Этот тип приспособления выводит людей за пределы окружающей социальной структуры и побуждает их создавать новую, то есть сильно видоизмененную социальную структуру. Это предполагает отчуждение от господствующих целей и стандартов. Последние начинают считаться чисто произвольными, а их претензия на законность и приверженность индивидов - несостоятельной, поскольку и цели, и стандарты вполне могли бы быть другими. В нашем обществе движение организованного сопротивления стремится к введению социальной структуры с сильно видоизмененными культурными нормами'«успеха» и более тесным соответствием между заслугами и вознаграждением...
Мятеж, как реакция приспособления, возникает, когда существующая система представляется препятствием на пути достижения целей, признанных законными. Для участия в организованной политической деятельности необходимо не только отказаться от приверженности господствующей социальной структуре, но и переверти ее в новые социальные слои, обладающие новым мифом. Функция мифа заключается в определении социально-структурного источника массовых разочарований^ в изображении альтернативной структуры, которая не должна привести к разочарованию достойных. Таков устав деятельности. В этом смысле становится понятным предназначение контрмифа консерваторов, коротко очерченное в одной из предыдущих частей, настоящей главы: каков бы ни был источник массовых разочарований, его не следует видеть в существующем общественном строе. Консервативный миф, таким образом, предполагает, что разочарования заключены в самой природе вещей и присущи любой социальной системе:
«Циклическая безработица и временные спады деловых успехов так же неизбежны, как и ежедневные изменения самочувствия человека». Мысль о неизбежности дополняется идеей о постепенном и легком приспособлении: «Немного изменений, и дела пойдут насколько возможно хорошо». Характерной для консервативного мифа кроме того является идея, переносящая недовольство из социальной структуры на индивида-неудачника: «Каждый человек действительно получает то, что в этой стране выпадает на его долю».
И миф мятежа, и миф консерватизма ••направлены на «монополизацию воображения». Они стремятся повлиять на недо-
вольных таким образом, чтобы приобщить, или же наоборот, отвлечь их от мятежного приспособления. Так, отвержение преуспевающим товарищем господствующих ценностей становится предметом' величайшей враждебности мятежников. Ведь «предатель» не только подвергает эти ценности сомнению, как делает вся группа, но своей успешностью'обозначает разрушение ее единства. Однако, как уже часто отмечалось, возмущенных и бунтующих организовывают в революционные группы именно представители класса, набирающего в обществе силу, а отнюдь не самых угнетенных слоев...