рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Индивидуальная мораль и индивидуальная нравственность в личностно-развивающем воспитании

Индивидуальная мораль и индивидуальная нравственность в личностно-развивающем воспитании - раздел Психология, Христианская психология Личностно-Развивающее Воспитание Всегда Является Нравственным. Оно Вс...

Личностно-развивающее воспитание всегда является нравственным. Оно всегда направлено на одухотворение душевного развития человека. Именно здесь формируется нравственное отношение к себе и к окружающим.

Результатом нравственного воспитания является индивидуальная нравственность. По сути своей это качество детерминировано противоречиями между социальной ситуацией существования человека и объективными нравственными законами (например, к таким законам можно отнести: «не убей», «не кради» и т.д.). В том случае, когда нравственные законы «подстраиваются» под исходную социальную ситуацию существования человека, имеет смысл говорить о нравственной и личностной деградации. Только тогда происходит нравственное и личностное развитие, когда человек изменяет социальную ситуацию таким образом, что позволяет ему реализовывать свое социальное поведение согласно нравственным законам.

Формирование индивидуальной нравственности предполагает формирование нравственно-смысловых конструктов личности. Нравственно-смысловые конструкты представляют собой двухполюсную шкалу персонифицированных критериев, согласно которым вырабатывается система нравственных принципов, норм, правил жизнедеятельности личности.

Формирование нравственно-смысловых конструктов неотделимо от развития нравственных свойств личности воспитуемого. Эти свойства образуют качества, среди которых наиболее значимыми являются: терпимость, ответственность, заботливость, великодушие.

Терпимость как качество личности характеризуется, прежде всего, готовностью человека без предубеждений принимать чужую точку зрения. Как нравственное качество, терпимость несводима к толерантности. Зачастую в психологии под толерантностью понимается «...ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию». Таким образом, последняя, по большей части, имеет психофизиологическую выраженность. Она характеризуется устойчивостью к какому-то неблагоприятному фактору. Можно согласиться с А.А.Реаном в том, что терпимость несводима к толерантности и является более широким психологическим образованием. Так, характеризуя терпимость, этот исследователь выделяет два ее вида: сенсуальную и диспозициональную. Первая напрямую определяется толерантностью, вторая – включает в себя совокупность отношений личности к действительности. Таким образом, основу диспозициональной терпимости составляют социальные аттитюды, определяющие индивидуальную мораль личности. Отсюда индивидуальная нравственность всегда связана с диспозициональной терпимостью, и в процессе личностного развития последняя выступает одной из задач нравственного воспитания.

Ответственность личности определяется, прежде всего, способностью и готовностью принимать на себя обязанность отвечать за действия и поступки свои и чужие. Опираясь на данное качество, можно оценить направленность личности, уровень ее развития. Человек, не способный отвечать за свои поступки, находится на низком уровне личностного развития, и, с другой стороны, человек, испытывающий ответственность за происходящее вокруг, проявляет себя как личность, находящуюся на достаточно высоком уровне развития. Однако следует иметь в виду, что ответственность может подменяться «подавлением» личности другого человека, отношением к нему как к собственности. В этом случае она перестает быть выражением альтруистических тенденций личности, превращается в принудительный акт насилия одного человека над другим. Иначе говоря, человек, за которого отвечают, становится обязанным. Ему навязываются извне образ, стиль поведения, ценности и т.д., и он обязан следовать этому. Исходя из сказанного, ответственность всегда связана с уважением личности другого человека, принятием его как себя самого. Это сопряжено с развитием рефлексии и, в конечном итоге, выступает одной из главных задач нравственного воспитания.

Заботливость проявляется в чутком внимательном отношении одного человека к другому; это готовность прийти на помощь в трудную минуту. Данному качеству всегда сопутствует эмпатия. Способность понять и принять внутренний мир другого человека обеспечивает сочувствие и сопереживание, отзывчивость на его нужды. Однако заботливость может подменяться излишней опекой. Другого воспринимают как более «слабого» и ставят в зависимость от своих желаний. В этом случае нарушается его свобода (духовная и социальная). Таким образом, развитие заботливости предполагает формирование отношения к окружающим людям как равным, обеспечения духовного единения с ними. Последнее неотделимо от развития рефлексии, формирования соответствующих личностному развитию социальных аттитюдов и нравственно-смысловых конструктов.

Великодушие представляет собой интегративное качество личности, характеризующееся способностью и готовностью человека бескорыстно жертвовать своими интересами во благо людей. Оно основывается на глубоком понимании другого человека, знании его особенностей, «сильных» и «слабых» сторон, способности к сочувствию и сопереживанию, умении прощать. В этом качестве проявляется сила духа человека, его доброта. Таким образом, оно неотделимо от доброжелательности, миролюбия, дружелюбия, отзывчивости, незлопамятности, добросердечности и др. Здесь присутствует внимательность к нуждам другого человека, готовность прийти на помощь, стремление не обидеть и т.д.

Нравственные свойства также выступают в виде отдельных способностей и характеристик. Они в целом обуславливают нравственную ориентацию личности. В практике личностно-развивающего воспитания эти свойства выступают в качестве критериев нравственного развития. При этом им свойственна дихотомия, определяющая границы нравственности человека. Таким образом, можно представить:

доброжелательность враждебность;

заботливость равнодушие;

терпимость мстительность;

ответственность безответственность;

щедрость скупость;

отзывчивость отстраненность;

сочувствие черствость;

Реализуясь через категории «можно – нельзя», «должно – необязательно», «хорошо – плохо» и др., данные конструкты детерминируют механизмы саморегуляции личности. Они реализуются через такие христианские добродетели, как воздержание, целомудрие, нестяжание, кротость, «трезвение», смирение, терпимость. Достижение вершинности нравственности осуществляется через послушание и аскетический образ жизни.

Осознание своих интересов и интересов окружающих, соотнесение их с объективными нравственными законами, предполагает выработку ответственности не только за свои поступки, но и поступки окружающих. При этом, получая соответствующую оценку со стороны ближайшего окружения, человек приобретает уверенность в себе, определяет свою перспективность. Последнее неотделимо от морального воспитания человека.

Моральное воспитание – это, прежде всего, овладение нормами поведения, приемлемыми и являющимися жизненно необходимыми в той или иной социальной общности. Данное воспитание охватывает как развитие личности, так и развитие социального индивида. В первом случае речь идет о «сознательной» морали, во втором – о «бессознательной», о тех нормах, которые детерминируются социальным бессознательным той или иной социальной совокупности. Характеризуя актуальные потребности большинства членов социума, мораль всегда выполняет регулирующие функции, регламентируя социальное поведение человека. Относительно развития личности, моральное воспитание направлено, прежде всего, на формирование индивидуальной морали человека.

Индивидуальная мораль в основе своей всегда имеет противоречия между тем, как индивид воспринимается окружающими и тем, как он воспринимает себя сам. Только лишь при наличии таких противоречий можно говорить о личностном бытие. В противном случае, когда восприятие человека окружающими и его собственное восприятие себя совпадают, личность нивелируется, она растворяется в общей массе. Индивидуальная мораль личности, в некотором роде, имеет свою выраженность в социальных аттитюдах.

Социальные аттитюды представляют собой систему отношений человека к различным социальным объектам и явлениям. Их реализация обеспечивает удовлетворенность или неудовлетворенность личности в связи с действием данных объектов и явлений на нее. Социальные аттитюды придают целесообразность установочному поведению человека в различных социальных ситуациях. Они зачастую представляются через правовые нормы общежития и обеспечивают рациональность социального поведения. Формируются социальные аттитюды в результате воспитательного воздействия на человека различных социальных институтов. В конечном итоге, такое формирование предполагает развитие рефлексии у человека.

Личностно-развивающее воспитание требует установления взаимосвязи между индивидуальной нравственностью и индивидуальной моралью человека. На уровне альтруизма личность вступает в отношения с окружающим миром согласно индивидуальной нравственности, а социальные нормы ее существования согласуются с объективными нравственными законами.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Христианская психология

Душа – научный объект христианской психологии. Личность в христианской психологии. Интеллект и его развитие в педагогическом процессе. Личностно-развивающее воспитание в системе образования. Психология персонифицированного обучения. Педагогическое взаимодействие в персонифицированном обучении.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Индивидуальная мораль и индивидуальная нравственность в личностно-развивающем воспитании

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Христианская философия и христианская антропология как методологическая основа христианской психологии
Как известно методология науки – это система знаний о построении, формах, способах организации научного познания, а также путях установления обоснованности и верефицирован

Научный объект психологии как проблема
Что такое психология? Прикладная область философии, наука, искусство? На сегодняшний день нет единого ответа на этот вопрос. Как в отечественной, так и в зарубежной психологии существуют

Психологический состав и феноменология человеческой души
Сопоставляя между собой уровни существования психики, рассматриваемые в современной психологии и области существования души, представленные в христианкой антропологии, сотериологии и Святоотеческом

Субъектность человека как научный предмет христианской психологии
В широком смысле слова предметом науки является то, что она изучает в объекте. Многоаспектный состав и феноменология человеческой души детерминируют взаимодействие множества факторов экзистенциальн

Понятие личности и ее модальностей в христианской психологии
Понятие личности в христианской психологии, выстроенной в рамках православной парадигмы, наиболее целостно представлено в психологическом наследии В.В.Зеньковского. В этом случае речь идет о дв

Амбивалентность душевного в личности современного человека
Рассматривая личность современного человека, невозможно не коснуться сущностных изменений, произошедших в душе в результате его грехопадения. Чего не было у Адама и Евы по их сотворению, и что возн

Феноменология эмпирической личности современного человека
Эмпирическая личность современного человека проявляется, прежде всего, через сознательную область психического. Здесь человек рефлексирует себя как субъекта, отличного от других. Т

Уровни и формы развития эмпирической личности современного человека
Развитие эмпирической личности связано с развитием рефлексии. Согласно этому в зависимости от уровня и формы развития рефлексии можно представить уровни и формы развития личности.

Интеллект как ментальный опыт человека
Понимание интеллекта в философии и психологии является одной из проблем, решение которой связанно мировоззренческими основами той или иной философской или научной школы. Как философско-психологичес

Когнитивный опыт в структуре интеллекта
По мнению М.А.Холодной, когнитивный опыт реализуется в виде: архетипических структур, способов кодирования информации, когнитивных схем, семантических структур и понятийных психиче

Метакогнитивный опыт в структуре интеллекта
Метакогнитивный опыт включает в себя четыре типа ментальных структур. Это: непроизвольный интеллектуальный контроль, произвольный интеллектуальный контроль, метакогнит

Интенциональный опыт в структуре интеллекта
Интенциональный опыт определяется направленностью и избирательностью интеллектуальной активности. Интенции, по мнению М.А.Холодной, есть «...особые субъективные

Понятие о личностно-развивающем воспитании в свете христианской православной парадигмы
Важнейшим условием, обеспечивающим развитие личности, являются воспитание и обучение в системе образовательного процесса. В этом случае имеют место психологические закономерности и механизмы, д

Диалектика личностно-развивающего воспитания
Воспитание, направленное на развитие личности, диалектично по своей сути. Это значит, что оно детерминировано различного рода противоречиями, взаимообусловленностью количественных и качественных из

Сущностная характеристика персонифицированного обучения
Термины «персонификация» и «персонализация», как уже отмечалось, являются производными от английских слов person и personality. Трактовка этих терминов в «западно

Психологические закономерности персонифицированного обучения
Формирование компонентов социально-психологических сфер субъектности человека в персонифицированном обучении должно подчиняться универсальным, существенным, повторяющимся связям между обучением и с

Сущность и структура педагогического взаимодействия
Под педагогическим взаимодействием в педагогической психологии чаще всего понимают систему отношений между педагогом и учащимися, проявляющуюся совместной деятельностью, в ходе которой осуществ

Модели педагогического общения в контексте трасактного анализа
Коммуникативный аспект педагогического взаимодействия можно представить в виде моделей педагогического общения. При этом рассматривая общение как систему субъект – субъектных отнош

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги