов присутствовать при родах, в совместной подготовке семейной пары к родам, предполагающей установление особой коммуникации с плодом и т. п. В данном случае идеал мужского поведения начинает включать в себя традиционно женские черты, такие, как эмоциональная открытость, эмпатия, доброжелательность, способность к сотрудничеству, гибкость.

Принадлежность семьи к определенной этнической культуре может влиять и на характер воспитания детей в семье. И. Кон, ссылаясь на данные кросс-культурных исследований У. Ламберта, в своей известной книге «Ребенок и общество» говорит о существовании различий между американским и европейским стилем воспитания. Американские родители более терпимы и либеральны, нежели европейские родители. Автор, в связи с этим, выдвигает следующее предположение. Люди, в этнической культуре которых сильно выражена потребность в достижении, склонны больше опекать своих детей, незамедлительно откликаясь на их просьбы о внимании: в то же время они гораздо острее реагируют на проявление дерзости, нежели люди, которые больше ценят групповую принадлежность и дружественные отношения с окружающими.

Существенное влияние на характер организации жизни семьи оказывают конфессионально (религиозно) заданные нормы и правила. Религия представляет собой институционализированную систему верований, символов и практик, которые обеспечивают людей решением вопросов, относящихся к сфере человеческого бытия.

Значение религии состоит в придании смысла человеческому существованию. В религии обобщены ценности человека, цели, к которым он должен стремиться, правила его личных отношений и взаимосвязей с окружающим миром, особенности его повседневного поведения. Своим отношением к религии родители создают образцы мышления и поведения для детей.

Почти во всех религиозных системах семья рассматривается как норма человеческого существования. Основой семьи является брак, смысл которого состоит в производстве потомства, верности и незыблемости супружеского союза. Родители должны воспитывать детей и заботиться о них. Детям предписывается почитать и слушаться своих родителей. Однако исторически существовали и существуют конкретные религии, поэтому общая концептуальная модель семьи имеет специфические черты в различных религиозных направлениях и конфессиях.

Конфессиональные (религиозные) нормы, в частности, определяют особенности супружеских отношений в семье. Наиболее ярко различия проявляются при сравнении православных и мусульманских семей.

Христианская модель семьи.

В христианстве семье отводится особая роль: Христос родился в земной семье, у него были земные отец и мать, Иосиф Обручник и Дева Мария.

Христианские догматы обязывают веровать в единого Бога, выступающего в трех лицах (ипостасях): Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Все три лица составляют единую Святую Троицу, нераздельную в своей сущности, равную в божественном достоинстве.

В.Н. Дружинин обращает внимание на то, что христианское вероучение предлагает две модели семьи: «идеальную», божественную и реальную, земную, «нормальную». Первая включает в себя Отца, Сына и Мать (Богородицу). В состав реальной семьи входит Иисус Христос, Иосиф Обручник и Дева Мария. В христианстве произведено четкое разделение Отца-воспитателя (Иосиф) и отца «генетического» и духовного (Бог Отец). Важно отметить то, что в христианском вероучении Отец несет ответственность за Сына: отправляет его в мир с определенной миссией и возвращает его на Небеса (Вознесение). В то же время Сын обязан выполнить божественную волю, пройдя через все испытания и страдания. В «земной» христианской семье интересы матери и отца сосредоточены вокруг ребенка. Плотник Иосиф, обрученный с Девой Марией, в поте лица своего трудится на благо семьи. Ребенок воспринимается как «божий дар», родители не вольны им распоряжаться. В образе Иосифа воплощена мужская любовь к ребенку. Однако подлинный отец — Бог.

В христианстве противоречивым и неоднозначным является отношение к женщине. С одной стороны, согласно Ветхому Завету, женщина — источник грехопадения мужчины. С другой стороны, в Евангелии Дева Мария (Богородица) — положительный образ. Мария выступает свидетельницей земных страданий и свершений Христа. Ее земная задача — воспитание сына, призванного свершить великую миссию. Ее роль в «идеальной» семье — посредница между Богом и людьми, заступница за страждущих перед Богом. Подчиненное положение жены сочетается с ее включенностью в отношения любви, психологической близости. Греховность женщины может быть искуплена через деторождение и пребывание в вере и любви, святости и целомудрии. Для православной семьи основанием семейного благополучия и любви считается супружеская верность. В мусульманской семье, где многоженство освящено законом, супружеская верность наполняется иным содержанием. (Верность не конкретной женщине, а своей семье.)

Можно сказать, что супружеские взаимоотношения в такой семье будут регулироваться не столько чувствами и потребностью в эмоциональной близости или автономности, сколько осознанием ответственности перед родственниками, обязанностями и этическими нормами. Следует, однако, отметить, что многоженство не исключает любви.

Мусульманская модель семьи.

Основатель Ислама Мухаммед (Магомет), арабский религиозный, государственный и политический деятель, в своих проповедях значительное место отводил семейно-брачным отношениям. Он прилагал усилия для укрепления индивидуальной семьи, хотя и была разрешена полигамия. Число жен ограничивалось четырьмя, и муж должен был одинаково содержать их. Женщины были включены в категорию наследников, им выделялась половина доли мужчины-наследника. Обязанности по содержанию жены и детей возлагались на мужа. Жена могла раздельно владеть своим имуществом, самостоятельно заключать торговые и финансовые сделки. Были запрещены кровосмесительные браки до третьего колена кровного родства. При заключении браков следовало отдавать предпочтение верующим невольникам и невольницам перед идолопоклонниками.

Современный ислам объявляет семью первейшим и важнейшим элементом человеческого общества, источником обновления людей. Семья создается в результате заключения брачных уз между мужчиной и женщиной. В исламе брак считается добродетелью, праведностью и актом поклонения Творцу. Не одобряются мужчины и женщины, отрекающиеся от брачной жизни. Характерно стремление максимально упростить процедуру заключения брачного договора. Для признания брака действительным достаточно взаимного согласия совершеннолетних супругов в присутствии двух свидетелей. Главное, чтобы эта процедура не была тайной и скрытой, а проходила открыто и гласно в деревне, квартале, доме.

Главой мусульманской семьи является мужчина. «Ислам сделал мужчину наставником жены, надзирателем за тем, чтобы домашние дела шли должным и правильным образом. Женщине Ислам повелевает повиноваться мужу и оказывать ему услуги так же, как детям повелевает подчиняться родителям и ухаживать за ними». (В то же время мужчина-повелитель должен заботиться о благоденствии и процветании семьи.) Если семейная жизнь не сложилась, мужчина должен дать развод жене, а жена может выкупить себя у своего мужа. Кроме того, исламский суд вправе расторгнуть брак.

Ряд мусульманских обычаев — выкуп за невесту (калым), выдача замуж несовершеннолетних, затворничество — подчеркивает подчиненное положение женщины. Женское затворничество в исламе — это не только гаремы. Гарем (от арабского «харим» — заповедное место) — женское помещение в мусульманском доме, недоступное чужому взгляду, а также, в переносном смысле, его обитательницы, жены и наложницы хозяина дома. Гаремы встречаются и в других культурах. В истории Востока гарем можно рассматривать как способ выжить для женщины. В гарем входили и бедные родственницы, дети, в том числе чужие, служанки и т. п. Богатство и могущественность мужчины предполагали и большое число иждивенцев.

Элементы женского затворничества в исламе — это ритуальные покрывала, особая застройка поселений. Затворничество объясняется необходимостью оградить мужчину и женщину от аморальных связей, предотвратить половую распущенность. Для этого существует положение о покрывале, запрещено смешивание чужих мужчин и женщин, ограничено пение, танцы и другие поводы совершения греховных поступков. Ислам смотрит на женщину глазами ревнивого мужа. Но исламская мораль обозначает возвышенную цель подобных запретов: укрепить и сохранить семью.

Калым связан не только с исламом, это основное условие заключения брака у тюркских народов. В состав калыма входили скот, деньги, украшения, ткани, хозяйственные и бытовые предметы и др. В XIX в. распространился денежный калым. Существовал и обычай возвращения невесты в дом отца до полной уплаты калыма. В XX в. в советских республиках Средней Азии, Казахстане стали говорить о взаимном приготовлении сторон к свадьбе, о подарках родителям невесты.

Неравноправное положение женщин проявлялось и в том, что при наследовании мужчина получал долю двух женщин; по шариату, на суде свидетельство одной женщины не принималось во внимание, а свидетельство двух женщин приравнивалось к свидетельству одного мужчины. (Шариат — единая система законов, предписаний в исламе, регулирующих жизнь мусульманина от колыбели до смерти.)

Статус современной восточной женщины во многом определяется экономическим положением отца, мужа или сына.

Женщина ориентирована на выполнение семейных обязанностей: ведение домашнего хозяйства, рождение и воспитание детей, уход за престарелыми родственниками. Число детей в мусульманской семье традиционно сравнительно высокое. Модернизированный ислам заинтересован удерживать под своим влиянием как можно больше женщин. Поэтому происходит пересмотр отношения к женщине в направлении желательности ее участия в общественной и экономической жизни, получения образования, включая высшее, и т. п.

Этнические и религиозные регуляторы семейной жизни тесно взаимосвязаны, подчас неотделимы друг от друга.

У ряда народов, наряду с предписаниями ислама, в семейно-бытовой сфере господствовали местные адаты. Адат — обычное право народов, сохранивших патриархально-родовые отношения.

К такому разряду относится, например, башкирская семья. Семейно-брачные отношения у башкир характеризуются экзогамией, запрещающей брачные связи (до 7 колена) внутри семейно-родственных групп. Вопрос о браке решался родителями жениха и невесты, а у более взрослых людей — доверенными лицами.

У браков по сватовству существует несколько форм: калымный, колыбельное сватовство, брак отработкой, левират (женитьба младшего брата на вдове умершего старшего брата), сорорат (женитьба на младшей сестре умершей невесты).

Полигамные семьи у башкир были редки, встречались главным образом среди элиты общества как атрибут статуса. Число детей в семье составляло в среднем 5—6 человек. Развод мог быть инициирован любой из сторон. Из всех видов развода по шариату у башкир практиковались толок и хулла.

Развод «талак» производился по инициативе мужчины путем троекратного произнесения слова «талак» («быть свободным» — арабск.). Калым, как правило, не возвращался При разводе «хулла», происходившем по инициативе женщины, жена уплачивала свой махр (калым) или часть приданого за развод. Основанием для развода со стороны мужчины служили неповиновение жены или невыполнение ею супружеских обязанностей. Со стороны жены причинами развода могли быть жестокое обращение, необеспечение продуктами питания, одеждой или невыплата мужем калыма, положенного по брачному договору.

По сравнению с женщинами других мусульманских народов башкирки пользовались большей свободой, объяснявшейся огромной ролью женского труда в кочевом скотоводческом хозяйстве, равной или большей долей приданого по сравнению с калымом, слабым проникновением ислама в семейный быт башкир. Женщина занимала довольно высокое место в обществе как мать, жена и как член общества. Известно, что башкирки участвовали вместе с мужчинами в военных походах. Женщины могли возглавлять племенные союзы и государственные объединения.

Северо-кавказская культура в значительной степени ориентирована на мужчину. В патриархальных обществах Северного Кавказа мужчинам принадлежат все амивные роли. Статус женщины в семье определяется религиозными законами (адата и шариата). В настоящее время национальные представления о мужском и женском поведении в значительной степени продолжают соответствовать традиционным патриархальным представлениям. Для внутрисемейных отношений характерна авторитарная власть старшего мужчины в доме, строгое подчинение младших старшим, зависимое положение женщины, строгая поло-возрастная регламентация труда. В некоторых республиках Северного Кавказа многоженство, существовавшее в годы Советской власти в скрытом виде, получило в настоящее время законодательную и общественную поддержку.

Знание специфики национальной культуры позволяет при необходимости строить психолого-педагогическую работу с семьей с учетом объективных реалий, без навязывания собственных нормативных представлений об идеальной семье. Н.Н. Посысоев, участвовавший в 1997—1998 гг. в акции по оказании психологической помощи мирному населению Чечни, пострадавшему во время вооруженных конфликтов, указывает на необходимость учета этнических норм, регулирующих права и обязанности супругов в чеченских и ингушских семьях. В этих семьях практически не существует разводов. Это вовсе не означает, что между супругами не возникают конфликтные отношения и противоречия, сопровождающиеся мужской агрессией и женскими обидами. По данным социологических исследований, наиболее часто в современной российской семье инициатором развода является именно женщина. В чеченских и ингушских же семьях существуют серьезные препятствия для принятия женщиной такого рода решения, так как в случае развода дети традиционно остаются с отцом или их берут на воспитание родственники мужа. В том случае, если дети остаются с матерью, шансы девочек из неполной семьи на замужество резко уменьшаются, так как считается, что в таком доме недостаточно соблюдается целомудренность воспитания и поведения подрастающей девочки.

Мужчина не стремится к разводу, так как может иметь несколько жен. Поэтому рекомендации, направленные на усиление собственной независимости, автономности и ценностей личностного роста, которые семейный психолог привык давать русским женщинам в ситуации конфликта с мужем, могут быть вредными и неконструктивными в контексте национальных (этнических) традиций.

Отличительной чертой современного общества является сосуществование и взаимовлияние различных философских, религиозных, политических систем. Нормы и правила, действующие в одной культуре, уже не могут восприниматься как абсолютные. Принцип толерантности по отношению к другим взглядам, ценностям, верованиям справедлив и в случае моделей семьи, обладающих как сходством, так и отличиями у разных народов.

Контрольные вопросы

1.В каких случаях можно говорить о нарушениях семейного функционирования?

2.В чем состоит общественная необходимость семьи?

3.Какие семейные уклады распространены в большей степени?

4.Каким образом соотносятся понятия «брак» и «семья»?

5.Каково значение полифункциональности семьи?

6.Каково современное состояние социального института семьи?

7.Какой смысл вкладывается в понятие «функциональная ценность члена семьи»?

8.Можно ли из специфики выполняемых семьей функций выводить специфику самой семьи?

9.Назовите отличия семьи от других малых групп.

10.Охарактеризуйте основные функции семьи.

11.Почему общество заинтересовано в официальной регистрации брака?

12.Проанализируйте роль семьи в жизни общества и отдельного индивида.

13.Раскройте основные направления и характер изменений функций семьи на современном этапе.

14.Рассматривая семью как систему отношений, о какого рода отношениях ведут речь специалисты?

15.Укажите основные особенности современного брака в европейской культуре.

16.Верно ли, что для представителей некоторых социальных слоев эндогамия оказывается предпочтительной?

17.Почему социальная гомогенность супругов рассматривается как условие стабильности брака?

18.В чем состоит специфика межнационального брака?

19.Какие факторы обусловливают прочность полигамии?

20.Каковы психологические основания моногамии?

21.Назовите экономические, социокультурные и психологические причины серийной моногамии.

22.Как воспринимается развод в современном обществе?

23.Какие закономерности развития эмоциональных отношений ярко проявляются в супружеском союзе?

24.Можно ли говорить о преимуществах официального брака?

25.Почему фактические браки становятся все более популярными?

26.Каковы функции мужчины и женщины в традиционной патриархальной семье?

27.В чем заключается своеобразие семейной роли русской женщины?

28.Как распределяются сферы влияния мужчины и женщины в неопатриархальной и неоматриархальной семье?

29.Какие психологические трудности присущи эгалитарной семье?

30.Охарактеризуйте перспективы развития бикарьерной семьи.

31.Охарактеризуйте возможные психологические трудности, которые могут возникать при межэтническом браке.

Литература

1.Абулъханова-Славская КМ, Стратегии жизни. — М., 1991.

2.Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. — М., 1990.

3.Аккерман Н, Семейный подход к супружеским расстройствам. // Семейная психотерапия. — СПб., 2000.

4.Аккерман Н. Семья как социальная и эмоциональная единица. // Семейная психотерапия. — СПб., 2000.

5. Алексеев М.Ю., Крылов КА. Особенности национального поведения. — М., 2000.

6.Антонов А.И. Микросоциология семьи (методология исследования структур и процессов). — М., 1998.

7.Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. — М., 1996.

8.Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. — СПб., 1992.

9.Берн Э. Лидер и группа. — Екатеринбург, 2000.

10.Бич С., Сандин Э., О'Лири К. Модель депрессии на основе супружеской дискордантности. // Семейная психотерапия. — СПб., 2000.

11.Буланакова МА. Брак и регламентация социальной жизни женщины в стюартовском обществе. // Яросл. пед. вестник. — 2001. № 2.

12.Всемирная энциклопедия: Философия. / Главн.науч.ред. и сост. А.А.Грицанов. — М., 2001.

13.Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. — М., 1987.

14.Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ.—СПб., 1998.

15.Голсуорси Дж. Сага о Форсайтах. — Тула, 1992.

16.Дружинин В.Н. Психология семьи. — Екатеринбург, 2000.

17.Зидер Р. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (конец XVIII — XX вв.). — М., 1997.

18.Искандер Ф. Избранное. — М., 1988.

19.Келли Г. Две функции референтных групп. / Современная зарубежная социальная психология. Тексты. Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой, Л.А. Петровской. — М., 1984.

20.Ковалев С.В. Психология современной семьи. — М., 1988.

21.Комаров М.С. Введение в социологию. — М., 1995.

22.И.С. Кон. Ребенок и общество. — М., 1978.

23.Кон И.С. Сексуальная культура в России: клубничка на березке. — М., 1997.

24. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. — М., 1991.

25.Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. — М.,1999.

26.Лофас Ж., Сова Д. Повторный брак: дети и родители. — СПб., 1996.

27.Майерс Д. Социальная психология. — СПб., 1996.

28.Маслоу А. Мотивация и личность. — СПб., 1999.

29.Мольтманн-Венделъ Э. И сотворил Бог мужчину и женщину. // Вопросы философии. — 1991. — № 3.

30.Москаленко В.Д. Что угодно для души? — М., 1991.

31.Мудрик А.Е. Социальная педагогика. — М., 1999.

32.Навайтис Г. Семья в психологической консультации. — М., 1999.

33.Навайтис Г. Семья и...психолог. — Калининград, 1996.

34.Николе М. Теоретический контекст семейной психотерапии./ Семейная психотерапия. — СПб., 2000.

35.Основы социально-психологической теории. / Под общей ред. А.А. Бодалева и А.Н. Сухова. — М., 1995.

36.Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт. — М., 1993.

37.Райх В. Психология масс и фашизм. — СПб. — М., 1997.

38.Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности.—М., 1998.

39.Уэделл М. Семья и ее динамика. // Семейная психотерапия. — СПб., 2000.

40.Фримен Д. Техники семейной психотерапии. — СПб., 2001.

41.Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. — М., 1979.

42.Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. — М., 1989.

43.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — СПб., 1997.

44.Чирков В.И. Мотивация трудовой деятельности. Критический анализ зарубежных теорий трудовой мотивации. — Ярославль, 1985.

45.Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. — М., 1999.

 


 



ГЛАВА 2
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ СЕМЬИ

 

1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ

Определение понятия «жизненный цикл семьи».
Стадии жизненного цикла

Семья не является чем-то статичным, с течением времени она меняется. Для описания изменений, происходящих с семьей на протяжении всего ее существования, используется понятие «жизненный цикл семьи». Считается, что оно введено в науку американским демографом Полом Гликом в конце 40-х годов XX в.

Словарь Ожегова дает два значения слова «цикл»: законченный ряд чего-либо (например цикл песен) и совокупность явлений, составляющая кругооборот в течение какого-то промежутка времени. Оба толкования, предложенные Ожеговым, очень точно определяют присущие семье изменения. С одной стороны, можно говорить о законченном ряде явлений - отдельная семья начинается с момента заключения брака и заканчивается в момент распада семьи или смерти супругов. С другой стороны, рожденные и выращенные в этой семье дети через определенное время создают свои семьи, повторяя таким образом цепь характерных для семьи событий и позволяя говорить о кругообороте за определенный период времени.

В настоящее время понятие «жизненный цикл семьи» используется в первую очередь для описания ряда характерных для нуклеарной семьи важнейших событий, а «расстояние» от одного события до другого называется «стадией жизненного цикла».

Существуют различные подходы к выделению стадий жизненного цикла семьи. Так же, как и в вопросах периодизации индивидуального развития, это зависит от того, что служит критерием для деления.

В социологической литературе в большинстве случаев цикл семейной жизни рассматривают как организованный вокруг развития ребенка или по последовательности стадий родительства.

С точки зрения этого подхода, в развитии семьи различными учеными выделяются примерно одни и те же этапы. Так, еще П. Сорокин выделял 4 стадии:

· брачная пара в момент образования;

· семья с маленькими зависимыми детьми;

· семья по крайней мере с одним взрослым ребенком;

· стадия отделения всех детей.

Отечественный социолог А.И. Антонов (1998) выделяет пять семейных событий (заключение брака, рождение первенца, рождение последнего ребенка, отделение от родителей взрослых детей или, точнее, рождение первого внука, смерть одного и другого супругов прародителей), образующих в свою очередь 4 стадии семейного цикла:

· стадия предродительства;

· стадия репродуктивного родительства;

· стадия социализированного родительства;

· стадия прародительства.

Содержание стадий следующее.

Стадия предродителъства — это период вступления в брак и зачатия первенца. Супруги готовятся стать родителями и сформировать семью в строгом смысле слова, ибо, по словам А.И. Антонова, «лишь рождение детей превращает брачную пару в семью».

Стадия репродуктивного родительства — это стадия, на которой появляется первый ребенок и возможно рождение второго и последующих детей — в зависимости от потребности семьи в детях. Эта стадия может быть короче или длиннее в связи с числом рождений.

Стадия социализированного родительства — это стадия воспитания детей, которая для многих родителей может не закончиться никогда, но которую следует ограничить либо достижением совершеннолетия детьми, либо моментом отделения последнего из взрослых детей. На этой стадии возможна задержка в отделении детей, например, из-за отсутствия жилья; вариантами этой стадии могут стать «продолженная социализация», когда вступление взрослых детей в брак откладывается из-за учебы или каких-то других обстоятельств; либо «затяжная социализация», когда взрослый человек остается холостяком, продолжая жить со своими родителями.

Стадия прародительства наступает с появлением первого внука, что превращает родителей-основателей в прародителей, в бабушку и дедушку, хотя это не означает прекращения стадии «социализированного родительства», если в семье еще есть несовершеннолетние дети. Стадия прародительства длится до смерти супругов.

Подобный цикл А.И. Антонов именует полным циклом.

Следует отметить, что за последние 50—100 лет семейный цикл изменился как по временной структуре, так и по характеру составляющих его событий. Люди стали не только жить дольше, но изменился возраст, в котором они достигают тех или иных стадий семейного цикла. Так, увеличился период между уходом из дома последнего ребенка и выходом на пенсию родителей или их смертью, и продолжительность этого постродительского периода продолжает увеличиваться, длительность же «репродуктивного периода» (в терминах А.И. Антонова), напротив, сокращается в результате уменьшения количества детей в семье. А.И. Антонов, используя статистические данные среднего возраста вступления в брак и средней продолжительности жизни мужчин и женщин в России, попытался приблизительно определить длительность каждой из предложенных им стадий:

I стадия — примерно 1,1 года;

II стадия — 2,5 года;

III стадия (если считать от момента рождения до паспортного совершеннолетия первого ребенка) — 14,9 лет плюс 8 лет периода «продолженной социализации»;

IVстадия — 19,9 лет.

В психологической литературе критериями для деления жизненного цикла семьи на стадии являются изменения отдельных функций семьи, структуры семьи, способов внутрисемейной коммуникации. Обычно одновременное изменение всех названных показателей происходит при рождении в семье детей, поэтому чаще всего стадии выделяются следующие:

· период добрачного ухаживания;

· молодая брачная пара без детей;

· семья с маленькими детьми;

· семья с детьми-школьниками или подростками;

· отделение детей от родителей;

· супружество в позднем возрасте.

Развитие семьи можно рассматривать по аналогии с развитием индивида как чередование этапов спокойного и бурного развития. Момент перехода от одной стадии развития к другой обозначается как кризис.

При этом семья так же, как и индивид, при прохождении кризиса сталкивается с двумя возможными результатами его исхода. Кризис является одновременно «опасностью и надеждой» — он либо приводит к скачкообразному переходу системы на новый, более высокий уровень развития, требующий новых смыслов и новых навыков; либо приводит к разрушению системы.

Наиболее вероятными моментами, когда семья будет нуждаться в психологической или психотерапевтической помощи для продолжения своего существования, являются как раз моменты кризисов. Задачей психолога, таким образом, будет помощь в преодолении кризиса, перехода из одной стадии жизненного цикла семьи в другую.

Задачи развития семьи. Стадии родительства

На каждой стадии жизненного цикла семьи по аналогии с жизненным циклом индивида можно выделить задачи развития. Задачи развития семьи — это те требования, предъявляемые внешней средой, с которыми члены семьи и семья как система должны справиться для того, чтобы семья могла успешно развиваться дальше и становиться более высокоорганизованной и сложной системой. Выделяют следующие задачи развития семьи, начиная с фазы молодой семейной пары без детей.

1. Молодая семья:

· дифференциация от родительской семьи; » установление границ общения с друзьями и родственниками;

· разрешение конфликта между личными и семейными потребностями.

2. Семья с маленьким ребенком:

· реорганизация семьи для выполнения новых задач;

· поощрение роста ребенка с одновременным обеспечением его безопасности и родительского авторитета;

· согласование личных и семейных целей.

3 Семья с ребенком-школьником:

· перераспределение обязанностей;

· проявление участия при наличии проблем с учебой;

· распределение обязанностей для помощи ребенку в учебе.

4. Семья с ребенком-подростком:

· перераспределение автономии и контроля между родителями и подростками;

· изменение типа родительского поведения и ролей;

· подготовка к уходу подростка из дома.

5. Семья как «стартовая площадка» для ребенка:

· сепарация ребенка от семьи;

· корректный уход из дома;

· поступление в колледж, на военную или иную службу.

6. Семья, в основном выполнившая свою родительскую функцию:

· пересмотр супружеских взаимоотношений;

· пересмотр распределения обязанностей и времени;

· адаптация к уходу на пенсию.

На каждой стадии семейного цикла родители должны не только справляться с трудностями воспитания детей, но и преодолевать трудности, возникающие в супружеском взаимодействии. Семьи должны научиться преодолевать конфликты таким образом, чтобы каждый из ее членов мог оставаться целостной и уважающей себя личностью. Системы, в которых один человек постоянно занимает господствующее положение, а другой (или другие) постоянно приносят себя в жертву, оказываются недолговечными.

Каждый период семейного цикла отличается специфическими требованиями к родителям. Можно выделить 6 стадий родительства.

1.Стадия формирования образа длится от зачатия до рождения ребенка. Супруги пытаются представить себе, какими родителями они будут, оценивая свои ожидаемые действия в соответствии с собственными идеальными стандартами родительского поведения.

2.Стадия выкармливания длится примерно 2—3 года — до того момента, когда ребенок начинает говорить «нет». У родителей формируется чувство привязанности к ребенку, они научаются соизмерять эмоциональное участие и время, которое они отдают супругу, друзьям, работе и т. д., с потребностями малыша.

3.Стадия авторитета продолжается до достижения ребенком примерно 5 лет. Родители оценивают свое соответствие родительской роли. На этой стадии они должны осознать, что и они, и их дети не всегда соответствуют созданному ими идеальному образу.

4.Интерпретативная стадия родительства приходится на период младшего школьного возраста детей. Родители вынуждены перепроверять и пересматривать многие из своих устоявшихся взглядов.

5.Стадия взаимозависимости приходится на подростковый возраст детей. Задачей родителей является перестроить свои властные отношения с подросшими детьми. Эти отношения могут стать соперничающими или превратиться в товарищеские.

6.Стадия расставания приходится на время, когда выросшие дети покидают дом. Родителям приходится не только отпустить их, но и критически осмыслить то, какими родителями они были.

Родители, имеющие проблемы взаимодействия с детьми на какой-то одной стадии, могут вполне успешно взаимодействовать с ними на другой стадии. Например, родители, испытавшие массу трудностей с младенцем, могут прекрасно справляться с воспитанием подростка и наоборот.

2. ЭТАП ДОБРАЧНОГО УХАЖИВАНИЯ

Задачи развития на этапе добрачного ухаживания

Период ухаживания, строго говоря, не является стадией жизненного цикла семьи. Но от успешности его протекания зависит в итоге существование семьи, так как его конечной целью является заключение брака. Для того чтобы эта цель была достигнута, молодые люди должны справиться со следующими задачами:

· научиться устанавливать близкие интимные отношения;

· научиться ритуалу ухаживания, т. е. характерному для данной культуры ролевому поведению в полоролевых взаимодействиях;

· освоить свою собственную сексуальность: научиться идентифицировать сексуальные импульсы и управлять ими;

· определить для себя, хотят ли они вообще вступать в брак и создавать традиционную семью или более подходящим для них является какой-либо иной способ проживания жизни.

Решение каждой из задач может столкнуться с рядом затруднений и породить поведенческие нарушения или эмоциональные проблемы, требующие профессиональной помощи психолога.

Задача установления интимных отношений. Первоначально задача достижения интимности встает как задача установления близких отношений со сверстниками сначала своего пола как психологически более понятного и близкого. Ее решение начинается, как правило, еще в подростковом возрасте, когда подросток продолжает жить внутри родительской семьи. Вовлекаясь в отношения со сверстниками, подросток должен ослабить эмоциональную связь с семьей. Процесс установления близких отношений с ровесниками в терминах психоанализа обозначается как «нахождение объектов любви вне семьи». В качестве способа решения этой задачи выступает дружба, так как это первая самостоятельно выбранная подростком привязанность.

Ослабление эмоциональной зависимости от родительской семьи протекает более или менее болезненно. Обычно ни родители, ни дети этого не хотят, хотя и неосознанно. Нормальное, адаптивное развитие в этом возрасте заключается в том, что подросток остается включенным в обе группы — семью и сверстников, не разрывая полностью связь ни с одной из них и в большей или меньшей степени соответствуя критериям «нормальности» в каждой из них. Возникающие проблемы обычно приближаются к одному из двух полюсов. Первый состоит в неспособности подростка отделиться от семьи (либо в неспособности семьи отпустить подростка) и наладить соответствующие отношения со сверстниками. Мальчик или девочка продолжают быть «домашними детьми», сохраняя тесные эмоциональные связи с родителями. Обычно они послушны и исполнительны, хорошо учатся, часто посещают кружки и секции. Родители таких детей могут не волноваться по поводу нежелательных компаний, опасных увлечений или поздних возвращений домой. Как правило, их поведение не вызывает беспокойства ни у родителей, ни у других взрослых, так как полностью соответствует «взрослым» критериям хорошего ребенка. Опасность такого положения заключается в том, что поведение этих подростков не воспринимается сверстниками как «нормальное».

Они получают титулы «маменькиных сынков», «зубрил», «подлиз» и т. п. и не имеют возможности найти себе друзей и научиться устанавливать отношения с кем-то, кто не готов сразу и безоговорочно признать их достоинства, и чем дольше сохраняется такое положение, тем меньше остается возможностей для его изменения. Задача психолога при необходимости вмешательства в эту ситуацию — убедить родителей и подростка, что его поведение должно быть изменено таким образом, чтобы оно больше походило на поведение его ровесников. Возможно, потребуется обучение подростка особенностям этого поведения.

Противоположный полюс заключается в слишком резком отрыве подростка от семьи, неспособности сохранить хорошие отношения с родителями и соответствовать их представлениям о «нормальности». Особенно часто подобные тревоги родителей могут касаться полоролевого или сексуального поведения подростка. В данном случае задача психолога будет заключаться в первую очередь в том, чтобы выяснить, действительно ли поведение подростка является отклоняющимся или представляет собой вариант возрастной нормы.

