Религия майя

Религия майя. Судя по текстам рукописей, жрецы майя разработали сложное мистическое учение о богах, главным образом в связи с календарем, летосчислением и астрологией.

Согласно их учению, у них было 13 богов, которые правили людьми на земле, и 9 богов подземного царства. Чаки - боги четырех сторон света, Красный Чак - бог Востока, Желтый Чак - Юга, Черный Чак - Запада, Белый Чак - Севера. В их пантеоне был бог Кукурузы, который изображался всегда юным, бог Смерти - в виде скелета назывался Ах Пуч, разрушитель, бог Ицамна - главный бог Неба, Иш Чель - богиня Плодородия, Иш Саль Box - богиня Луны и Ткачества, бог Войны - огненный лик, бог Полярной Звезды - Шаман эк, покровитель путешествий и купцов. В честь богини Луны белая женщина был назван один из вулканов.

В жертву богам, кроме людей, приносились цветы, ветки кустарников, плоды, ткани, изделия мастеров из драгоценных камней, перья священной птицы Кетсаль. Богиня с косами изображалась с триединым торсом. Предполагают, что это отражало этапы в жизни женщины юность, зрелость и старость.

Боги в рукописях и произведениях искусства изображались в человеческом образе кроме бога Войны, который имеет тело змеи и человеческую голову. Ягуарами называли богов сторон света - Чаков. Кроме того, титул Ягуар носили правители, военачальники и жрецы. Трон правителя назывался Циновка Ягуара. Частые изображения ягуара в разных произведениях искусства говорят о том, что это животное было тотемом - амулетом удачи в племени. Поскольку в неделе было 13 дней, столько же было богов земного царства, и каждый бог являлся покровителем того или иного дня. У майя были знаменитые пророки - Чиланы, которые умели рассчитывать время прихода засухи, извержений вулканов и других стихийных бедствий.

В их книгах имеются мифы о начале и конце мира. Описываются четыре эры, каждая из которых обязательно заканчивается потопом. Сходные представления имеются не только в книгах Пророчества Ягуара и в Книге народов, но и у соседних индейцев - ацтеков. Роковыми майя считали каждый 20-й и 256-й год. В Книге народов описан интересный ритуал испытания вождей.

Принцу-наследнику по имени Кокаиб пришлось совершить пеший переход не менее чем в полторы тысячи километров, чтобы выполнить поручение - доставить знаки отличия - когти ягуаров и орлов, шкуры диких животных и т.п. Таким испытаниям подвергался будущий правитель или жрец. Особенностью архитектуры культуры майя является привязанность к нефриту. Наиболее ценными считались образцы с ярко-зеленой окраской.

Пожалуй, ни один народ древней Америки не оставил такого количества изделий из нефрита и не достиг такой высокой ступени в его обработке. Из него изготавливались статуэтки среди них голова бога Солнца, которая весит 4,3 кг маски, как цельные, так и мозаичные, из мелких кусочков нефрита украшения - бусы, ожерелья, кольца, серьги. Нефрит служил также в качестве монет. В классический период широкое распространение получают различного рода нефритовые таблички с краткими иероглифическими текстами и рельефными изображениями человеческих фигур, вероятно богов, героев-правителей.

Высота одной из них - 20 см. На лицевой стороне бледно-зеленого нефрита изображен торжествующий победитель, попирающий ногами распростертого противника. На обратной стороне вырезаны даты - приблизительно 320 г. н. э. Может быть, такая табличка служила знаком власти. Значительные собрания подобных изделий имеются во многих музеях. Наиболее богатая коллекция находится в Национальном музее в Мексике.

Скульптура Высокого уровня развития достигла скульптура. Первоначальным ее материалом было дерево, поздней в монументальных памятниках замененное известняком и песчаником. Маски, музыкальные инструменты, орудия труда изготавливались из разных пород дерева, в то время как статуи богов делались исключительно из кедра, причем только когда разрешал жрец, и перед началом работы постились. В середине 16 в. было уничтожено более Ь тыс. деревянных идолов, которым поклонялись майя. Сохранившиеся единичные деревянные изделия свидетельствуют о необычайно высоком художественном и техническом уровне мастеров.

Деревянные скульптуры передавались по наследству и считались самыми главными. В некоторые из них закладывались останки покойных предков. Некоторые деревянные скульптуры обклеивались тонким золотом или инкрустировались самоцветными камнями. Назначение монументальной скульптуры было главным образом культовым стелы и рельефы, украшавшие стены зданий и притолоки входов, возвеличивали правителей городов-государств и утверждали их божественное происхождение.

Стелы обычно имели вид четырехгранных столбов с изображениями правителя на левой стороне и иероглифическими надписями на других. Плоские рельефы до 4 в. н. э. выполнены под сильным влиянием техники деревянной скульптуры пропорции фигур неточны, а позы статичны и безжизненны. Примерно с середины 4 в. в рельефах совершенствовались пропорции фигур, все реалистичнее передавалось тело, тогда же появились более объемные рельефы с фигурами анфас, постепенно превратившиеся в почти круглую скульптуру.

В VII-начале VIII в. второй период фигуры на плоских рельефах получили естественные анатомические пропорции, более жизненной стала передача движений. Усложнилась композиция помимо фигуры правителя или Бога, появляются второстепенные персонажи. В рельефе, тяготеющем к круглой скульптуре, скованность фигуры была творчески переосмыслена правитель изображался в торжественной и величественной позе. К концу периода в скульптуре различных городов появились стилистические различия, приведшие поздней к возникновению местных школ. Третий период 2-я половина VIII-IX в. явился вершиной в развитии скульптуры майя. В это время формировались школы Пьедрас-Не-грас, Яшчилана, Паленке, Копана и Киригуа.

Появились многофигурные композиции, часто плоский рельеф свободно комбинировался с го рельефом. Скульптурная школа Пьедрас-Неграс замечательна живой естественностью передачи фигур и их движений, мягкостью очертаний, умелым комбинированием низкого и высокого рельефа, гармоничностью и уравновешенностью композиции.

Встречаются памятники и иных стилей, что свидетельствует о различных художественных направлениях. До 687 г. красный цвет был единственным в окраске скульптур. Позже в Пьедрас-Неграс появляются многоцветные окраски стел. Близка к ней скульптура школы Паленке, отмеченная тонкостью моделировки, тщательной проработкой деталей. Игра низкого и высокого рельефа, характерная для скульпторов Пьедрас-Неграс, не привлекала мастеров Паленке - их рельефы менее выпуклы.

Большое внимание уделяется деталям костюмов божеств сандалии, пышные головные уборы из перьев, расшитые драгоценными камнями одежды, браслеты изображаются скульптором с величайшей тщательностью, доходящей порой до педантизма. Рельефы школы Паленке оказали большое художественное влияние на памятники искусства соседних с ним городов. Стела из Копана. Школы Копана и Киригуа стремились к созданию объемной скульптуры, хотя полностью не достигли этого.

Для копанских памятников характерны грузные стелы с горельефным почти 3 4 полного объема изображением правителя в торжественной статичной позе. Внимание скульптора устремляется на изображение лица, часто - на передачу деталей костюма, тело же непропорционально коротко и тяжеловесно. Чрезмерное внимание к деталям, излишняя насыщенность стел замысловатыми декоративными элементами затрудняют восприятие копанской скульптуры. Именно из-за этих характерных черт некоторые зарубежные исследователи сравнивают копанскую крупную пластику с памятниками цветущей готики в действительности отдельные произведения копанской школы могут быть сопоставлены с лучшими произведениями скульптуры Древнего Востока.

Такова, например, статуя Бога Кукурузы. Стелы Киригуа отличаются от стел других школ совершенно иным соотношением ширины и высоты. Так, одна из стел имеет высоту Ими весит 65 т. Отличается и форма стелы. Если в Ко-пане она приближается почти к круглому столбу, то здесь четырехгранная форма чувствуется совершенно определенно.

Отдельные стелы по своим очертаниям напоминают памятники Копана. На стелах Киригуа имеется целый ряд прекрасных портретов. Фигура правителя почти неразличима из-за огромного количества украшений. Их отделка, однако, не достигает той степени совершенства, которую можно наблюдать на копанских памятниках. Очень своеобразны присущие только Копану и Кири-гуа причудливые скульптуры, помещенные обычно перед стелами на открытом воздухе.

Они изображают каких-то мифологических чудовищ. У одного такого чудовища из Киригуа в раскрытой пасти находится сидящая человеческая Фигура. Скульптурная школа Яшчилана была во многом противоположна иаленкской школе. Деталям здесь не уделялось особого внимания. Тематика рельефов разнообразна сцены триумфа, поединка, явлений божеств и т.д. Многие рельефы Яшчилана кажутся переводами с дерева на камень. Высокого совершенства майя достигли в мелкой пластике - терракотовых статуэтках, изображавших божества и людей, в изделиях из нефрита.

Эти изображения непосредственной правдивостью, смелой индивидуализацией образов, мягкостью и жизненностью моделировки часто превосходят памятники крупной пластики. Центры их изготовления не совпадают с центрами монументальной скульптуры. На острове Хайна штат Кампече в Мексике, известном лучшими образцами терракот, монументальная скульптура почти отсутствует. Чичен-Ица. Чичен-Ица. Астрономическая башня Караколь. Фигура из Храма Воинов.

Чичен-Ица - священная столица майя. Среди ее развалин Храм Ягуара, названный из-за трона в виде ягуара, найденного в святилище, Храм Воинов, Большой Стадион, Храм Орлов, Храм Стенных Панелей, Храм Кукулькана, Священный Колодец. Раскопки города завершились в 1936 г. В одном из храмов найдена надпись с датой, соответствующая примерно 879 г. н. э. Город Чичен-Ица пережил свой расцвет примерно в то же время, что и Копан, Тикаль, Паленке, Яшчи-лан, Ушмаль. Руины древнего города представляли собой некоторый парадокс - больше половины здания города коренным образом отличается от здания майя. На колоннах и стенах одного из храмов были высечены десятки необычных мотивов - фигуры воинов в доспехах из стеганой хлопчатобумажной ткани, с копьями и щитами. Одежда и характер не соответствуют традиционным изображениям воинов майя. Найден ряд новых типов построек.

Одна из них - совершенно круглое здание, известное под названием Караколь улитка. Исследователи предполагают, что тут могла находиться обсерватория.

Другие постройки города имели длинные ряды колонн. А большой открытый участок, окруженный колоннами, служил, видимо, рынком. Столь же необычны колонны по бокам дверных проемов и лестниц, украшенные скульптурами змеев, а также длинные ряды настенных рельефов с изображениями грифов, держащих в когтях человеческое сердце, ягуаров, приготовившихся к прыжку. Чичен-Ица. Храм Воинов. Статуя Чакмоола. Недалеко от главной площади города находилось несколько каменных мужских фигур, лежащих на спине, с поднятыми над головой коленями, так называемых Чакмоолов - божеств, связанных с культом воды. На животе у них высечены чашевидные углубления для жертвенной крови.

Археологами сделан вывод, что все эти новшества - неизгладимый след вторжения тольтекских племен, которые захватили город примерно в X в. В священной книге майя Чи-лам-Балам также даны подробные описания чужеземцев и столицы, которую они основали в Чичен-Ице. Сообщается, что ицы пришли сначала из далекого Толлана и что создателями этого города были тольтеки.

Действительно, археологами было обнаружено много общего между культурой Чичен-Ица и городом Тулой в долине Мехико, который и является древним Толланом. В Туле были найдены фигуры воинов, которые украшали и Чичен-Ицу. А на стенах пирамид Тулы - фрески, до мельчайших деталей совпадающие с юкатанскими. Они изображали ягуаров, стервятников, пожирающих человеческие сердца. Были в Туле точные копии колонн Чи-чен-Ицы, у основания одной из пирамид - статуя полулежащего на спине Чакмоола.

Оба города разделяло 800 миль труднопроходимых джунглей. Любопытным памятником культуры майя был Священный Колодец, или Колодец Жертв, в Чичен-Ице. Он был 20 м глубиной до воды, пласт воды достигал 10 м, ширина колодца - 60 м. У индейцев существовала легенда, что тут приносились в жертву самые красивые девушки. Жертвоприношения делались, когда возникала крайняя надобность в дожде. Считалось, что девушки могут выпросить у богов счастливый год, так как в колодце жил Бог Дождя. Из самых далеких уголков страны ежегодно к колодцу шли паломники, чтобы бросить свои дары богу Чаку - покровителю земледельцев.

Главный храм в Чичен-Ице посвящен Богу Ветра Кукулькану, одному из главных в пантеоне майя. Он изображался в виде пернатого змея. Храм обращен фасадом к колодцу и соединен с ним особой Дорогой Жертв, выложенной каменными плитами. Испанские историки XVI в. сообщают, что сам город к моменту их прихода был уже мертв, но жертвоприношения людей продолжали осуществляться.

Чичен-Ица. Храм Кукулькана. Поздней Э.Томпсон произвел раскопки этого места. Было найдено большое количество украшений, скульптурных фигурок из драгоценных и полудрагоценных материалов - нефрита, золота, останки людей, оленей, ягуаров, глиняные чаши, топоры. В одной из древних хроник XII в. сообщается, что мужчина по имени Хунак Кеель, приносимый в жертву этому колодцу, спасся, после чего был избран правителем города.

В XIX в. Чичен-Ица продолжал оставаться местом религиозного паломничества индейцев. Рисунки из древней рукописи майя Чилам-Балам не уступают по художественным достоинствам фресковой живописи храмов. Они дают богатый материал для изучения культуры древних майя. Некоторые разделы рукописей восходят к очень ранним временам и отражают традиции, исчезнувшие уже в классический период. В целом рукописи являются своего рода энциклопедией, охватывающей все стороны жизни индейцев. С помощью этих рукописей жрецы ориентировались в ритуалах многочисленных праздников. Рукопись иллюстрируется графическими рисунками, которые дают пояснения к тексту.

Четыре цвета фона рисунков, видимо, имеют отношение к четырем богам сторон света. Среди сюжетов рисунков - бог с поднятыми руками Ицамна держит в руках раму с тканью и большую иглу с ниткой. Бог сидящий держит в руке ветку с улиткой, фон голубой. Бог с головой собаки, сидя, держит стебель с улиткой, фон красный. Бог с головой грифа сидит, подняв руку ладонью вверх, и т.п. Бумагу для книг делали из луба фикуса, писали с помощью волосяной кисточки различными красками.

Умерших жрецов хоронили с их рукописями. Сами рукописи представляли собой длинные полосы бумаги, сложенные складками. После завоевания территорий майя испанцами древнее письмо было полностью утрачено. К концу IX в. на большей части территории низменных лесных районов майя жизнь в городах прекращается. Зодчие перестали строить новые храмы и дворцы, скульпторы не воздвигали стел и алтарей с календарными датами.

Закончился золотой век классического периода цивилизации майя. Города окутало безмолвие, лианы и корни деревьев проникали в дверные проемы, разрушая каменные стены пирамид и храмов. На протяжении 100 лет наиболее густонаселенные и развитые в культурном отношении города майя оказались поглощенными джунглями. Последняя датированная стела город Тикаль имеет дату 869 г. н. э. Причиной гибели на этот раз стало вторжение тольтеков, а позже и других племен, и цепочка войн привела к упадку цивилизации майя. Конечно, не только массовое вторжение неприятельских племен привело к гибели культуры.

Не исключено, что известную роль в этом могли сыграть хозяйственно-экономические кризисы, вызванные засухами, тропическими ливнями, вспышками болезней. Тем не менее, причина гибели майя остается загадкой для ученых до сих пор.