Демократия и вертикальная социальная мобильность

Одна из самых ярких характеристик так называемых демокра­тических обществ - большая интенсивность вертикальной мобиль­ности по сравнению с недемократическими'обществами. В демо­кратических структурах социальное положение индивида, по край­ней мере теоретически, не определяется происхождением; все они открыты каждому, кто хочет занять их; в них нет юридических и ре­лигиозных-препятствий к подъему или спуску по социальной лест­нице. А это все лишь способствует «большей вертикальной мо­бильности» («капиллярности» - по выражению Дюмона) в таких обществах. Большая социальная мобильность, вероятно, одна из причин веры в то, что социальное здание демократических об­ществ не стратифицировано или менее стратифицировано, чем здание автократических обществ. Ранее мы видели, что это мне­ние не подтверждается фактами. Такая вера суть своего рода пом­рачение ума, случившееся с людьми по многим причинам, в том числе и оттого, что социальный слой в демократических группах более открыт, в нем больше отверстий и «лифтов» для спуска и подъема. Естественно, все это производит впечатление отсутствия слоев, хотя они конечно же существуют.

Выделяя значительную мобильность демократических об­ществ, следует сделать оговорку, что не всегда и не во всех «демократических» обществах вертикальная мобильность больше,

чем в «автократических»* . В некоторых недемократических обще­ствах мобильность была большей, чем в демократических. Это не

Это вполне логично хотя бы потому, что под вывеской «демократия» обычно объединяются общества самых' разных типов. То же касается и «автократии». Оба термина неясны и с научной точки зре­ния порочны.

всегда заметно, так как «каналы» и методы подъема и спуска в та­ких обществах не столь явные, как, скажем, «выборы» в демокра­тических обществах, да и еще существенно от них отличаются. В то время как «выборы» суть заметные показатели мобильности, другие выходы и каналы часто упускаются из виду. Поэтому созда­ется подчас ложное впечатление устойчивого и неподвижного ха­рактера всех «невыборных» обществ...