Научный объект психологии как проблема

Что такое психология? Прикладная область философии, наука, искусство? На сегодняшний день нет единого ответа на этот вопрос. Как в отечественной, так и в зарубежной психологии существуют различные точки зрения. Другими словами, о психологии говорят и о как философии человека, и как о науке, изучающей человеческую сущность и человеческое существование, и как об искусстве воздействия на человека, представленного через психологические и психотерапевтические технологии. Каждая точка зрения имеет право на существование и содержит в себе гносеологический «отпечаток» истины в понимании человеческой сущности и смысла существования человека.

Как прикладная область философии психология пытается ответить на вопросы: а) что такое человек в многоуровневых, многогранных, многоаспектных системах отношений с Богом и миром (в ряде философских школ и теорий Бог и Мир отождествляются; существуют направления в философии, которые либо отрицают наличие Бога как творца всего сущего, либо отождествляют человека с Богом, что вносит путаницу в понимание абсолютного и относительного, и зачастую рассматривают человека как абсолютную реальность); б) каков смысл существования человека (например, имеет ли жизнь смысл и др.); в) каково соотношение субъективного и объективного в человеческом существовании и т.д. Надо сказать, что психология как область философии не ограничена «предметом», она в большей степени диалектична, нежели подчиняется каузальным связям формальной логики. Единственное ограничение – мировоззренческие идеи.

Психология как наука в отличие от философии имеет предмет исследования, который подчиняется логике построения научных психологических конструктов. Другими словами, научный предмет психологии раскрывается через базисные категории, которые ограничивают научные взгляды и подходы к пониманию сущностных и экзистенциальных человеческих феноменов. Существующие в этом случае каузальные связи определяют закономерности данной науки и во многом раскрывают содержание научного предмета психологии.

Как искусство психология связана с практикой взаимоотношений между людьми, человеком и обществом. В этой связи она функциональна и имеет прикладной характер относительно различных областей социальной активности человека (деятельности, общения, познания, поведения). Надо сказать, что психология как искусство теряет свою предметную автономность и содержательно взаимосвязана с педагогикой, социологией, медициной, драматургией и др. Другими словами, она всегда привязана к области, роду, виду практической деятельности человека.

Повторимся, что каждый из указанных взглядов на психологию заслуживает внимания. При этом исследования в психологии и изучение психологии должны осуществляться во всех трех вариациях – философском, научном, искусствоведческом. Однако, ставя перед собой задачу конструирования православной психологии как дисциплины, изучающей внутренний душевный мир человека, особое внимание следует обратить на выявление ее предметной области; исследование, определение категориального состава науки; закономерностей, принципов и т.д. Таким образом, рассмотрение психологии как науки является наиболее приоритетным. Итак, далее речь пойдет о педагогической психологии как научной отрасли знания с позиции гуманитарной христианской парадигмы.

При рассмотрении педагогической психологии, как и любой другой отрасли науки, необходимо, прежде всего, разграничить понятия ее объекта и предмета.

Объект науки – это то, что существует как данность вне самого изучения, то, что может быть изучено разными науками. В качестве объекта могут выступать материальные и нематериальные явления, тела, процессы; живые, биологические и абстрактные системы; биологические организмы разной степени сложности. В качестве объекта научного (теоретического и эмпирического) исследования выступают растительный и животный мир, человек, общество, цивилизация, космос и т.д.

Каждый объект (и человек как объект научного познания) может изучаться множеством наук. Так человек изучается антропологией, физиологией, психологией, социологией, педагогикой и т.д. Очевидно, что общность объекта изучения обусловливает тесную, внутренне нерасторжимую связь педагогики и психологии, возрастной и педагогической психологии и достаточную условность их дифференциации на основании различия их предметов. Однако объект у психологических наук один.

Итак, первоначально необходимо определить данный объект. Следует заметить, что определение научного объекта психологии есть трудно решаемая проблема на сегодняшний день. В решении данной проблемы наблюдается закономерная для психологической науки тенденция к переходу от частных описаний отдельных психических процессов, явлений и др. к определению системообразующей человеческой целостности, отличающей психологию от других антропологических дисциплин. Очевидно, что в качестве такой целостности можно рассматривать человеческую душу.

Преобладающая на сегодняшний день естественнонаучная парадигма (основанная на материалистической философии) в отечественной психологии отвергает рассмотрение души как объекта научного исследования. При этом научный поиск зачастую низводит объект психологии до уровня прикладной области антропологических наук (физиологии, социологии и др.). Другими словами, очевидно ассимиляция психологии в другие науки. Так выделяемые в психологических исследованиях, основанных на естественнонаучной парадигме, психологические закономерности и механизмы, рассматриваются как производные от физиологических закономерностей и механизмов, а в основе функционировании психики представляются законы природы, реализуемые через биохимические и биофизические процессы, происходящие в организме человека. В качестве органа психики рассматривается головной мозг, работа которого и обеспечивает протекание психических процессов, возникновения и проявления психических явлений, свойств и других феноменов. Само понятие психики рассматривается как функция высокоорганизованной материи, как наивысшая форма отражения объективной реальности, возникшая в результате эволюции живой природы. Любой идеалистический подход к пониманию психического наталкивается на жесткое сопротивление большинства современных отечественных ученых-психологов, отнесения такого подхода к ненаучному, религиозному мировоззрению, и принятие в качестве научного мировоззрения только мировоззрения материалистического. В этой связи рассмотрение психологии как науки о душе представляется неправомерным, поскольку сама душа трактуется как нечто эфемерное, термин «душа» считается не научным, так называемое «душевное» и «духовное» сводимо к внутреннему субъективному миру, который возникает как результат функционирования нервной системы, предполагающей организмическое отражение внешнего объективного мира человека (или животных).

В отечественной психологии, выстраивающейся на гуманитарной парадигме (основу которой составляют религиозно-философские и теологические взгляды на человеческую сущность), определение объекта психологии также является проблематичным. Несмотря на то, что душа человека трактуется как предметная область психологии, существует несколько подходов к определению содержания психологического знания. Так, например, в христианской психологии как разновидности гуманитарной психологии, рассматривая возникновение, сущность и существование человека как продукт Божественного творчества, ряд ученых психологов и богословов противопоставляют научную психологию Учению Церкви. В этом случае говорят о «мертвой психологии», представленной в научно-психологических исследованиях и основывающейся на материалистическом мировоззрении, и «живой психологии», выстраивающейся на Святоотеческом учении. Другие говорят о психологии как прикладной области христианской антропологии, сотериологии, аскетики и др. Третьи – определяют психологию как самостоятельную научную область знания, базирующуюся на религиозной и идеалистической философии. Понятие души и психики в этом случае тождественны и трактуются как «вневременная идеальная субстанция». Такое понимание психики является характерным и для зарубежной гуманитарной психологии (в основном христианской). Душа и дух здесь зачастую трактуются нераздельно как «деятельные, вневременные, нематериальные, бессмертные субстанции» (В.Штерн, Э.Шпрангер, У.Джеймс, Л.Лопатин, Н.Грот, А.Галич и др.). Однако такая трактовка требует уточнения сущностных характеристик духа и души с точки зрения психологии. Это, во-первых. Во-вторых, необходимо уточнить содержательный состав предметной области психологии, выделить психологический аспект.

Сопоставляя между собой естественнонаучную и гуманитарную парадигмы, можно заключить, что сохранение психологии как самостоятельной науки возможно лишь в том случае, если отграничить ее предметную область от других наук. Изучение души, которое имеет место в гуманитарной психологии, как раз и решает такую задачу.

Развитие гуманитарной психологии осуществляется по различным мировоззренческим направлениям. Одним из них является православная психология. Как и христианская психология в целом, православная в своем содержании и построении научных исследований реализует все вышеприведенные подходы христианской психологии (1 – противопоставление православной психологии научной психологии; 2 – православная психология как прикладная область христианской антропологии, сотериологии, аскетики и др.; 3 – православная психология как самостоятельная научная дисциплина). На наш взгляд, только подход, в котором православная психология рассматривается как самостоятельная наука, можно признать наиболее перспективным в определении специфики содержания психологического знания. При этом следует иметь в виду, что в качестве методологической основы такой психологии должна выступать наряду со Священным Писанием, Учением Православной Церкви и Святоотеческим Учением христианская философия. Также следует иметь в виду, что, несмотря на содержательную взаимосвязь православной психологии с христианской антропологией, сотериологией, аскетикой, ее категориальный состав, способы и процедуры построения исследования, выбор доказательной базы существенно отличается от указанных наук. Задачи, которые решает в этом случае православная психология, связаны с психологической интерпретацией фактов, представленных в Священном Писании, ведущих доктрин и понятий, имеющих место в учении Святых Отцов Православной Церкви, категорий и основных положений христианской антропологии, сотериологии, аскетики, философии. Например, объяснить с психологической точки зрения сущностные изменения, произошедшие в человеке в результате его грехопадения; определить психологические содержания личности, сопоставив их с понятием личности в Святоотеческом учении, Учении Православной Церкви, христианской антропологии, сотериологии, аскетики; раскрыть антропологические категории через психологические понятия и др. Решение этих задач невозможно без опоры на достижения психологической науки на основе естественнонаучной парадигмы. В этой связи следует обратить внимание на научные разработки в области психологии бессознательного и сознания (А.Адлер, А.Н.Леонтьев, П.В.Симонов, Д.Н.Узнадзе, З.Фрейд, Э.Фромм, Э.Эриксон, К.Г.Юнг и др.); психологии творчества (Д.Б.Богоявленская, Я.А.Пономарев, В.Н.Дружинин, А.Танненбаум, Д.Векслер, Э.Де Боно и др.); психологии смысловой сферы (А.Г.Асмолов, Е.З.Басина, Б.С.Братусь, В.К.Вилюнас, А.В.Запорожец, А.А.Леонтьев, А.Н.Леонтьев, Д.А.Леонтьев, В.В.Столин и др.); психологии интеллекта (Х.Айзенк, А.В.Брушлинский, А.Бандура, Д.Векслер, Л.А.Венгер, Дж.Келли, Р.Б.Кеттелл, Б.Ф.Скиннер, М.А.Холодная, А.Бине, Дж.Гилфрод, Дж. Брунер, Ж.Пиаже, Дж.Роттер, Ч.Спирмен, А.Стаатс, Р.Стернберг, Л.Терстоун, Д.Б.Уотсон, и др.). Однако все теоретические позиции, концептуальные положения, понятия, приводимые в этих разработках, должны быть соотнесены со Святоотеческим Учением, Учением Православной Церкви, понятийным аппаратом христианской антропологии, сотериологии, аскетики.

Одной из ведущих методологических проблем, стоящих в настоящее время перед гуманитарной психологией в целом, и перед православной психологией в частности, является определение понятия души, как базисной психологической категории, раскрывающей научный объект психологии.

Представления о душе занимают одно из ведущих мест в Святоотеческом Учении и религиозной философии. Так, например, блаженный Августин писал о том, что понимание души имеет прямое отношение к познанию Бога: «Два вопроса составляют предмет …. исследования: один о душе, другой о Боге. Первый приводит нас к познанию самих себя, другой – к познанию своего происхождения». Преподобный Амвросий старец Оптинский писал: «Как драгоценна душа человеческая! Она дороже всего мира со всеми его сокровищами и благами. Но страшно подумать, как мало понимаем мы достоинство бессмертной души своей».

В традициях Святоотеческого Учения душа трактуется многоаспектно, и мыслится как «субстанция самоцельная и бестелесная», «одинаковая с духом по существу» и т.д. Отмечается, что душа есть «сущность разумная, безымянная, непознаваемая, словесная, оживляющая и составляющая тело. Это сущность тонкая, невещественная, безубразная, но образ и тип Божий». Наиболее полное представление Святых Отцов о душе выразил св. Иоанн Дамаскин: «Душа есть существо живое, простое, бестелесное, телесными очами по своей природе, невидимое, бессмертное, разумом и умом одаренное, безвидное, действующее посредством органического тела и сообщающее ему жизнь, возрастание, чувство и силу рождения, имеющее ум, не как что-либо отличное от нее, но как чистейшую часть самой себя. Душа есть существо свободное, одаренное способностью хотеть и действовать, изменяемое и именно изменяемое в воле, как существо сотворенное».

Определение души в Святоотеческом Учении идет либо через ее отношение к телу, либо через отношение к духу. Так, например, блаженный Августин писал, что «душа есть некая субстанция, имеющая участие в разуме и приноровленная к управлению телом». Согласно Мелетию Монаху «душа есть субъект тела». Понимание души как проявление духовного прослеживается в трактовке Макария Египетского: «Душа поистине есть великое, чудное, Божественное творение. Бог, созидая ее, не вложил зла в ее природу, но одарил всеми совершенствами, свойственными духу. Он заключил в ней законы добродетелей, способность различения, ведение, мудрость, веру, любовь …». Такое деление в понимании сущности души является весьма условным. Человеческая душа мыслиться как идеальная, метафизическая субстанция, интегрирующая в себе духовное и природное в человеке. Будучи невидимой, она проявляет себя через видимое тело. В этой связи понимание ее сущности невозможно вне рассмотрения Божественного творчества мира. Идея Божественного творения мира наиболее целостно отражена в христианской метафизике. Согласно ей в человеке имеет место две субстанциональные основы: духовная и природная, при этом первая отражается во втором. Результатом такого отражения является возникновение некого сущностного интегратива, образующего относительно автономную человеческую субстанцию – душу. Другими словами, душа есть сущностная человеческая целостность, возникающая в результате отражения духовного в телесном, и представляющая собой оживляющую энергетическую систему. По своей сути душа, как и дух, идеальна (метафизична), однако результаты ее проявления можно наблюдать в жизнедеятельности человека.

Говоря о душе, необходимо выделить сущностные различия между человеком и животными. Как жизненное начало, душа есть и у животных. Однако по совершенно справедливому утверждению св. Григория Паламы, душа животного есть жизнь тела, ею одушевленного и имеющего эту жизнь не по существу, а по действию. Эта душа ничего другого не может кроме действия тела и при разложении тела распадается вместе с ним. Душа человека и душа животного качественно различные феномены и потому не сопоставимы. Человеческая душа одухотворена, в ней проявляется образ Божий, в то время как душа животного есть лишь энергетический потенциал, заложенный Творцом в животного для оживления тела животного.

Исходя из идеи Божественного творения мира, можно предположить, что духовное и природное в человеке задано изначально. Эти субстанции, по большей, части не имеют качественного развития, они лишь количественно изменяются (объем, содержание и др.) в онтогенезе. Возникновение же качественных новообразований имеет место в душе человека. При этом духовные и природные содержания детерминируют душевное развитие в виде развития задатков и предрасположенностей человека. Таким образом, имеет смысл говорить об онтогенетическом развитии духовного и природного применительно к развитию души человека. Именно в душе человека духовные и природные задатки и предрасположенности становятся способностями, различными психическими свойствами, процессами, качествами и др.