Аналитическая психология и мировоззрение

...аналитическая психология является реакцией на преувели­ченную рационализацию сознания, которое в стремлении созда­вать упорядоченные процессы изолирует себя от природы и пере­саживается в рационально ограниченную современность, прости­рающуюся лишь на короткий отрезок времени между рождением и смертью. Такое ограничение создает чувство случайности и бес­смысленности, а именно это как раз и мешает нам жить с той мно­гозначительностью, которая необходима, чтобы полностью исчер­пать жизнь. Жизнь становится банальной и уже не представляет человека полностью. В результате огромная часть непрожитой жизни достается бессознательному. Человек живет так, словно хо­дит в слишком тесной обуви. Качество вечности, столь характерное для жизни первобытного человека, в нашей жизни полностью от­сутствует. Окружив себя стеной рациональности, мы оказались изолированными от вечности природы. Аналитическая психология пытается пробить эту стену тем, что заново раскапывает образы фантазии бессознательного, которые когда-то отбросил рацио­нальный разум. Эти образы находятся по ту сторону стены, они относятся к природе в нас, которая оказалась глубоко засыпанной и от которой мы укрылись за стенами рационализма. В результате возник конфликт с природой, который стремится разрешить анали­тическая психология, но не через стремление вместе с Руссо «назад к природе», а через обогащение нашего сознания понима­нием природного духа, прочно удерживаясь при этом на благопо­лучно достигнутой современной ступени логического мышления.

Тот, кому удалось увидеть это, испытывает грандиозное впе­чатление. Но он не сможет долго им наслаждаться, потому что сразу же встает вопрос о том, каким образом новое приобретение может быть ассимилировано. То, что находится по эту и по ту сто­рону стены, поначалу оказывается несовместимым. Здесь вскры­вается проблема перевода на современный язык или, пожалуй, даже проблема нового языка в целом, а это сразу ставит вопрос о мировоззрении, то есть о мировоззрении, которое должно нам по­мочь найти такое созвучие с нашим историческим человеком, что­бы его глубокие аккорды не заглушались резкими тонами рацио­нального сознания и, наоборот, чтобы бесценный свет индивиду­ального духа не утонул в бесконечном сумраке природной души. Но, подойдя вплотную к этому вопросу, мы должны оставить об­ласть науки, ибо теперь нам придется доверить творческое реше­ние, нашу жизнь той или иной гипотезе; другими словами, здесь начинается этическая проблема, без которой мировоззрение не­мыслимо...

Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени: