Принципы современной русской пунктуации

Принципы современной русской пунктуации. Пунктуация - это совокупность знаков препинания и правила их употребления в письменной речи. Пунктуация имеет обязательный характер значение и употребление знаков препинания определяется нормой, одинаковой для пишущего и читающего.

С помощью пунктуации передается членение текста, его целенаправленность, структура и основные особенности интонации.

Принципы русской пунктуации - это основы современных пунктуационных правил, определяющих использование знаков препинания. Надо помнить, что назначение знаков препинания - помогать перенести на письмо звучащую речь таким образом, чтобы ее можно было понять, воспроизвести однозначно. Знаки отражают смысловое и структурное членение речи, а также ее ритмико-интонационное строение. Знаки препинания - это графические письменные знаки, нужные для того, чтобы расчленить текст на предложения, передать на письме особенности строения предложений и их интонацию.

Русские знаки препинания включают 1 точку, вопросительный знак. восклицательный знак - это знаки конца предложения 2 запятую, тире, двоеточие, точку с запятой - это знаки разделения частей предложения 3 скобки, кавычки двойные знаки выделяют отдельные слова или части предложения, для этого же употребляются запятая и тире как парные знаки если выделяемая конструкция стоит в начале пли в конце предложения, употребляется одна запятая или тире 4 особый знак многоточие, смысловой он может ставиться в конце предложения для указания на особую значимость сказанного или в середине для передачи сбивчивой, затрудненной или взволнованной речи. Особое, сложное значение передают сочетания знаков. Так, употребление вопросительного и восклицательного знаков вместе оформляет риторический вопрос т.е. усиленное утверждение или отрицание с эмоциональной окраской Кто же из нас не думал о воине Конечно, все думали Сим Соединение разных значений может достигаться сочетанием запятой и тире как единым знаком Проехал черный верховой, качаясь в седле подковы высекли две синие искры из камня М. Г. Над лесом небо прояснилось бледное солнце пролилось на серые колокольни Белоомута Пауст грамматическая однородность, перечисление передаются запятой, а с помощью тире подчеркивается значение следствия-результата.

Чаще они могут ставиться рядом, каждый по своему правилу, например тире в бессоюзном сложном предложении после запятой, передающей обособление ср. Ты, брат это батальон Тв тире употреблено по правилу тире между подлежащим и сказуемым перед частицей- связкой это, а запятыми выделено обращение.

Варианты употребления знаков препинания предусмотрены пунктуационными правилами.

Если допускается постановка разных знаков, то обычно один из них является основным, т- е. ему предоставляется преимущество. Так, вставные конструкции выделяются, как правило, скобками Через несколько дней мы четверо не считая всевидящих и вездесущих мальчишек так сдружились, что почти всюду ходили вчетвером Пауст Допускается выделение вставки с помощью двух тире А в середине мая была гроза и такой ливень, что по улице - она была не ровная, а покатая - бурно катилась целая река желтой воды С Ц Для скобок данное употребление является основным, а для тире - одним из многих и второстепенным.

Варианты употребления знаков предусмотрены правилами оформления сложных бессоюзных предложений, например при пояснении или мотивации вместо основного знака двоеточия употребляется тире Разлука призрачна - мы будем вместе скоро Ахм При обособлении определений и приложений наряду с запятыми могут быть употреблены тире Море - седое, зимнее, невыразимо угрюмое - ревела и неслось за тонкими бортами, как Ниагара Пауст. Цветная осень - вечер года - мне улыбается светло Марш Возможно выделение обособленных определений и приложении двумя знаками - запятой и тире - одновременно Долетел спокойный мужественный гудок океанский, в три тона Пауст Варианты постановки знаков допускаются и некоторыми другими правилами в частности, запятой и точки с запятой в сложном бессоюзном предложении, запятой и восклицательного знака при обращении, восклицательного знака и вопросительного с восклицательным при риторическом вопросе и др Проявляется вариантность также в возможности употребления или неупотребления знаков в некоторых других случаях, например непоследовательно выделяются некоторые вводные слова действительно, в самом деле, прежде всего, преимущественно они могут выделяться вместе с присоединяемым существительным. Первые попытки осмысления пунктуации на Руси связаны с именами М. Грека, Л. Зизания, затем - М. Смотрицкого.

Теоретическую разработку вопроса о пунктуации находим в Российской грамматике М.В. Ломоносова, который дал перечень знаков препинания строчных знаков и изложил правила их употребления.

Ломоносов сформулировал основной принцип, на котором основываются правила расстановки знаков это смысловая сторона речи и ее структура.

М. В. Ломоносов пишет Строчные знаки ставятся по силе разума и по его расположению и союзам. Правила сформулированы самые общие, без детальной разработки, однако значение знаков определено довольно четко.

Эти значения мало чем отличаются от основных значений знаков в современной пунктуации, что свидетельствует о ее устойчивости и стабильности. Н. Курганов, А.А. Барсов, Н.И. Греч расширяют общие правила М.В. Ломоносова, дают более подробные характеристики значений отдельных знаков и правил их расстановки.

Далее разработка вопросов пунктуации связана с именами А.X. Востокова, И.И. Давыдова, Ф.И. Буслаева и, наконец, Я.К. Грота, который подводит определенные итоги изысканиям предшествующих авторов. Основа пунктуации Я.К. Грота - логическое членение речи, передающееся в устной речи паузами и интонацией. Я.К. Грот стремился изучить интонационное оформление речи и паузы различной длительности, соответствующие логическому делению речи. Однако практически, формулируя правила расстановки знаков, Я.К. Грот учитывал прежде всего синтаксическое строение предложения и смысловые отношения между его частями.

Оригинальное решение вопросов русской пунктуации находим в трудах А.М. Пешковского и Л.В. Щербы. Основой пунктуации для А.М. Пешковского является ритмомелодическая сторона речи, он считает, что пунктуация отражает не грамматическое, а декламационно-психологическое расчленение речи. Л.В. Щерба также усматривает во фразовой интонации основу для расстановки знаков препинания.

Однако он углубляет взгляд А.М. Пешковского на пунктуацию и старается определить существо ритмомелодии, которая выражает членение потока нашей мысли и некоторые смысловые оттенки. Практически же, анализируя употребление знаков препинания, Л.В. Щерба приходит к выводу, что некоторые из них ставятся на чисто формальном основании и подчас даже вопреки смыслу.

В дальнейшем разработка вопросов теории пунктуации с учетом ее истории пошла по пути выявления не одного какого-либо принципа в ущерб другим, а комплекса принципов, действующих в практике печати. Это принципы формально-грамматический, смысловой и интонационный. Причем наибольший процент объективности заложен в первых двух принципах. Они и признаются как ведущие, что позволяет объединить их и терминологически в единый структурно-семантический принцип.