рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

I. 2. 1. Марксистско-ленинская философия - методологическая основа научной психологии

I. 2. 1. Марксистско-ленинская философия - методологическая основа научной психологии - раздел Психология, ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ   Психология Принадлежит К Числу Наук, В Которых Отчетливо Обна...

 

Психология принадлежит к числу наук, в которых отчетливо обнаруживается значение правильного философского подхода к разработке не только общих теоретических проблем, но и конкретных вопросов познания человеческой личности и межчеловеческих отношений. Захватывая одной своей стороной область естественных наук (зоопсихология, психофизиология и др.), она другой стороной входит в сферу общественных наук (социальная психология, педагогическая психология и др.), и поэтому в ней открываются широкие возможности использования законов диалектического и исторического материализма.

 

Перечисляя области знания, из которых складывается марксистская теория познания, В. И. Ленин среди других называет в "Философских тетрадях", по существу, три собственно психологические науки: психологию, историю умственного развития ребенка, историю умственного развития животных. С ними оказывается близко связанной и названная В. И. Лениным четвертая наука - физиология органов чувств. И в самом деле, если обратиться к анализу истории и современного состояния этих ветвей психологии, которые соответствуют выделенным В. И. Лениным областям знания, то станет совершенно очевидной возможность их творческого развития лишь на основе принципов марксистско-ленинской философии.

 

В XX столетии происходит процесс отделения психологии от идеалистической и метафизической философии. Разумеется, психология не отгораживается от всякой философии. В основе современной научной психологии лежат научные философские представления, научный диалектико-материалистический взгляд на психику как свойство мозга, заключающееся в отражении объективной реальности. Философия и ее составная часть - теория познания (или гносеология) решает вопрос об отношении психики к окружающему миру и трактует психику как отражение мира, подчеркивая, чго материя первична, а сознание вторично. Психология выясняет ту роль, которую играет психика в деятельности человека и его развитии.

 

 

Неисчерпаемым источником для разработки теории научной психологии являются философские труды классиков марксизма-ленинизма (произведения Маркса, Энгельса и Ленина). В трудах классиков марксистско-ленинской философии основы психологической теории не были заключены в готовом виде. Для того чтобы их извлечь и сделать теоретическим фундаментом построения психологической науки, необходима была большая творческая работа, потребовавшая от советских психологов-теоретиков (Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева и др.) углубленного изучения богатейшего наследства марксизма и вместе с тем осмысления основных трудностей и задач, которые стоят перед психологией на пути ее развития и которые не могут быть преодолены и решены без верного философского ориентира. Обращаясь к работам К. Маркса, советская психология в первую очередь выделила три философские идеи, которые имели исключительно важное значение для разработки основных принципов психологического исследования и понимания человеческого сознания.

 

1. Сущность сознания в том, что отношение к среде в сознании человека оказывается опосредствованный идеальным ее отражением, которое практически осуществляется в языке. Это идеальное отражение включается между непосредственно наличной ситуацией и действием, в котором осуществляется изменение этой ситуации, шире - вообще изменение окружающего мира: "В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеально"1. Идеи К. Маркса об опосредствованном характере сознания входят в арсенал теории научной психологии и на принципиальной основе противостоят идеалистическим психологическим (интроспективным) учениям о непосредственности психики (непосредственный опыт, который человек усматривает сам в себе, как предмет психологии). Психика, сознание могут быть объективно познаны опосредствованно через деятельность человека и продукты этой деятельности.

 

2. Деятельность человека (как практическая, так и теоретическая) играет определяющую роль в формировании психики человека таким образом, что предметный мир, порождаемый человеческой деятельностью, обусловливает все развитие человеческой психики. В труде деятельность субъекта и предмет этой деятельности, продукт труда, взаимопроникают друг в друга. Если продукт труда есть порождение человеческой деятельности, то сама эта деятельность полностью обусловлена ее объектом, продуктом труда. Маркс писал в "Капитале" о том, что, изменяя "внешнюю природу", человек "изменяет свою собственную природу"2. Отсюда следует вывод, имеющий фундаментальное

 

 

