Иерархия личностей

Согласно почти единодушно принятому мнению, различные виды личностей, которые могут заключаться в одном человеке, и в связи с этим различные виды самоуважения человека можно пред­ставить в форме иерархической шкалы с физической личностью внизу, духовной - наверху и различными видами материальных (находящихся вне нашего тела) и социальных личностей в проме­жутке. .Часто природная наклонность заботиться о себе вызывает в нас стремление расширять различные стороны личности; мы преднамеренно отказываемся от развития в себе лишь того, в чем не надеемся достигнуть успеха.; Таким-то образом наш альтруизм является «необходимой добродетелью», и циники, описывая наш прогресс в области морали, не совсем без основания напоминают при этом об известной басне про лису и виноград... .

Конечно, это не единственный путь, на котором мы учимся подчинять низшие виды наших личностей высшим. В этом подчи­нении, бесспорно, играет известную роль этическая оценка, и, на­конец, немаловажное значение имеют здесь суждения, высказан­ные нами о поступках других лиц. Одним из курьезнейших законов нашей (психической) природы является то обстоятельство, что мы с удовольствием наблюдаем в себе известные качества, которые кажутся нам отвратительными у других. Ни в ком не может возбу­дить симпатии физическая неопрятность иного человека, его жад­ность, честолюбие, вспыльчивость, ревность, деспотизм- или за­носчивость. Предоставленный абсолютно самому себе, я, может быть, охотно позволил бы развиваться этим наклонностям и лишь спустя долгое время оценил положение, которое должна занимать подобная личность в ряду других. Но так как мне постоянно прихо­дится составлять суждения о других людях, то я вскоре приучаюсь видеть в зеркале чужих страстей, как выражается Горвич, отраже­ние моих собственных и начинаю мыслить о них совершенно ина­че, чем их чувствовать. При этом, разумеется, нравственные прин­ципы, внушенные с детства, чрезвычайно ускоряют в нас появле­ние наклонности к рефлексии.

Таким-то путем и получается, как мы сказали, та шкала, на ко­торой люди иерархически располагают различные виды личностей по их достоинству. Известная доля телесного эгоизма является необходимой подкладкой для всех других видов личности. Но чув­ственный элемент стараются приуменьшить или в лучшем случае уравновесить другими свойствами характера. Материальным ви­дам личностей, в более широком смысле слова, отдается предпоч­тение перед непосредственной личностью - телом. Жалким суще­ством почитаем мы того, кто не способен пожертвовать небольшим количеством пищи, питья или сна ради общего подъема своего ма­териального благосостояния. Социальная личность в ее целом стоит выше материальной личности в ее совокупности. Мы должны более дорожить нашей честью, друзьями и человеческими отношениями, чем здоровьем и материальным благополучием. Духовная же личность должна быть для человека высшим сокровищем: мы должны скорее пожертвовать друзьями, добрым именем, собст­венностью и даже жизнью, чем утратить духовные блага нашей личности.

Во всех видах наших личностей - физическом, социальном и духовном - мы проводим различие между непосредственным, дей­ствительным, с одной стороны, и более отдаленным, потенциаль­ным, с другой, между более близорукой и более дальновидной точ­ками зрения на вещи, действуя наперекор первой и в пользу по­следней. Ради общего состояния здоровья необходимо жертвовать минутным удовольствием в настоящем; надо выпустить из рук один доллар, имея в виду получить сотню; надо порвать дружеские сно­шения с известным лицом в настоящем, имея в виду при этом при­обрести более достойный круг друзей в будущем; приходится про­игрывать в изяществе, остроумии, учености, дабы надежнее стя­жать спасение души.

 

Теории личности в западно-европейской и американской пси­хологии. Хрестоматия по психологии личности. -Самара, 1996. -С.22-39.