III. Ритуализм

Этот тип приспособления можно легко определить. Он предпо­лагает оставление или понижение, слишком высоких культурных целей большого денежного успеха и быструю социальную мобиль­ность там, где эти устремления могут быть удовлетворены) Не­смотря на то, что культурное предписание «стараться преуспеть в этом мире» отвергается и, таким образом, горизонты сокращаются, продолжается почти безусловное соблюдение институциональных норм.

.Этот тип приспособления будет весьма распространенным в обществе, в котором социальный статус индивидов в значительной степени определяется их достижениями Как часто отмечается, непрекращающаяся конкурентная борьба вызывает острое беспо­койство индивидов по поводу своего статуса. Один'из способов уменьшения этого беспокойства - постоянное снижение уровня притязаний. Страх вызывает бездействие или, точнее, действие строго в рамках заведенного порядка.

Симптомы социального ритуализма известны и поучительньИ Его внутренняя философия выражается в следующих имеющихся в культуре высказываниях «Я стараюсь не высовываться», «Я играю осторожно», «Я всем доволен», «Не ставьте высоких целей - не будет и разочарований». Эти установки пронизаны мыслью, что большие притязания влекут за собой разочарование и опасность, а малые - удовлетворенность и спокойствие. Такова реакция на си­туацию, представляющуюся угрожающей и сомнительной. Такая установка характерна для рабочих которые, опасаясь увольнения и внезапных перемен к худшему, замораживают производитель­ность своего труда на определенном, не уменьшающемся и не уве­личивающемся, уровне. Так ведут себя и напуганный увольнением ; служащий, и бюрократ, усердствующий в своем конформизме в (окошке кассы частного банка или в канцелярии предприятия обще-^ственного труда Это тип приспособления индивида, лично стре-"мящёгося избежать опасностей и неудач посредством отказа от основных культурных целей и приверженности любому обещаю-

щему безопасность рутинному распорядку и институциональным нормам.

Если «инновация» (второй тип приспособления) возникает среди американцев нижнего класса, как реакция на фрустрирую-щее несоответствие малых возможностей и господствующего ак­центирования больших культурных целей, то «ритуализм» должен иметь место преимущественно среди американцев нижнего сред­него класса. Ведь именно в нижнем среднем классе родители обычно оказывают продолжительное давление на своих детей в сторону прочного усвоения ими моральных наказов общества.'Да и успешный общественный рост там менее вероятен, чем в верхнем среднем классе. Сильное дисциплинирующее воздействие, побуж­дающее к. соответствию нравам, уменьшает вероятность «инновации» и увеличивает вероятность «ритуализма». Строгое воспитание многих приводит к появлению тяжелого бремени обес­покоенности. Таким образом, сам процесс социализации нижнего среднего класса создает максимально предрасположенную к ри-туализму структуру характера. А потому именно в этом социальном слое наиболее часто встречается ритуалистический тип приспо­собления...

IV. Ретритизм \

Если приспособление типа I (конформность) является наибо­лее частым, то приспособление типа IV (отвержение культурных целей и институциональных средств) встречается реже всего. Лю­ди, которые «приспособлены» (или не приспособлены) в этом смысле, находятся, строго говоря, в обществе, однако не принад­лежат к нему..ЧВ социологическом смысле они являются подлинны­ми «чужаками». Как не разделяющие общую ценностную ориента­цию, они могут быть отнесены к числу членов общества (в отличие от «населения») чисто фиктивно.

Под эту категорию подпадают некоторые виды адаптационной активности страдающих психозами, лиц, ушедших от реального мира в свой внутренний болезненный мир, отверженных, изгнан­ных, праздношатающихся, бродяг, хронических алкоголиков и нар­команов. Они отказались от предписанных культурой целей, и их поведение не соответствует институциональным нормам. Это во­все не означает, что в каких-то случаях источником данного типа приспособления является не сама отвергаемая ими социальная структура, и что их существование не представляет собой пробле­му для членов общества. ' ;

В

С точки зрения социально-структурных источников этого типа приспособления, последний часто встречается, когда и культурные цели, и институциональные способы их достижения полностью ус­воены, горячо одобряются и высоко ценятся индивидом, но дос­тупные институциональные, средства не приводят к успеху. Возни­кает двойной конфликт: интериоризованнбе моральное обязатель­ство использовать для достижения целей только институциональ­ные средства противостоит внешнему побуждению прибегнуть к средствам недозволенным, но эффективным. Это приводит к тому, что индивид лишается возможности использовать средства, кото­рые были бы и законными, и эффективными. Конкурентный поря­док поддерживается индивидом, но, испытывая неудачи и затруд­нения, индивид выбрасывается из него. Процесс постепенного от­странения, в конце концов приводящий индивида к «бегству» от требований общества, характеризуется пораженчеством, успоко­енностью и смирением. Это результат постоянных неудач в стрем­лении достигнуть цели законными средствам^ и неспособности прибегнуть к незаконным способам вследствие "внутреннего запре­та. Этот процесс продолжается до тех пор, пока высшая ценность цели-успеха еще не отвергнута. Конфликт разрешается путем уст­ранения обоих воздействующих элементов - как целей, так и средств. Бегство завершено, конфликт устранен,, индивид выклю­чен из общества.

В общественной и официальной жизни этот вид отклоняюще­гося поведения наиболее неистово осуждается традиционно-типичными представителями общества. В противоположность не­прерывно следующим за социальным^изменениями конформи­стам, ретритисты становятся помехой на их пути. В отличие от ин-новаторов, по меньшей мере ловко и активно стремящиеся к цели, ретритисты вообще не признают ценность «успеха», столь высоко превозносимую в культуре. В отличие от ритуалистов, по меньшей мере соблюдающих нравственные нормы, ретритисты почти не обращают внимания на установленные порядки...

Ретритистское приспособление также характерно для лиц, ко­торые, несмотря на свою обделенность при распределении обще­ственных богатств и вознаграждений, продолжают поиск этих воз­награждений и почти не испытывают на этом пути разочарований и неудач. Кроме того, этот тип приспособления является; скорее ин­дивидуальным, чем коллективным. Несмотря на то, что ретритисты могут тяготеть к контактам с представителями других форм откло­няющегося поведения и даже доходить до непосредственного учас­тия в групповых субкультурах, их приспособления в значительно

113 . большей степени являются индивидуальными и изолированными,' чем способными к объединению в рамках нового культурного ко­декса. Осталось рассмотреть тип коллективного приспособления.