рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Понятие личности и ее модальностей в христианской психологии

Понятие личности и ее модальностей в христианской психологии - раздел Психология, Христианская психология Понятие Личности В Христианской Психологии, Выстроенной В Рамках Правосла...

Понятие личности в христианской психологии, выстроенной в рамках православной парадигмы, наиболее целостно представлено в психологическом наследии В.В.Зеньковского. В этом случае речь идет о двух центрах (слоях) личности: метафизическом и эмпирическом [Зеньковский, 1996, с.280-292]. Метафизическое в личности представляется как некая данность, как духовно-детерминированная человеческая целостность, как некая «ипостась» [Зеньковский, 1992, с.215]. Как отмечал В.В.Зеньковский, метафизическая личность уже от первых дней жизни окрашена чем-то индивидуальным [Зеньковский, 1996, с.285]. В ней наблюдается замысел Божий в творении человека непохожим на других людей в духовном плане. («Одному дано десять талантов, а другому пять».) Можно сказать, что в метафизической личности проявляется Воля Божья относительно конкретного человека и его «миссии» в мире. Эмпирическая же личность есть продукт онтогенетического развития, она несет в себе некий «эмпирический состав». Другими словами, она возникает в результате воздействия социальной среды на «метафизический состав» личности, и представлена различными психическими и психологическими образованиями, качественно возникающими в процессе человеческой жизни. Следовательно, «…метафизическое понятие личности, заставляет признать, что в глубине души лежит метафизическая сторона, которая определяет и направляет эмпирическое развитие души. Человек никогда не бывает только дан, он никогда не закончен, он всегда и «задан», перед ним всегда раскрыта бесконечная перспектива духовного развития. Человек и глубже и богаче своей эмпирической личности; из глубины души его поднимаются все новые и новые движения, новые силы, новые установки, – и все это заключено в границе данной индивидуальности, носит на себе ее печать» [Зеньковский, 1996, с.284]. Другими словами, метафизическая личность есть индивидуальность человека, данная ему по факту его творения Богом, в то время как эмпирическая личность предопределяется рождением человека, его формированием и развитием в определенной социокультурной среде.

Исходя из вышесказанного, личность человека с позиции христианской психологии можно представить, с определенной долей условности, в виде трех модальностей: «Личность Адама», «Личность современного человека» и «Личность Иисуса Христа».

Адам был сотворен Богом личностью вполне самодостаточной. Его метафизическая личность «включала» все необходимое содержание психологических образований, необходимых для реализации всех духовных атрибутов человека: разума, творчества, свободы, воли, силы. Также следует заметить, что Адам был сотворен не младенцем, а вполне зрелым человеком. При этом он имел возможность общаться с Богом, т.е. существовал в системе отношений «Человек – Бог». Жизнь Адама в Раю вполне соответствовала замыслу Божьему в творении человека.

Грех сделал невозможным дальнейшее общение человека с Богом [Серебрякова, Никулина, Серебряков, 2010. 9, с.21] Изгнанные из Рая первые люди стали создавать новый мир на земле, включающий в себя общество, культуру и др. Последнее находит свое выражение в системе «Человек – Мир». В рамках этой системы труд стал одной из «безгреховных» основ существования человека и возникновения у него различных психологических и психических новообразований (т.е. выступил в качестве способа формирования эмпирической личности). Таким образом, можно заключить, что система отношений «Человек – Бог» детерминирует метафизическую личность, а система отношений «Человек – Мир» – эмпирическую личность.

Сын Адама и Евы Каин был не только «творением Бога», но и рожденным человеческим существом. Он пришел в этом мир младенцем, динамически развивающимся в процессе жизни. В этом случае личность Каина во многом тождественна личности современного человека. Метафизическая личность Каина дана ему по факту творения. Она определяет его духовный потенциал по замыслу Божьему, представленному в индивидуальности. Однако метафизическая личность Каина в отличие от личности Адама не обладает достаточными психологическими образованиями (знаниями, умениями и др.), необходимыми для реализации всех духовных атрибутов человека. Эти образования формируются в процессе общения Каина с окружающим миром, т.е. через формирование эмпирической личности. Более того, возможность выстраивания отношений с Богом у Каина (как и у современного человека) зависит от того, как формируются у него ориентации на Бога окружающим миром (у современного человека это прежде всего социокультурная среда). Таким образом, прийти к Богу современный человек может только через систему отношений «Человек – Мир», и эмпирическая личность является условием реализации замысла Божьего в человеке, представленного в метафизической личности.

В отличие от Адама и современного человека Иисус Христос рожден от Бога. И как Сын Божий Он воплотил в себе Божественную Сущность. (Рождение в отличие от творения есть полное воплощение «родителя» в «рожденном» по своей сущности. Следовательно, если речь идет о духовном воплощении через рождение от Бога, то имеет место Абсолютное бытие. Таким образом, Иисус Христос есть «Единородный Сын Божий….рожденный из существа Отца, как свет от света. От истинного Бога Отца рождается такой же истинный Бог Сын, и рождается … прежде всякого времени – от вечности, так, что с Отцом вечно всегда есть Сын (а также и Святой Дух), одинакового существа с Отцом («единосущна Отцу») [Слободской, 2008, с.505-506]). Исходя из сказанного, Иисус Христос не обладал метафизической личностью, т.к. Он есть Бог. И как Бог Он не органичен «замыслом Божьим», какой-то индивидуальностью. Это с одной стороны. С другой стороны Он был рожден от Девы Марии, и в этом отношении он являл собой человека. Он пришел в этом мир младенцем и возрастал в определенных социокультурных условиях, и в этом плане у Него формировалась эмпирическая личность. При этом следует заметить, что Его эмпирическая личность раскрывает уникальность Иисуса Христа как Спасителя рода человеческого. Господь говорит: «…Я есмь путь и истина и жизнь; никто не может приходить к Отцу, как только через Меня» [Ин.,14.6]. Другими словами, только через систему отношений «Человек – Мир», в котором представлена эмпирическая личность Иисуса Христа, любой из нас обретает возможность выйти на уровень отношений «Человек – Бог». Именно через Иисуса Христа, живущего в мире людей, можно прийти к Богу.

Исходя из сказанного, для эмпирической личности современного человека эмпирическая личность Иисуса Христа выступает не только идеалом, но и путем личностного развития, когда смыслом жизни и основной ценностью выступает стремление к Богу. В этой связи возникает необходимость определения психологических механизмов, детерминирующих такое личностное развитие современного человека. Это можно сделать лишь в том случае, если разобраться в вопросе душевных изменений, возникших в результате грехопадения Адама, выявить душевные новообразования.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Христианская психология

Душа – научный объект христианской психологии. личность в христианской психологии. интеллект и его развитие в педагогическом процессе. личностно-развивающее воспитание в системе образования. психология персонифицированного обучения. педагогическое взаимодействие в персонифицированном обучении.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Понятие личности и ее модальностей в христианской психологии

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Христианская философия и христианская антропология как методологическая основа христианской психологии
Как известно методология науки – это система знаний о построении, формах, способах организации научного познания, а также путях установления обоснованности и верефицирован

Научный объект психологии как проблема
Что такое психология? Прикладная область философии, наука, искусство? На сегодняшний день нет единого ответа на этот вопрос. Как в отечественной, так и в зарубежной психологии существуют

Психологический состав и феноменология человеческой души
Сопоставляя между собой уровни существования психики, рассматриваемые в современной психологии и области существования души, представленные в христианкой антропологии, сотериологии и Святоотеческом

Субъектность человека как научный предмет христианской психологии
В широком смысле слова предметом науки является то, что она изучает в объекте. Многоаспектный состав и феноменология человеческой души детерминируют взаимодействие множества факторов экзистенциальн

Амбивалентность душевного в личности современного человека
Рассматривая личность современного человека, невозможно не коснуться сущностных изменений, произошедших в душе в результате его грехопадения. Чего не было у Адама и Евы по их сотворению, и что возн

Феноменология эмпирической личности современного человека
Эмпирическая личность современного человека проявляется, прежде всего, через сознательную область психического. Здесь человек рефлексирует себя как субъекта, отличного от других. Т

Уровни и формы развития эмпирической личности современного человека
Развитие эмпирической личности связано с развитием рефлексии. Согласно этому в зависимости от уровня и формы развития рефлексии можно представить уровни и формы развития личности.

Интеллект как ментальный опыт человека
Понимание интеллекта в философии и психологии является одной из проблем, решение которой связанно мировоззренческими основами той или иной философской или научной школы. Как философско-психологичес

Когнитивный опыт в структуре интеллекта
По мнению М.А.Холодной, когнитивный опыт реализуется в виде: архетипических структур, способов кодирования информации, когнитивных схем, семантических структур и понятийных психиче

Метакогнитивный опыт в структуре интеллекта
Метакогнитивный опыт включает в себя четыре типа ментальных структур. Это: непроизвольный интеллектуальный контроль, произвольный интеллектуальный контроль, метакогнит

Интенциональный опыт в структуре интеллекта
Интенциональный опыт определяется направленностью и избирательностью интеллектуальной активности. Интенции, по мнению М.А.Холодной, есть «...особые субъективные

Понятие о личностно-развивающем воспитании в свете христианской православной парадигмы
Важнейшим условием, обеспечивающим развитие личности, являются воспитание и обучение в системе образовательного процесса. В этом случае имеют место психологические закономерности и механизмы, д

Индивидуальная мораль и индивидуальная нравственность в личностно-развивающем воспитании
Личностно-развивающее воспитание всегда является нравственным. Оно всегда направлено на одухотворение душевного развития человека. Именно здесь формируется нравственное отношение к себе и к

Диалектика личностно-развивающего воспитания
Воспитание, направленное на развитие личности, диалектично по своей сути. Это значит, что оно детерминировано различного рода противоречиями, взаимообусловленностью количественных и качественных из

Сущностная характеристика персонифицированного обучения
Термины «персонификация» и «персонализация», как уже отмечалось, являются производными от английских слов person и personality. Трактовка этих терминов в «западно

Психологические закономерности персонифицированного обучения
Формирование компонентов социально-психологических сфер субъектности человека в персонифицированном обучении должно подчиняться универсальным, существенным, повторяющимся связям между обучением и с

Сущность и структура педагогического взаимодействия
Под педагогическим взаимодействием в педагогической психологии чаще всего понимают систему отношений между педагогом и учащимися, проявляющуюся совместной деятельностью, в ходе которой осуществ

Модели педагогического общения в контексте трасактного анализа
Коммуникативный аспект педагогического взаимодействия можно представить в виде моделей педагогического общения. При этом рассматривая общение как систему субъект – субъектных отнош

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги