рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Интеллект как ментальный опыт человека

Интеллект как ментальный опыт человека - раздел Психология, Христианская психология Понимание Интеллекта В Философии И Психологии Является Одной Из Проблем, Реше...

Понимание интеллекта в философии и психологии является одной из проблем, решение которой связанно мировоззренческими основами той или иной философской или научной школы. Как философско-психологическая категория «интеллект» чаще всего увязывается с разумностью бытия человека. При этом, используя различные основания, исследователи по-разному рассматривают природу интеллекта, его формы и т.д. Так, например, принимая во внимание поведенческий параметр, В.Н.Дружинин говорит об интеллекте как о «...некоторой способности, определяющей общую успешность адаптации человека (и животных) к новым ситуациям посредством решения задач во внутреннем плане действия («в уме») при доминирующей роли сознания над бессознательным» [Дружинин, 1995, с.18]. Однако данный автор указывает на то, что это определение весьма спорно, также как и все другие определения поведенческого характера, в нем реализуется операциональная позиция, т.е., считается возможным изучение интеллекта в сочетании процедур диагностики и измерения поведенческих проявлений, и создании «факторных моделей интеллекта» [Дружинин, 1995, с.19]. Наряду с таким пониманием существует масса других дефиниций. При этом в зависимости от подхода, реализуемого в той или иной психологической школе, теории, концепции, делается акцент на содержательный, процедурный, структурный и другие аспекты интеллекта. Иногда говорят об интеллекте как системе психических механизмов, которые обусловливают возможность построения «внутри» индивидуума субъективной картины происходящего (Г.Айзенк, Э.Хант и др.). По мнению М.А.Холодной, «…назначение интеллекта – создать порядок из хаоса на основе приведения в соответствие индивидуальных потребностей с объективными требованиями реальности» [Холодная, 1997, с.9].

На сегодняшний день структурно-интегративная теория интеллекта М.А.Холодной является, пожалуй, единственной, в которой предусматривается некая метафизичность интеллекта и, кроме того, дается представление об интеллекте как особой психической реальности, и, в конечном итоге, рассматривается как ментальный опыт. Все существующие до этого концепции «складывали» структуру интеллекта из его свойств или проявлений, оставляя за рамками рассмотрения собственно интеллект. Однако объяснить природу интеллекта на уровне анализа его проявлений в принципе невозможно. Необходимо рассмотреть внутриструктурную организацию данного психического образования и из особенностей этой организации понять итоговые свойства определенной психической целостности – интеллекта [Холодная, 1997, с.123]. В этом случае интеллект будет пониматься как события, происходящие «внутри» индивидуального ментального опыта личности и изнутри влияющие на характеристики интеллектуальной деятельности человека.

Особо ценным, на наш взгляд, является то, что М.А.Холодная рассматривает интеллект как онтологическую характеристику самобытия человека, наиболее целостно проявляемую в опыте.

Структурно-интегративный подход в изучении интеллекта в теории М.А.Холодной затрагивает следующие аспекты:

анализ элементов, которые образуют состав этого психического образования, а также тех ограничений, которые накладывает на итоговые свойства интеллекта природа этих компонентов;

анализ связей между элементами интеллектуальной структуры, причем таких связей, которые проявляются не только в особенностях конструкции данной структуры, но и в характеристиках актуалгенеза (характеристиках микрофункциональной развертки в интеллектуальных актах);

анализ целостности, предполагающий изучение механизмов интеграции отдельных элементов в единую интеллектуальную структуру, характеризующуюся качественно новыми свойствами;

анализ места данной интеллектуальной структуры в ряде других психических структур [Холодная, 1997, с.124];

согласно сказанному, интеллект определяется как «... особая форма организации индивидуального ментального (умственного) опыта в виде наличных ментальных структур, порождаемого ими ментального пространства отражения, и строящихся в рамках этого пространства ментальных репрезентаций происходящего…» [Холодная, 1997, с.165]. При этом под метальным опытом понимается «...система наличных психических образований и инициируемых ими психических состояний, лежащих в основе познавательного отношения человека к миру и обслуживающих конкретные свойства его интеллектуальной деятельности». [Холодная, 1997, с.164]. Таким образом, в рамках этой теории данный опыт представляется в виде ментальных структур, ментального пространства и ментальных репрезентаций. Ментальные структуры представляют собой систему психических образований, которые «...в условиях познавательного контакта с действительностью обеспечивают возможность поступления информации о происходящих событиях и ее преобразование, а также управление процессами переработки информации и избирательность интеллектуального отражения [Холодная, 1997, с.147]. Ментальное пространство есть «...особая динамическая форма состояния ментального опыта, которая оперативно актуализируется в условиях осуществления субъектом тех или иных интеллектуальных актов». [Холодная, 1997, с.148]. Ментальная репрезентация характеризует «...актуальный умственный образ того или иного конкретного события (то есть субъективную форму «видения» происходящего)» [Холодная, 1997, с.152].

Особое место здесь принадлежит ментальным структурам, т.к. они лежат в «основании» иерархии ментального опыта. Иначе говоря, ментальные структуры – это «...своеобразные психические механизмы, в которых в «свернутом» виде представлены наличные интеллектуальные ресурсы субъекта и которые могут «развертывать» при столкновении с любым внешним воздействием особым образом организованное ментальное пространство» [Холодная, 1997, с.148], последнее же позволяет перейти к «ментальным репрезентациям. [Холодная, 1997, с.151].

Анализируя ментальные структуры, М.А.Холодная выделяет три уровня (слоя) опыта:

«1) когнитивный опыт – это ментальные структуры, которые обеспечивают хранение, упорядочивание и трансформацию наличной и поступающей информации, способствуя тем самым воспроизведению в психике познающего субъекта устойчивых, закономерных аспектов его окружения. Их основное назначение – оперативная переработка текущей информации об актуальном воздействии на разных уровнях познавательного отражения;

2) метакогнитивный опыт – это ментальные структуры, позволяющие осуществить непроизвольную регуляцию процесса переработки информации и произвольную, сознательную организацию собственной интеллектуальной активности. Их основное назначение – контроль состояния индивидуальных интеллектуальных ресурсов, а также хода интеллектуальной деятельности;

3) интенциональный опыт – это ментальные структуры, которые лежат в основе индивидуальных интеллектуальных склонностей. Их основное назначение заключается в том, что они предопределяют субъективные критерии выбора относительно определенной предметной области, направления поиска решения, определенных источников информации, субъективных средств ее представления и т.д.

В свою очередь, особенности организации когнитивного, метагогнитивного и интенционального опыта определяют свойства индивидуального интеллекта (то есть конкретные проявления интеллектуальной деятельности в виде тех или иных интеллектуальных способностей)» [Холодная, 1997, с.170].

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Христианская психология

Душа – научный объект христианской психологии. личность в христианской психологии. интеллект и его развитие в педагогическом процессе. личностно-развивающее воспитание в системе образования. психология персонифицированного обучения. педагогическое взаимодействие в персонифицированном обучении.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Интеллект как ментальный опыт человека

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Христианская философия и христианская антропология как методологическая основа христианской психологии
Как известно методология науки – это система знаний о построении, формах, способах организации научного познания, а также путях установления обоснованности и верефицирован

Научный объект психологии как проблема
Что такое психология? Прикладная область философии, наука, искусство? На сегодняшний день нет единого ответа на этот вопрос. Как в отечественной, так и в зарубежной психологии существуют

Психологический состав и феноменология человеческой души
Сопоставляя между собой уровни существования психики, рассматриваемые в современной психологии и области существования души, представленные в христианкой антропологии, сотериологии и Святоотеческом

Субъектность человека как научный предмет христианской психологии
В широком смысле слова предметом науки является то, что она изучает в объекте. Многоаспектный состав и феноменология человеческой души детерминируют взаимодействие множества факторов экзистенциальн

Понятие личности и ее модальностей в христианской психологии
Понятие личности в христианской психологии, выстроенной в рамках православной парадигмы, наиболее целостно представлено в психологическом наследии В.В.Зеньковского. В этом случае речь идет о дв

Амбивалентность душевного в личности современного человека
Рассматривая личность современного человека, невозможно не коснуться сущностных изменений, произошедших в душе в результате его грехопадения. Чего не было у Адама и Евы по их сотворению, и что возн

Феноменология эмпирической личности современного человека
Эмпирическая личность современного человека проявляется, прежде всего, через сознательную область психического. Здесь человек рефлексирует себя как субъекта, отличного от других. Т

Уровни и формы развития эмпирической личности современного человека
Развитие эмпирической личности связано с развитием рефлексии. Согласно этому в зависимости от уровня и формы развития рефлексии можно представить уровни и формы развития личности.

Когнитивный опыт в структуре интеллекта
По мнению М.А.Холодной, когнитивный опыт реализуется в виде: архетипических структур, способов кодирования информации, когнитивных схем, семантических структур и понятийных психиче

Метакогнитивный опыт в структуре интеллекта
Метакогнитивный опыт включает в себя четыре типа ментальных структур. Это: непроизвольный интеллектуальный контроль, произвольный интеллектуальный контроль, метакогнит

Интенциональный опыт в структуре интеллекта
Интенциональный опыт определяется направленностью и избирательностью интеллектуальной активности. Интенции, по мнению М.А.Холодной, есть «...особые субъективные

Понятие о личностно-развивающем воспитании в свете христианской православной парадигмы
Важнейшим условием, обеспечивающим развитие личности, являются воспитание и обучение в системе образовательного процесса. В этом случае имеют место психологические закономерности и механизмы, д

Индивидуальная мораль и индивидуальная нравственность в личностно-развивающем воспитании
Личностно-развивающее воспитание всегда является нравственным. Оно всегда направлено на одухотворение душевного развития человека. Именно здесь формируется нравственное отношение к себе и к

Диалектика личностно-развивающего воспитания
Воспитание, направленное на развитие личности, диалектично по своей сути. Это значит, что оно детерминировано различного рода противоречиями, взаимообусловленностью количественных и качественных из

Сущностная характеристика персонифицированного обучения
Термины «персонификация» и «персонализация», как уже отмечалось, являются производными от английских слов person и personality. Трактовка этих терминов в «западно

Психологические закономерности персонифицированного обучения
Формирование компонентов социально-психологических сфер субъектности человека в персонифицированном обучении должно подчиняться универсальным, существенным, повторяющимся связям между обучением и с

Сущность и структура педагогического взаимодействия
Под педагогическим взаимодействием в педагогической психологии чаще всего понимают систему отношений между педагогом и учащимися, проявляющуюся совместной деятельностью, в ходе которой осуществ

Модели педагогического общения в контексте трасактного анализа
Коммуникативный аспект педагогического взаимодействия можно представить в виде моделей педагогического общения. При этом рассматривая общение как систему субъект – субъектных отнош

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги