рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Субъектность человека как научный предмет христианской психологии

Субъектность человека как научный предмет христианской психологии - раздел Психология, Христианская психология В Широком Смысле Слова Предметом Науки Является То, Что Она Изучает В Объекте...

В широком смысле слова предметом науки является то, что она изучает в объекте. Многоаспектный состав и феноменология человеческой души детерминируют взаимодействие множества факторов экзистенциального характера, реализуемых в цели, содержании и организации педагогического процесса. Результатом реализации таких факторов является формирование психологических и психических новообразований человеческой субъектности.

Толкование субъектности в современной психологии, как отечественной, так и зарубежной осуществляется, как правило, либо с позиции гуманистической, либо гуманитарной парадигмы.

Для гуманистической парадигмы характерен антропоцентризм. Человек в этом случае возводится в абсолютную ценность, относительно которой выстраивается вся система его отношений с окружающим миром. Другими словами, жизнь человека ограничена системой отношений «человек – Мир».

В рамках данного направления разработано достаточно большое количество психологические концепции человеческой субъектности (3), (15), (26), (67), (78), (136), (163), (179), (282), (283), (284), (501) и др. В этих концепциях, как правило, трактовка субъектности связано с пониманием субъекта в человеке как некой психологической целостности, обеспечивающей существование в самом себе. При этом преимущественно понимание субъекта увязывается с наделением человека качествами быть активным, самостоятельным, умелым в осуществлении человеческих форм жизнедеятельности (16), (67), (106), (336) и др. Здесь уместны слова Б.Г.Ананьева: «… определив человека как объект общественного развития, мы можем понять внутренние условия его становления как субъекта общественного развития» (16, с.125). Объект в отличии от субъекта не является чем-то уникальным, человек с позиции объекта приравнимается к другим людям, т.е берется в тех своих качествах, которые делают его «взаимозаменяемым» в пределах той или иной группы (146). Таким образом, человек является субъектом в силу своего отличия от других людей в плане проживания в своем «внутреннем мире». Как замечает М.С.Каган, человек является субъектом в том отношении, что обладает сознанием и самосознанием, детерминирующим свободный выбор целей и необходимых для их осуществления действий. Обладая свободой, субъект неповторим в своей активности. Также характеристикой субъекта является то, что приписывается ему другим человеком, или им самим себе (146).

По мнению большинства отечественных психологов, стоящих на позициях культурно-исторического подхода Л.С.Выготского, и опирающихся на «деятельностные теории» (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштей и др.), субъект проявляет себя в деятельности. При этом стать субъектом деятельности значит «… освоить эту деятельность, овладеть ее, быть способным к ее осуществлению и творческому преобразованию» (336, с.250). Наряду с этим, субъект рассматривается в психологии и относительно других форм активности человека: общения, познания, поведения. Причем, в этом он проявляется как некая целостность, интегрирующая в себе все проявление человеческой активности. По этому поводу А.В.Брушлинский писал: «Человек как субъект – это высшая системная целостность всех его сложнейших и противоречивых качеств, в первую очередь психических процессов, состояний и свойств, его сознания и бессознательного» (67, с.10).

Исходя из сказанного, следует, что изучения субъектности с позиции естественнонаучного подхода в отечественной психологии связано с рассмотрением субъективных свойств человека. В этой связи особого внимания заслуживают труды Б.Г. Ананьева (15), (16), (17) и др. В его исследованиях субъективные свойства рассматриваются относительно внешних атрибутов активности человека, хотя и предполагают изменения человеком самого себя. Не смотря на то, что Б.Г. Ананьев и не использовал понятие «субъектность», его теоретические позиции и концептуальные положения относительно человеческой сущности, позволяют определить критерии оценивания субъектности. Во-первых, субъективные свойства появляются на определенном уровне развития личности и характеризуются балансом экстериоризации и интериоризации. Во-вторых, функции субъекта связаны с продуктивностью выполняемой человеком деятельности. В-третьих, деятельность субъекта носит творческий, преобразующий характер.

