Образцы культурных целей и институциональных норм

Среди множества элементов социальной и культурной структур можно выделить два особенно важных. Они различимы аналитиче­ски, хотя и тесно взаимосвязаны в конкретных ситуациях. Первый состоит из определенных культурой целей, намерений и интересов, выступающих в качестве законных целей для всего общества или же для его отдельных слоев Эти цели более или менее связаны между собой, (степень этой связи есть вопрос эмпирический), а со­ответствующие им ценности находятся в жестком соподчинений. Варьируя по значимости и формируя к себе различное отношение, господствующие цели вызывают устремленность к их достижению и представляют собой «вещи, к которым стоит стремиться»...

Второй элемент'культурной структуры определяет, регулирует и контролирует приемлемые способы достижения этих целей. Каж­дая социальная группа всегда связывает свои культурные цели и способы их достижения с существующими моральными и поведен­ческими нормами Последние не обязательно совпадают с норма­ми техничности или эффективности Многие способы действий, с точки зрения отдельных индивидов, наиболее эффективные для

Мертон Роберт Кинг (1910) - американский социолог, представи­тель стурктурно-функционального анализа.

достижения желаемого - применение силы, обман, „власть, - не разрешены в культуре общества. Иногда недозволенные способы поведения содержат и нечто полезное для самой группы. Таковыми были, например, нарушения исторических запретов на операции с живыми животными, на медицинские эксперименты, на социологи­ческий анализ «священных» норм. Ведь критерием приемлемости поведения является не его техническая эффективность, а осно­ванные на ценностях человеческие установки (поддерживаемые большинством членов группы или теми, кто способен содейство­вать распространению этих установок при помощи силы или пропа­ганды). В любом случае выбор средств достижения культурных це­лей ограничивается институционализированными нормами.

.... культурные цели и институционализированные нормы, со­вместно создающие формы господствующих образцов поведения, вовсе не находятся друг с другом в неизменных отношениях. Куль­турное акцентирование определенных целей изменяется незави­симо от степени акцентирования институционализированных средств. Ценность определенных целей может подвергаться силь­ному, иногда исключительно сильному превознесению,1 что вызы­вает сравнительно малую заботу об институциональной предпи-j санности средств их достижения; Крайним выражением такой си­туации является распространение альтернативных способов пове­дения в соответствии лишь с техническими, но не с институцио­нальными нормами. В этом гипотетическом полярном случае раз­решены любые способы поведения, обещающие достижение все-значащей цели (пример слабо интегрированной культуры). Второй полярный случай имеет место в группах, в которых действия, сна­чала задуманные как инструментальные, приобретают самостоя­тельный характер и утрачивают дальнейшие цели. Первоначаль­ные цели забываются, и сильная приверженность институциональ­но предписанному поведению становится предметом ритуала. Ос­новной ценностью становится абсолютная конформность^ Едино­образие временно обеспечивает социальную стабильность. По­скольку область альтернативного поведения, разрешаемого куль­турой, жестко ограничена, приспособляемость к новым условиям очень низка. Развивается основанное на традициях «священное» общество с боязнью нового - неофобией. Между этими крайними типами находятся интегрированные и относительно стабильные, но, вместе с тем, изменяющиеся общества, поддерживающие ус­тойчивое равновесие между акцентированием культурных целей и институционализированных образцов поведения...

Из типов общества, возникших в результате спонтанного изме­нения культурных целей и институционализированных средств, мы рассмотрим прежде всего первый - общество, в котором исключи­тельно сильно акцентируются определенные цели без соответст­вующего акцентирования институциональных способов поведения. Во избежание неправильного понимания это утверждение следует детально проработать.' Ни одно общество не обходится без норм, управляющих поведением. Однако общества'существенно разли­чаются по степени интеграции народных обычаев, нравов и инсти­туциональных требований.

Культура может побуждать индивидов к эмоциональному осуж-дению совокупности культурно провозглашенных целей и к значи­тельно меньшей эмоциональной поддержке предписанных методов достижения этих целей,' При таком различии в акцентировании це­лей и способов поведения последние могут быть настолько сильно искажены вследствие акцентирования целей, что поведение мно­гих индивидов ограничится лишь соображениями технической це­лесообразности. В этом случае единственно важным остановится _ вопрос, какой из доступных способов поведения наиболее эффек­тивен для достижения культурно одобряемой ценности. Наиболее эффективные с технической точки зрения средства, узаконенные или же не узаконенные в культуре, обычно предпочитаются инсти­туционально предписанному поведению.'В случае дальнейшего' ослабления институциональных способов поведения, общество становится нестабильным и в нем развивается явление, которое Дюркгейм обозначал как «аномия» (или безнормность)...

Превознесение цели порождает, в буквальном смысле слова, деморализацию, т.е. деинституционализацию средств. Последняя имеет место во многих группах с невысокой интеграцией этих двух компонентов социальной структуры.'

Современная американская культура представляется близкой к полярному типу, в котором акцентирование цели-успеха не сопро­вождается эквивалентным акцентированием институциональных средств. Было бы неверно утверждать, что только накопленное бо­гатство является единственным символом успеха, как, впрочем, и отрицать его высшее положение в шкале ценностей американцев. В довольно большой степени .деньги считаются самоценными не­зависимо от того, используются ли они для потребления или же для увеличения могущества. Особенно хорошо деньги приспособ­лены для того, чтобы стать символом престижа...

Теперь перейдем к анализу типов приспособлений индивидов в обществе, в котором имеют место рассмотренные выше образцы культурных целей и норм. Продолжая изучение культурных и соци­альных источников отклоняющегося поведения, мы переносим на­ше внимание на типы приспособления к этим культурным целям и нормам лиц, занимающих различное положение в социальной структуре.

Мы рассматриваем здесь пять типов приспособления, которые схематично представлены в таблице («+» обозначает «принятие», «-» - «отвержение», а «+-» - «отвержение господствующих ценно­стей и замена их новыми»)...