В настоящее время подростки часто не задерживаются на стадии дружбы, а переходят к ухаживанию. Как правило, слишком раннее начало ухаживания, т. е. переход к полоролевым отношениям в ущерб дружбе, приводит к превалированию ритуального, ролевого компонента в поведении, что способствует обеднению личности подростка. С другой стороны, молодой человек, не перешедший к ухаживанию даже по достижении юношеского возраста, скорее всего не освоил в должной мере стереотипных навыков поведения в полоролевом контакте и будет восприниматься сверстниками, а часто и самим собой как не соответствующий возрастной норме.

Задача научения ритуалу ухаживания. Период ухаживания для молодых людей в современном обществе длится довольно долго. Обучение ухаживанию начинается, как правило, в подростковых группах. Взаимодействие с лицами противоположного пола в смешанной компании воспринимается как более безопасное по сравнению со свиданиями. Компания предоставляет подростку или юноше возможность совершить некоторые собственные открытия и приобрести информацию относительно существующих в обществе установок по поводу половых ролей и сексуального поведения, не ощущая при этом необходимости в слишком тесных отношениях с противоположным полом.

Постепенно молодые люди переходят к взаимодействию в парах, и первые свидания, даже если они не связаны с чувством глубокой влюбленности, выполняют ряд важных функций.

1. Развлечение — возможность развлечься, повеселиться со сверстником противоположного пола.

2. Социализация — возможность для представителей противоположного пола узнать друг друга и развить подходящие способы взаимодействия.

3. Статус — возможность поднять свой статус в группе сверстников, появившись среди них с достойным партнером.

4. Секс — возможность приобрести сексуальный опыт или получить сексуальное удовлетворение.

5. Товарищеские отношения — возможность обрести друга противоположного пола, с которым можно общаться и вести общие дела.

6. Выбор брачного партнера — возможность завязать отношения с представителем противоположного пола с целью выбора супруга.

7. Интимность — возможность установить близкие отношения с человеком противоположного пола.

Можно отметить, что по мере взросления нарастает доля мотивов, связанных с возможностью брака или интимностью. Существуют выраженные тендерные различия: юноши более часто выбирают секс в качестве главного мотива свиданий, в то время как девушки большее значение придают интимности.

Ухаживанию, как и любому другому коммуникативному навыку, молодому человеку приходится учиться, и, как и в большинстве других коммуникативных навыков, в нем содержатся как элементы ролевого поведения, так и элементы индивидуально-личностных проявлений. Они должны быть определенным образом сбалансированы. Не владеющий ритуальными ролевыми стереотипами ухаживания молодой человек при полоролевом общении воспринимается сверстниками как девиант, чье поведение вызывает тревогу и избегание. В то же время традиционные способы ухаживания могут скорее помешать близости, если они состоят из одних ритуальных действий и лишены искреннего обмена чувствами. Такое излишне ритуализированное поведение часто имеет место в случае проблем с самооценкой и идентичностью: страх быть отвергнутым заставляет строить поведение на основе желания угодить другому, а не удовлетворить свои собственные важные внутренние потребности.

Несформированная взрослая идентичность может порождать и другие крайности, такие, как случайный секс, напускная холодность и грубая прямота. Подобное поведение также не способствует возникновению близости и интимности.

Если период ухаживания длится слишком долго, вероятность заключения брака в итоге падает. Это относится как к истории отношений с отдельным партнером, так и к периоду ухаживания в целом. Вероятно, это может быть объяснено тем, что складывается и закрепляется определенный стереотип проживания жизни, и чем дольше он существует, тем ригиднее становится.

Задача овладения собственной сексуальностью. Соответствовать родительским, а также своим собственным представлениям о «нормальности» может оказаться особенно трудно в сексуальном поведении. Сексуальное поведение в подростковом или юношеском возрасте носит отчетливо экспериментальный характер. Это вызвано и любопытством, и желанием сексуальной разрядки, но главным образом — необходимостью овладения собственной сексуальностью. Эта задача ни в коей мере не снимается даже в том случае, если первый сексуальный опыт связан с влюбленностью. Вопрос о нормальности своего сексуального поведения, его границах, этичности обязательно вызывает озабоченность и переживания у молодых людей.

В настоящее время в обществе наблюдается гораздо большая свобода относительно вопросов секса. Они чаще и более откровенно обсуждаются в средствах массовой информации, сексуальные влечения постоянно стимулируются демонстрациями сексуальности, сексуальная привлекательность признается личностным достоинством и считается ценным и желательным качеством. Общественные нормы и правила, касающиеся сексуального поведения, стали значительно менее жесткими и директивными, причем это относится как к мужскому, так и к женскому сексуальному поведению. Однако все это вовсе не уменьшает сложностей, связанных с его освоением. Напротив, современные молодые люди имеют столь же выраженные сексуальные импульсы, что и их предшественники, но овладевать ими приходится в условиях, когда правила и нормы управления сексуальностью являются чрезвычайно размытыми, а осваивать их — в момент, когда собственное эго еще чрезвычайно слабо. В связи с этим, несмотря на обилие литературы по вопросам пола, многие молодые люди имеют искаженные представления о своей сексуальности.

Проблемы и переживания, связанные с сексуальным поведением, обусловлены еще и тем, что человеческая сексуальность никогда не была и не будет сексом в чистом виде. Секс человека всегда больше, чем просто секс. Движущей силой сексуального поведения молодых людей часто являются эмоциональные потребности, которые не имеют к сексу никакого отношения. Секс становится средством выражения и удовлетворения несексуальных потребностей. Американские психологи, обобщая данные исследований, выделяют наиболее часто встречающиеся скрытые мотивы сексуального поведения подростков и молодежи.