В рамках деятельностного подхода субъектность увязывается со смысловой сферой личности (26), (195), (198), (200) и др. Так, например, в исследованиях А.Г.Асмолова субъектность рассматривается как одна из системных характеристик деятельности, раскрывающих ее внутренний смысл (26). В этом отношении субъектность теснейшим образом связана с мотивацией деятельности. Высшей формой субъектности А.Г. Асмолов считает личностный смысл, предаваемый событиям и действиям (26).

С позиций психологической школы С.Л. Рубинштейна субъектность рассматривается относительно субъективной природы человека. В этом случае она трактуется как способность человека производить взаимообусловленные изменения в мире и в себе самом (321), (322) и др. Последнее находит свое отображение в исследованиях К.А. Абульхановой-Славской, А.В. Брушлинского и др. (3), (4), (67) и др. В целом характеризуя субъектность, эти авторы: определяют специфику человеческого способа бытия; предлагают методологические принципы изучения субъектности, как раскрытие человека во всех для него существенных отношениях, в каждом из которых он как субъект выступает в новом качестве; выделяют условия и механизмы функционирования субъектности.

С точки зрения В.Н. Мясищева в субъектности одну из ведущих ролей играет отношения к другим людям. Такие отношения составляет «сердцевину» человеческой жизни. В них целиком проявляется то, к чему человек стремиться, что он испытывает к другому человеку, на что он способен, вступая во взаимодействие с другими людьми (250). Таким образом, отношение человека к другим людям является характеристикой субъектности, проявляющейся в преобразовательной деятельности как по отношению к миру, так и к себе.

По мнению Л.И. Анцыферовой, отношения человека реципрокные (). В этой связи, то что касается субъектности, то человек в ней интегрируется с другими людьми. Другими словами, человек не только демонстрирует свои отношения к себе и к окружающим людям, но и фокусирует в себе отношения других людей. Реципрокность отношений находит свое отображение в понятии «отраженная субъектность», под которой понимается индеальная представленность одного человека в другом (78), (282) и др. Е.Н. Волкова по этому поводу пишет «…педагог, «отражаясь» в учениках, выступает как деятельное начало, способствующее изменению их взглядов, их отношений. Однако субъектность педагога … не предполагает экспансию ценностей и целей ученика целя и ценностями учителя. Ученики в равной степени «отражаются в педагоге» и являются своего рода импульсом развития субъектного учителя. Чувствует ли себя ученик субъектом своей жизни и деятельности и субъектом взаимоотношений с учителем – это «отражается» в педагоге и определяет качество субъектности учителя (78, с.40). Также этот автор отмечает, что в условиях свободного выбора субъектность формируется путем саморазвития. При этом воздействия окружающих людей способствуют или препятствуют такому процессу, заменяя саморазвитие управление, формированием и др. (78, с.45).

В отечественной психологии субъектность зачастую представляется через пространственные и временные характеристики (78, с.45).

Пространственные характеристики субъектности достаточно обстоятельно описал В.А. Петровский через сферы, проявляющиеся в деятельности. К этим сферам он относит: витальную, предметную деятельность, деятельность общения и деятельность самосознания (283). Временные характеристики субъектности достаточно обстоятельно представлены В.И.Слободчиковым и Е.И.Исаевым. Данные характеристики находят свое отражение в периодизации психического развития человека (335).

Во многом субъектность проявляется через ответственность человека. Последнее характеризует нравственный аспект субъектности. При этом следует различать ответственность и исполнительность. Ответственность всегда характеризуется самостоятельностью личности, тогда как исполнительность детерминирована внешними воздействия и имеет гетерономный характер. С точки зрения Г.С. Батищева, замена ответственности исполнительностью приводит к тому, что человек теряет суверенность, он демонстрирует экстернальность, когда имеет место «перекладывание» на других ответственность за себя, контроль «со стороны» (37). Эта точка зрения находит свое продолжения в психологической концепции субъектности В.Ф. Сафина. С позиций этого автора ответственность является формой проявления субъектности в личности (327).

Наряду с выше сказанным, субъектность, по мнению большинства исследователей данного феномена, обладает уникальностью. Так, например, характеризуя субъектность М.С.Каган, указывает на то, что в ней целенаправленная активность поднимается на уровень сознательной, ценностно-избирательной деятельности, тем самым отличая себя от всех других сходных систем (146).

В целом характеризуя психологические концепции субъектности, разработанные с позиции гуманистической парадигмы, следует отметить, что они преимущественно основывается на естественнонаучных взглядах на человека. При этом субъектность человека рассматривается в контексте природных детерминант. Следует заметить, что естественнонаучный подход в психологии зачастую низводит ее предмет до уровня прикладной области антропологических наук (физиологии др.). Другими словами, очевидно ассимиляции психологии в другие науки. Так выделяемые в психологических исследованиях, основанных на естественнонаучном подходе, психологические закономерности и механизмы рассматриваются как производные от физиологических закономерностей и механизмов, а в основе функционировании психики представляются законы природы, реализуемые через биохимические и биофизические процессы, происходящие в организме человека. В качестве органа психики рассматривается головной мозг, работа которого и обеспечивает протекание психических процессов, возникновения и проявления психических явлений, свойств и других феноменов. Само понятие психики рассматривается как функция высокоорганизованной материи, как наивысшая форма отражения объективной реальности, возникшая в результате эволюции живой природы. Любой идеалистический подход к пониманию психического наталкивается на жесткое сопротивление большинства современных отечественных ученых-психологов, отнесения такого подхода к ненаучному, религиозному мировоззрению, и принятие в качестве научного мировоззрения только мировоззрения материалистического.

Исходя из выше сказанного, можно заключить, что сохранение психологии как самостоятельной науки возможно лишь в том случае, если ограничь ее предметную область от других наук. Последнее находит свое отображение в гуманитарной парадигме, когда в человек рассматривает не только как результат эволюции живой материи, но и как продукт эманации Высшего Разума, не только как природное существо, но и как существо метафизическое.

Развитие гуманитарной психологии осуществляется по различным мировоззренческим направлениям. Одним из них является христианское мировоззрение. В последнем случае субъектность рассматривается как душевное образование (136); (432); (438); (441); (443); (515) и др. При этом субъект имеет место не только в человеческом существе, но и в высокоразвитых животных. Так, например, по этому поводу В.В.Зеньковский пишет: «В дочеловеческом бытии, например, в каком-либо животном, есть природа, имеющая свой «субъект» в «существе»» (136, с.215).

Понимание субъектности в христианской психологии во многом пересекается с понятием субъектности в антропологическом подходе В.И. Слободчикова и Е.И.Исаева. Субъект в последнем случае рассматривается, как уже отмечалось, в границах душевной жизни человека. Они говорят о том, что в субъекте имеет место интеграция психических процессов, функций, свойств. «Субъект есть психосоциальная реальность, и содержанием субъективного способа бытия является сама социальная жизнь человека. Субъект есть деятельностная целостность, так как деятельность является основой психических свойств и функций» (336, с.253). Исходя из этого, эти авторы утверждают, что «субъектность есть центральное образование человеческой субъективности, а, следовательно, центральная категория психологии человека» (336, с.253).

Исходя из христианской метафизики, понимание субъектности, представленное в антропологическом психологическом подходе, требует уточнения. В этом случае, следует говорить о интегративном качестве души, в рамках которого происходит формирование и развитие различных психических и психологических образований. Последнее связано, прежде всего, с воздействием среды на индивидуальность и индивид, как заданных психологических целостностей. В случае воздействия среды на индивидуальность имеет место возникновение и развитие личности (речь идет об эмпирической личности человека в контексте христианской психологии), а воздействие среды на индивид – возникновение и развитие социального индивида. Таким образом, в субъектности имеет место возникновение и развитие духовно-детерминированных (личность) и природно-детерминированных (социальный индивид) феноменов.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Христианская психология

Душа – научный объект христианской психологии. Личность в христианской психологии. Интеллект и его развитие в педагогическом процессе. Личностно-развивающее воспитание в системе образования. Психология персонифицированного обучения. Педагогическое взаимодействие в персонифицированном обучении.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Субъектность человека как научный предмет христианской психологии

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Христианская философия и христианская антропология как методологическая основа христианской психологии
Как известно методология науки – это система знаний о построении, формах, способах организации научного познания, а также путях установления обоснованности и верефицирован

Научный объект психологии как проблема
Что такое психология? Прикладная область философии, наука, искусство? На сегодняшний день нет единого ответа на этот вопрос. Как в отечественной, так и в зарубежной психологии существуют

Психологический состав и феноменология человеческой души
Сопоставляя между собой уровни существования психики, рассматриваемые в современной психологии и области существования души, представленные в христианкой антропологии, сотериологии и Святоотеческом

Понятие личности и ее модальностей в христианской психологии
Понятие личности в христианской психологии, выстроенной в рамках православной парадигмы, наиболее целостно представлено в психологическом наследии В.В.Зеньковского. В этом случае речь идет о дв

Амбивалентность душевного в личности современного человека
Рассматривая личность современного человека, невозможно не коснуться сущностных изменений, произошедших в душе в результате его грехопадения. Чего не было у Адама и Евы по их сотворению, и что возн

Феноменология эмпирической личности современного человека
Эмпирическая личность современного человека проявляется, прежде всего, через сознательную область психического. Здесь человек рефлексирует себя как субъекта, отличного от других. Т

Уровни и формы развития эмпирической личности современного человека
Развитие эмпирической личности связано с развитием рефлексии. Согласно этому в зависимости от уровня и формы развития рефлексии можно представить уровни и формы развития личности.

Интеллект как ментальный опыт человека
Понимание интеллекта в философии и психологии является одной из проблем, решение которой связанно мировоззренческими основами той или иной философской или научной школы. Как философско-психологичес

Когнитивный опыт в структуре интеллекта
По мнению М.А.Холодной, когнитивный опыт реализуется в виде: архетипических структур, способов кодирования информации, когнитивных схем, семантических структур и понятийных психиче

Метакогнитивный опыт в структуре интеллекта
Метакогнитивный опыт включает в себя четыре типа ментальных структур. Это: непроизвольный интеллектуальный контроль, произвольный интеллектуальный контроль, метакогнит

Интенциональный опыт в структуре интеллекта
Интенциональный опыт определяется направленностью и избирательностью интеллектуальной активности. Интенции, по мнению М.А.Холодной, есть «...особые субъективные

Понятие о личностно-развивающем воспитании в свете христианской православной парадигмы
Важнейшим условием, обеспечивающим развитие личности, являются воспитание и обучение в системе образовательного процесса. В этом случае имеют место психологические закономерности и механизмы, д

Индивидуальная мораль и индивидуальная нравственность в личностно-развивающем воспитании
Личностно-развивающее воспитание всегда является нравственным. Оно всегда направлено на одухотворение душевного развития человека. Именно здесь формируется нравственное отношение к себе и к

Диалектика личностно-развивающего воспитания
Воспитание, направленное на развитие личности, диалектично по своей сути. Это значит, что оно детерминировано различного рода противоречиями, взаимообусловленностью количественных и качественных из

Сущностная характеристика персонифицированного обучения
Термины «персонификация» и «персонализация», как уже отмечалось, являются производными от английских слов person и personality. Трактовка этих терминов в «западно

Психологические закономерности персонифицированного обучения
Формирование компонентов социально-психологических сфер субъектности человека в персонифицированном обучении должно подчиняться универсальным, существенным, повторяющимся связям между обучением и с

Сущность и структура педагогического взаимодействия
Под педагогическим взаимодействием в педагогической психологии чаще всего понимают систему отношений между педагогом и учащимися, проявляющуюся совместной деятельностью, в ходе которой осуществ

Модели педагогического общения в контексте трасактного анализа
Коммуникативный аспект педагогического взаимодействия можно представить в виде моделей педагогического общения. При этом рассматривая общение как систему субъект – субъектных отнош

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги