Использование церковнославянской фразеологии в прозе Щедрина

Использование церковнославянской фразеологии в прозе Щедрина. В ранних произведениях Щедрина употребляются очень многие фразеологические единицы церковно-книжного происхождения: вавилонское столпотворение плоть и кровь неугасаемый огонь камень преткновения море житейское Наряду сними привлекаются в виде цитат и ходячих изречений следующие выражения: дивны дела твои господи смириться перед рукой промысла где предстоит раб лукавый и другие. У Белинского, Добролюбова, а также в журнально-публицистических статьях можно обнаружить множество аналогичных выражений.

В произведениях Щедрина 70-80 г. значительно расширяется круг привлекаемых фразеологизмов: нищи духом на сон грядущий зеленая медаль гиена огненная и тому подобное. Приведу также употребленные в Щедринском языке выражения: вносить мир и благоволие в сердца человеков поставить перед свое блажен муж грехи мира сего вера без дела мертва есть и прочие.

В употреблении этой фразеологии Щедрин отчетливо выделил следующие тенденции: 1) Ассимиляция их общелитературным средством выражения, типичная не только для индивидуального употребления Щедрина, но и для литературного языка той эпохи. 2) Пародийно ироническое употребление в целях создания сатирической экспрессии. 3) Создание обличительно-патетического слога. 4) Использование в качестве материала и моделей фразообразование.

Эти щедринские способы использования фразеологических церковнославянизмов отражает те общественные процессы, которые происходили тогда в литературном языке и которые выражались в виде книжных и просторечивых элементов и других видах стилистического применения этой неупорядочной массы фразеологических осколков 13.3.