Часть III. Психические состояния и их регуляция

Это необходимо знать Гомеостатические механизмы организма Наша жизнь зависит от сохранения постоян­ства определенных вещей. Если бы температу­ра нашего мозга изменилась более чем на не­сколько градусов, мы бы быстро потеряли со­знание. Если бы количество воды в нашем организме увеличилось или уменьшилось более чем на несколько процентов, наш мозг и тело не смогли бы работать и мы могли бы умереть. Люди и животные ходят по тонкой проволоке баланса между физиологическими крайностя­ми. Подобно хрупкому и точно настроенному механизму, мы не можем работать, если наша внутренняя среда не сбалансирована. Но в от­личие от большинства машин в нас заложена возможность самостоятельно этот баланс под­держивать. Даже когда меняется внешний мир, наше внутреннее состояние остается относи­тельно стабильным. Чтобы удержать свой организм в узких рам­ках физиологического выживания, нам прихо­дится активно контролировать процессы под­держания гомеостаза. Гомеостаз означает неизменность чего-либо: «гомео» значит «рав­ный», а «стазис» значит «статичный», или «по­стоянный». Процесс управления гомеоста-зом — это активно действующая система под­держания постоянного состояния. Процесс управления гомеостазом может быть психоло­гическим, физиологическим и механическим, Внешне управление гомеостазом проявля­ется в виде таких физиологических реакций, как потение или дрожь. Эти реакции являются час­тью механизма поддержания температуры мозга постоянной, поскольку обеспечивают охлаждение в виде испарения и нагрев в виде мышечной активности. Но что в первую очередь включает эти физиологические и психологиче­ские реакции? Когда вы находитесь на жарком солнце, все ваше тело начинает нагреваться. Сходным об­разом, если вы слишком долго остаетесь неза­щищенным на холоде, все ваше тело охватыва­ет гипотермия. Но на самом деле изменение температуры обнаруживается только внутри вашего мозга. Нейроны нескольких определенных участков мозга, особенно находящиеся в предоптическом (переднем) участке гипота­ламуса у основания мозга, являются, по сути, нервными термостатами. Когда их собственная температура меняется, они начинают работать иначе. Эти нейроны внутри вас служат одновре­менно термометром и гомеостатической точ­кой настройки. Когда их температура отклоня­ется от нормального уровня, меняется их мета­болизм, в результате чего меняется характер их активности. Это запускает физиологические реакции, такие как потение или дрожь, которые помогают скорректировать температуру. При этом может возникнуть сознаваемое ощуще­ние, что вам слишком жарко или слишком хо­лодно, которое заставит вас стремиться в тень или надевать пальто, то есть совершать поведен­ческое решение той же задачи. Когда вам слишком жарко, прохладный ве­терок может быть приятен. Сходным образом, когда слишком холодно, приятные ощущения даст горячая ванна. Но по мере того как меня­ется ваша собственная внутренняя температу­ра, восприятие этих внешних событий также меняется. Хотя когда вам очень жарко или очень холодно, обычно температура всего тела меняется на градус или два, совсем слабое из­менение температуры мозга приводит к изме­нению ваших ощущений. Мозг можно «обма­нуть» относительно ощущений жары или холо­да, просто изменив температуру немногих нейронов гипоталамуса. Например, если про­качивать прохладную жидкость через трубоч­ку в виде небольшой петли, хирургически им-плантированную в гипоталамус, это мотивиру­ет крысу нажимать на рычажок, включающий лампу подогрева, которая согревает ее кожу, несмотря на то, что температура всего тела не понизилась. Аналогичные механизмы регуляции суще­ствуют и в отношении других параметров орга­низма. Например, если вы попытаетесь обой­тись без воды, очень возможно, что вы проживете не больше недели. А под жарким солнцем, если нечего  

 


внутреннего равновесия, должен одновременно приспосабливаться к условиям среды, в которой он находится. Именно это явление и определяет содержание по­нятия «адаптация».

Точно так же и человек не может жить, не соприкасаясь со средой, но его глав­ным отличием по сравнению с другими представителями животного мира являет­ся то, что он не может существовать, не соприкасаясь не только с физической, но и