Элокуция как раздел риторики

Элокуция как раздел риторики. Третьим этапом создания речи по классической традиции является этап превращение замысла речи, ее изобретенного и расположенного в определенном порядке содержания в реальный текст . 21,210 . В риторике он называется элокуция. Иногда элокуция понимается как этап, на котором уже готовая речь украшается метафорами, гиперболами и другими художественными средствами. Для того чтобы понять, что такое толкование далеко от истины, обратимся к истории риторики и выясним, почему такие понятия как метафора, синекдоха, гипербола и другие, встречаются и в риторике, и в литературоведении.

На 18 век пришлось время рокового союза риторики с поэтикой и стилистикой, из которой риторика вышла в большом недоумении, а поэтика и стилистика изрядно обогащенными.

К началу 19 в. историки науки фиксируют упадок риторики. ХIХ в. и первая половина ХХ в самый печальный период в истории ее развития.

Ученые отмечают, что именно в этот период другие науки активно использовали знания, добытые риторикой. в ход шли отдельные категории и понятия риторики. Вынутые из состава научной парадигмы, категории и понятия эти, разумеется, трансформировались - иногда до полной неузнаваемости. Так произошло с тропами и фигурами, которые утратили тесную связь с риторикой и перекочевали в поэтику.

И уже довольно скоро случилось так, что из речевых приемов вообще тропы и фигуры превратились в речевые приемы художественной литературы именно там стали со временем локализовать такие явления, как метафора, метонимия, гипербола, параллелизм, инверсия и др Активно используя тропы и фигуры и делая при этом ссылки на риторику, поэтика способствовала тому, что риторику стали определять как науку о красноречии, т. е. как науку об украшенной речи. Впоследствии многие критики стали противопоставлять украшенную речь Клюев называет ее фигуральной, или фигуративной и речь точную.

Точную речь связывали с логикой, а украшенную фигуральную - с риторикой. Между тем, тропы не являются внешним украшением, некоторого рода апплике, накладываемым на мысль извне они составляют суть творческого мышления, и сфера их даже шире, чем искусство. Они принадлежат творчеству вообще Лотман М.Ю с.169 . Таким образом, между фигуральной речью и речью точной нет никаких противоречий.

В статье Риторика Лотман пишет ошибочно риторическое мышление противопоставлять научному. Риторика свойственна научному сознанию в той же мере, как и художественному. В области научного сознания можно выделить две сферы. Первая - риторическая - область сближений, аналогий и моделирования.

Это сфера выдвижения новых идей, установления неожиданных постулатов и гипотез, прежде казавшихся абсурдными. Вторая - логическая. Здесь выдвинутые гипотезы подвергаются проверке, разрабатываются вытекающие из них выводы, устраняются противоречия в доказательствах и рассуждениях. Первая - фаустовская - сфера научного мышления составляет неотъемлемую часть исследования и, принадлежа науке, поддается научному описанию Лотман М.Ю. 175 . Из этих слов следует, что на этапе элокуция оратор занимается не механическим украшательством речи. Теперь его главная задача состоит в том, чтобы правильно выбрать языковые и речевые средства, которые соответствовали бы речевой ситуации, т.е. подать материал определенным образом. 2.3.2.