ПРОБЛЕМА ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЕЕ МЕСТО В ПСИХОЛОГИИ

Сложнейшие и наиболее динамичные отношения человека к окружающему его миру выражаются и отражаются в его психи­ческой деятельности, и объективное психологическое исследова­ние, на пути которого стоит марксистская психология, немысли­мо без изучения этих отношений. Однако именно у человека его отношения выступают в своей наиболее своеобразной, много­гранной и сложной форме. Опираясь на богатейший индивиду­альный и общественно-исторический опыт, они приобретают со­знательный характер и выражаются не только во внешнем пове­дении, но и в образовавшемся на основе этого опыта внутрен­нем мире человека. <...>

Психологически отношения человека в развитом виде пред­ставляют интегральную систему избирательных сознательных связей личности с различными сторонами объективной действи­тельности, вытекающую из всей истории его развития и внутрен­не определяющую его действия и переживания. Мы говорим «ин­тегральную», потому что относится к действительности человек в целом. Если действовать может рука, воспринимать — глаз, то относится к чему-либо человек как личность, как субъект в це­лом. Мы говорим о «системе связей» потому, что предмет или лицо, к которому относится человек, представляет не раздра­житель и даже не совокупность раздражителей, а их системное единство, так же как и действие человека является не совокуп­ностью мышечных сокращений, а их синтезом (по одновремен­ности или последовательности). Но самое главное — это то, что предмет, лицо, любое обстоятельство представляют не только сенсорную совокупность, но имеют и определенный смысл (точ­но так же, как и действия человека). Поэтому отношения свя­зывают человека не столько с внешними сторонами вещей, сколь­ко с их существом, с их смыслом. Так как свойства объекта существуют для всех, а действия и переживания, с ними связан-


ные, избирательно (типически или индивидуально) различны, то, очевидно, что центр тяжести, особенность переживания и дей­ствия лежит в индивиде, в человеке как субъекте отношений.

Учитывая огромную и решающую роль индивидуального опы­та в развитии деятельности человека, нельзя не подчеркнуть в то же время, что отношения человека обусловлены и обществен­но-историческим опытом, который является основой богатейшего внутреннего мира человека. Как известно, действия и пережи­вания человека определяются не непосредственными внешними воздействиями, но их накопленным обобщением во внутреннем мире, который представляет систему отношений человека, опре­деляющих опосредствованный характер его реакций на воздей­ствия окружающего мира и его внешне инициативное и само­стоятельное поведение.