Самооценка

Она бывает двух родов: самодовольство и недовольство со­бой. Самолюбие может быть отнесено к третьему отделу, к отделу поступков, ибо сюда по большей части относят скорее известную группу действий, чем чувствований в узком смысле слова. Для обо­их родов самооценки язык имеет достаточный запас синонимов. Таковы, с одной стороны, гордость, самодовольство, высокомерие, суетность, самопочитание, заносчивость, тщеславие; с другой -скромность, униженность, смущение, неуверенность, стыд, униже­ние, раскаяние, сознание общественного позора и отчаяние. Ука­занные два противоположных класса чувствований являются непо­средственными, первичными дарами нашей природы.

... можно сказать, что нормальным возбудителем самочувствия является для человека его благоприятное или неблагоприятное положение в свете - его успех или неуспех Человек, эмпирическая личность которого имеет широкие пределы, который с помощью собственных сил всегда достигал успеха, личность с высоким по­ложением в обществе, обеспеченная материально, окруженная друзьями, пользующаяся славой, едва ли будет склонна подда­ваться страшным сомнениям, едва ли будет относиться к своим силам с тем недоверием, с каким она относилась к ним в юности. («Разве я не взрастила сады великого Вавилона?») Между тем ли­цо, потерпевшее несколько неудач одну за другой, падает духом на половине житейской дороги, проникается болезненной неуверенно­стью в самом себе и отступает перед попытками, вовсе не превос­ходящими его силы...

Заботы о себе и самосохранение. Под это понятие подхо­дит значительный класс наших основных инстинктивных побужде­ний. Сюда относится телесное, социальное и духовное самосохра­нение.

Заботы о физической личности. Все целесообразно-рефлекторные действия и движения питания и защиты составляют акты телесного самосохранения. Подобным же образом страх и гнев вызывают целесообразное движение. Если под заботами о себе мы условимся разуметь предвидение будущего в отличие от самосохранения в настоящем, то мы можем отнести гнев и страх к инстинктам, побуждающим нас охотиться, искать пропитание, строить жилища, делать полезные орудия и заботиться о своем организме. Впрочем, последние инстинкты в связи с чувством люб­ви, родительской привязанности, любознательности и соревнова­ния распространяются не только на развитие нашей телесной лич­ности, но и на все наше материальное «я» в самом широком смыс-ле слова.

Наши зaбoты о социальной личности выражаются непосредственно в чувстве любви и дружбы, в желании обращать на себя внимание и вызывать в других изумление, в чувстве ревности, стремлении к соперничеству, жажде славы, влияния и власти; кос-венным образом они проявляются во всех побуждениях к матери­альным заботам о себе, поскольку последние могут служить сред­ством к осуществлению общественных целей...

Мы из сил выбиваемся, чтобы получить приглашение в дом, где бывает большое общество, чтобы при упоминании о каком-нибудь из виденных нами гостей иметь возможность сказать: «А, я его хорошо знаю!» - и раскланиваться на улице чуть не с полови­ною встречных. Конечно, нам всего приятнее иметь друзей, вы­дающихся по рангу или достоинствам, и вызывать в других восторженное поклонение... Есть страстные любители предавать свое имя гласности в газетах - им все равно, в какую газетную рубрику попадет их имя, в разряд ли прибывших и выбывших, частных объ­явлений, интервью или городских сплетен; за недостатком лучшего они не прочь попасть даже в хронику скандалов...

Наш широкий внешний обзор фактов, наблюдаемых в жизни личности, был бы неполон, если бы мы не выяснили вопроса о со­перничестве и столкновениях между отдельными ее сторонами. Физическая природа ограничивает ваш выбор одними из многочис­ленных представляющихся нам и желаемых нами благ, тот же факт наблюдается и в данной области явлений. Если бы только было возможно, то уж, конечно, никто из вас не отказался бы быть сразу красивым, здоровым, прекрасно одетым человеком, великим сила­чом, богачом, имеющим миллионный годовой доход, остряком, бонвиваном, покорителем дамских сердец и в то же время фило­софом, филантропом, государственным деятелем, военачальни­ком, исследователем Африки, модным поэтом и святым человеком. Но это решительно невозможно.

... наше довольство собой в жизни обусловлено всецело тем, к какому делу мы себя предназначим. Самоуважение определяется отношением наших действительных способностей к потенциаль­ным, предполагаемым - дробью, в которой числитель выражает наш действительный успех, а знаменатель наши притязания:

Самоуважение = Успех /Притязание

При увеличении числителя или уменьшении знаменателя дробь будет возрастать. Отказ от притязаний дает нам такое же желанное облегчение, как и осуществление их на деле, и отказы­ваться от притязания будут всегда в том случае, когда разочарова­ния беспрестанны, а борьбе не предвидится исхода...

Наше самочувствие, повторяю, зависит от нас самих. «Приравняй свои притязания к нулю, - говорит Карлейль, - и це­лый мир будет у ног твоих. Справедливо писал мудрейший человек нашего времени, что жизнь начинается с момента отречения»...