Главные социетальные функции и стратификация

Религия. Причина, почему религия необходима, обнаружива­ется в том факте, что человеческое общество достигает своего единства через обладание вечными ценностями и целями. Хотя последние субъективны, они влияют на поведение и интегрируют общество в единую систему. Они не даны нам по наследству и не пришли извне. Они включены в культуру через коммуникацию и мо­ральное давление. Для индивида они должны представать как не­кая реальность. В этом и состоит роль религиозных верований и ритуалов. Благодаря верованиям и ритуалам общие ценности и цели, связь с непосредственно являющимся миром символизиро­ваны в конкретных сакральных объектах... Индивид, через которого мы общаемся со сверхъестественным миром, должен быть чело­веком, обладающим большой властью. Он держатель сакральных традиций, умелый исполнитель ритуала, интерпретатор мифов. Он в таком тесном контакте с богами, что рассматривается нами как обладающий божественными характеристиками... он свободен от вульгарной необходимости и контроля.

Не случайно религиозные функционеры ассоциируются у нас с самыми высокими властными позициями, как это есть в теократи­ческом режиме...

В технически развитых обществах священники теряют высокий статус, так как сакральные ценности отходят на второй план. Выс­шие ценности и цели общества выражают и символизируют уже не они, а политики, ученые, бизнесмены. Однако не существует обще­ства полностью секуляризированного, полностью ликвидировавше­го веру в трансцендентальные цели и ценности.

Правительство. Как и религия, оно играет уникальную роль в обществе. Но в противоположность религии, которая обеспечивает интеграцию в терминах сантиментов, верований и ритуалов, оно организует общество в терминах закона и авторитета Оно ориен­тирует людей на видимый, а не на невидимый мир. Главная функ­ция правительства - контроль за соблюдением норм и законов, судейство в конфликтных ситуациях, общее руководство общест­венной жизнью, а во внешнем мире —защита мира и ведение ди­пломатии. Естественно, что для осуществления таких функций оно монополизировало применение силы и контроль над всеми граж­данами. •'-

Политическое действие, по определению, подразумевает authority. Чиновник командует потому, что наделен авторитетом. И граждане подчиняются ему по той же причине. По этой причине.

стратификация внутренне присуща природе политических отноше­ний

Политическая система устроена так, что наверху находится малое число обладателей высоких политических позиций по срав­нению с большинством населения внизу. Правители представляют интересы скорее группы, чем свои собствен ныеУПоэтому их пове­дение ограничено правилами, поощряющими действия, соответст­вующие групповым, а не личным ожиданиям. Чиновник обладает властью от имени представляемого им учреждения и ничем боль­шим, поэтому он может обладать, а может не обладать специаль­ными знаниями, талантом или способностями. Они случайны или побочны. Потому чиновник часто зависит от технических специали­стов.

Богатство, собственность и труд. По определению, любая позиция, обеспечивающая существование, должна' экономически вознаграждаться. По этой причине существует экономический ас­пект даже у тех позиций (например, религиозных и политических), главная функция которых не является экономической. Потому об­щество может пользоваться уникальной возможностью - неравным экономическим доходом как основным средством контроля над процессом заполнения социальных позиций и стимулирования вы­полнения своих обязанностей. Объем экономического вознаграж­дения, таким образом, становится одним из главных показателей социального статуса.

Необходимо подчеркнуть, что никакая позиция не приносит власть и престиж потому, что обладает высоким доходом. Скорее она дает человеку высокий доход потому, что функционально важ­на, и люди, могущие ее заполнить, редки. Поверхностно и даже ошибочно думать, что высокий доход - причина власти и престижа, как нелепо думать, будто лихорадка - причина болезни человека.

Экономическим источником власти и престижа нельзя считать доход, скорее это собственность на средства производства (включая патенты, добрую волю и профессиональную репутацию). Этот вид собственности надо отличать от обладания потребитель­скими товарами, которые являются скорее показателем, нежели причиной социального положения в обществе... Это правда, что человек, имеющий высокий доход как результат нахождения на конкретной должности, может посчитать, что деньги - удобный способ войти также в другую позицию. Однако подобный случай отражает роль его первоначального, экономически сильного стату-

са, который распространяет вокруг свое влияние благодаря по­среднику-деньгам... •

Техническое знание. Функция нахождения средств для дос­тижения целей, не касающаяся вопроса выбора между разными целями, есть исключительно техническая сфера. Объяснение того, почему позиции, требующие огромных технических навыков, возна­граждаются меньше, чем того заслуживают,-легко обнаружить, рас­сматривая, как благодаря распределению вознаграждений удается мотивировать таланты и обучение. Почему такие люди получают высокие вознаграждения довольно редко, если вообще получают их, также объяснимо; важность технических знаний с социетальной точки зрения никогда не была столь же высокой, какой была спо­собность интегрировать цели, присущая позициям на религиозном, политическом и экономическом уровнях. Поскольку технологиче­ский уровень ограничен единственно выбором средств достижения целей, чисто технические позиции в конечном счете должны под­чиняться другим позициям - религиозным, политическим и эконо­мическим.

...Системы стратификации могут различаться в. зависимости от того, сколько и какие технические позиции как вознаграждаются и" какой степенью престижа обладают. Разброс может быть очень большим и он задается специализацией труда. Крайнее разделе­ние труда склонно создавать много специалистов, не имеющих вы­сокого престижа, так как у них короткое обучение и требуемые при­родные способности относительно невелики...

Кравченко А.И. Социология: Хрестоматия: Для студентов вузов. -М., 1997. -С.235-243;

Б. БАРБЕР^