Для чего мы изучаем диалекты

Для чего мы изучаем диалекты. В XX веке возникла совершенно новая лингвистическая задача (первая из таких в истории нашего языка): изучить историю языка как определенную целостность, как систему. История языка стала рассматриваться с точки зрения истории «Государства российского». Все известные сведения стали сопоставляться с загадками русского языка, говоров и наречий.

Яркий пример – пучок изоглосс3, указывающий на то, что языковые особенности, распространявшиеся в XI – XIII веках на большинство древнерусских диалектов, не проникали на восток, в междуречье Оки и Москвы, несмотря на отсутствие на данной территории границы государств. Летописец упоминает, что в этом районе проживало племя голядь (балто-словянская общность, жившая на реке Угра и притоках Протвы), являвшаяся как бы барьером на пути общения древнерусского населения, живущего к западу и к востоку от нее. Именно этот барьер и должен был преодолеть Илья Муромец, прокладывая себе пупть из Ростово-Суздальской земли к Киеву. Но тот факт, что в наше время на этой территории распространен диалект ростово-суздальского типа, говорит о том, что голядь была русифицирована после входа в состав Московского княжества.

В этом случае диалектные границы, представленные пучками изоглосс на современной диалектологической карте, показывают нам исторические процессы, не описанные в письменных сообщениях старины.

Дивергенция и интеграция, или как исчезают диалекты Развитие языка регулируется двумя разнополярными тенденциями: дивергенцией4 и конвергенцией5. Они тесно связаны и в разный период времени уступают место друг другу в зависимости от условий общения. Проявляется дивергенция в ходе распада некогда единого языкового коллектива: новые языковые особенности проявляются в речи одной из отделившихся частей, не распространяясь на язык других групп, а это ведет к накоплению различий.

Так образуются диалекты. За длительный период накопления различий в изоляции групп друг от друга диалекты могут стать разными языками. Напротив, в случае объединения групп (одним государством) начинается интеграция диалектов. Это выражается в том, что различия постепенно сглаживаются или объединяются в единый блок. Примером образования национального языка («благодаря концентрации диалектов») служит русский язык, сложившийся в XVI – XVII вв. в связи с образованием Московского государства.

В его основе лежит московский говор, представляющий пример переходной разновидности, где на северную основу наложены черты южных говоров.