значение для психологической теории: "человеческие сущностные силы", психология человека, его чувства, стремления, мысли обусловлены продуктами человеческой деятельности. Потребности человека, обусловливающие необходимость производства, сами возникают и развиваются в производстве; их возникновение обусловлено продуктами производства, которые создаются для удовлетворения человеческих потребностей. В ранних философских произведениях Маркс писал, что предметное бытие промышленности является "раскрытой книгой человеческих сущностных сил, чувственно представшей перед нами человеческой психологией..."3 "Лишь благодаря предметно развернутому богатству человеческого существа развивается, а частью и впервые порождается, богатство субъективной человеческой чувственности: музыкальное ухо, чувствующий красоту формы глаз, - короче говоря, такие чувства, которые способны к человеческим наслаждениям и которые утверждают себя как человеческие сущностные силы. Ибо не только пять внешних чувств, но и так называемые духовные чувства, практические чувства (воля, любовь и т. д.), - одним словом, человеческое чувство, человечность чувств, - возникают лишь благодаря наличию соответствующего предмета, благодаря очеловеченной природе"4.

 

3. Деятельность человека, а следовательно, и его психологии имеет общественный характер, психология человека - продукт истории: "...чувства общественного человека суть иные чувства, чем чувства необщественного человека"5; "...общественный характер присущ всему движению; как само общество производит человека как человека, так и он производит общество. Деятельность и пользование ее плодами, как по своему содержанию, так и по способу существования, носят общественный характер: общественная деятельность и общественное пользование"6.

 

Идеи Маркса открывали для психологии возможность осуществлять анализ фактов сознания и деятельности с позиций их социальной обусловленности. Так, сложнейшая проблема соотношения природного и социального в способностях личности получила научную трактовку на основе марксизма. Соглашаясь с мнением английского экономиста XVIII в. А. Смита о том, что разнообразие человеческих дарований - скорее следствие, чем причина разделения труда, Маркс подчеркивал: "Первоначальное различие между носильщиком и философом менее значительно, чем между дворняжкой и борзой. Пропасть между ними вырыта разделением труда"7. Человеческие способности возникают на

 

 

основе природных особенностей, но зависят от изменяющихся, исторически обусловленных форм человеческого труда, от условий материальной жизни общества. "Удастся ли индивиду вроде Рафаэля развить свой талант, - это целиком зависит от спроса, который, в свою очередь, зависит от разделения труда и от порожденных им условий просвещения людей"8,- писали К. Маркс и Ф. Энгельс.

 

Разумеется, богатство Марксовых идей, на которых строится теоретический фундамент психологической науки, не сводится к приведенным выше философским положениям, определяющим важнейшие направления развития психологической мысли. Марксизм как философское учение открывает безграничные возможности для разработки психологической теории и методологии.

 

В трудах Ф. Энгельса формулируется ряд важнейших философских положений, которые широко используются современной научной психологией. Для понимания исторического развития сознания человека и принципиальных различий психики человека и животных исключительное значение имели идеи Энгельса о роли труда в происхождении человека. Развивая далее мысли Маркса об историческом характере человеческой психологии, Ф. Энгельс анализирует потребности как источник активности человека. Важная роль для понимания деятельности - одного из центральных понятий советской психологии - принадлежит идеям Энгельса о влиянии деятельности на мышление человека. "Как естествознание, так и философия до сих пор совершенно пренебрегали исследованием влияния деятельности человека на его мышление. Они знают, с одной стороны, только природу, а с другой - только мысль. Но существеннейшей и ближайшей основой человеческого мышления является как раз изменение природы человеком, а не одна природа как таковая, и разум человека развивался соответственно тому, как человек научался изменять природу"9.

 

Идеи В. И. Ленина являлись и являются самым верным компасом, использование которого позволяет правильно определить важнейшие направления развития психологии, ее теоретические установки и методы. Вся история развития психологической науки в нашей стране - свидетельство торжества ленинских философских принципов в области познания человека, его сознания и деятельности. Изучая труды В. И. Ленина, советские психологи усваивали марксистский подход к проблемам психики и сознания, учились и учатся применять принципы материалистической диалектики к анализу конкретных психологических фактов.

 

Еще в 1894 г. в работе "Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?" В. И. Ленин, раскрывая

 

 

типичный для того периода способ создания различных теорий и систем, основанных на догматических и абстрактных суждениях, убедительно показал, что подобные "теории" негодны уже по своим основным приемам, по своей сплошной и беспросветной метафизичности. Охватывая в краткой характеристике обширную область философско-психологических исследований, которая в те времена претендовала на исключительное право именоваться научной психологией, В. И. Ленин указал их основной методологический порок - отказ от объективного анализа, серьезного изучения фактов. "Метафизик-психолог рассуждал о том, что такое душа? Нелеп тут был уже прием. Нельзя рассуждать о душе, не объяснив в частности психических процессов: прогресс тут должен состоять именно в том, чтобы бросить общие теории и философские построения о том, что такое душа, и суметь поставить на научную почву изучение фактов, характеризующих те или другие психические процессы"10.

 

Критикуя психологов-метафизиков, всю жизнь писавших "исследования" по вопросу о том, что такое душа, и не знавших "в точности объяснения ни одного, хотя бы простейшего, психологического явления", В. И. Ленин не оставил места для позитивистских, эмпирических построений, трусливо уходивших от решения принципиальных научных вопросов. В работе "Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?" он провозгласил единство теории и практики. Критике психологов-метафизиков предшествовал глубочайший и всесторонний анализ идеи материализма в социологии. "Разумеется, - подчеркивал Ленин, - пока это была еще только гипотеза, но такая гипотеза, которая впервые создавала возможность строго научного отношения к историческим и общественным вопросам"11. Высказав в 90-х годах XIX в. эту гипотезу, он сформулировал материалистический вывод "о зависимости хода идей от хода вещей", который "единственно совместим с научной психологией". Научный психолог, изучая работу В. И. Ленина, ясно видел, что противоположность метафизики в психологии составляет не ползучий эмпиризм, не слепое следование за фактом, а научная теория, научное понимание, объяснение фактов на основе их объективного анализа. Научный психолог, писал В. И. Ленин, "отбросил философские теории о душе и прямо взялся за изучение материального субстрата психических явлений - нервных процессов, и дал, скажем, анализ и объяснение такого-то или таких-то психических процессов"12.

 

Если в книге "Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?" определены задачи психологической

 

 

науки, то в работе "Материализм и эмпириокритицизм" и позднее в работах, которые были объединены в "Философские тетради", В. И. Ленин заложил основы теории отражения, составляющей философскую базу диалектико-материалистической психологии. Теория отражения определила принципиальные возможности решения важнейших психологических и гносеологических проблем, и прежде всего проблемы сущности психического и отношения психики к мозгу, отношения отражения к отражаемому, субъективного к объективному, ощущения к мышлению и многих других. В трудах В. И. Ленина оказалась, по существу, сложившаяся и целостная картина психической деятельности человека как деятельности его мозга.

 

К числу важнейших положений, которые были усвоены психологами в результате изучения ленинских трудов, могут быть отнесены следующие, ставшие теоретическими основами разработки научной, диалектико-материалистической психологии, и прежде всего познавательных процессов.

 

Ощущения, являющиеся, как и все человеческое сознание, продуктом особым образом организованной материи, есть основной источник человеческого познания. В. И. Ленин писал, что иначе как через ощущения мы ни о каких формах вещества и ни о каких формах движения ничего узнать не можем. Выступая против агностицизма, он подчеркивал, что ощущения отражают объективную реальность, существующую независимо от познающего субъекта. Являясь, вопреки И. Мюллеру и Гельмгольцу, не знаками и не символами, а верными снимками с действительности, ее правильным отражением, ощущения - это начальное звено в процессе познания человеком действительности.

 

Более высокой ступенью отражения реальности является мышление в понятиях, переход к которому от ощущений носит характер диалектического скачка, "перерыва постепенности". В "Философских тетрадях" мы читаем: "Познание есть вечное, бесконечное приближение мышления к объекту. Отражение природы в мысли человека надо понимать не "мертво", не "абстрактно", не без движения, не без противоречий, а в вечном процессе движения, возникновения противоречий и разрешения их"13. Характеризуя движения, взаимопереходы понятий, Ленин подчеркивал, что "человеческие понятия не неподвижны, а вечно движутся, переходят друг в друга, переливают одно в другое, без этого они не отражают живой жизни. Анализ понятий, изучение их, "искусство оперировать с ними" (Энгельс) требует всегда изучения движения понятий, их связи, их взаимопереходов"14.

