Бонампак - история в картинках

Бонампак - история в картинках. Бонампак - своеобразная энциклопедия в картинках, рассказывающая о жизни города. Фрагмент настенной росписи Для росписи стен использовались краски, состав которых до сих пор остается неизвестным. Они чрезвычайно устойчивы и не поддаются никаким кислотам. Установлено, что отдельные краски имеют растительное происхождение, другие изготавливали из моллюсков, мелких насекомых, живущих на некоторых видах кактусов. Аналогичные краски использовались для традиционной раскраски тканей, а также лиц и тела. Первоначально, видимо, расписывание красками тела служило отпугивающим средством от насекомых, а позднее стало знаком сословного отличия желтый цвет - пленника, красный - воина, черный - неженатого юноши, синий - жреца.

Позднее на основе этой традиции появляется еще более устойчивый тип окраски - татуировка. Не иметь татуировки считалось постыдным. Иероглифы делались не только на теле, но и на подошвах ног, на большом пальце руки и под горлом.

Уличенному в воровстве даже трех початков кукурузы татуировали лицо от подбородка до лба по бокам, и рисунок указывал на совершенный проступок. Татуировка у женщин обычно покрывала тело от пояса и выше кроме груди и была изящней, чем у мужчин. Представления о физической красоте у древних майя заметно отличались от европейских. Кроме раскраски тел и татуировки они применяли разные способы изменения внешности для до стижения требуемого эстетического эффекта. К ним относились искусственная деформация черепа, для чего голову родившегося ребенка помещали между двух дощечек.

Женщины и мужчины подпиливали себе зубы в виде треугольников. Иногда зубы украшались инкрустацией из камней, которые крепились к ним веществом, напоминающим современный цемент. Еще одним важным признаком красоты считалось косоглазие, вызывающееся искусственно, для чего ребенку после рождения к волосам прикреплялась ниточка с восковым или смоляным шариком, приклеенным на переносице. Таким образом ребенок привыкал скашивать глаза.

Бород майя не носили. Матери с детства прижигали мальчикам подбородки полотенцем, смоченным в горячей воде, из-за чего она не росла. Обычно и мужчины, и женщины носили длинные волосы, уложенные в прически, а передняя часть головы оставалась безволосой. Воины укладывали косу вокруг головы, конец которой свешивался на спину, а девушки носили 2 или 4 косы. Бритье волос было наказанием - оно было отличительным признаком раба. Рабами становились убийцы, воры, разведенные жены. Дети, рожденные рабом, тоже считались рабами.

Индейцы прокалывали ноздри через хрящ, чтобы вставить в отверстие янтарь. Из раковин морских устриц изготавливались браслеты и украшения для одежды, которые нашивались на края и при движении мелодично побрякивали. Длинные рубахи знатных женщин декорировались вышивками геометрического узора, поверх надевался красный плащ с голубой оторочкой по краям. Наряды дополнялись украшениями из нефрита, жемчуга, зубов и лап ягуара, крокодиловых зубов, позже из золота и меди. Простые индейцы ходили в набедренных повязках.

Праздничным украшением правителей и жрецов служил мозаичный головной убор, называемый майут. Ткался он из хлопка и перьев разных птиц - попугаев, цапель, индюков, уток, орлов, колибри. Некоторые виды птиц разводились специально. За убийство птицы с цветными перьями полагалась смерть. Иногда из перьев составляли целые картины, которые могли соперничать с живописью - настолько совершенен был подбор красок.

Священной птицей считалась кетсаль, перья которой, сине-красного цвета, служили в качестве денег. Птица эта была очень гордой - она умирала в руках охотников. Праздничный костюм майя Древние сооружения майя воздвигались на искусственных возвышениях стилобатах, форма и высота которых определялась назначением поддерживаемых зданий. Первый тип сооружений - четырехгранные ступенчатые пирамиды разнообразные по высоте и числу уступов, на усеченной вершине которых находился небольшой храм с одним или тремя помещениями.

От подножия пирамиды к двери святилища шла крутая лестница у больших пирамид лестницы устраивались иногда по всем четырем сторонам.