Перечислим еще ряд методов коррекции агрессивного поведения.

· Включение агрессивного действия в контекст игры и придание ему нового социально приемлемого, эмоционально наполненного смысла; этим обеспечивается возможность для ребенка разрядки агрессивных тенденций без ущерба для отношений с окружающими.

Игра «Петушиный бой» (36).

Цель: способствует психофизиологической разрядке.

Необходимое время:10-15 минут.

Ход игры. Игра проводиться в пределах небольшой площадки, за границы которой выходить нельзя. Играющие встают друг против друга на одной ноге, вторую ногу держат согнутой, руки закладывают на груди. Прыгая на одной ноге, каждый старается плечом толкнуть противника, заставить его потерять равновесие и опустить вторую ногу – тогда бой выигран.

Игра «Защищай город» (36).

Цель: способствует психофизиологической разрядке.

Необходимое время:10-15 минут.

Ход игры. Играющие встают в круг на расстоянии одного шага, у всех есть маленькие мячи. В середине круга построен городок, т.е. поставлено несколько кеглей на таком расстоянии, чтобы между ними мог свободно пройти мяч. Городок охраняют 3 сторожа. Играющие, стоя на одном месте, ногой посылают мяч в городок. Тот, кто собьет мячом кеглю, встает на место сторожа.

Правили игры. 1. Мяч нужно только покатывать. 2. Нельзя пропускать мяч, отбитый сторожем за круг. 3.Сторожам разрешается, защищая город, переходить с одной стороны круга на другую. 4. Сторож задерживает и отбивает мяч только ногой.

Игра «Охотники» (36).

Цель: способствует психофизиологической разрядке.

Материал: мячи.

Необходимое время:10-15 минут.

Ход игры. Выбирают троих водящих – «охотников». Все остальные участники изображают «зверей». «Охотники» располагаются в разных местах площадки с маленьким мячом в руках. Звери размещаются свободно по площадке. По сигналу взрослого «звери» начинают бегать по площадке в разных направлениях. По второму сигналу они останавливаются, не сходя со своих мест, стараются попасть мячом в кого-нибудь. Запятнанные игроки меняются ролями с «охотниками», и игра продолжается.

Правила игры. Не разрешается бросать сильно мяч. Если «охотник» не попал в цель и мяч полетел мимо, он должен сам бежать за ним. Играющим разрешается увертываться от мяча, не сходя со своего места.

Игра "Царевна Несмеяна" (21).

Цель: развитие эмоциональной сферы, эмоциональной уравновешенности.

Необходимое время:10-15 минут.

Ход игры. Один из играющих садится в центре круга, а остальные должны постараться рассмешить его. Игрок сидящий в центре, может условно называться "Царевной Несмеяной ". Выигрывает тот, кто дольше других сумеет продержаться, не засмеявшись (время засекает ведущий). Для того чтобы избежать затягивания игры, т.е. не застревать на одном несмешливом участнике, можно назначить предельное время пребывания в роли "Несмеяны". Основные ограничения для "Несмеяны": не закрывать глаза, не отворачиваться. Остальным играющим запрещено подходить к "Царевне" ближе, чем на один метр, нельзя дотрагиваться.

Игра «Кляксы» (33, 38).

Цель: Диагностика агрессии; снятие агрессии и страхов; развитие воображения.

Материалы: чистые листы бумаги, жидкая краска (гуашь)

Ход игры. Детям предлагается взять на кисточку немного краски того цвета, который им хочется, плеснуть «кляксу» на лист бумаги и сложить его вдвое так, чтобы «клякса» отпечаталась на второй половине листа. Затем лист развернуть и постараться понять, на кого или на что похоже полученная клякса. Можно предложить сочинить сказку про «кляксу».

Результаты и рекомендации:

1.Агрессивные или подавленные дети выбирают кляксу темных цветов. Они «видят» в «кляксах» агрессивные сюжеты (драку, страшное чудовище, и др.). Через обсуждение «страшного рисунка» агрессия ребенка выходит вовне, тем самым он освобождается.

К агрессивному ребенку полезно посадить спокойного ребенка. Последний будет брать для рисунка светлые краски, и видеть приятные вещи (бабочек, сказочные букеты и др.). Посредством общения со спокойным ребенком по поводу интерпретации «кляксы» агрессивный ребенок успокаивается.

2. Дети, предрасположенные к гневу, выбирают преимущественно черную или красную краску.

3. Дети с пониженным настроением выбирают лиловые и сиреневые тона (цвета грусти).

4. Серые и коричневые тона выбираются детьми напряженными, конфликтными, расторможенными (пристрастие к этим тонам говорит о том, что ребенок нуждается в успокоении).

5 .Возможны такие ситуации, когда дети выбирают цвета индивидуально. В этом случае не прослеживается.

Кроме перечисленных методов коррекции агрессивного поведения предлагаются следующие рекомендации (28):.

· Установление запрета на агрессивные действия ребенка.

· Активное подключение психолога в игровой ситуации к «разворачиванию» или «растягиванию» агрессивных действий, в основе которых чаще всего лежит страх.

· Психодрама: произвольное вызывание аффекта с последующим катарсисом – разрешением, снятием эмоционального напряжения. Модифицируемая психодрама: используется для модификации агрессивного поведения у детей. Сначала дети «выигрывают» свое плохое поведение, а затем обсуждают его. После этого проигрываются и обсуждаются варианты хорошего поведения. Технику можно проводить по типу игры «Море волнуется раз».

Не менее важной частью коррекционной работы с агрессивным ребенком является работа с родителями.

Родители агрессивного ребенка часто оказываются фрустрированными и недовольными жизнью людьми. В большинстве случаев это бывшие агрессивные дети, которые передают психологические трудности собственным детям. В работе с родителями, во-первых, необходимо избегать любого негативного воздействия на самооценку, стремиться стабилизировать ее. Во-вторых, необходимо изменить установку родителей на ребенка, необходимо вызвать жалость к ребенку со стороны их родителей, показать, что агрессивный ребенок – это в первую очередь несчастный ребенок, объяснить родителям механизмы проявления гнева, а также агрессивности, как эмоционального нарушения. В третьих, надо вызвать воспоминания родителей о собственном детстве, о причинах их собственных, агрессивных поступков в детском возрасте. Проблема детей всегда поднимает семейные проблемы. Отдельно помочь одному ребенку, не помогая окружающим его людям практически не возможно. В четвертых, необходимо выяснить отношение родителей к ребенку до рождения и в первые месяцы его появления. Если ребенок с самого начала был нежелателен, то необходимо прийти к четко оговоренному решению, совместно с родителями. Возможно, само выяснение причин отвержения ребенка изменит отношение к нему родителей. Если же родители желали появление ребенка, но изменили свое отношение к нему, когда он стал агрессивен, непослушен, просто невыносим, то необходимо, не унижая достоинства указать родителям на то, что ребенок своим поведением лишь отвечает на их собственные действия.

Итак, в работе с агрессивным ребенком требуется использование максимального количества коррекционных методов с учетом индивидуальных особенностей ребенка и обстоятельств его социальной ситуации. Пригодятся и методы предлагаемые в следующих параграфах, т.к. агрессия является комплексным нарушением поведения.

§ 2. Формирование адекватной самооценки.

Психологами и педагогами предлагаются следующие рекомендации для формирования адекватной самооценки:

· Не оберегать ребенка от повседневных дел, давать доступные для ребенка задания;

· Не перехваливать ребенка, но не забывать поощрять, т.е. стараться адекватно его оценивать;

· Поощрять инициативу, проявление лидерства;

· Подчеркивать достойные качества других в присутствии ребенка;

· Не сравнивать ребенка с другими.

· И, наконец, взрослый должен сам адекватно оценивать самого себя.

Упражнение «Рисуем себя».

Цель: способствовать усилению внимания ребенка к себе, к своим чувствам и переживаниям; изучение самооценки ребенка.

Ход упражнения. Ребенку предлагается цветными карандашами нарисовать себя сейчас и в прошлом. Взрослый обсуждает с ребенком детали рисунка, чем отличаются два рисунка. Ребенку задаются вопросы, что нравиться и не нравиться в себе.

Упражнение «Слушаем себя».

Цель: развитие способности обращать внимание на себя, на свои чувства.

Ход упражнения. Взрослый обращается к ребенку: «Давай сядем поудобнее, расслабимся и закроим глазки. Послушаем, что происходит вокруг и внутри тебя. Внимательно прислушайся к своим ощущениям. Что ты сейчас чувствуешь, что хочешь? Что ты услышал?» Ребенок делится своими впечатлениями.

Упражнение «Я и другие» (15).

Цель: изучение самооценки ребенка, формирование умения адекватно оценивать других и себя.

Ход упражнения. Ребенку предлагается рассказать о своем друге, маме, папе, бабушке и т.п. Важно, чтобы ребенок мог высказать свое мнение, подчеркнуть положительные черты другого. Можно попросить ребенка рассказать и о себе, также выделяя отрицательные и положительные качества, акцентируя внимание на последних.

Упражнение «Назови свои сильные стороны» (15).

Цель: развивать умение думать о себе в позитивном ключе и не стесняться говорить о себе в присутствии других.

Ход упражнения. Каждый ребенок в течение нескольких минут должен рассказать о своих сильных сторонах, – о том, какой он хороший, что он любит, ценит в себе. Важно чтобы ребенок говорил прямо, не умаляя своих достоинств.

Игра "Комплименты" (21).

Цель: акцентировать внимание на положительных сторонах "Я" участников.

Необходимое время: 15 минут.

Материалы: бумага, ручка для ведущего.

Ход игры. Вызывается первый желающий, он выходит за дверь комнаты. Ведущий записывает все комплименты, которые высказывают игроки в адрес основного участника, помечая, кто сказал конкретный комплимент. Группу ведущий предупреждает о том, что все комплименты должны быть только искренними, т.е. те свойства характера и качества личности которые действительно присущи основному участнику. Основной участник возвращается в комнату и ведущий зачитывает весь список. Затем ведущий останавливается на каждом комплименте отдельно, а задача игрока угадать, кто из группы сказал комплимент. Игрок может назвать 3-х человек. Если угадал, то ему приплюсовывается балл за проницательность. Игра может проводится как конкурс на самого проницательного, внимательного.

Игра "Я за тебя отвечаю" (21).

Цель: способствовать приобретению участниками адекватной оценки образа другого человека.

Необходимое время: 10 - 15 минут.

Ход игры. Вызывается доброволец. Он выбирает из группы того человека с кем, он дружит, кого хорошо знает. Эти двое садятся рядом и договариваются, кто за кого сейчас будет отвечать. Игра состоит в том, что на вопросы группы, заданные одному человеку, отвечает другой, стремясь угадать, как бы на эти вопросы отвечал его напарник. Напарник же молчит и слушает, отмечая мысленно, где отвечающий за него игрок попал в точку, а где ошибся. Вопросы можно задавать любые, связанные с чем угодно, на разные темы (можно вводить ограничения, либо во времени, либо на количество задаваемых вопросов).

Часто ребенок с неадекватной самооценкой выполняет в играх лишь подчиненные роли. Взрослый в игре может исправить эту ситуацию, управляя игрой, предлагая ребенку, возможность почувствовать себя в роли лидера, ведущего, первого участника, что в свою очередь даст ребенку большую уверенность в своих силах.

§ 3. Коррекция коммуникативной сферы.

Жалобы родителей, что «ребенок не находит общего языка со сверстниками», «не умеет играть с другими детьми», могут указывать как на наличие некоторых нарушений, так и на особенности темперамента (высокая сензитивность, ригидность, малая активность и пр.), все это несомненно окажет влияние на успешность обучения ребенка в школе. Причины социальной дезадаптации могут быть следующие:

· Нарушение общения с взрослым.

· Отсутствие навыков общения.

· Неадекватное оценивание себя в ситуации общения.

· Высокие требования к окружающим (особенно если ребенок развит интеллектуально и имеет уровень умственного развития выше среднего).

· Эмоциональная неуравновешенность.

· Установки, препятствующие общению.

· Замкнутость, боязнь общения, тревожность.

Основные принципы коррекции коммуникативной сферы:

· Установление причин, приведших к этому нарушению.

· Восстановление потребности ребенка в общении, контактах со взрослыми и сверстниками.

· Гармонизация отношений в семье и в группе сверстников (т.е. не только ребенка надо «поворачивать» к другим людям, но и показывать им, что ребенок не так уж плох, как они о нем могли думать).

· Обучение ребенка навыкам общения и установлению контактов.

Навыки общения можно сформировать как с помощью специальных поведенческих тренингов, так и посредством игр, включающих детей в активные условия коммуникации. При проведении подобных игр важно не фиксировать внимание на ребенке с проблемами в общении, но в то же время стараться максимально его увлечь и задействовать.

Игра "Пойми фразу" (30).

Цель: тренировка навыков образного, выразительного сообщения, умения задавать вопросы.

Необходимое время: 5–10 минут.

Ход игры. Группа делится на две команды. Каждая команда загадывает фразу (известную всем детям пословицу, поговорку, строчки из песен), а затем поочередно ведут игру. Для этого из чужой команды выбирается один участник. Ему "на ушко" сообщается фраза, загаданная противоположной командой. Этот участник должен передать фразу пантомимически, чтобы его команда сумела правильно разгадать изображенное.

При этом допускаются уточняющие вопросы, которые необходимо задавать так, чтобы на них можно было ответить "да", "нет" или "не знаю". Игрок, изображающий фразу, не должен ничего говорить словами. Даже ответы на уточняющие вопросы он дает утвердительными либо отрицающими кивками и покачиванием головой. Выигравшей считается та команда, которая сумеет разгадать большее количество фраз.

Игра «Клеевой дождик» (15).

Цель: способствовать снятию барьеров общения, развитию сплоченности группы.

Необходимое время: 5-10 минут.

Ход игры. Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они выполняют разные задания.

· Подняться и сойти со стула.

· Проползти под столом.

· Обогнуть «широкое озеро».

· Пробраться через «дремучий лес».

· Прятаться или убегать от диких животных.

На протяжении всего упражнения дети не должны отрываться от своего партнера.

Игра «Два и три» (36).

Цель: способствовать снятию барьеров общения, развитию сплоченности группы.

Необходимое время: 5-10 минут.

Ход игры. Выбирается водящий (для начала им может быть взрослый). Играющие разбегаются по всей площадке. На сигнал «Два!» (сигналы подает водящий) играющие образуют пары с любым рядом стоящим. На сигнал «Три!» встают тройками. Тот, кто не успел выполнить команду, становится водящим.

Игра «Узнай по голосу» (36).

Цель: способствовать развитию взаимоотношений в группе, обратить внимание детей друг на друга.

Необходимое время: 5-10 минут.

Ход игры. Играющие выбирают водящего и становятся в круг (за исключением водящего). Водящий, находясь в середине круга, закрывает глаза. Руководитель указывает на того, кто должен сказать «Узнай кто я!». Водящий должен назвать его имя. Если он угадал, указанный становиться водящим, если ошибся, игра повторяется. Когда ребята начнут различать голоса, можно разрешить им изменять свой голос, чтобы усложнить игру.

Игра «Угадай, кто?» (36).

Цель: способствовать развитию взаимоотношений в группе, обратить внимание детей друг на друга.

Необходимое время: 5-10 минут.

Ход игры. Выбирают водящего. Игроки становятся полукругом к центру. Водящий становиться в центре полукруга спиной к играющим и закрывает глаза. По указанию руководителя один из игроков подходит к водящему, касается рукой его плеча и быстро становиться на свое место. Руководитель считает: «Раз, два, три». Водящий открывает глаза и старается отгадать, кто подходил и коснулся рукой его плеча. Если водящий отгадывает, он встает в круг, а названный водит. Игра должна проходить тихо, чтобы водящему было легче определить подходящего игрока по направлению звуков движения.

Игра «Узнай, кто затейник» (36).

Цель: способствовать развитию взаимоотношений в группе, обратить внимание детей друг на друга.

Необходимое время: 5-10 минут.

Ход игры. Участники становятся или рассаживаются в круг. Выбирают отгадчика. Он должен на время удалиться. Пока его нет, играющие выбирают из своей среды затейника. Его роль состоит в том, чтобы показывать различные движения (хлопки в ладоши, потряхивание кистями рук, вытянутыми вперед над головой, покачивание головой и пр.), которые все играющие должны в точности повторять.

Отгадчик возвращается, когда все проделывают первое движение, которое сменяется вторым, третьим и т.д. Наблюдая внимательно за всеми, он должен попытаться определить, от кого исходит новое движение, кто исполняет роль затейника. Затейник же старается вводить новое движение незаметно, когда отгадчик смотрит в другую сторону.

Если отгадчик правильно назовет затейника, игра заканчивается или повторяется с новым отгадчиком и новым затейником.

Игра «Письмо».

Цель: способствовать развитию взаимоотношений в группе, обратить внимание детей друг на друга.

Необходимое время: 5-10 минут.

Ход игры. Участники становятся в круг и берутся за руки. Выбирается отгадчик. Один из участников (начать игру может взрослый) говорит: «Я отправляю письмо (например) Мише ». После этих слов он незаметно пожимает руку одному из играющих (или слева или справа от него), который в свою очередь пожимает руку своему соседу, тот следующему в кругу и таким образом «письмо» продвигается к Мише. Когда адресант чувствует, что письмо до него дошло (левый или правый сосед ему пожал руку), то говорит «Я получил письмо. Я отправляю письмо (например) Свете». Письмо отправляется таким же образом. Задача отгадчика – увидеть как кто-то в цепочке при передаче «письма» пожал руку соседа. Если отгадчик это заметил, то он становиться в круг на место отгаданного «почтальона», а последний занимает место отгадчика.

Игра «Прерванные пятнашки» (36).

Цель: способствовать снятию барьеров общения, развитию сплоченности группы.

Необходимое время: 5-10 минут.

Ход игры. Среди участников выбирается «пятнашка». Ему нужно громко назвать имя игрока, кого он хочет запятнать. Но если во время преследования «пятнашка» видит, что рядом с ним находится другой участник игры, он меняет свое решение, называет его по имени, старается догнать и запятнать. Запятнанный игрок выходит из игры. Взрослый следит за тем, чтобы «пятнашка» сначала назвал игрока по имени, а лишь за тем догонял и пятнал.

Несомненно, что игры, в которых дети активно взаимодействуют друг с другом, испытывают от общения положительные эмоции, развивают не только коммуникативную сферу, но и эмоциональную сферу. Поэтому их применение возможно для коррекции страхов.

§ 4. Страхи и их коррекция.

Страх, и другие неприятные переживания (гнев, страдания) не являются однозначно «вредными» для ребенка. Любая эмоция выполняет определенную функцию и позволяет ребенку и взрослому человеку ориентироваться в окружающей его предметной и социальной среде. Поэтому надо отличать патологический страх от «нормального», с тем, чтобы не нарушить развитие ребенка. Патологический страх препятствует общению, развитию личности, психики, приводит к социальной дезадаптации. Страх может быть как самостоятельным нарушением, так и проявлением каких-либо нарушений личности. Ниже будут изложены основные коррекционные приемы, которые можно использовать вне зависимости от конкретного вида страха.

 

 

4.1. Повышение общего уровня эмоциональных переживаний

Если ребенок постоянно угнетен, испытывает отрицательные эмоции, то основная задача – научить ребенка испытывать положительные эмоции. Это может быть достигнуто разнообразными игровыми методами. Особенно среди них выделяются подвижные игры, цель которых, – уменьшение торможения, страха нападения, неожиданного воздействия, выработка активной защиты – умения быстро принимать решение и изменять тактику в игре, поднятие эмоционального тонуса.

Игра «Я не знаю» (33).

Цель: Развитие выразительных движений ребенка, его эмоциональной сферы, коммуникативных способностей.

Ход игры: Ведущий выбирает «Незнайку». О чем его ни спросят, – он ничего не знает. Дети задают «Незнайке» разные вопросы, а он молчит, разводит руками: «не знаю», «ничего не видел».

Выразительные движения: поднятие бровей, опускание уголков губ, поднятие плеч, разведение руками.

Игра «Паук и мухи» (36).

Ход игры. В одном из углов зала (площадки) очерчивается кружком «паутина», где живет «паук» (назначают одного игрока). Все играющие изображают «мух». По сигналу руководителя играющие разбегаются по всему залу, «мухи» летают, жужжат. По сигналу руководителя «Паук!» «мухи» замирают, останавливаясь на том месте, где их застал сигнал. «Паук» выходит, смотрит. Того, кто пошевелится, «паук» отводит в свою паутину.

Игра «Колдун».

Ход игры. Выбирается «колдун». Участники разбегаются по площадке. «Колдун» догоняет игроков. Если «колдун» поймал игрока, то последний считается «заколдованным» и замирает, но его может расколдовать другой участник, дотронувшись до него. Как только «колдун» успел поймать 5-6 играющих, ведущий может предложить побывать в роли «колдуна» другому участнику.

Игра «Охотник и сторож» (36).

Ход игры. Из числа играющих выбирается охотник и сторож. Сторож становится посреди площадки. Возле него чертят круг диаметром в 2 м. Остальные играющие («звери») разбегаются по площадке в разных направлениях. Охотник гонится за ними, стараясь кого-либо запятнать. Пойманные отводятся в круг под охрану сторожу. Их можно выручить. Для этого достаточно ударить стоящего в кругу по вытянутой руке (переходить за линию круга пойманные не могут). Но если сторож или охотник запятнает выручающего, он сам отправляется в круг.

Вырученные «звери» убегают и присоединяются к остальным. Игра прекращается по усмотрению руководителя.

Игра «Рыбаки и рыбки».

Ход игры. Выбираются два «рыбака», они становятся в пару и берутся за руки, образуя как бы «сеть». Остальные играющие («рыбки») разбегаются по площадке. «Рыбаки» догоняют игроков. Пойманная «рыбка» становиться «рыбаком» и увеличивает «сеть». Таким образом, «рыбаков» уже не двое, а трое и т.д. Очень важно, чтобы «сеть» не разорвалась.

«Рыбаки» ловят «рыбу» прямо в «сеть» – соединяя руки первого и последнего «рыбака». При этом пойманная «рыбка» должна соблюдать правила и не убегать из «сети», раз уже попалась. В итоге остается один участник, который торжественно провозглашается «золотой рыбкой».

Игра «Хвост дракона» (33).

Цель: снятие напряженности, невротических состояний, страхов.

Ход игры: Дети встают друг за другом, крепко держась за плечи стоящих впереди. Первый ребенок, – «голова дракона», последний – «хвост дракона». «Голова дракона» пытается поймать «хвост», а тот уворачивается от нее. Ведущий следит, чтобы дети не отпускали друг друга. Важно, чтобы роли «головы дракона» и « хвоста» выполнили все желающие.

Игра «Пятнашки» (36).

Ход игры. Пятнашки – одна из самых популярных игр, ее правила каждому знакомы с детства. Игроки разбегаются по площадке, а пятнашка (водящий) их ловит. Тот, кого он запятнает, становится «пятнашкой». Л.П.Фатеева предлагает внести ряд дополнительных правил, тогда игра станет еще интересней. Вот некоторые из них.

1. Если пятнашка гонится за кем-либо из играющих, а ему пересекает дорогу другой играющий, то он обязан погнаться за тем, кто пересек дорогу.

2. Пятнашка может запятнать только бегущего игрока. Стоит убегающему присесть (или обнять дерево, дотронуться до железного предмета и пр.), и он уже в безопасности.

3. Пятнашка не может запятнать того игрока, который в минуту опасности возьмется за руки с другими играющими.

Эффективными в отношении страхов темноты, замкнутого пространства считаются известные игры «Жмурки» и «Прятки».

Игра «Жмурки».

Ход игры: Первый ведущий – взрослый, у ведущего завязаны глаза. Участники расходятся по комнате и хлопками привлекают внимание ведущего. Ведущий их ищет, находит, на ощупь узнает, называет имя, и сам становиться участником. Пойманный игрок становиться водящим.

Игра «Прятки».

Условия: проводится в темноте с ночником.

Ход игры. Выбирается водящий. Он закрывает глаза и медленно говорит: «Раз, два, три, четыре, пять я иду тебя искать!» За это время участники должны успеть спрятаться. Оговариваются места, где нельзя прятаться. Найденный игрок становиться водящим.

4.2. Разыгрывание ситуации взаимодействия с предметом страха (28).

Этот метод является специфичным для коррекции эмоциональных нарушений, связанных с нарушением личностного развития. Разыгрывание страха в игре помогает не только изменить личностные отношения, но и отреагировать остаточное напряжение от стрессового воздействия, которое и порождает явление неадекватного страха в обычных, не экстремальных ситуациях. Для игры надо подобрать игрушки, которые похожи на предмет, пугающий ребенка (собаку, «страшилище» и пр.) и поиграть в страх, разыграть сюжет, в котором ребенок может расправиться со своим страхом, отыграть свои эмоции в символической форме и избавиться от напряжения.

Куклотерапия (30).

Этот метод основан на идентификации ребенка со смелым героем мультфильма или сказки. Если у ребенка есть любимый персонаж, то можно этим воспользоваться и рассказать ему («в лицах»), как этот персонаж попадает в страшную историю, связанную с пугающим ребенка объектом, и справляется с нею. Если у ребенка есть любимая кукла, то она может быть использована для постановки спектакля. Важно, чтобы в действующих персонажах ребенок узнавал свою любимую куклу и «страшилище». В беседе до «спектакля» надо убедиться – сравнивает ли ребенок подготовленных кукол с выбранными персонажами.

В процессе повествования или демонстрации «страшной» истории не надо время от времени успокаивать ребенка, прерывая тем самым естественное течение переживаний. Необходимо добиться того, чтобы сказка захватила ребенка, и он сочувствовал бы основному герою. По мере развертывания сюжета эмоциональное состояние ребенка должно возрастать, а, достигнув максимума, смениться бурными поведенческими реакциями и снятием напряжения. После завершения спектакля ребенок почувствует облегчение и, скорее всего, полностью освободится от страха. Таким образом, главная задача состоит в усилении напряжения, которое постоянно испытывает ребенок, до такой степени, чтобы оно могло перейти в новую фазу – расслабление.

Описанный метод входит в систему коррекционных приемов – куклотерапию и является наиболее простым в использовании.

Игра «Школа» (33).

Цель: снятие страха перед школой, ускорение адаптации к школе.

Ход игры. Игра состоит из двух этюдов.

Первый этюд - «Школа для животных». Из общего числа детей отбираются те дети, которые боятся школы. Каждый ребенок по желанию выбирает для себя роль какого-либо животного (трясущегося от страха зайца, агрессивного тигра). «Животные» рассаживаются за парты, входит «учитель» (ведущий) и начинает урок. «Животные» ведут себя в соответствии со своей ролью.

Если у детей есть страх не перед школой, а перед учителем, то один из детей играет роль учителя: «Здравствуйте, Звери! Кто выучил домашнее задание?»

Второй этюд. «Школа для людей». Во втором этюде школа представлена как нечто светлое, возвышенное, доброе. Проводится урок рисования. Дети рисуют сюжет «школа». Один из детей выполняет роль учителя (можно не ограничиваться этим сюжетом). «Учитель» обязательно хвалит тех, у кого получается хороший рисунок.

Анатомирование страха (30).

Объясните ребенку, откуда берется пугающий его предмет (собака, темнота и пр.), как он устроен, это устраняет пробелы в восприятии ребенка, которые обычно заполнялись приписыванием этому предмету опасных, страшных качеств. Здесь коррекционная работа проводится не с самим страхом, а с личностными отношениями ребенка и причинами, их породившими, и в случае успеха страх исчезает сам.

Манипулирование предметом страха.

Этот метод предполагает способность управлять пугающим предметом (игрушка или вырезанный рисунок «страшилища»), держать его в руках, что помогает ребенку приобрести чувство превосходства, властвовать над ним.

Штриховка, стирание, рисование.

Эти методы связаны с предыдущим и также направлены на формирование у ребенка ощущения силы и превосходства над предметом его страха.

Попросите ребенка нарисовать то, чего он боится - и рядом его самого. Ребенка следует «подтолкнуть», спровоцировать (если он сам так не сделает) нарисовать себя более крупным или как- либо защищенным по отношению к пугающему предмету.

На этом или другом рисунке можно тут же провести стирание или штриховку пугающего предмета.

Привыкание или десенсибилизация.

Этот метод предполагает уменьшение чувствительности по отношению к пугающему объекту вследствие привыкания к нему. Это происходит в результате узнавания ребенком того, что из себя представляет объект его страха (например, собака – домашнее животное, какие функции она выполняет), а также в результате наблюдения ребенком нейтрального отношения взрослого к страшному объекту. Если ребенок боится темноты, то с ним можно договориться, например, о какой-либо награде за то, что он посидит 5-10 секунд в темной комнате. Если награда будет достаточно привлекательна (например, то, что ребенок давно выпрашивал у родителей), то вероятность положительного исхода велика. Добсон (1991) советует использовать для проведения десенсибилизации различные вспомогательные приемы, например, не сразу давать ребенку награду, а когда он наберет определенное количество очков. Такие действия разрушают острую эмоциональную реакцию страха, зафиксировшуюся на конкретном предмете.

Самоукина предлагает игру для коррекции страхов, в которой удачно скомбинированы некоторые вышеперечисленные приемы.

Игра «Театр» (23).

Цель: снятие страха перед агрессией (нападением сказочного существа); реализация индивидуального подхода.

Ход игры. Игра направлена на снятие страхов у одного, двух участников. Другие дети выступают в качестве одного из условий успешной коррекции.

Например, кто-то из детей очень боится «Змея-Горыныча». Страх перед сказочным героем снимается за 1-2 игровых занятия.

Сначала детям предлагается самим нарисовать Змея-Горыныча. Затем сыграть битву со Змеем-Горынычем, т.е. поставить небольшой спектакль. Взрослый знакомит детей со сценарием, который можно изменить в ходе игры по желанию участников, и распределяет роли. Для начала строится сказочный город (поставленные по кругу стулья). В нем живут царевич, царевна и ремесленники. Город сторожат 2 стражника. Иван-царевич (его играет ребенок, у которого замечен страх перед сказочными персонажами) уходит на охоту. Царевна готовит обед. Ремесленники работают (кузнец кует, маляр красит и пр.), стражники обходят город.

Вдруг налетает «Змей-Горыныч». Он ранит стражников, ремесленников, разрушает город, а царевну уносит в свою пещеру. «Змей-Горыныч» встает перед пещерой и сторожит ее.

Иван-царевич возвращается с охоты. Стражник (раненый) показывает, куда Змей-Горыныч увел царевну. Иван-царевич идет сражаться со змеем. Они борются, Иван-царевич побеждает Змея-Горыныча. Из пещеры выходит царевна. Иван-царевич ведет ее в город. Ремесленники радуются, кричат «ура», хлопают в ладоши.

После окончания игры рекомендуется обсудить, что чувствовал каждый ребенок в игре. Показать, что не надо бояться страшных персонажей.

В ходе игры важно стимулировать импровизацию и фантазию детей.

4.3. Эмоциональное переключение (28, 21).

Уговоры родителями ребенка не пугаться в большинстве случаев не помогают, но отношение взрослого к объекту страха может быть воспринято ребенком через его отношение к взрослому по механизму эмоционального переключения. Так, взрослый человек может случайно заразить ребенка каким-то страхом (напр., крикнув при приближении к ребенку собаки). С помощью того же механизма переключения можно добиться и обратного результата.

Подражание и заражение.

Ребенок подражает взрослому не только в поведении, но и заражается его оценками. Важно, чтобы взрослый подчеркнул незначительность пугающего объекта, как бы проигнорировал его. Например, если ребенок пугается ползущего жука, взрослый может сказать: «Уходи, жук, не мешай, мы сейчас очень заняты», и т. п. При этом важен не смысл, а интонация, с которой произносятся эти слова, заражая ребенка уверенностью и спокойствием.

Эмоциональные качели.

Принцип качелей заключается в переходе из одного состояния в другое (от состояния опасности к состоянию безопасности). В «эмоциональных качелях» ребенок испытывает «прочность» своих регуляторных способностей, обучается управлять своим эмоциональным состоянием. Используя этот прием, взрослый предлагает ребенку поиграть со своим страхом. Например, ребенок может «играть», то, забегая в темную комнату, то выбегая на свет. «Эмоциональные качели» ребенок может совершать спонтанно, например, увидев собаку, то прячется за взрослого, то выглядывает и смотрит на нее.

«Качели» можно проводить практически с любым видам страха, но лишь в том случае, если ребенок не является настроенным по какой-либо причине против этого упражнения.

Деятельностная терапия.

Помимо указанных приемов взрослым необходимо занимать ребенка какой-либо деятельностью в течение дня. Замена «ничегонеделания» деятельностью – общая оздоровительная процедура для психики. Ведь психика предназначена для активности.

Приложение № 1.

Тест готовности к школе (MRT). 8 субтестов для старших дошкольников и первоклассников (39).

1. Начальные согласные: ребенку демонстрируют 4 картинки и одновременно называют каждую из них (например, «кошка», «альбом», «пакет», «стакан с молоком», «клоун»). Затем просят ребенка отобрать ту картинку, у которой название начинается с того же звука, что и слово, произнесенное взрослым, но не изображенное на картинках (например, «клык»).

2. Звуково-буквенные соответствия: каждое задание состоит из предъявления картинки и четырех букв. После того как взрослый называет картинку, ребенка просят выбрать букву, соответствующую звуку, с которого начинается название картинка.

3. Зрительное сопоставление: ребенку необходимо подобрать к изображению, стоящему в начале ряда, одно из последующих четырех изображений. Это могут быть серии букв, слова, числа.

4. Поиск образцов: ребенок должен воспринять зрительный стимул и затем обнаружить его в качестве части, входящей в отвлекающее внимание окружение. Этот субтест измеряет способность выделять заданное сочетание букв в более крупных группировках. Например, ребенку надо найти сочетание букв «БА» в следующих словах: сабля, педаль, банан, бочка.

5. Школьный язык: оценивается понимание ребенком основных и производных грамматических структур, языковых понятий, изучаемых в школе. Например. «Отметь картинку, на которой изображена машина, идущая перед поворачивающим за угол грузовиком».

6. Слушание: проверяется понимание смысла слов и структуры устно предъявляемых отрывков текста, наличие умения сделать вывод.

7. Количественные понятия: Диагностируется знание основных понятий математики для начальных классов: размер, форма, положение, количество и т. п.

8. Количественные действия: определяются умения осуществлять простые математические действия.

Приложение № 2.

Проективная методика «Три дерева» (41).

Разработала Эдда Клессманн. Я.Л.Обуховым ведется работа по адаптации и развитию методики в России (…).

Цель: диагностика внутрисемейных отношений, эмоциональной сферы ребенка.

Материалы: лист бумаги формата А4, цветные фломастеры или карандаши.

Ход обследования. Предварительно в ходе беседы ребенка расспрашивают о составе его семьи, как кого зовут, сколько кому лет, кем, работают члены семьи, какая квартира и кто в какой комнате живет. После этого психолог просит ребенка нарисовать на стандартном листе бумаги, который располагается горизонтально, «три любых дерева».

Когда рисунок готов, психолог хвалит ребенка и его рисунок. Затем ребенок называет каждое дерево (дуб, сосна и пр.) и подписывает его название цветным карандашом того цвета, который больше всего подходит данному дереву.

После этого ребенка просят выбрать дерево, которое ему «больше всего нравится». Затем задается еще ряд последовательных вопросов: какое дерево самое большое, самое маленькое, самое молодое, старое, красивое. Все характеристики деревьев психолог с разрешения ребенка подписывает под соответствующим деревом на рисунке.

В качестве следующего задания ребенку предлагается представить себя в роли садовника или садовницы. Дети должны ответить на следующие вопросы: «Что можно было бы сделать для каждого дерева?» Если ребенок затрудняется, ему предлагаются альтернативные ответы: полить, внести удобрения, дать больше тепла, больше света, огородить, пересадить. Обязательно оговаривается и такой вариант ответа: «А некоторым деревьям вообще ничего не нужно. Им и так хорошо». Психолог записывает ответы под каждым деревом.

Прежде чем попросить ребенка сравнить нарисованные и описанные деревья с членами его семьи, психолог предлагает задание на другую тему. Например, можно провести небольшую игру или интересный тест. Лишь после этого ребенка просят сравнить каждое дерево с каким-то его членом семьи. Затем психолог записывает на рисунке около каждого дерева того члена семьи, с кем ребенок сравнил это дерево. Для каждого члена семьи ребенок сам подбирает подходящий этому человеку цвет.

Возможная интерпретация. Анализ рисунка включает в себя интерпретацию основного цветового фона изображения, цвета отдельных его элементов, цвета надписи. Цвет отражает различные эмоциональные состояния человека. Причем один и тот же цвет может одновременно вызывать сразу множество различных, часто противоположных переживаний. Я.Л. Обухов выделяет в анализе символики два полюса в спектре символических значений каждого, что помогает сделать соответствующие диагностические выводы.

Красный – «+» – любовь, страсть, вдохновение, смелость, общительность, склонность к лидерству, уверенность; «–» - агрессия, ненависть, опасность.

Синий – «+» – разум, дисциплина, порядок, верность, скромность; «–» - иррациональность, меланхолия, усталость, необходимость в поддержке и благожелательности окружающих.

Желтый – «+» – спокойствие, оптимизм, открытость, активность, свобода, слава, сила; «–» - ревность, зависть, жадность, лживость, мания, бред.

Оранжевый – «+» – зрелость личности, радость, энергия, сила, интуиция;

«–» - вытесняет другие цвета, страсть борьбы, разрушения, притворство, лицемерие.

Зеленый – «+» – витальное начало, рост, надежда, стремление к самоутверждению; «–» - болезнь, незрелость, боязнь чужого влияния

Фиолетовый – «+» – высокая эмоциональность, чувствительность, гармония; «–» - внутреннее беспокойство, тревога, отречение, меланхолия.

Коричневый – «+» - материнство, земля, любовь к семье, уверенность; «–» - тревожность.

Черный – «+» – достоинство, торжественность; «–» - тревожность, агрессия, уныние.

Белый – «+» – чистота, гармони, спокойствие, мечтательность; «–» - неопределенность, нерешительность.

Серый – «+» – рассудительность; «–» - депрессия, недоверие, неуверенность.

Дополнительные показатели.

Ребенок нарисовал дерево и зачеркивает его – конфликт с одним из родителей.

Нарисовал только два дерева – нарушение взаимодействия с одним из членов семьи или полное отрицание третьего объекта.

Нарисованы тучи, дождь – депрессивный фон настроения, подавленность.

Рекомендуется обратить внимание на скорость рисования. Если ребенок рисует медленно, то это может свидетельствовать о заторможенности и инертности протекания психических процессов.

Дополнительные показатели (из интерпретации проективного теста «Дом – дерево – человек»):

Ветки направлены вниз – множество нерешенных проблем. Рисунок ивы означает депрессию и замкнутость.

Ветки направлены вверх – если дерево прочно стоит на земле, то уверенность, активность, стремление к лидерству.

Ветки направлены в стороны – альтруизм, направленность на людей.

Хорошо прорисованные листья – педантизм.

 

 

Рекомендуемая литература.

1. Абдурасулова Т.Д. Нормативная диагностика психологических предпосылок готовности к обучению в школе у детей 4-5 лет. // Вопросы психологии - № 2. - 1997.

2. Активные методы в работе школьного психолога: Сб. научн. тр. / Редкол.: И.В.Дубровина и др., М.: 1989.

3. Ануфриева А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – 2-е изд., перераб.. – М.: Издательство «Ось – 89», 1999. – 224 с.

4. Басова Т. ТРИЗ в детском саду. – «Дошкольное воспитание», № 6, 1995;

5. Бурлачук Ф.Л., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностики. Киев, 1989.

6. Головань Н.О. Вікові особливості дітей шестирічного віку та їх діагностика // Навчання і виховання шестирічних першокласніків. – К.: Рад.шк., 1986.

7. Венгер А.Л. Психологическая готовность детей к обучению в школе // Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника. М.: 1985.

8. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? М.: 1994.

9. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Схема индивидуального обследования младшего школьного возраста. Для школьных психологов. – Томск: Пеленг, 1993. – 69 с.

10. Винокурова Н.К. Сборник тестов и упражнений для развития ваших творческих способностей. Серия «Магия интеллекта». – М.: Издательство «Импэто», 1995. – 96 с.

11. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. Методические разработки для школьных психологов. Е.А.Бугрименко, А.Л.Вентер, К.Н.Поливанова, Е.Ю. Сушкова. - М.: 1989., 88 с.

12. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 1993.

13. Земцова Л.И., Сушкова Е.Ю. Готовность к школьному обучению. Учебная деятельность школьников. – М.: 1988.

14. Зеньковский В.В., Психология детства. М.: 1996.

15. Клюева Н.В., Ю.В.Касаткина. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов: - Ярославль, «Академия развития», 1997 г.

16. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. М.: 1988.

17. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению. – М.: Просвещение, 1991.

18. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 2-е издание – М.: Издательство УРАО, 1997. – 176 с.

19. Курбатова Л.. ТРИЗ – в повседневную жизнь. – «Дошкольное воспитание» № 4, 1993;

20. Лидерс А.Г., Колесников В.Г. Тест школьной зрелости. Обнинск, 1992.

21. Марасанов Г.И. Методы моделирования и анализа ситуаций в социально- психологическом тренинге. – Киров, 1995. С. 147.

22. Овчарова Р.В.. Справочная книга школьного психолога, М.: 1996.

23. Овчарова Р.В.. Практическая психология в начальной школе, 1998.

24. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / Под ред. Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера. – М.: Педагогика, 1998.

25. Петровский А.В. Введение в психологию., М.: 1995.

26. Практический материал для психологической работы в школе /Сост. О.Н.Усанова. – М.: 1991.

27. Практикум по основам психологии: Тесты и хрестоматия. Составитель – В.А.Мельников. Симферополь: «СОНАТ», 1997. – 254 с

28. Проскура О.В. Психологічна підготовка вчителя до роботи з прешокласниками: Навч. Посіб. Для студентів педагогічних факультетів. – К.: Освіта, 1998. – 1999 с.

29. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: 1987.

30. Реан А.А., С.Н.Костромина. Как подготовить ребенка к школе. С-П. : 1998.

31. Рогов Е.И.. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: 1996.

32. Савченко О.В. Вікова характеристика готовності дітей до шкільного навчання // Дидактика початкової школи. – К.: Абрис, 1997.

33. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М.: 1993.

34. Степанов С.С. Диагностика интеллекта с помощью рисуночного теста. М.: 1995.

35. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М.: 1995.

36. Фатеева Л.П. 300 подвижных игр для младших школьников. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: “Академия развития”, 1998. – 224 с.

37. Худик В.А. Психологическая диагностика детского развития: Методы исследования. Киев: 1992.

38. Чего на свете не бывает? Занимательные игры для детей от 3-6 лет; книг для воспитателей детского сада и родителей. Е.А.Агаева, В.В.Брофман, А.И.Булычева и др. Под ред. Агаевой. – М.: Просвещение, 1991 г., 64 с.

39. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998. – 512 с.

40. //Начальная школа № 3-1999, Кузнецова Л.Н. Психолого-педагогическая коррекция детской агрессивности.

41. // Практична психологія та соціальна робота, № 8, 1998, Я.Л.Обухов. Диагностика внутрисемейных отношений при помощи проективной методики «Три дерева».