Социальная личность

Признание в нас личности со стороны других представителей человеческого рода делает из нас общественную личность. Мы не только стадные животные, не только любим быть в обществе себе подобных, но имеем даже прирожденную наклонность обращать на себя внимание других и производить на них благоприятное впечат­ление. Трудно придумать более дьявольское" наказание (если бы такое наказание было физически возможно), чем если бы кто-нибудь попал в общество людей, где на него совершенно не обра­щали внимания. Если бы никто не оборачивался при нашем появ­лении, не отвечал на наши вопросы, не интересовался нашими действиями, если бы всякий при встрече с нами намеренно не уз­навал нас и обходился с нами как с неодушевленными предмета­ми, то нами овладело бы своего рода бешенство, бессильное от­чаяние...

Собственно говоря, у человека столько социальных личностей, сколько индивидов признают в нем личность и имеют о ней пред­ставление. Посягнуть на это представление - значит, посягнуть на самого человека. Но, принимая во внимание, что лица, имеющие представление о данном человеке, естественно распадаются на классы, мы можем сказать, что на практике всякий человек имеет столько же различных социальных личностей, сколько имеется различных групп людей, мнением которых он дорожит. Многие мальчики ведут себя довольно прилично в присутствии родителей или преподавателей, а в компании невоспитанных товарищей бес­чинствуют и бранятся, как пьяные извозчики. Мы выставляем себя , в совершенно ином свете перед нашими детьми, нежели перед клубными товарищами; мы держим, себя иначе перед нашими по­стоянными покупателями, чем перед нашими работниками; мы -нечто совершенно другое по отношению к нашим близким друзьям, чем по отношению к нашим хозяевам или к нашему начальству. Отсюда на практике получается деление человека на несколько личностей; это может повести к дисгармоничному раздвоению со­циальной личности, например, в случае, если кто-нибудь боится выставить себя перед одними знакомыми в том свете, в каком он представляется другим; но тот же факт может повести к гармонич­ному распределению различных сторон личности, например, когда кто-нибудь, будучи нежным по отношению к своим детям, является строгим к подчиненным ему узникам или солдатам...

Добрая или худая слава человека, его честь или позор - это названия для одной из его социальных личностей. Своеобразная общественная личность человека, называемая его честью, - ре­зультат одного из тех раздвоений личности, о которых мы говори­ли. Представление, которое складывается о человеке в глазах ок­ружающей его среды, является руководящим мотивом для одобре­ния или осуждения его поведения, смотря по тому, отвечает ли он требованиям данной общественной среды, которые он мог бы не соблюдать при другой житейской обстановке...