 

Проникновение в сущность природы вещей может быть осуществлено в процессе творческого воображения, фантазии.

 

 

В. И. Ленин писал о фантазии: "Эта способность чрезвычайно ценна. Напрасно думают, что она нужна только поэту. Это глупый предрассудок! Даже в математике она нужна, даже открытие дифференциального и интегрального исчислений невозможно было бы без фантазии"15. Не случайно фантазия именуется Лениным качеством "величайшей ценности". Такой подход к фантазии как необходимому элементу творчества направляет мысль психолога на тщательный анализ метода решения проблемы.

 

Теория отражения, сформулированная В. И. Лениным, не только открыла широкие возможности диалектико-материалистической интерпретации многочисленных исследований процессов чувственного познания (ощущения, восприятия, памяти), мышления (образование понятий, анализ и синтез в мыслительной деятельности), фантазии как компонента творческой деятельности, что получило значительное развитие в трудах советских психологов и стимулировало экспериментальное изучение познавательной деятельности человека, но и явилась вместе с тем платформой для дальнейшей разработки теоретических проблем психологической науки. Правильное гносеологическое понимание сущности психики как процесса отражения, являющегося свойством мозга, становится прочной базой для борьбы с идеализмом, обособляющим психику от материи, превращающим психику в замкнутый внутренний мир, не зависящий от окружающей действительности, и для борьбы с механицизмом, не видящим качественных отличий психики от материи, отождествляющим психику с нервными процессами.

 

Подсказанный принципами ленинской теории познания гносеологический подход к изучению психики (проблемам источника и истинности знаний человека о мире, адекватности его отражения) неразрывно связан с конкретно-научным подходом к изучению психики. Этот конкретно-психологический подход, который выявляет предмет собственно психологического исследования, в свою очередь, реализует принципы ленинской теории отражения, выясняя, как происходит процесс преобразования внешних воздействий во внутренние психические состояния субъекта, как происходит процесс превращения отражаемого в отражение, как обеспечивается управление, программирование, регулирование ответной деятельностью. Понятия, в которых психология описывает и характеризует этот специфический подход к исследованию, находятся в очевидной зависимости от теории отражения.

 

В трудах В. И. Ленина складываются основы научного подхода к одной из центральных проблем психологии - психологии личности и закономерностям ее формирования в общественной жизни. Трактовка человеческой личности, данная В. И. Лениным, не оставляла места для различных биологизаторских построений. В. И. Ленин развивал важнейший марксистский тезис

 

 

сущности личности человека как совокупности общественных отношений.

 

Если обратиться к истории психологии, то можно убедиться, что только опора на марксистско-ленинскую концепцию сущности человека позволяла преодолевать различные вульгарно-рефлексологические и идеалистические теории в области социальной психологии и психологии личности. Так, оружие ленинских идей было использовано еще в 20-х годах нашего века против социологических построений А. А. Богданова и созвучной им коллективной рефлексологии В. М. Бехтерева. В. М. Бехтерев последовательно универсализировал физические и биологические законы, создавая множество принципов (изменчивости, инерции, дифференцирования, сцепления, воспроизведений, отбора и др.), которым якобы подчинены в своем развитии личность и общество. Рассматривая человека по преимуществу как биологическую особь, Бехтерев и общество понимал как простую физиологическую машину. В результате этого он оказался неспособным установить какие-либо действительные социальные законы.

 

Марксистская критика в разоблачении методологических предпосылок рефлексологии опиралась на работу В. И. Ленина "Материализм и эмпириокритицизм". "Можно ли себе представить что-нибудь более бесплодное, мертвое, схоластичное, чем подобное нанизывание биологических и энергетических словечек, ровно ничего не дающих и не могущих дать в области общественных наук?"16 - писал В. И. Ленин, подчеркивая, что "на деле никакого исследования общественных явлений, никакого уяснения метода общественных наук нельзя дать при помощи этих понятий. Нет ничего легче, как наклеить "энергетический" или "биолого-социологический" ярлык на явления вроде кризисов, революций, борьбы классов и т. п., но нет и ничего бесплоднее, схоластичнее, мертвее, чем это занятие"17.

 

Сама возможность последовательной марксистской критики рефлексологического метода в социальной психологии находилась в прямой зависимости от ленинской постановки вопроса о бесплодности и схоластичности перенесения биологических понятий в область общественных наук. Исключительно важное значение в этом отношении имело следующее высказывание В. И. Ленина. Приводя выдержку из письма К. Маркса к Кугельману по поводу взглядов Ф. А. Ланге, Ленин писал: "Основа критики Ланге заключается у Маркса не в том, что Ланге подсовывает специально мальтузианство в социологию, а в том, что перенесение биологических понятий вообще в область общественных наук есть фраза"18. Этот марксистский тезис был взят на

 

 

вооружение в борьбе против механистических и идеалистических теорий в сфере социальной психологии, а также психологии личности.

 

Труды В. И. Ленина - неистощимая сокровищница научной психологической мысли. Все этапы развития психологической науки в советский период освещены светом ленинских идей. К ней постоянно обращаются психологи, находя здесь точные ориентиры методологического подхода к сложнейшим проблемам.

 

 

 

--------------------------------------------------------------------------------

 

1 Маркс К. Капитал. - Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е, т. 23, с. 189.

2 Там же, с. 188.

3 Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. - Маркс К. и Энгельс Ф. Из ранних произведений. М, Госполитиздат, 1956, с. 594.

4 Там же, с. 593-594.

5 Там же, с. 593.

6 Там же, с. 589.

7 Маркс К. Нищета философии. - Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е, т. 4, с. 149.

8 Маркс К. и Энгельс Ф. Немецкая идеология. - Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е, т. 3, с. 392.

9 Энгельс Ф. Диалектика природы. - Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е, т. 20, с. 545.

10 Ленин В. И. Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов? - Полн. собр. соч. Изд. 5-е, т. 1, с. 141-142.

11 Там же, с. 136.

12 Там же, с. 142.

13 Ленин В. И. Конспект книги Гегеля "Наука логики". - Полн. собр. соч. Изд. 5-е, т. 29, с. 177.

14 Ленин В. И. Конспект книги Гегеля "Лекции по истории философии". - Полн. собр. соч. Изд. 5-е, т. 29, с. 226-227.

15 Ленин В. И. XI съезд РКП (б). - Полн. собр. соч. Изд. 5-е, т. 45, с. 125.

16 Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм.- Полн. собр. соч. Изд 5-е, т. 18, с. 347.

17 Там же, с. 348.

18 Там же, с. 349.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ

Содержание... От редактора Часть первая ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: I. 2. 1. Марксистско-ленинская философия - методологическая основа научной психологии

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Общая психология.
    Издательство: Просвещение   Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-т

ОТ РЕДАКТОРА
  Курсом общей психологии начинается изучение цикла психологических дисциплин в педагогических институтах - курс предваряет изучение возрастной и педагогической психологии, различные

I. 1. 1. Понятие о психологии
  Каждая конкретная наука отличается от других наук особенностями своего предмета. Так, геология отличается от геодезии тем, что, имея предметом исследования Землю, первая из них изуч

I. 1. 2. Мозг и психика
  Психика является свойством мозга. "Ощущение, мысль, сознание есть высший продукт особым образом организованной материи"1. Психическая деятельность организма осуществляется

I. 1. 3. Понятие о сознании
  Психика как отражение действительности в мозгу человека характеризуется разными уровнями.   Высший уровень психики, свойственный человеку, образует сознание1.

I. 2. 2. Современная психология и ее место в системе наук
  В XX столетии психология вступила в период создания научных основ разработки ее важнейших проблем. В настоящее время психология имеет свой особый предмет изучения, свои специфически

I. 2.4. Принципы и методы исследования современной психологии
  Методы психологического исследования обнаруживают зависимость от основных теоретических принципов, реализуемых психологией, и конкретных задач, которые она решает.  

I. 3.1. Развитие психики в филогенезе
  Психика как результат эволюции материи Возникновение и развитие психики человека является одной из самых сложных проблем, встававших когда-либо перед исследователями, стрем

I. 3.2. Зависимость психических функций от среды и строения органов
  Психика и среда Если бы среда обитания живых существ была повсюду совершенно одинаковой, то Земля, по всей вероятности, была бы населена одним видом животных организмов. По

II. 4.1. Понятие о личности в психологии
  Человек, вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе, вступающий в общение с другими людьми с помощью языка, становится личностью - субъектом познания и ак

Биологическое и социальное в структуре личности
Относительно устойчивые и относительно изменчивые особенности личности образуют ее динамическую структуру как сложное единство черт личности в их целостности и взаимосвязанности.  

II. 5.1. Общее понятие о группах и коллективах
  Педагог в своей работе имеет дело не только с каждым учеником в отдельности, но и главным образом с различными группами и коллективами. Это может быть классный коллектив, комсомольс

II. 6.1. Определение понятия деятельности
  Мы уже видели, что активность любого живого организма в конечном счете вызывается его потребностями и направлена на удовлетворение этих потребностей. Не составляет исключения в этом

II 6.3. Освоение деятельности. Навыки
  Автоматизация движений и возникновение навыка Рассмотренные стороны любого действия можно соответственно назвать его моторными (двигательными), сенсорными (чувственными) и

II. 6.4. Основные виды деятельности и их развитие у человека
  Деятельность человека как сознательная активность формируется и развивается в связи с формированием и развитием его сознания. Она же служит основой формирования и развития сознания,

II.7.1. Общая характеристика внимания
  Важнейшей особенностью протекания психических процессов является их избирательный, направленный характер. Мы всегда воспринимаем что-то, что-то представляем, размышляем, думаем о че

II. 7.5. Развитие внимания у детей и пути его формирования
  Развитие внимания Внимание у детей начинает проявляться довольно рано. В первые месяцы жизни для ребенка характерно только непроизвольное внимание. При этом сначала ребенок

II. 8. 1. Язык, общение, речевая деятельность
  Выше уже было сказано о том, что животное может приспосабливаться к условиям жизни только, что называется, в "индивидуальном порядке", вырабатывая у себя определенную сист

II. 8. 3. Виды речевой деятельности
  Классификация видов речи Отдельные проявления речевой деятельности (акты речи) можно классифицировать по разным признакам. Таких признаков выделяют несколько. Это, во-первы

II. 8.4. Развитие речи в процессе обучения
  Этапы усвоения и развития фонетики и грамматики в речи ребенка Развитие детской речи распадается на три основных этапа. Первый этап, доречевой, предшествующий овладению реч

III. 9.1. Понятие об ощущении
  Роль ощущений в жизни и деятельности человека О богатстве окружающего мира, о звуках и красках, запахах и температуре, величине и о многом другом мы узнаем благодаря органа

III. 9.2. Общие закономерности ощущений
  Общие свойства ощущений Ощущения - это форма отражения адекватных раздражителей. Так, адекватным возбудителем зрительного ощущения является электромагнитное излучение, хара

III. 10.1. Понятие о восприятии и характеристика основных его особенностей
  Восприятием называется отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В ходе восприятия происходит упорядочение и объедине

III. 10.2. Восприятие как действие
  Роль моторных компонентов в восприятии Восприятие - своеобразное действие, направленное на обследование воспринимаемого объекта и на создание его копии, его подобия. Сущест

III. 10.3. Восприятие пространства
  Восприятие пространства играет большую роль во взаимодействии человека с окружающей средой, являясь необходимым условием ориентировки в ней человека. Оно представляет собой отражени

III. 11.1. Общее понятие о памяти
  Важнейшая особенность психики состоит в том, что отражение внешних воздействий постоянно используется индивидом в его дальнейшем поведении. Постепенное усложнение поведения осуществ

III. 11.2. Виды памяти
  Поскольку память включена во все многообразие жизни и деятельности человека, то и формы ее проявления чрезвычайно многообразны. Деление памяти на виды должно быть обусловлено прежде

III. 11.4. Запоминание
  Запоминание можно определить как процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. Это необходимое условие обогащения о

III. 11.5. Воспроизведение
  Воспроизведение можно определить как процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее содержания психики путем извлечения его из долговременной памя

III. 11.6. Забывание и сохранение
  Забывание Процесс забывания может быть более или менее глубоким. В соответствии с этим актуализация забытых образов или мыслей в большей или меньшей мере затрудняется либо

III. 11.7. Индивидуальные различия памяти
  Индивидуальные различия в процессах памяти Индивидуальные различия в памяти людей проявляются в особенностях ее процессов, т. е. в том, как осуществляется запоминание и вос

III. 12.1. Общая характеристика мышления
  Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действите

III. 12.2. Мышление и решение задач
  Проблемная ситуация и задача Мышление имеет целенаправленный характер. Необходимость в мышлении возникает прежде всего тогда, когда в ходе жизни и практики перед человеком

III. 13.1. Понятие о воображении, его основных видах и процессах
  Воображение и проблемная ситуация Воображение, или фантазия1, как и мышление, принадлежит к числу высших познавательных процессов, в которых отчетливо обнаруживается специф

IV. 14.1. Понятие о чувствах
  Чувства как отражение действительности Человек, являясь одновременно живым организмом и членом общества, отражает в своем мозгу объективные отношения, которые складываются

IV. 14.2. Физиологические основы эмоциональных состояний
  Роль различных отделов мозга в возникновении эмоций Как и все психические процессы, эмоциональные состояния - результат деятельности мозга. Возникновение их вызвано изменен

IV. 14.5. Формы переживания чувств
  Чувства образуют обширную в психической жизни сферу личности. Определенное представление о богатстве и многообразии эмоциональной сферы личности дают следующие понятия: чувственный

IV. 14.6. Высшие чувства
  Мы не получим необходимого представления об эмоциональной сфере человека, если не будем знать о его высших чувствах. Высшие чувства выражают духовный мир человека и выявляют его лич

IV. 14.7. Личность и чувства
  Чувства человека не только составляют неотъемлемую часть его личности (поскольку любое переживание всегда носит личностный характер), но и сами имеют значение для становления его ли

IV. 15.1. Понятие о воле
  Активность личности, вызываемая естественными и культурными, материальными и духовными потребностями и приобретающая целенаправленный характер, реализуется в разнообразных действиях

IV. 15.3. Волевые качества личности и их формирование
  В волевой деятельности проявляются и формируются соответствующие волевые качества личности.   Волевая деятельность у различных людей протекает по-разному: оди

V. 16.1. Общая характеристика темперамента
  Понятие темперамента   Как известно, на земле нет двух людей с одинаковыми кожными узорами на пальцах рук, на дереве нет двух совершенно одинаковых листьев. Т

V. 16.2. Физиологические основы темперамента
  Учение И. П. Павлова об основных свойствах нервной системы   Научное объяснение природы темперамента дал И. П. Павлов в учении об основных свойствах нервной с

V. 16.3. Типология темпераментов
  Понятие о типе темперамента   В настоящее время под типом темперамента принято понимать определенную совокупность психологических свойств, закономерно связанн

V. 16.4. Роль темперамента в трудовой и учебной деятельности человека
  Понятие ценности темперамента   Если оценивать приведенные психологические характеристики темперамента, то мы увидим, что в каждом из них есть как хорошие, та

V. 17.1. Понятие о характере
  Каждый человек отличается от любого другого своим индивидуальным психологическим своеобразием. В этом смысле обычно и говорят о чертах, характерных для данного человека. ("Хара

V. 17.2. Физиологические основы характера
  Динамический стереотип и характер   Гак как каждое свойство характера проявляется лишь в соответствующих типичных обстоятельствах, то следует предположить, чт

V. 17.3. Структура характера и симптомокомплексы его свойств
  Характер человека не представляет собой чисто случайной совокупности различных свойств. Отдельные свойства характера зависят друг от друга, связаны друг с другом, образуют целостную

V. 18.1. Понятие о способностях
  Два ученика отвечают на уроке примерно одинаково. Однако педагог по-разному относится к их ответам: одного хвалит, другим недоволен. "У них различные способности, - объясняет о

V. 18.4. Талант, его происхождение и структура
  Общественно-историческая природа таланта   Высшую ступень развития способностей называют талантом. Талант - это сочетание способностей, дающее человеку возмож

V. 18. 5. Природные предпосылки способностей и талантов
  Ошибочность фаталистического взгляда на способности   Правильное понимание сущности способностей человека предполагает выяснение вопроса об их отношении к моз

V. 18.6. Формирование способностей
  Зависимость развития способностей от обучения   Рассмотренное соотношение задатков и способностей показывает, что, хотя развитие способностей зависит от приро

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги