Молчание в религиозно-мистическом аспекте

Молчание в религиозно-мистическом аспекте. В религиозно-мистическом аспекте молчание является необходимым условием для общения с Богом. «Молчание в древности считалось состоянием Первенства: до божественного Творения в Мироздании было Молчание.

Молчание наступит и после гибели Мира. В связи с этим молчание во время культа символизировало общение и слияние с Мировой Душой, с Божеством» [Сеничкина 2003: 71]. Так внешне безмолвие оказывается в религиозном контексте прикрытием внутреннего подключения к «высшим силам». В религии существует целое направление, проповедующее отказ от суетной речи, где речь приносится в жертву безмолвию. Это направление называется «исихазм». Молчание у психологов – медитативный прием, позволяющий им сконцентрироваться на внутреннем произнесении молитвы.

Исихазм возник в 14 в. Среди афонских монахов. Как считает Эпштейн М Исихазм – «… в сущности, и есть дисциплина умолкания – через – говорение, т.е. произнесение такого внутреннего молитвенного слова, которое есть само бытие и исключает внешнюю речь, действие языка» [Эпштейн 2005: 204]. Александрова И.Б. в своей статье «Слово о молчании» так определяет молчание: «… это особое состояние духа, отрешившегося от земного начала для того, чтобы услышать голос земного начала для того, чтобы услышать голос Истины и, трудно пережив в себе человека несовершенного, отказаться от этого тягостного несовершенства… Молчание – это когда хочешь воскликнуть: «Господи, пронеси мимо чашу сию!» - но остаешься безмолвным.

И несешь свой крест – и веруешь: «Лучшее пред богом предстояние. В глубине высокого смирения». [Александрова 2005: 73]. VI. Молчание в психологическом аспекте. Н.Д. Арутюнова отмечает, что молчание в психологическом аспекте «является симптомом какого-то внутреннего кризиса: болезни, отчуждения, чувства одиночества, интимных переживаний, принятия трудного решения, тайны, сосредоточенности на сокровенном» [Арутюнова 1994: 114]. Пример: Настоящий ужас для меня заключается в том, что, обидевшись, Игорь уходит в себя и молчит.

Для меня это пытка – я не могу общаться с человеком, молчание меня угнетает. (из письма читательницы, опубликованного в журнале «Домашний очаг»). В данном примере видим, что молчание человека является симптомом отчуждения и интимных переживаний, а именно переживаний, связанных с обидой на близкого человека.

В одной из песен группы «Мальчишник» описывается маленькая девочка, чьим телом торгует собственная мать. О девочке говорится: Она о чем-то своем постоянно молчит. В данном примере молчание девочки является показателем глубокой психологической травмы и больших душевных переживаний. VII. Молчание в ритуальном аспекте. Молчание может становиться своеобразным ритуалом.

В этом случае оно становится нормативным поведением. Ситуации, которые предполагают молчание, являются канонизированными, и о них предуведомляют людей заранее. Ритуализованной, например, является минута молчания. Минута молчания – это несколько мгновений тишины в знак выражения скорби об умерших. Впервые в истории она прошла в 1919 г. в Великобритании. Почему именно молчание выбрано для подобного ритуала? Молчание является символом смерти. Так говорит об этом Н.Д. Арутюнова: «Об ушедших из жизни говорят, что они навек умолкли. Речь ассоциируется с жизнью, молчание – со смертью» [Арутюнова 1994 а: 114]. При ритуале молчание мы на минуту входим в то же состояние, что и умерший человек.