1. Секс как наказание кого-либо. Секс может быть средством выражения враждебности, когда молодые люди или кто-то один из них вступают в сексуальные отношения, чтобы досадить партнеру, создать ему проблемы, вызвать у него неприятные эмоциональные переживания. В качестве «наказываемого» может выступать и какое-то третье лицо, например бывший возлюбленный, родители и т. п.

2. Секс как средство благодарности или оплаты. В этом случае молодые люди вступают в сексуальные отношения, чтобы отблагодарить или не остаться в долгу, например, заполученные в подарок вещи, хорошее отношение со стороны партнера, за его заботу и внимание.

3. Секс как средство управления поведением партнера. В этом случае к сексуальному поведению прибегают, когда хотят связать партнера какими-либо обязательствами («Теперь ты должен на мне жениться»), вызвать у него чувство вины, заставить его повести себя каким-то определенным образом («Я сделала это, чтобы удержать его»).

4. Секс как способ повышения самооценки. В этом случае в сексуальные отношения вступают для подтверждения своей собственной привлекательности в глазах партнера («Я покажу тебе, что я неотразим»), в глазах третьих лиц («Спорим, что я ее добьюсь»), в своих собственных («Нет женщины, которая бы устояла передо мной»).

Возможны и другие скрытые мотивы в сексуальном поведении, например, избавление от одиночества; для того, чтобы почувствовать себя любимым; чтобы избежать скуки и т. п.

В связи с этим, все более распространенной проблемой молодых людей в области сексуальных отношений становится то, что секс более или менее сознательно отделяется от чувств.

Пытаясь обезопасить себя от скрытой мотивации со стороны партнера, молодые люди стараются не допустить своей собственной эмоциональной вовлеченности в сексуальные отношения. Они с самого начала стараются подавить свои собственные теплые чувства или ощущение привязанности и нежности к партнеру и ориентируются на недолговечность отношений и избегание глубоких переживаний. Подавление чувств ведет к снижению сексуального удовлетворения и возникновению психических расстройств двух типов — деперсонализации и дереализации.

Когда молодые люди пытаются удовлетворить посредством секса другие свои потребности, возникают новые проблемы. Если получить удовлетворение не удается, результатом может стать усугубление депрессии, понижение самооценки, уменьшение степени близости, повышенная чувствительность и пониженная удовлетворенность сексом. Опасность состоит в том, что при этом формируются незрелые, не приносящие удовлетворения отношения и сексуальные привычки, которые молодой человек перенесет во взрослую жизнь.

Задача определения собственного способа проживания жизни. Данная задача является одной из наиболее трудно осознаваемых, а также и вызывающей наибольшие затруднения при ее решении. Компенсируется это ее менее частой встречаемостью.

Речь идет о том, что период ухаживания может не заканчиваться браком не потому, что молодой человек не научился интимности, нормам полоролевого поведения или не овладел собственной сексуальностью, а потому, что он не склонен иметь семью и предпочитает иные способы проживания жизни.

В течение какого-то времени проблема может успешно скрываться как от самого себя, так и от окружающих, например, ссылками на молодость, неблагоприятные внешние обстоятельства и т. п. Но рано или поздно молодые люди оказываются перед необходимостью сделать выбор: либо признать собственную некомпетентность и неумение вести традиционный образ жизни (молодой человек или девушка хочет найти супруга, но не знает, как это сделать), либо признать необходимость поиска своего собственного, альтернативного традиционному стиля жизни.

Когда в подобных случаях обращаются за психологической помощью, приведенная выше формулировка проблемы редко присутствует в начале работы, чаще она появляется в ее результате. Психотерапевт не должен исповедовать идею о том, что ему надо приспособить молодого человека к такой жизни, какой он сам ее видит.

Выбор в пользу одинокого образа жизни может быть результатом тщательно взвешенного решения — нахождения баланса между свободой и связыванием себя обязательствами, между самодостаточностью и взаимозависимостью. Логика самореализации заставляет оценивать успешность отношений в зависимости оттого, что они дают для развития личности. В этом случае вполне закономерен отказ от отношений с партнером, стоящим на пути собственного развития, — люди не хотят испытывать чувство досады и раздражения, общаясь с человеком, которого они давно уже «переросли».

В этом случае задачей консультанта будет помощь клиенту в принятии одинокого образа жизни и примирении с ограничениями, которые он накладывает (например негативное отношение со стороны социального окружения).

Психология влюбленности и любви

Как уже отмечалось ранее, в связи с ростом ценности индивидуальности в социуме в настоящее время возрастает и значимость психологических факторов в институте семьи. Если раньше можно было представить семью с негативными эмоциональными отношениями между супругами, которые продолжают жить вместе из-за хозяйства, детей и т. п., то теперь такие семьи чаще всего прекращают свое существование. Подавляющее большинство молодых людей хотят выйти замуж или жениться по любви.

Психологу необходимо знать о существующих психологических закономерностях в области эмоциональных отношений.

Эмоциональные отношения на первом этапе их развития существуют в виде симпатии.

Симпатия. На возникновение симпатии влияют:

· физическая привлекательность индивида,-

· социально-демографические характеристики индивида;

· особенности поведения индивида в общении.

Физическая привлекательность индивида. Наиболее устойчиво в обыденном сознании возникновение симпатии связывается с внешними данными человека, со степенью его красоты.

Считается, что более красивые люди находятся в более выгодном положении, когда речь идет о возникновении симпатии. Но многочисленные исследования показывают неоднозначность этого, казалось бы, само собой разумеющегося вывода.