Душа и земля

Душа представляет собой гораздо более обширную и непонят­ную область опыта, чем строго ограниченный световой конус соз­нания.К душе относится также и бессознательное.

В предыдущем очерке я попытался дать общее, представление о структуре бессознательного. Его содержания -архетипы - это, так сказать, скрытые в глубине фундаменты сознательной души, или - если употребить другое сравнение - ее корни, опущенные не просто в землю в узком смысле этого слова, но и в мир в целом. Архетипы представляют собой системы установок, являющихся одновременно и образами и эмоциями. Они передаются по на­следству вместе со структурой мозга, более того, они являются ее психическим аспектом. С одной стороны, они формируют чрезвы­чайно сильное инстинктивное предубеждение, а с другой - являют­ся самым действенным подспорьем в процессе инстинктивного приспособления, В сущности, они представляют собой, если можно так выразиться,хтоническую часть души, то есть ту ее часть, че­рез которую душа связана с природой или, по крайней мере, в ко­торой связь души с землей и миром наиболее заметна. Влияние земли и ее законов на душу проявляется в этих первообразах, по­жалуй, особенно отчетливо.

Данная проблема не только очень запутанна, но и весьма де­ликатна. При обсуждении этого вопроса мы должны считаться с совершенно необычными трудностями, и прежде всего с тем фактом, что архетип и его функцию скорее следует понимать как часть доисторической, иррациональной психологии,'а не как ра­ционально продуманную систему. Позвольте мне следующее срав­нение: нам нужно описать и объяснить здание, верхний этаж кото­рого был сооружен в XIX столетии, первый этаж датируется XVI веком, а внимательное изучение каменной кладки вскрывает тот факт, что оно было перестроено из башни XI столетия. В подвале мы обнаруживаем римский фундамент; под подвалом находится засыпанная пещера, в верхних слоях почвы которой встречаются каменные изделия, а в глубоких - остатки фауны того времени. Этот образ дает представление о нашей душевной структуре: мы живем на верхнем этаже и лишь смутно осознаем, что нижний этаж является чем-то очень древним. То, что лежит под поверхностью, нами совершенно не осознается.

Разумеется, это сравнение, как и всякое, хромает; ведь в душе ничто не является мертвым реликтом, все живо, и наш верхний этаж - сознание - находится под постоянным влиянием живого_и действующего фундамента. Оно, как и все здание, на нем держит­ся. И подобно свободно возвышающемуся над землей зданию, ^на­ше сознание тоже в известной степени находится над землей в воздушном пространстве, имея перед собой широкие просторы. Но чем глубже мы опускаемся, тем уже становится горизонт и тем больше мы погружаемся в сумерки близлежащих предметов и на­конец дотрагиваемся до обнаженной каменистой почвы и тем са­мым соприкасаемся с глубокой древностью, когда охотники за оле­нями влачили свое убогое существование, защищаясь от стихий­ных сил суровой природы. Эти люди находились во власти своих животных инстинктов, без которых их существование было бы не­возможным. Неограниченное господство инстинктов не уживается с сильным и развитым сознанием Сознание первобытного человека сродни сознанию ребенка - оно имеет спорадическую природу. И его мир ограничен так же, как мир ребенка. Более того, в нашем детстве, в соответствии с филогенетическим законом, вновь раз­дается отголосок предыстории развития рода и человечества в це­лом. В филогенетическом отношении мы произрастаем из темных и тесных глубин земли. В результате этого самые непосредствен­ные факторы превратились в архетипы, а эти первообразы и влия­ют на нас в первую очередь; потому-то они и кажутся необычайно сильными. Я говорю «кажутся», поскольку то, что в психическом отношении представляется нам самым важным, не обязательно должно было быть или, по крайней мере, не обязательно должно оставаться таким на самом деле.